Что изменилось в персонифицированном учете

1010
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” и в статьи 12 и 67 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”», вступивший в действие с 29 октября 2001 года, внес существенные изменения в поименованные законы. Из данной статьи читатели узнают: что такое лицевой счет застрахованного лица и для чего он нужен; когда должны работодатели подавать в ПФ РФ сведения о трудовом стаже и заработке своих работников и какие финансовые санкции применяются к ним за непредставление указанных сведений либо представление неполных или недостоверных сведений.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица

Индивидуальный лицевой счет -- это документ

Федеральный закон от 25.10.2001 № 138-ФЗ «О внесениии изменений и дополнений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” и в статьи 12 и 67 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”» ( далее -- Закон № 138-ФЗ) наконец определил понятие индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В прежней редакции Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” (далее -- Закон № 27-ФЗ) это понятие активно использовалось, но никак не формулировалось. Впервые данное определение появилось в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 318 (далее -- Инструкция № 318). В Инструкции № 318 отмечалось, что индивидуальный лицевой счет -- это документ, хранящийся в виде электронной формы. Закон № 138-ФЗ ввел более подробное определение. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица -- это документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФ РФ, содержащий предусмотренные Законом № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФ РФ.

Это означает, что вся информация о застрахованном лице, поступающая в виде первичных документов на бумажных или магнитных носителях, а также по каналам связи, представляемых в ПФ РФ разными работодателями из разных районов и регионов, объединяется в памяти компьютера и является документом, который назван индивидуальным лицевым счетом застрахованного лица. Первичные же документы (анкеты, индивидуальные сведения и др.) хранятся по месту их поступления в территориальных органах ПФ РФ.

Для чего нужен индивидуальный лицевой счет

Рассмотрим, как именно осуществляется связь между электронным лицевым счетом и бумажным первичным документом, на примере реальной ситуации в г. Луховицы Московской области. Проживающий в этом городе гражданин N работал в г. Москве. В соответствии с законодательством его московский работодатель представлял в территориальный орган Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве сведения о трудовом стаже и заработке гражданина N. Когда же последнему исполнилось 60 лет, он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии. Управление получило от ПФ РФ выписку из индивидуального лицевого счета, из которой следовало, что этот гражданин получал на протяжении всего 1999 года заработную плату в г. Москве в размере 40 руб. в месяц. В то же время в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области гражданин N представил справку о заработной плате, выданную тем же работодателем, в которой значилась сумма, в 30 раз превышающая указанную выше, -- 1200 руб. в месяц.

Таким образом, в распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области имеется, с одной стороны, заверенный печатью и подписью документ (справка о заработке), а с другой -- компьютерная распечатка без подтверждающего документа, так как сам документ (индивидуальные сведения гражданина N) хранится в территориальном органе Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве, куда его представил работодатель. Казалось бы, доверять можно только справке. Однако не все так просто. Дело в том, что распечатка содержит входящие номера всех бумажных документов, содержание которых включено в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, а по этому номеру всегда можно найти документ в архиве. Документ (индивидуальные сведения гражданина N), также заверенный печатью и подписью московского работодателя, был в архиве найден, и в соответствии со ст. 102 Закона Российской Федерации от 20.11.90 № 340?1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (далее -- Закон № 340-1) пенсия была назначена на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Этот пример показывает, каким образом ПФ РФ обеспечивает документальное подтверждение содержания индивидуального лицевого счета, хранящегося в виде записи на машинных носителях, а также поясняет, в каких целях ПФ РФ требует от работодателей заверенных документов, не довольствуясь одними лишь файлами на дискетах. Единственным исключением является файл, заверенный электронной цифровой подписью, который сам по себе является документом.

И еще один комментарий к описанному случаю. Разумеется, гражданин N может опротестовать решение Управления Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области в суде. Тогда в качестве соответчика будет привлечен работодатель, вынужденный опровергнуть либо собственную справку о заработке как заведомо ложную, либо сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В последнем случае в соответствии с Налоговым кодексом работодателю придется уплатить:

  • все страховые взносы, начисленные на разницу между реальной заработной платой (1200 руб.) и указанной в документах, представленных в территориальный орган Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве (40 руб.);
  • соответствующие пени в соответствии со ст. 75 НК РФ;
  • штраф за сокрытый фонд оплаты труда, то есть за занижение налогооблагаемой базы по ЕСН согласно п. 3 ст. 120 или п. 1 ст. 122 НК РФ и неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 123 НК РФ;
  • а также установленный Законом № 138-ФЗ штраф за представление в ПФ РФ недостоверных данных персонифицированного учета.

Разумеется, ПФ РФ окажет суду всевозможную поддержку в выяснении истинного положения дел, поскольку в любом случае заинтересован в точном исполнении пенсионного законодательства как в части уплаты страховых взносов, так и в части назначения гражданам пенсии.

Работодатели

Законом № 138-ФЗ уточнено понятие “работодатели”. Теперь работодателями, следовательно, и плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования являются юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу не только по трудовому договору, как это было ранее, но и заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. К таким договорам согласно ст. 236 НК РФ отнесены договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Кроме того, к работодателям приравнены:

  • коллегии адвокатов в отношении адвокатов;
  • органы службы занятости в отношении безработных. Период безработицы согласно ст. 92 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” включается в стаж, учитываемый при назначении пенсии, и, следовательно, должен быть отражен в индивидуальном лицевом счете. Поэтому Закон № 138-ФЗ логично обязал органы службы занятости предоставлять необходимую для целей персонифицированного учета информацию о безработных;
  • организации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду. Указанные лица получают заработную плату, на которую начисляются страховые взносы, а также приобретают трудовой стаж. Тем самым они приобретают и пенсионные права, которые также должны быть отражены в их лицевых счетах. Такие организации и раньше представляли необходимые сведения в ПФ РФ, однако под понятие “работодатель” они не подпадали. Теперь это недоразумение устранено.

Периодичность представления сведений работодателями

Cледует обратить внимание на изменения, произошедшие в законе, с учетом опыта шестилетней работы в области персонифицированного учета. Основное изменение касается вопроса периодичности представления работодателем сведений о трудовом стаже и заработке своих работников, установленной подпунктами 1--3 п. 7 ст. 1 Закона № 138-ФЗ. Эти сведения до внесения изменений в Закон № 27-ФЗ работодатели должны были подавать в ПФ РФ на каждого своего работника в течение года ежеквартально. Конечно, такой подход позволял лучше защищать пенсионные права работников фирм-“однодневок”. Но для крупных стабильно работающих организаций подобная периодичность была неприемлема. Кроме того, ПФ РФ не мог качественно обработать такой объем информации, которую надо было не только внести в компьютерную базу данных, но и проверить ее достоверность. Таким образом, заложенная в законе периодичность представления работодателем сведений не устраивала обе стороны.

Законом № 138-ФЗ введено послабление этой норме. В настоящее время работодатели -- юридические лица с численностью работающих согласно штатному расписанию свыше 50 человек сведения о страховых взносах и трудовом стаже обязаны представлять в ПФ РФ один раз в полгода, но не позднее месяца после окончания отчетного периода. Для остальных работодателей (с численностью работающих до 50 человек) порядок представления сведений остался прежним, то есть один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.

Контроль за достоверностью представленных сведений

Ответственность ПФ РФ за данные, включенные в лицевые счета, и ранее не вызывала сомнений. Обязанность контролировать представляемые работодателями сведения была прописана в абз. 4 ст. 16 Закона № 27-ФЗ. Статья 8 новой редакции Закона № 27-ФЗ расширяет эту обязанность еще и в части сведений, представляемых не только работодателями, но и гражданами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Теперь Законом № 27-ФЗ на ПФ РФ не только возложена функция контроля за качеством и своевременностью представления сведений работодателями, но и прописан инструмент, который можно при этом использовать. В соответствии с Законом № 138-ФЗ, внесшим дополнение в ст. 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к работодателям и гражданам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в ПФ РФ.

Следует напомнить, что в соответствии с Законом № 138-ФЗ работодатели -- юридические лица с численностью работающих свыше 50 человек должны представлять сведения о страховых взносах и трудовом стаже работников один раз в полгода, но не позднее месяца после окончания отчетного периода. Работодатели -- юридические лица с численностью работающих до 50 человек должны представлять указанные сведения один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.

Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, согласно п. 6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сами представляют сведения в ПФ РФ один раз в год в течение II квартала, но не позднее 30 июня, по формам, определяемым ПФ РФ.

Взыскание установленной законодательством суммы финансовых санкций со всех плательщиков взносов производится органами ПФ РФ в судебном порядке.

Главный недостаток этой нормы в том, что она предполагает действия по принципу “все или ничего”. Действительно, допустило ошибку крупное предприятие в одном документе или в 1000 таких документов, представленных в ПФ РФ, задержало необходимые документы на день или на год, наказание одно -- 10% от начисленных взносов за отчетный период. Подобная несоразмерность провинности и наказания неизбежно приводит к тому, что эти санкции применяются редко и в основном служат для острастки.

Следует отметить, что представители ПФ РФ пытались провести через Комитет по труду и социальной политике Госдумы более гибкую норму, но эти попытки успехом не увенчались. Кроме того, как показывает практика, случаев, в которых санкции действительно необходимы, немного. Как правило, работодатели достаточно хорошо осознают необходимость ведения персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования, поэтому серьезных конфликтов в этой сфере не возникает.

Сроки хранения документов ограничили шестью годами

Существенным изменением, учитывающим опыт работы в области персонифицированного учета, в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона № 27-ФЗ является ограничение сроков хранения документов в ПФ РФ.

В настоящее время срок хранения органами ПФ РФ документов в письменной форме, а также в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и трудовом стаже и представляемых в ПФ РФ работодателями и гражданами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования составляет не менее шести лет.

Срок хранения органами ПФ РФ документов в вышеуказанных формах, содержащих иные сведения, составляет не менее трех лет.

В прежней редакции закона о персонифицированном учете по этому поводу ничего не упоминалось, что означало: хранить документы следует вечно. Для чего нужны оригиналы документов, можно понять из примера с гражданином N, приведенного в разделе “Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица” настоящей статьи. Вечное хранение всех документов для этих целей, разумеется, весьма желательно. Беда в том, что хранилища для длительного хранения бумажных оригиналов должны быть, во-первых, более вместительными, так как ежегодно в них поступают сотни миллионов документов, а во-вторых, соответствующим образом оборудованными. Одним словом, это удовольствие очень дорогое.

Законом № 138-ФЗ не только определен срок хранения документов органами ПФ РФ, но и указано, что уничтожить документы индивидуального (персонифицированного) учета по истечении установленного срока их хранения можно будет при условии, что застрахованное лицо ознакомлено со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете за соответствующий период, и ему эти сведения вручены.

На практике не совсем понятно, как эта норма будет работать. Уже отмечалось, что основным поставщиком сведений персонифицированного учета являются организации, а документы хранятся по месту их поступления в территориальных органах ПФ РФ. Предположим, что из ста человек, работавших в организации, половина ознакомилась с содержанием своих лицевых счетов, а остальные -- нет. В этом случае возникает серьезная проблема, так как нужно выбрать только те документы, которые законом разрешены к уничтожению, ни в коем случае не перепутав их с остальными. Учитывая то, что закон предусматривает только добровольный порядок информирования застрахованных лиц о содержании их лицевых счетов, таких лиц будет немного.

Остается надеяться на то, что в связи с пенсионной реформой в России интерес застрахованных лиц к содержанию своих лицевых счетов существенно возрастет, тогда и обсуждаемая норма заработает более эффективно.

Регистрация в месячный срок

Итак, Закон № 138-ФЗ:

  1. ввел специальное определение понятия страховых взносов. Страховые взносы в ПФ РФ -- это средства работодателей и граждан, взимаемые для реализации права застрахованных лиц на государственное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и ст. 1 Закона № 27-ФЗ);
  2. уточнил понятие договора гражданско-правового характера, сведения о котором должны представляться в ходе ведения персонифицированного учета. К таким договорам относятся только те, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы (согласно главе 24 НК РФ договоры на выполнение работ, оказание услуг);
  3. закрепил право ПФ РФ на применение финансовых санкций в отношении работодателей и граждан за непредставление ими в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений (п. 11 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и ст. 17 Закона № 27-ФЗ);
  4. обязал работодателя регистрироваться в органе ПФ РФ в месячный срок после постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и ст. 15 Закона № 27-ФЗ).

Следует отметить, что первая и вторая поправки носят, скорее, формальный характер, а остальные -- восстанавливают нормы, отмененные в связи с принятием части второй НК РФ.

Пенсионный фонд интересуют уплаченные страховые взносы

Что касается подготовки к пенсионной реформе, здесь поправок немного, но они весьма существенны. Идея у них одна -- обеспечить в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица учет сведений об уплате страховых взносов за это лицо. Поэтому в состав сведений индивидуального лицевого счета включена “сумма уплаченных за данное застрахованное лицо страховых взносов” в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, которую обязан сообщать работодатель в органы ПФ РФ, что предусмотрено абз. 8 пп. 1 п. 7 ст. 1 Закона № 138-ФЗ и пп. 7 п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Подробно изложить все нюансы пенсионной реформы в Российской Федерации в данной статье невозможно, но без понимания ее сути объяснить обсуждаемые поправки нельзя. Суть же пенсионной реформы состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в ПФ РФ страховые взносы.

Именно этой идее и посвящены обсуждаемые поправки.

Первая поправка понятна -- уплаченные взносы должны быть отражены в лицевом счете застрахованного лица.

Со второй дело обстоит сложнее. Трудность заключается в том, что работодатель не в состоянии конкретно указать, за кого из работников уплачены страховые взносы и в каком размере. В данной ситуации работодатель конкретно может указать начисленные суммы страховых взносов, так как они начисляются не на фонд оплаты труда, как раньше, а на заработную плату каждого работника в отдельности. А вот уплата взносов осуществляется обезличенно, единым (неперсонифицированным) платежным поручением за всю организацию в целом. При этом п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения об уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах должны представляться в ПФ РФ на основании данных бухгалтерского учета, а таких данных в бухгалтерском учете нет.

Здесь явное противоречие. Выход из него может быть один -- включение в Инструкцию № 318 порядка определения суммы уплаченных за конкретного человека взносов. Работа над этим документом в соответствии со ст. 3 Закона № 138-ФЗ ведется, но она пока далека от завершения.

Загсы обязали представлять сведения в ПФ РФ

Наконец последняя цель Закона № 138-ФЗ -- урегулировать противоречие между требованиями Закона № 27-ФЗ и Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” (далее -- Закон № 143-ФЗ).

Это противоречие заключалось в том, что в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 27-ФЗ органы записи актов гражданского состояния должны представлять в территориальный орган ПФ РФ сведения о смерти застрахованных лиц. Однако Закон № 143-ФЗ содержал исчерпывающий список лиц и организаций, в которые орган записи актов гражданского состояния может передавать такие сведения. Причем ПФ РФ в этом списке не значился. Внесенные поправки в ст. 12 Закона № 143-ФЗ урегулировали данное противоречие (ст. 2 Закона № 138-ФЗ).

В заключение следует отметить, что сейчас пенсионное законодательство реально становится страховым. Персонифицированный учет, можно сказать, дождался своего звездного часа и теперь должен резко повысить свою эффективность. В первую очередь это коснется изменения главной формы, содержащей индивидуальные сведения застрахованных лиц, представляемой работодателями и индивидуальными предпринимателями. В ближайшее время она будет существенно переработана. Приведение ее в соответствие с требованиями нового пенсионного законодательства позволит сократить объем данного документа с одной страницы до нескольких строк.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль