text
✫50% скидка на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Без обид, или Как правильно реагировать на критику

  • 2 ноября 2011
  • 449

Критика определяется большинством словарей как искусство оценивать и анализировать. Но мало кто умеет критиковать конструктивно, и тем более — правильно реагировать на критику

Испытывали ли вы хоть раз чувство неприязни к критикующему вас человеку? Может ли критика осложнить отношения? Публичная критика переносится тяжелее, чем высказанная с глазу на глаз? Вашим первым побуждением было покритиковать в ответ или вы сразу обиделись?

Если ни на один из этих вопросов вы не ответили «да», то вы или обладаете поистине ангельским нравом, или были неискренни. Чтобы извлекать из критики полезную для себя информацию, достаточно освоить несколько простых правил.

Правило первое — критику надо услышать. Это значит, что не стоит сразу отрицать или скептически оценивать то, что вам говорят, тем более не нужно пытаться прервать говорящего. Ни один человек не устает от звука собственного голоса, а уж взявшийся критиковать вдвойне хочет, чтобы его услышали.

Если это трудно, можно представить, что говорящий произносит свои речи голосом мультяшного героя, или мысленно наденьте на него клоунский нос на резинке.

Правило второе — не спешите критиковать в ответ. Выслушав критику, замечания и возражения, не торопитесь сразу бросаться в бой, не пытайтесь мгновенно изменить позицию оппонента на противоположную и критиковать в ответ. Помните, что если вы вскипели, то управляет вами уже обидчик. Поэтому для начала рекомендуем согласиться с критикующим хоть в чем-то: «Я вас понимаю, и...», «Да, такое впечатление может сложиться, но...».

Отличным вариантом также является прямая или косвенная просьба о совете: «А что вы предлагаете сделать в этой ситуации?» Затем наступает время активных действий. Самые продуктивные из них — это задать уточняющие вопросы, которые покажут, что и его точка зрения является лишь одной из возможных: «Что конкретно вас не устраивает?», «Если это так, то как бы вы поступили?», «По сравнению с чем?» Ведь всем известно, что управляет разговором тот, кто задает вопросы. Кроме того, нужно очень четко аргументировать свою позицию.

Правило третье — больше используйте «я-сообщения», а не «ты-сообщения». В «Ты-сообщениях» констатируется состояние, намерение или стиль поведения, якобы свойственные другому человеку («Тебя вечно нет дома!», «Ты меня в могилу загонишь»). А в «Я-сообщениях» — свои собственные («Я чувствую себя одинокой», «Меня это страшно огорчает»). «Ты-сообщения» провоцируют конфликты, а «Я-сообщения» способствуют взаимопониманию.

Кроме того, они позволяют возразить на критику так, чтобы не увеличить взаимное недовольство. Ответ на критику должен быть максимально конкретным, лаконичным, связанным только с предметом обсуждения. Тем самым создается атмосфера взаимного слушания.

Если же у вас по каким-то причинам нет прямого ответа на критику и вы не хотите ее признать вслух, всегда можно прибегнуть к одной из универсальных формулировок: «Я подумаю об этом, спасибо», «Я тебя (вас) люблю (уважаю), но я не согласен», «Я с такой точки зрения это не рассматривал», «Все может быть», «Сейчас нельзя доказать, так это или нет», «Я имею право на свои заблуждения» и др.

Правило четвертое — анализ критики. После завершения общения с критикующим бывает полезно задуматься — а вдруг в том, что сказано, есть рациональное зерно? И можно ли это использовать для собственного роста? Проанализируйте, с чем стоит согласиться и, возможно, что-то изменить, а что — просто забыть

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Зарегистрируйтесь и продолжайте читать
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.