• Главная страница
  • » Статьи
  • » «ФНС, Минфин России и налогоплательщики стремятся вместе находить компромиссы, чтобы работать более комфортно»

«ФНС, Минфин России и налогоплательщики стремятся вместе находить компромиссы, чтобы работать более комфортно»

92
«ФНС, Минфин России и налогоплательщики стремятся вместе находить компромиссы, чтобы работать более комфортно»
Д.В. Егоров, заместитель руководителя ФНС России

 

Окончил Российский университет дружбы народов в Москве по специальности «юриспруденция». Более 10 лет замещает должности государственной службы. В настоящее время является заместителем руководителя ФНС России, курирует и контролирует деятельность по управлению налогообложением. Координирует методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей (за исключением транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога), а также налогообложения при применении специальных налоговых режимов. Имеет классный чин «действительный государственный советник РФ 3-го класса»

В рамках заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под руководством Президента РФ В.В. Путина 14 ноября 2013 года была одобрена Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» (далее — Дорожная карта). 20 ноября 2013 года Дорожная карта передана в Минэкономразвития России для подготовки к утверждению Правительством РФ. С планом мероприятий Дорожной карты можно ознакомиться на сайте e.rnk.ru.

Дорожная карта направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования — создание комфортных условий взаимодействия коммерческих организаций и предпринимателей и органов государственной власти. В первую очередь это касается порядка формирования и представления налоговой отчетности. Кроме того, затрагиваются принципы документооборота.

Среди основных целей создания Дорожной карты можно выделить:

— сокращение временных и материальных затрат, связанных с подготовкой и представлением в инспекцию налоговой отчетности, а также уплатой налогов и сборов;
— улучшение взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. При этом особое внимание планируется уделять международной практике;
— сближение порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
— повышение механизма администрирования НДС;
— стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
— совершенствование администрирования спецрежимов.

Мероприятия, которые содержит Дорожная карта, прокомментировал Даниил Вячеславович Егоров, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ:

«ФНС России принимала активное участие в разработке Дорожной карты. В целом отмечу, что при рассмотрении проекта Дорожной карты практически не было каких-либо очевидных решений, которые “лежат на поверхности” и глобально изменят архитектуру налогового администрирования. По сути то, что мы делали, это уже сложные вопросы, которые требуют серьезного профессионального участия. Одношаговых решений, которые могут полностью все изменить, уже практически не было. Это говорит о том, что мы находимся уже на достаточно высоком уровне взаимодействия и формирования правовой налоговой системы, когда по отдельным вопросам нужна долгая кропотливая, серьезная профессиональная работа. Она не столь яркая, но куда более интересная и сложная. Для налоговой службы это серьезный вызов, который мы попытаемся реализовать в сроки, указанные в Дорожной карте.

Во-первых, разработка Дорожной карты свидетельствует о том, что все мы (налоговая служба, Минфин России, налогоплательщики, аудиторы, консультанты) пытаемся вместе находить компромиссы и принимать серьезные качественные решения, которые помогут работать в более удобном, комфортном и профессиональном режиме. Во-вторых, любой документ всегда имеет две формы решения — формальную и по существу. Поэтому принципиально важно не только составить Дорожную карту, но и в дальнейшем фактически осуществить все запланированные мероприятия.

  ФНС России раскрыла информацию о контрольных соотношениях под грифом «дсп»

Свидетельством того, что для ФНС России Дорожная карта — не формальность, а документ, на основании которого можно делать качественные преобразования налогового администрирования, является то, что мы уже сегодня реализуем многие блоки. В частности, налоговая служба раскрыла информацию о контрольных соотношениях. Отмечу, что такое решение было для нас психологически некомфортным. Ведь далеко не все налоговые администрации мира идут на обнародование подобных сведений (по различным объективным и субъективным причинам).

В международной практике существует градация налогоплательщиков. Первые — четко следуют закону. Вторые — пытаются его соблюдать, но в силу различных обстоятельств им это не всегда удается. И наконец, третьи — осознанно нарушают налоговое законодательство. Основная масса работы в рамках камерального контроля налоговых деклараций связана с проверкой налогоплательщиков второй группы, которые не выполняют всех требований закона. Нам показалось не совсем верно наказывать таких налогоплательщиков путем вынесения решения по результатам проверки со штрафными санкциями. Именно поэтому мы передали в открытый доступ все контрольные соотношения, которые мы сформировали (внутри декларации, между декларациями и иными документами). В этом случае налогоплательщики могут, по сути, сами себя контролировать, и нам будет поступать более качественная информация.

Важно упомянуть про горизонтальный мониторинг. В настоящее время в рамках пилотных проектов мы сотрудничаем с пятью компаниями. Плательщики раскрывают нам свою систему внутреннего контроля — мы видим, насколько прозрачно, систематизированно и качественно отработаны системы их налогового учета. Налогоплательщики в свою очередь получают от нас сведения в отношении отдельных сложных операций, в правильности учета которых он не уверен. В результате компания заранее знает, опасаться ей выездной проверки или нет.

При этом у ФНС России нет цели заключить как можно больше подобных соглашений. Наша задача была и остается — поэкспериментировать с различными формами взаимодействия с налогоплательщиками. Нужно ли нам изучать все сферы учета компании, или отдельные показатели нам не интересны? Стоит ли углубляться в управленческий учет? И для нас, и для налогоплательщиков подобные соглашения — эксперимент. В результате нам необходимо выработать механизм (или несколько механизмов) совместной работы.

Отдельно отмечу про создание универсального передаточного документа. На официальном сайте налоговой службы мы запустили форум, посвященный обсуждению единого отгрузочного документа. Как оказалось, налогоплательщики заинтересованы в разработке такого единого документа. Еще по итогам 2002 года в обращении находилось примерно 15 млрд. счетов-фактур. В настоящее время документов в разы больше. Кроме того, счета-фактуры составляются в двух экземплярах (для покупателя и продавца). Представим, насколько можно сократить документооборот, объединив счета-фактуры и акты выполненных работ в один документ. Но как в действительности налогоплательщики будут применять УПД, покажет практика».

  Порядок формирования и представления налоговой отчетности существенно оптимизируют

— Даниил Вячеславович, уточните, пожалуйста, в каком статусе сейчас находится УПД?

— Форму УПД ФНС России предложила к применению письмом от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры»1. Этот документ также был согласован с Минфином России.

При этом обращаю внимание на то, что УПД — рекомендательный документ. Налогоплательщик вправе оформлять как привычные счета-фактуры и иные первичные документы, так и составлять УПД при отгрузке товаров, работ и услуг. Риск того, что инспекторы на местах откажутся принимать УПД, равны нулю, поскольку использование такого документа регламентировано на законодательном уровне.

— Скажите, что налогоплательщикам стоит ожидать от сближения налогового и бухгалтерского учета?

— Политика Минфина России идет к тому, чтобы бухучет все больше соответствовал МСФО. Поэтому говорить о том, что бухгалтерский учет приближается к налоговому, не совсем корректно. В настоящее время мы проводим комплекс научно-исследовательских работ — изучаем международную практику, пытаемся адаптировать ее к российскому учету, планируем передать некоторые вопросы на обсуждение бухгалтерскому, налоговому и аудиторскому сообществам. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о внесении поправок в главу 25 НК РФ (устранение метода ФИФО из формирования затратной части, стыковка формирования первичной учетной стоимости ОС и др.). При этом отмечу, что согласно планируемым поправкам именно налоговый учет изменяется в сторону сближения с бухгалтерским, а не наоборот.

— Расскажите, пожалуйста, про открытие доступа всех участников налоговых правоотношений к сведениям, содержащимся в госреестрах, который предусмотрен Дорожной картой.

— Техническое решение этого вопроса в настоящее время еще не урегулировано. Наша задача на сегодняшний момент — снять ограничения по доступу к указанным базам, чтобы информацию можно было получать и обрабатывать не вручную (как это сейчас происходит по единичным запросам), а на программном уровне. Сейчас реализована система разовой проверки потенциального контрагента. Планируется, что подобные сведения налогоплательщик сможет запрашивать и получать в автоматизированном режиме.

  Поправки приблизят именно налоговый учет к бухгалтерскому, а не наоборот

— Дорожная карта предусматривает введение законодательного акта, регулирующего налоговое консультирование. Какова основная цель этого мероприятия и предполагаемая ответственность налоговых консультантов?

— Институты налоговых консультантов сформированы во многих развитых странах. Эти системы обычно базируются на институтах саморегулирования, которые позволяют налоговым консультантам соответствовать необходимым стандартам. Благодаря этому и налогоплательщики, и налоговые органы чувствуют себя комфортно в рамках налоговых правоотношений — выгодно иметь своего рода посредника, которому доверяют и контролеры, и компании. Ведь налоговая система простой, к сожалению, не бывает. Чем более она экономически правильна, тем более она усложнена.

Система простых решений действует обычно на низком уровне (к примеру, уплата «вмененного» налога). Профессиональная помощь частных налоговых консультантов требуется обычно либо физическим лицам, либо субъектам малого бизнеса. Крупные налогоплательщики, как правило, могут себе позволить высококвалифицированную помощь, а также налоговый и бухгалтерский аудит. Наша основная задача — разобраться, какой институт налогового консультирования необходимо разработать, чтобы ему доверяли и налогоплательщики, и налоговые органы.

1 Документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль