«Налоговый ландшафт 2014 года»

68
«Налоговый ландшафт 2014 года»
А.Н. Кузнецов, партнер EY (новое название компании Ernst & Young), руководитель налогообложения в СНГ, канд. экон. наук

 

Действительный член Ассоциации дипломированных присяжных бухгалтеров Великобритании (FCCA)

— Какое изменение в порядке налогообложения с 2014 года вы считаете наиболее знаковым?

— В прошлом году был принят ряд важных законов, которые вносят изменения в Налоговый кодекс. Так, хотелось бы обратить внимание на Федеральный закон от 28.12.13 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 420-ФЗ), подготовленный в рамках создания Международного финансового центра (МФЦ), который предусматривает внесение существенных изменений в налоговое законодательство.

Положения Закона № 420-ФЗ направлены на стимулирование долгосрочных инвесторов — физических лиц на рынке ценных бумаг. Появляется новая категория инвестиционных вычетов (введен вычет по индивидуальным инвестиционным счетам, а также восстановлена норма, позволяющая фактически не платить налог на доходы от отчуждения ценных бумаг при владении более трех лет).

Существенно либерализированы правила вычета процентных расходов по долговым обязательствам — предусмотрена отмена ограничений по размеру процентной ставки по задолженности, которая не является контролируемой.

Данным законом также совершенствуются правила трансфертного ценообразования, в частности по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС).

С вступлением в силу Закона № 420-ФЗ произойдет сокращение количества налоговых баз по отдельным налогам. В частности, это возможно благодаря включению результатов операций по обращающимся ценным бумагам и финансовым инструментам срочных сделок (ФИСС) в общую базу, а также благодаря возможности сальдирования результата по необращающимся ценным бумагам и необращающимся ФИСС.

Хотя большинство положений Закона № 420-ФЗ вступает в силу не в 2014 году, а в 2015-м, важность данных изменений сложно переоценить.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.13 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в России появляется два типа обществ, которые не подлежат налогообложению по операциям, осуществляемым в рамках их уставной деятельности (по аналогии с ипотечными агентами), — специализированные финансовые общества и специализированные общества проектного финансирования. Появление таких обществ существенно с целью развития секьюритизации в России, а также для реализации инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства.

Еще один важный закон, касающийся финансовых рынков, — это Федеральный закон от 02.11.13 № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает новый порядок исчисления и уплаты налогов по ценным бумагам. Этот же закон вводит 30-процентный налог при выплате дивидендов по акциям, если информация о лицах, осуществляющих права по этим акциям, не предоставлена налоговому агенту в срок.

Хотелось бы также отметить льготы, связанные с развитием Дальнего Востока и ряда регионов Сибири, которые позволят инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в данных регионах, применять пониженную ставку налога на прибыль, а также получать ряд иных налоговых льгот.

Нельзя обойти вниманием и изменения, внесенные в порядок определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Ранее расчет данного налога основывался на сведениях о балансовой стоимости объектов налогообложения. Однако законодатель предложил перейти к распределению нагрузки посредством использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете базы по налогу на имущество.

— Какой вопрос налогового законодательства, на ваш взгляд, в настоящее время не урегулирован?

— В настоящее время Правительство РФ разрабатывает ряд законопроектов, направленных на «деофшоризацию» российской экономики. В частности, планируется введение концепции «контролируемых иностранных компаний», которая может позволить обложить налогом в России нераспределенные доходы иностранных компаний, принадлежащих российским владельцам.

Кроме того, предусматривается введение в НК РФ определения бенефициарного (фактического) собственника доходов с целью ограничения злоупотреблений при применении пониженных ставок, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Введение в НК РФ понятия налогового резидентства для иностранных организаций, определяемого по месту их эффективного управления, позволит России взимать с таких компаний российские налоги.

— Как вы относитесь к введению УПД?

— Инициатива ФНС России по разработке и применению универсального передаточного документа положительно отразится как на интересах налогоплательщиков, так и на интересах налоговых органов, поскольку значительно сократит трудозатраты обеих сторон при проведении проверок и иных мероприятий налогового контроля. Объединив в себе несколько первичных документов, универсальный передаточный акт позволяет налогоплательщикам значительно сократить свои трудозатраты, связанные с его формированием и контролем (см. также врезку справа).

Отмечу, что данное предложение носит рекомендательный характер, поэтому использование либо неиспользование данного документа налогоплательщиками в своей деятельности не должно повлечь за собой значительных налоговых рисков.

— Что бы лично вы изменили в налоговой системе России?

— В российской налоговой системе не урегулированы вопросы, связанные с расширенным информационным взаимодействием и процедурой получения письменных разъяснений со стороны налоговых органов и Министерства финансов. В настоящее время частные разъяснения Минфина носят рекомендательный характер и не являются обязательными к применению налоговыми органами.

В международной практике институт обязательных для применения налоговых разъяснений (tax rulings) положительно зарекомендовал себя, способствуя большей предсказуемости налоговых последствий планируемых сделок. Принятая не так давно Правительством РФ Дорожная карта по созданию Международного финансового центра предусматривает введение данного института в России.

Кроме того, налоговые органы в 2012 году в рамках пилотного проекта использовали международный опыт в сфере расширенного информационного взаимодействия. Расширенное информационное взаимодействие — это новый уровень общения, обмена информацией, построения электронного документооборота и конструктивного диалога между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Еще одним важным вопросом является введение механизма признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных холдингах, с учетом правил, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития. Данный механизм также предусмотрен Дорожной картой Международного финансового центра.

Мнение эксперта

В.Ю. Яновский, партнер EY (новое название компании Ernst & Young):

Введение в России электронного документооборота является закономерным этапом развития новейших технологий и эволюции отношений между государством и налогоплательщиком.

В настоящее время электронный документооборот в России находится на этапе своего становления. При этом представление деклараций в электронном виде используется уже не первый год, что значительно упрощает саму процедуру обмена информацией и сокращает трудозатраты как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Сама процедура заполнения и отправки деклараций в электронном виде в налоговые органы во многом автоматизирована, что позволяет контролировать возникновение возможных ошибок и сохраняет время при обработке поступающей информации.

Большинство крупных налогоплательщиков ранее уже успешно перешли на порядок представления деклараций в электронном виде. Таким образом, введение обязательного требования по представлению деклараций по НДС в электронном виде не вызовет проблем у крупного бизнеса. Вместе с тем небольшие компании могут быть не готовы к дополнительным затратам, связанным с внедрением обязательного представления деклараций по НДС в электронном виде, поскольку переход от бумажных форм потребует дополнительных вложений, например, в приобретение технических и программных средств, оплату услуг сертифицированных операторов и др.

Электронный документооборот между компаниями, включая обмен счетами-фактурами в электронном виде, в настоящее время не является обязательным. Большинство компаний по-прежнему предпочитают использовать традиционную форму документооборота на бумажном носителе вместо более удобной в применении электронной формы.

Поэтому объем споров, связанных с порядком заполнения и использования бумажных форм документов, несоразмерно больше споров, связанных с электронным документооборотом. При этом возникающие споры затрагивают скорее гражданско-правовые отношения, нежели налоговую сферу правоотношений.

В то же время многие компании, особенно крупный бизнес, уже перешли на электронный документооборот или планируют осуществить такой переход в ближайшем будущем. Понимая, что использование электронных форм документов значительно упрощает документооборот и сокращает трудозатраты, компании с легкостью отказываются от бумажных форм

— Насколько полезно налоговым специалистам изучать опыт зарубежных коллег?

— Глобальные тенденции в развитии налоговой мысли оказывают влияние на российскую налоговую систему. Многие концепции, которые появляются в нашем законодательстве, заимствованы из налоговых систем зарубежных стран.

Глобализация экономики приводит к тому, что многие российские компании начинают осуществлять деятельность в нескольких странах, что вызывает необходимость анализировать налоговые риски в этих странах, а также налоговые проблемы в трансграничном контексте.

В настоящее время вопросы, связанные с практикой международного налогообложения и налогового администрирования, приобретают большую актуальность в свете увеличивающейся налоговой конкуренции между государствами. Современный бизнес зачастую имеет высокую мобильность и может перемещаться в ту страну, где для него созданы наиболее выгодные условия (в том числе с точки зрения налогообложения).

На повышение эффективности налогового администрирования и внедрения международного опыта влияет расширение возможностей обмена информацией между налоговыми органами различных государств. Об этом свидетельствуют последние инициативы в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Глобального форума по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения, «Группы двадцати» (G20), разработанные в том числе с участием России.

Например, механизмы противодействия переводу прибыли в офшоры, равно как и борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией, уже давно введены и присутствуют в законодательстве стран с развитой экономикой и Россия здесь перенимает существующий международный опыт.

— Какие постановления Президиума и Пленума ВАС РФ за прошедший год вы бы назвали наиболее знаковыми и почему?

— На мой взгляд, одним из знаковых постановлений, принятых Высшим арбитражным судом за прошедший год, стало постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 (далее — постановление № 57). Поскольку необходимость в получении данных разъяснений и принятии соответствующего постановления, формирующего единый подход у налоговых органов и налогоплательщиков к порядку применения положений части первой Налогового кодекса, обсуждалась уже давно, то принятие указанного документа было ожидаемым событием для участников налоговых правоотношений.

Потребность в разработке нового постановления была вызвана существенными изменениями, внесенными в Налоговый кодекс и затронувшими процедуры досудебного урегулирования споров с налоговыми органами и проведения налоговых проверок. Особое внимание в постановлении № 57 уделено вопросам, связанным с соблюдением процессуальных сроков при проведении налоговых проверок, рассмотрением материалов налоговых проверок, порядком досудебного и судебного процесса обжалования.

Кроме толкования процессуального правоприменения в сфере налоговых правоотношений, постановление № 57 дает расширенное толкование некоторых положений НК РФ. Так, изменен подход к обязанностям налоговых агентов и их ответственности перед бюджетом. По мнению ВАС РФ, если налоговый агент надлежащим образом не исполнил обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налогов при выплате дохода иностранным контрагентам, такой агент должен выплатить из своих средств неудержанные суммы налога.

Беседовала Алина Смехова, корреспондент журнала «Российский налоговый курьер»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль