Российский налоговый курьер

Вправе ли компания учитывать расходы на ГСМ не по нормативам, а по факту?

  • 26 апреля 2014
  • 163

Минфин наконец согласен: нормировать ГСМ — право, а не обязанность Половина опрошенных — за списание ГСМ по собственным нормам Боитесь штрафа — учитывайте ГСМ по нормам Минтранса

До сих пор не утихают споры о том, нужно ли нормировать расходы на ГСМ для целей налогообложения прибыли1. Налоговый кодекс делать это не обязывает. Но большинство инспекторов при проверке настаивают на учете затрат только в пределах норм, установленных Минтрансом.

И вот наконец есть повод полагать, что Минфин России поставит точку в этом споре. Ведомство выпустило уже второе разъяснение о том, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании (письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Соответственно компания сможет больше затрат учесть при налогообложении прибыли. Но учитывая, что контролеры не всегда соглашаются с Минфином России, риски сохраняются.

Вправе ли компания учитывать расходы на ГСМ не по нормативам, а по факту?

 

Диаграмма 

Мы провели опрос на сайте www.rnk.ru и выяснили следующее. Большинство практиков считают, что расходы на ГСМ безопаснее все-таки нормировать (81%). Из них 49% опрошенных отметили, что такие нормы компания вправе утвердить самостоятельно.

Остальные 19% респондентов учтут в расходах стоимость ГСМ по факту. Есть решения суда, подтверждающие такой подход.

Рассмотрим, какие аргументы за противоположные позиции привели специалист по налогам и действующий сотрудник налоговой инспекции.

Мнение посетителей сайта www.rnk.ru

Как компания списывает расходы на ГСМ при исчислении налога на прибыль (см. диаграмму справа)?

«Даже Минфин согласился, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании»

Вправе ли компания учитывать расходы на ГСМ не по нормативам, а по факту?

 

Денис Колесников начальник отдела налогового учета энергетической компании

«НК РФ не обязывает компанию нормировать расходы на ГСМ. Значит, такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ).

УФНС России по г. Москве еще в 2006 году высказало мнение, что затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля можно списывать в расходы исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение (письмо от 12.04.06 № 20-12/29007).

Несмотря на позицию ведомства, контролеры на местах доначисляли налог на прибыль компаниям, которые не нормировали спорные расходы. Однако суды поддерживали налогоплательщиков в этом вопросе (постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.04.12 № А27-8757/2011 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12) и Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08) округов). Основной аргумент — у компании имелись первичные документы, которые подтверждают приобретение и расход топлива (путевые листы).

Более того, в последних разъяснениях Минфин России обращает внимание, что компания вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Но не настаивает, что она обязана им следовать (письма от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875 и от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097).

Поэтому, на мой взгляд, списание ГСМ в расходы в размере фактически понесенных затрат вполне безопасно с налоговой точки зрения. Если, конечно, такие затраты разумны и подтверждены документами».

«Расходы на ГСМ нужно нормировать по правилам Минтранса или внутренним нормативам компании»

Вправе ли компания учитывать расходы на ГСМ не по нормативам, а по факту?

 

Роман Романенко советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

«Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие расходы должны быть обоснованы с налоговой точки зрения и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Минфин России в письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 подчеркнул, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р.

Ранее финансовое ведомство отмечало, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены указанным распоряжением Минтранса России, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой заводом-изготовителем автомобиля (письмо от 14.01.09 № 03-03-06/1/15).

Напомню, что существует и судебная практика, поддерживающая такую позицию финансистов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.08 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37)).

Поэтому я считаю, что компания не вправе списывать в расходы стоимость ГСМ в размере фактически понесенных затрат. Даже при наличии должным образом оформленных путевых листов и кассовых чеков автозаправочных станций».

1 В бухгалтерском учете стоимость ГСМ необходимо учитывать в пределах норм, утвержденных Минтрансом России (п. 40 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса России от 24.06.03 № 153).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.