Минфин отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним

173
Чиновники считают такие расходы необоснованными Они против амортизации объектов благоустройства, являющихся ОС В ряде случаев Минфин разрешает учесть расходы на ремонт таких ОС

Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.

Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации (см. врезку ниже). Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним. Посмотрим, как Минфин России относится к отражению в налоговом учете подобных затрат и допускает ли принятие НДС к вычету.

Минфин исходит из того, что благоустройство прилегающей территории обычно не связано с получением дохода

Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83, от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).

Расходы некапитального характера

По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.

Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.

  Расходы на благоустройство можно обосновать ссылкой на санитарные правила

Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% от общей площади участка (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03)1.

Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.

Например, автозаправочные станции и автомойки обязаны создавать санитарно-защитную зону (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Значит, расходы на озеленение площадей таких зон являются для них обоснованными. Вместе с тем налоговики могут посчитать, что расходы на содержание санитарной зоны должны нести специальные организации, эксплуатирующие дороги. Такой же вывод содержится в одном из писем Минфина России (письмо от 08.05.09 № 03-03-06/1/317).

Расходы на создание амортизируемого имущества

Многие компании, помимо текущих расходов на благоустройство прилегающей территории, осуществляют расходы капитального характера, то есть создают объекты внешнего благоустройства стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). К таким объектам, в частности, относятся контрольно-пропускные пункты около здания, автостоянки, железобетонные заборы и ограждения, системы освещения территории.

Минфин России признает, что подобные объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Ведь срок их полезного использования обычно превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Тем не менее амортизация по таким объектам не начисляется. Это прямо прописано в Налоговом кодексе (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Поэтому ведомство отмечает, что капитальные расходы на создание или приобретение подобных объектов при расчете налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

Компаниям приходится отмывать фасады собственных или арендуемых зданий не только после окончания зимнего периода. Такая необходимость может возникнуть в любой момент в течение года, например из-за появления на здании либо тротуаре или ограждении около него самовольной рекламы или граффити.

Налоговики обычно утверждают, что организация не вправе признавать в налоговом учете расходы на мойку фасадов зданий и очистку прилегающей к ним территории от самовольных надписей, рекламы и рисунков. Однако судебная практика свидетельствует, что налогоплательщики находят веские аргументы, чтобы обосновать такие расходы и доказать их необходимость для коммерческой деятельности. Подробнее об этом читайте в статье «Очищать фасады зданий и тротуары от самовольных надписей рискованно с налоговой точки зрения»

Ведомство не разрешает принимать к вычету НДС по расходам на благоустройство территории

Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736, от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).

 Рискованно принимать к вычету НДС по текущим расходам на благоустройство

Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136):

«<…> Поскольку указанные <…> услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по нашему мнению, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то суммы налога, предъявленного по таким услугам, к вычету не принимаются».

Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами. Ведь выполнение этих требований напрямую связано с ведением облагаемой НДС деятельности, например с реализацией санаторно-курортных услуг (при условии, что санаторий отказался от освобождения указанных услуг от НДС), продажей ГСМ на автозаправке или услуг по мойке автотранспорта (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).

К сожалению, не нашли мы разъяснений ведомства и о том, как отражать «входной» НДС по приобретенным объектам внешнего благоустройства, являющимся амортизируемым имуществом. Скорее всего, Минфин России откажет в вычете НДС по таким объектам, однако не будет против включения «входного» налога в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Тем более что в налоговом учете подобные объекты не подлежат амортизации, и, значит, организация все равно не сможет списать их стоимость в расходы (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Минфин считает, что расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства можно учесть, если они созданы по требованию закона

Объекты внешнего благоустройства, как и любые другие активы, нуждаются в периодическом ремонте и техническом обслуживании. Особенно это заметно после окончания зимнего периода.

  Можно учесть расходы на ремонт объекта, превышающие его стоимость

Несмотря на то что в налоговом учете амортизация по таким объектам не начисляется, Минфин России разрешает организациям признавать расходы на их ремонт. Но только при условии, что объекты внешнего благоустройства были созданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Как, например, в следующей ситуации (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203):

«<…> Производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование и посадка газонной травы) созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов, и, следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов <…> могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика».

Ведомство считает, что при подобных обстоятельствах расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства признаются в налоговом учете в месяце их осуществления без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 260 и п. 5 ст. 272 НК РФ). Для оформления таких расходов целесообразно составить дефектную ведомость, подтверждающую необходимость проведения ремонтных работ (письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745 и от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Более того, чиновники считают, что компания вправе признать расходы на ремонт амортизируемого имущества, даже если эти расходы соразмерны или превышают первоначальную стоимость самого объекта (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-03-06/1/609).

В ситуации, рассмотренной в этом письме, компания планировала провести капитальный ремонт асфальтового покрытия на территории склада. При этом здание склада было приобретено за 3 млн. руб., а стоимость ремонта подрядная организация оценила в 2,8 млн. руб. Указанные суммы не смутили чиновников. Главное, по их мнению, чтобы расходы соответствовали требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Впрочем, ведомство отметило в том же письме, что для обеспечения равномерного учета расходов на ремонт основных средств организация вправе сформировать в налоговом учете резерв под предстоящие расходы на такой ремонт (п. 3 ст. 260 и ст. 324 НК РФ).

1 Указанные санитарные правила утратили силу. С 17 сентября 2010 года применяются СанПиН 2.1.3.2630-10. В них сохранено аналогичное требование к озеленению территории, но минимальная площадь зеленых насаждений и газонов сокращена до 50% от общей площади участка

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль