Обсуждаем: как оплатить патент при оказании услуг такси, если перевозки осуществляются на территории разных субъектов РФ

353
Место дискуссии: http://vk.com/rnk_ru Участники дискуссии: Михаил Лобанов, Simple Redneck, Руслан Семин, Андрей Хромых Период дискуссии: 8—13 ноября 2013 года Вывод участников: предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории нескольких субъектов РФ, может руководствоваться письмом Минфина России о порядке применения ПСН при перевозке грузов. Однако существует риск возникновения претензий налоговиков

С1 января 2013 года индивидуальные предприниматели вправе перейти на патентную систему налогообложения (Федеральный закон от 26.06.12 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»). Несмотря на то что налоги в соответствии с этим режимом налогоплательщики уплачивают уже около года, отдельные нюансы его применения на практике вызывают сложности. Так, участники группы «РНК» обсудили на сайте порядок применения патента при оказании услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по территории двух и более субъектов.

МИХАИЛ ЛОБАНОВ:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Помогите разобраться вот в каком вопросе. Один мой знакомый занимается частным извозом, недавно он решил выйти из тени и легализовать свой маленький бизнес. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и обратился ко мне за консультацией: какие налоги платить? Сколько? Какие декларации сдавать? Я, конечно, посоветовал ему приобрести патент (подп. 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ), ведь это существенно упрощает исполнение его налоговых обязанностей — отчитываться не надо, заплатил за патент и занимайся своим бизнесом. Знакомый живет в Московской области, в Реутове, там же и зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Изучив Налоговый кодекс, я ему объяснил порядок действий: едешь в свою инспекцию по месту жительства (где получал свидетельство о постановке на учет в качестве предпринимателя) и подаешь заявление (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Товарищ мой атаковал меня следующим вопросом: надо ли ему, помимо патента на территории Московской области, получать еще и патент в Москве (поскольку он часто возит пассажиров из Реутова в Новогиреево, Перово, Выхино и в другие районы столицы, а это уже другой субъект). Я снова нырнул в НК РФ, а там в пункте 1 статьи 346.45 написано, что «патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте».

Что же делать? Получается, с областным патентом возить пассажиров в Москву нельзя? Где же тогда получать московский патент, если столичных инспекций, судя по официальному сайту, около 50?


SIMPLE REDNECK:

День добрый, Михаил. Вашему знакомому, однозначно, хвала и почет! Побольше бы таких сознательных граждан, которые добросовестно стремятся уплачивать налоги, и мы точно станем полноценным социально защищенным государством! Тем более что патент на перевозку пассажиров, если я не ошибаюсь, стоит вполне себе разумных денег, приносит доход государству и в целом, как исполнение налоговой обязанности, повышает правовую культуру граждан.

Возникший вопрос действительно интересный. Каких-то официальных разъяснений по этому поводу я не нашел. Могу предположить, что подобная ситуация актуальна лишь для Москвы и Питера (именно в эти города каждый день приезжает большое число людей на работу и учебу). По крайней мере, лично я не слышал, чтобы такси заказывали, например, из Тамбова в Рязань или в Липецк.

Думаю, что второй патент получить все же придется. Ведь он действует только на территории того субъекта, который в нем указан. Кроме того, индивидуальный предприниматель, который получил патент в одном субъекте, вправе получить патент и в другом субъекте (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).


РУСЛАН СЕМИН:

Ну, Simple, не скажите. Такси-то, может, заказывают и редко, а вот пассажирские автобусы передвигаются между регионами постоянно. Причем не только рейсовые, но и туристические (школьные экскурсии и поездки для иностранных гостей по тому же Золотому кольцу — явление распространенное).

Попытался найти ответ на поставленный вопрос, и вот какие разъяснения мне попались. В письме от 07.02.13 № 03-11-12/15 Минфин России вот что отметил:

«<…> В то же время, если договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации и соответственно вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента, полученного по месту постановки на учет в налоговых органах».

Получается, если возишь груз из Московской области во Владимирскую, то одного патента, полученного в Московской области, должно быть достаточно. Интересно, а если из Владимирской области взял груз, чтобы пустым не возвращаться? Когда ехал туда, еще не знал, что обратно тоже повезешь груз, договор тут на обратную поставку не заключал. Как быть? Исходя из этого письма, получается, что из какого субъекта везешь груз, там патент и нужно получать. Если занимаешься перевозками в оба конца, нужно два патента…

Но, вообще, я не уверен, что такие разъяснения применимы к нашей ситуации, ведь перевозка груза и перевозка пассажиров — это не одно и то же.


SIMPLE REDNECK:

Действительно, логика в подходе чиновников есть. Если возишь из одной области в другую и там, в другой, только разгружаешь товар, логично, что патент нужен один. Ты никого не обманываешь, доход-то здесь получаешь, туда просто привез и выгрузил. Но согласитесь, частных случаев много. Один из них и привел уважаемый Руслан — перевозчик доставил груз в другой субъект, а оттуда тоже едет не пустой, а с поклажей.

Есть и другие примеры. Допустим, я зарегистрирован в Ярославской области, получил патент тут, а груз вожу из других регионов. Мой патент действует или мне нужно получить другие по местам загрузки? Причем договор на перевозку я могу заключить как дома, так и непосредственно при погрузке — в соседних регионах. Как говорится, там, где дешевле, там и закупил. Получается, клиента нашел, но работать с ним нельзя, пока патент по его субъекту не получишь. А дождется он тебя или нет…

И еще — если я вожу грузы по всей России, мне что теперь, во всех 89 субъектах патенты покупать? На мой взгляд, глупость!


АНДРЕЙ ХРОМЫХ:

Господа! Чтобы разобраться в вопросе, надо заглянуть, откуда ноги растут. Уверен, что причина, по которой законодатель настаивает на получении патента в каждом регионе, где предприниматель осуществляет деятельность, кроется в размере потенциально возможного к получению дохода. Вернемся к нашим дорогим таксистам. Допустим, один из них возит пассажиров по Чехову (Московская область). Другой, знакомый топикстартера, трудится в Реутове и иногда завозит клиентов в Москву. За патент они заплатили одинаково — 11 670 руб. (согласно ст. 2 Закона Московской области от 06.11.12 № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области»). А доходы-то у них разные! Областные чиновники, устанавливая стоимость патента, предполагают, что потенциальный доход таксиста составляет 194 500 руб. в год. На практике, я вот уверен, что реутовский водитель заработает в разы больше денег, чем чеховский. Ведь поездки в столицу оплачиваются по повышенным тарифам. Однако тут не стоит забывать, что у обоих таксистов есть равные возможности по получению дохода — теоретически никто не запрещает чеховскому таксисту возить пассажиров в Москву. Другой вопрос, что спрос на такие поездки в Чехове намного ниже, нежели в Реутове (что объясняется удаленностью от столицы).

Теперь сравним нашего реутовского таксиста с третьим водителем, который зарегистрирован в Москве и время от времени совершает поездки в область (в тот же Реутов). Они оба возят пассажиров по рейсу Москва — Реутов и обратно по московским ценам. Но при этом расценки на поездки по Москве существенно выше, чем областные тарифы. Получается, что столичный таксист реально получит больший доход. Но и за патент он заплатит больше. По Закону г. Москвы от 31.10.12 № 53 «О патентной системе налогообложения» потенциальный доход перевозчика составляет 300 000 руб., что соответствует стоимости патента в размере 18 000 руб. в год.


МИХАИЛ ЛОБАНОВ:

В целом я с тобой, Андрей, согласен. Но немного не уловил сделанного вывода. Надо ли моему другу в Москве вставать на учет и приобретать патент?


АНДРЕЙ ХРОМЫХ:

Сколько бы таксист в Москве ни зарабатывал, он со своего потенциального дохода заплатит 18 000 руб. Областной водитель заплатит за патент значительно меньше, хотя на практике он вообще может только в Москве и работать. Получать доход он будет как столичный перевозчик, а налоговую нагрузку нести другую, отличную от установленной в Москве. Более того, можно вообще выбрать субъект, в котором установлен минимальный потенциально возможный к получению годовой доход для услуг такси, получить там патент и заниматься перевозками в других субъектах на дорогих маршрутах (например, в Тамбовской области в соответствии с Законом от 30.10.12 № 204-З «О введении в действие на территории Тамбовской области патентной системы налогообложения» потенциальный доход для одного транспортного средства — 160 000 или 9600 руб. за патент, что еще меньше, чем в Московской области).

Перед налоговиками всегда можно оправдаться — мол, основная моя деятельность именно в Тамбове. А в Москву — так, попутчиков прихватил, пока к тетке ездил. Да и вообще, как инспекторы узнают, где водитель катается? Это только командированные чеки просят, частные пассажиры зачастую даже не знают, что таксисты должны какой-то документ о перевозке составлять1. Кроме того, жильцы пишут друг на друга в налоговую, кто сдает квартиры. И что, все испугались и побежали платить налоги с дохода?

Налицо не просто пробел, а дыра в налоговом законодательстве!!!


МИХАИЛ ЛОБАНОВ:

Вот не думал, что такая ситуация получается с этими патентами… Хотя… я придумал, как нам выйти из сложившейся ситуации. Посоветую товарищу обратиться с запросом напрямую в Минфин! Насколько я помню, разъяснения финансового ведомства, адресованные конкретному налогоплательщику, освобождают его от налоговой ответственности в том случае, если, следуя таким разъяснениям, он допустил ошибки при исчислении и уплате налогов (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Надо просто задать в министерство вопрос непосредственно про перевозки пассажиров. Расскажу потом, что финансисты ответят.

Комментарий РНК

Территория действия патента ограничена территорией субъекта РФ, и законодатель это сделал не случайно. Экономический уровень развития субъектов в РФ различен, доходы населения значительно разнятся от региона к региону, поэтому и стоимость услуг неодинаковая. Московский перевозчик в сравнении с перевозчиками других регионов за патент заплатит больше, и это справедливо — его потенциальный доход в Москве выше, чем в другом городе РФ. Но это соотношение сохраняется только в том случае, если все таксисты будут работать только на территории того субъекта, где они приобрели патент. В настоящее время отсутствуют официальные разъяснения ведомств и судебная практика, поясняющие порядок приобретения патента в случае, если предприниматель осуществляет пассажирские перевозки на территории нескольких субъектов. Водители могут руководствоваться разъяснениями Минфина России в отношении перевозки грузов, однако риски возникновения претензий налоговиков очень высоки.

1 Подробнее о порядке составления такого документа читайте в статье «Реквизиты квитанции на оплату пользования такси, которые помогут избежать налоговых споров». Тест Нужно ли, по мнению Минфина России, предпринимателю получать патент в Московской области, если он занимается перевозкой грузов из Владимирской области в г. Реутов? Да Нет По мнению финансового ведомства, если договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте РФ, в котором получен патент, а пункт назначения находится в другом субъекте РФ, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте РФ (письмо от 07.02.13 № 03-11-12/15).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль