Российский налоговый курьер

Использование ККМ и БСО

15 ноября 2012
2000
Средний балл: 0 из 5

Многие индивидуальные предприниматели, да и компании, особенно небольшие, были бы рады отказаться от применения ККТ. Нам часто задают на форуме вопросы: «Когда отменят кассовые аппараты? Возможна ли в принципе отмена ККМ?» Скорее всего, в обозримом будущем этого не предвидится. Несмотря на некоторые послабления и замену для ряда видов деятельности ККМ на БСО, применять кассовые аппараты обязаны сейчас и, скорее всего, будут обязаны в дальнейшем большинство юрлиц и ИП. Поговорим об использовании ККМ, а также о том, кто имеет право не пользоваться кассой.

Правовые основы

Об отмене ККМ на сегодняшний день не слышно ни в кулуарах Госдумы, ни в других компетентных органах и ведомствах. Ни один законопроект не содержит столь радикальных идей в отношении кассовых аппаратов. То есть об отмене ККМ в  ближайшее время предприниматели могут даже не мечтать. Можно предположить, что отмена ККМ произойдет одновременно с запретом осуществлять наличные расчеты. Но  до такого момента еще далеко, не смотря на то, что правительство стремится к  этому, то лимитируя возможности использовать наличные средства при расчетах между юридическими лицами, то внедряя социальные карты, то пропагандируя безналичные расчеты работодателей с работниками. Но полный отказ от наличных расчетов, а соответственно и отмена ККМ, в нашей стране пока невозможен.

Итак, что мы имеем сейчас. Обязанность юридических лиц и ИП использовать кассовую технику при наличных расчетах как с населением, так и с юрлицами (ИП) прописана в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54−ФЗ «О  применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон №  54−ФЗ). В соответствии с указанным пунктом ККМ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в  случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако в том же Законе № 54−ФЗ, а именно в пункте 2 статьи 2, дается послабление некоторым участникам рынка. Наличные денежные расчеты все-таки можно осуществлять, отказавшись от применения ККТ, но при условии выдачи вместо чека бланка строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №  359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовойтехники (далее — Положение о БСО), которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и  (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Использование БСО

Из формулировки пункта 3 Положения о БСО становится понятно, что ИП и компании, применяющие бланки строгой отчетности, могут самостоятельно их  разрабатывать. Главное, чтобы такие документы, как талоны, путевки, квитанции, билеты и прочее, оформлялись на бланках, содержащих обязательные реквизиты, поименованные в упомянутом пункте 3 Положения о БСО.

К сведению, к обязательным реквизитам в данном случае относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма — для организации;
  • фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с  использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (ИП);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и  которыми вправе дополнить документ организация (ИП).

Отметим, что БСО изготавливается типографским способом или формируется с  использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения о БСО).

В некоторых случаях БСО для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовыхаппаратов утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Но только если они наделены соответствующими полномочиями (п. 5 Положения о БСО).

Напомним, что право применения бланков строгой отчетности распространяется на все услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002−93 (далее — Классификатор). Он утвержден постановлением Госстандарта России от  28.06.93 № 163. При этом определенный БСО должен применяться только к той услуге, которая поименована в Классификаторе. Об этом писал, в частности, Минфин России в письме от 27.01.2009 № 03−01−15/1−29.  Важно отметить, Что Классификатор является исчерпывающим.

В остальных случаях, если компания оказывает услуги или производит работы, не указанные в Классификаторе, а также реализует товары, она должна применять кассовый аппарат.

Применение ККМ

Итак, требования к кассовым аппаратам изложены в Законе № 54−ФЗ, который упоминается в начале статьи. И, пожалуй, главное притязание к применяемым ККМ –  модель аппарата должна быть включена в Государственный реестр. При этом в  данный реестр включено более 200 моделей кассовых аппаратов: предпринимателям есть из чего выбрать. Крупным компаниям будут интересны многофункциональные модели, и напротив, тем, кому не нужна мощная техника, вполне могут найти в  списке разрешенных моделей небольшие ККМ с минимальным набором функций и  скромной цене. Кроме того, некоторые кассы являются портативными, могут работать на аккумуляторах, что позволит использовать их в местах, удаленных от  электросетей. Классификатор контрольно-кассовых машин, применяемых на  территории Российской Федерации, утвержден решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 21.09.94 (протокол № 13).

Согласно статье 4 Закона № 54−ФЗ  требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются российским правительством. На сегодняшний день таким нормативным документом является  постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Положение о  ККТ).

Остановимся на этих требованиях. Помимо уже упомянутой о необходимости поименования модели ККМ в Госреестре, есть еще ряд запросов. В частности,контрольно-кассовый аппарат должен (ст. 4 Закона № 54−ФЗ):

  • быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
  • быть исправен, опломбирован в установленном порядке;
  • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Куда более широкий список требований содержится в пункте 3 Положения о ККТ. Кассовый аппарат должен:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и  контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с  установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в  фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на  кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в  соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и  торговли РФ при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в  Государственный реестр;
  • иметь паспорт установленного образца;
  • иметь идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак «Государственный реестр» установленного образца;
  • иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ККТ технические характеристики и  параметры функционирования контрольно-кассовой техники, указанные выше, утверждаются Министерством промышленности и торговли РФ по согласованию с  Минфином РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службой безопасности РФ.

Нарушение закона

В любом случае, при использовании БСО или применении ККТ, важно соблюдать правила выдачи чеков или бланков строгой отчетности. Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также не применение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Чем грозит предпринимателю отказ от применения ККТ или БСО? Нарушение законодательства в данном случае влечет:

  • на граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в  размере от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.
logo
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться

Из-за нового МРОТ бухгалтеры пересчитают зарплаты работников задним числом

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.