«При “трансфертной” проверке цен контролирующие органы ставят основной акцент на аналитическую работу»

584
«Новые правила трансфертного ценообразования призваны предотвратить вывод налоговой базы за пределы России. Также они позволят сократить число случаев получения необоснованной налоговой выгоды путем манипулирования ценами в сделках между компаниями, применяющими разные режимы налогообложения»

— Андрей Сергеевич, какое самое важное, на ваш взгляд, событие в сфере налогов произошло в 2012 году?

— 2012 год был богатым на события в налоговой сфере. Это утверждение новых форм и правил заполнения счетов-фактур, увеличение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, изменение стандартных вычетов по НДФЛ, введение правил признания расходов на НИОКР. Но самым значимым налоговым событием, на мой взгляд, является создание института консолидированных групп налогоплательщиков и введение правил трансфертного ценообразования.

— Вы принимаете непосредственное участие в выработке правил трансфертного ценообразования. На что нацелен ценовой контроль — ужесточение фискальной функции государства или, напротив, на создание конкретных правил с целью уменьшить число судебных споров?

— Необходимость внедрения новых правил трансфертного ценообразования назрела достаточно давно. Положения статей20 и 40 Налогового кодекса оказались недостаточно эффективны с точки зрения налогового контроля и одновременно создавали дополнительное бремя для добросовестных налогоплательщиков.

Новые правила трансфертного ценообразования призваны предотвратить вывод налоговой базы за пределы России. Кроме того, новый порядок направлен на формирование справедливых условий конкуренции за налоговую базу между регионами, что соответствует практике федеративных государств.

Дополнительно отмечу, что настоящие правила контроля цен позволят минимизировать возможность получения необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках между участниками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны.

— Насколько мы знаем, законопроект о трансфертном ценообразовании готовили несколько лет. С чем это связано?

— Да, у законопроекта долгая история. Принятию закона предшествовало детальное изучение мировой практики, обсуждение его с ведущими консультантами, рассмотрение мнений бизнес-сообщества. Потребовалось фактически с нуля прописать правила регулирования трансфертного ценообразования, соответствующие мировым стандартам, а также адаптировать их к российской налоговой системе.

— Остались ли, на ваш взгляд, вопросы, которые требуют внесения изменений или уточнений в главу НК РФ о трансфертном ценообразовании? Чтобы изменили лично вы?

— Несомненно, есть еще вопросы, которые требуют проработки. Анализ опыта зарубежных стран показывает, что методические рекомендации по контролю за трансфертными ценами постоянно совершенствуются, так как ценообразование — это не статичный процесс. Применительно к России, на мой взгляд, требуют проработки вопросы трансфертного ценообразования по отношению к нематериальным активам, а также в ситуациях, связанных с реорганизацией бизнеса.

— Что в настоящее время больше всего волнует компании в области контроля над ценами? С какими вопросами чаще всего обращаются в Минфин России?

— С момента принятия новых правил трансфертного ценообразования мы наблюдаем интересную тенденцию, которая позволяет отследить, в какой последовательности налогоплательщики изучают новый закон, как выстраивают структуру контроля. На первых этапах налогоплательщиков интересовали вопросы порядка признания лиц взаимозависимыми, затем — общий порядок определения суммовых критериев. К настоящему моменту возникают более конкретные вопросы о порядке включения в доходы тех или иных их видов, а также о применении методов, используемых при определении доходов для целей налогообложения.

— Какие, на ваш взгляд, тенденции будут складываться в арбитражных судах при рассмотрении вопросов о признании лиц взаимозависимыми?

— На текущий момент трудно предсказать, как будет складываться арбитражная практика. И при рассмотрении дел по статьям20 и 40 НК РФ суды зачастую принимали абсолютно противоположные решения. Все зависело от конкретных обстоятельств дела и качества доказательной базы.

— В каком случае для компаний может быть выгодным добровольно признать себя взаимозависимыми?

— Добровольное признание взаимозависимости для целей налогообложения возможно в ситуациях, когда условия сделок или результаты деятельности налогоплательщика или представляемых им лиц зависят от особенностей отношений между ними. Приведу простой пример. Одна организация предоставляет другой заемные средства на сумму, в десятки тысяч раз превышающую валюту баланса. Ни одна кредитная организация без соответствующего обеспечения такую сумму не предоставит. В такой ситуации можно говорить о влиянии отношений между рассматриваемыми организациями на финансовый результат сделки. И если это действительно так, то компаниям выгоднее признать себя зависимыми добровольно, а не ждать, пока за них это сделает ФНС России.

— Каким образом определяется совокупный годовой доход для целей налогового контроля над ценами?

— Для этого необходимо просуммировать доходы за календарный год с каждым контрагентом по сделкам с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ. В общем случае суммовой критерий устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым конкретным взаимозависимым лицом.

— Должна ли компания при расчете ценового лимита учитывать суммы авансов и предварительной оплаты, поступающие в рамках сделок с взаимозависимыми лицами, а также суммы НДС?

— При расчете суммового критерия необходимо руководствоваться нормами главы 25 НК РФ, так как это напрямую предусмотрено разделом V.1 НК РФ. В этой главе указано, что при определении налоговой базы ни суммы авансов, ни суммы НДС не учитываются. То же самое относится и к учету займов, а также сумм и имущества, полученных в рамках договоров комиссии (агентских договоров). При этом в последних двух ситуациях учитываются соответственно проценты по займам и комиссионное (агентское) вознаграждение, рассчитанные в соответствии с рыночным уровнем.

— Поделитесь своими впечатлениями о внедрении в российскую практику методов определения цен, близких к международным стандартам. Налогоплательщики довольны или, напротив, чувствуют ужесточение контроля, опасаясь дополнительных проверок?

— Так исторически сложилось в России, что все новое и не совсем на первый взгляд понятное, в том числе в налоговой сфере, воспринимается не всегда однозначно. На мой взгляд, неверно было бы обобщать мнения или, наоборот, акцентировать внимание на положительные или отрицательные точки зрения. Время все расставит на свои места.

Просто нацелю налогоплательщиков на адекватное восприятие новых правил трансфертного ценообразования. Во-первых, не надо забывать о том, что для адаптации существует переходный период. Во-вторых, перечень внутренних сделок, в отношении которых будет осуществляться контроль, ограничен.

— Планируются ли глобальные поправки в области трансфертного ценообразования?

— Поправки обсуждаются. Они обусловлены складывающейся правоприменительной практикой и основываются на анализе экономических процессов. Однако не могу назвать их глобальными — основные принципы налогообложения, уже заложенные новым разделом V.1 НК РФ, останутся неизменными.

— Скажите, «трансфертные» проверки вправе проводить только представители ФНС России? Будут ли инспекторы на местах пытаться проверить цены компании, к примеру, используя известное постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде?

— Для российского налогового администрирования «трансфертная» проверка — это новый вид проверки. По своей сути это аналитическая проверка, изучающая не привычный для налогоплательщика комплект первичных документов, регистров и договоров, а документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

По форме «трансфертная» проверка соответствует камеральной, так как будет проводиться без непосредственного выхода к налогоплательщику. При этом по содержанию это фактически выездная налоговая проверка. По сравнению с обычной выездной проверкой «трансфертная» имеет более длительный период проведения. Кроме того, для налогоплательщика срок представления документации составляет 30 дней (а не привычные 10 дней, как при выездной).

Что касается проверки цен на местах. В ситуациях, когда налогоплательщик намеренно манипулирует ценами в сделках, это приводит к получению им необоснованной налоговой выгоды. Налоговики могут установить фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 НК РФ, признать сделку контролируемой на основании положенийпункта 10 статьи 105.14 НК РФ или доказать получение необоснованной налоговой выгоды.

— Повлияют ли новые правила трансфертного ценообразования на привычные всем способы налоговой оптимизации?

— Да, безусловно. В первую очередь налогоплательщики получают прозрачные правила, которыми им необходимо руководствоваться. Ликвидация порогового критерия — отклонение цены по сделке на 20% от рыночной — позволит налогоплательщикам использовать для целей налогообложения фактическую цену. Но при условии, что она соответствует рыночной. При этом для крупнейших компаний, имеющих опыт работы с иностранными партнерами за рубежом, эти правила достаточно знакомы, так как применяются для целей контроля налоговыми органами других стран.

— Есть ли информация, когда ФНС России начнет проводить проверки по трансфертному ценообразованию?

— В соответствии с законодательством первые проверки начнутся не ранее 1 июня 2013 года. Но при этом в настоящий момент ведется активная подготовительная работа. Она направлена на оценку информации, содержащейся в общедоступных источниках, анализ ее качества, выстраивание четкой системы риск-менеджмента в рамках предварительного анализа, исследование отраслевой специфики деятельности компаний, изучение механизмов ценообразования.

Большая роль в этом процессе отводится Межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения, созданной приказом Министерства финансов Российской Федерации в июне этого года.

Беседовала Ангелина Володина, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль