Обсуждаем: действия предпринимателя при утрате права на применение патентной системы налогообложения

186
Место дискуссии: http://vk.com/rnk_ru Участники дискуссии: Субхан Имамвердиев, Диана Диана, Руслан Семин, Марина Крюкова Период дискуссии: 31 октября — 8 ноября 2013 года Вывод участников: индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе по одному или нескольким видам деятельности приобрести патент. В случае утраты права на применение ПСН предприниматель уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Однако, по мнению Минфина России, предприниматель вправе применять спецрежим, представив в инспекцию соответствующее заявление

Зачастую индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения (ПСН), сталкивается с налоговыми сложностями при пересчете налоговой базы. В частности, если он осуществляет несколько видов деятельности — по одному виду деятельности применяет патент, а по другому — уплачивает налоги в соответствии с упрощенным режимом. Порядок действий индивидуального предпринимателя в случае утраты права на применение патентной системы налогообложения обсудили участники группы «РНК» на сайте.

СУБХАН ИМАМВЕРДИЕВ:

Добрый день, уважаемые коллеги! Возникла весьма неоднозначная ситуация, в связи с этим прошу вашего совета и помощи! Я — индивидуальный предприниматель. Долгое время применял «упрощенку». В связи с нововведениями в законодательство по одному из видов деятельности я приобрел патент на год. Однако просрочил уплату второго платежа и утратил право на применение патента. В Налоговом кодексе вычитал, что налогоплательщик, утративший право на применение патента, автоматически переходит на общий режим налогообложения, причем начиная с того налогового периода, на который был выдан патент (п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Получается, нужно отчитаться за полученные ранее доходы и треть стоимости патента, которую я уже заплатил, мне не вернут. Не будет ли двойного налогообложения? И что делать с другими видами деятельности, которые на «упрощенке» (продолжать платить по ним УСН или тоже облагать в соответствии с общим режимом)?


РУСЛАН СЕМИН:

Действительно, ситуация весьма неоднозначная. Все дело в том, что пунктом 6 статьи 346.45 НК РФ закреплен переход налогоплательщика, утратившего право на применение патента, на общий режим налогообложения. Однако аналогичная норма также присутствовала до вступления в силу главы 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Так, пункт 9 статьи 346.25.1 НК РФ предусматривал, что при нарушении условий применения УСН на основе патента, а также при неуплате (неполной оплате) 1/3 стоимости патента в установленный срок предприниматель утрачивал право на применение указанного режима в периоде, на который был выдан патент. В этом случае он должен был уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Как видите, и при применении УСН на основе патента и патентной системы налогообложения нормы НК РФ предписывают налогоплательщику при утрате права на применение патента перейти на общий режим налогообложения. При этом, как вы правильно отметили, в соответствии с пунктом 6 статьи 346.45 НК РФ налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы и переходит на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, если:

— с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. руб.;
— в течение налогового периода средняя численность наемных работников налогоплательщика превысила 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности п. 5 ст. 346.43 НК РФ;
— налогоплательщик не уплатил налог в установленный законом срок (п. 2 ст. 346.51 НК РФ).


ДИАНА ДИАНА:

Ситуация действительно спорная и неоднозначная. Что делать, как всегда подскажет всеми нами любимый Минфин! Руслан, обратите внимание, что в данной ситуации у Субхана есть и другие виды деятельности, по которым он отчитывается по упрощенной системе налогообложения. Следовательно, если Субхан перейдет на общий режим налогообложения, ему придется совмещать сдачу отчетности по «упрощенке» с общережимной отчетностью. Напомню, что налоговое законодательство этого не предусматривает. Минфин России в письме от 28.03.07 № 03-11-04/2/68 указал, что на упрощенную систему налогообложения переводится налогоплательщик в целом, а не конкретный вид его предпринимательской деятельности. Знаю пример судебной практики, когда суд подтвердил, что предприниматель не вправе одновременно уплачивать налоги в соответствии с общим и упрощенным режимами налогообложения (постановление ФАС Уральского округа от 10.01.08 № Ф09-11011/07-С3, оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.12.08 № ВАС-16871/08).


МАРИНА КРЮКОВА:

Да, действительно, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.51 НК РФ налогоплательщик обязан совершить два платежа за патент в год (первый платеж — в размере 1/3 стоимости патента, но не позднее 25 календарных дней после начала его действия, второй — в размере 2/3 стоимости патента, но не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода). Если вы, Субхан, это правило нарушили, вы утрачиваете право применять патентную систему и обязаны перейти на общий режим налогообложения.

Минфин России еще в марте текущего года указал, что при утрате права на применение ПСН предприниматель переходит на общий режим налогообложения с начала периода, в котором действовал патент (письмо от 07.03.13 № 03-11-12/27). При этом ведомство уточнило, что на основании пункта 8 статьи 346.45 НК РФ:

«Индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения».

Кстати, финансисты рассмотрели ситуацию, аналогичную вашей, Субхан. В рассматриваемом письме «ипэшник» осуществлял два вида деятельности: по одному начал применять ПСН, по второму — продолжил уплачивать «упрощенный» налог. В итоге Минфин России указал, что в отношении деятельности по передаче в аренду собственного нежилого помещения (по которой предприниматель утратил право на применение ПСН) ИП должен будет применять общий режим налогообложения, а в отношении деятельности по передаче помещения в субаренду он вправе продолжить применять упрощенную систему налогообложения.


ДИАНА ДИАНА:

А я отыскала разъяснение, в котором Минфин России сам себе противоречит. В письме от 18.03.13 № 03-11-12/33 финансисты пришли к выводу, что если предприниматель утрачивает право на патент, то он может продолжать отчитываться по «упрощенке» по всем видам деятельности, в том числе по тому, по которому был выдан патент. Но стоит помнить, что возврат налогоплательщика к упрощенной системе налогообложения возможен, лишь если соблюдены все требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, а также не превышен лимит предельно допустимого дохода плательщика в размере 60 млн. руб. по всем видам деятельности.

Отмечу, что налоговики придерживались аналогичной точки зрения и в период действия упрощенной системы налогообложения на основе патента. В письме от 02.11.10 № ШС-37-3/14719@ ФНС России сообщала, что, если ИП одновременно применял обычную «упрощенку» и упрощенную систему на основе патента и в отношении последней утратил право на ее применение, он должен пересчитать налоговую базу по доходам, полученным от вида деятельность, по которому применялся патент, по правилам обычной «упрощенки» за весь период, на который он был выдан.


МАРИНА КРЮКОВА:

Кстати, если вы, Субхан , не хотите уплачивать налоги в соответствии с общим режимом, вы можете подать заявление на «вмененку». Действовать в этом случае нужно следующим образом:

— подать заявление об утрате права на применение патента (п. 8 ст. 346.45 НК РФ);
— в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (ст. 346.28 НК РФ).

С даты постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД вы и будете уплачивать единый налог. А налоги в соответствии с общим режимом уплатите только за период, в котором применяли ПСН. Такой порядок действий разъяснил Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-11-09/34828.


ДИАНА ДИАНА:

Да, и по поводу двойного налогообложения не волнуйтесь. Минфин и этот вопрос разъяснил. Причем совсем недавно — в письме от 15.10.13 № 03-11-12/42971. Если предприниматель прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении которой применял ПСН, до истечения действия патента, величина налога, уплаченного при применении этого спецрежима, пересчитывается. Такой перерасчет производят исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида предпринимательской деятельности в календарных днях. Если образуется переплата, ИП вправе, подав соответствующее заявление, вернуть или зачесть ее в счет уплаты других налогов (ст. 78 НК РФ). Если же возникла недоимка, ее необходимо погасить в срок, указанный в патенте (п. 2 ст. 346.51 НК РФ).


МАРИНА КРЮКОВА:

Не могу с вами, Диана, согласиться. В рассмотренном вами письме речь идет не об утрате права на применение ПСН, а о прекращении осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому не уверен, что Субхан сможет зачесть стоимость патента, если впоследствии ему придется отчитываться за этот же период по общему режиму. Однако разъяснений ведомств по этому вопросу я не нашла. Посмотрим, как будет складываться практика.


СУБХАН ИМАМВЕРДИЕВ:

Большое спасибо всем за помощь и советы. Впервые сталкиваюсь с таким спорным моментом в нашем законодательстве. Придется отчитаться по общему режиму за период действия патента. Надеюсь, что не возникнет препятствий для зачета уплаченной стоимости патента в счет НДФЛ. В дальнейшем буду внимателен со сроками уплаты налогов)))

Комментарий РНК

Если индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, нарушает хотя бы одно из ограничений, поименованных в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ, он обязан отчитаться по общему режиму налогообложения за период действия патента. Но, как показывает практика, после утраты права на применение ПСН предприниматель может перейти на спецрежим, представив в налоговый орган соответствующее заявление. На это указывает Минфин России в своих недавних разъяснениях (письма от 18.03.13 № 03-11-12/33 и от 26.08.13 № 03-11-09/34828).

Отметим, что ранее ведомство придерживалось мнения, что предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения, обязан в любом случае перейти на общий режим начиная с даты утраты такого права (письмо от 07.03.13 № 03-11-12/27). Учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ), предприниматель вправе руководствоваться более поздними разъяснениями финансистов.

Тест Вправе ли предприниматель совмещать общий и упрощенный режимы налогообложения? Да Нет Минфин России в письме от 28.03.07 № 03-11-04/2/68 указал, что на упрощенную систему налогообложения переводится налогоплательщик в целом, а не конкретный вид его предпринимательской деятельности. Суды подтверждают, что предприниматель не вправе одновременно уплачивать налоги в соответствии с общим и упрощенным режимами налогообложения (постановление ФАС Уральского округа от 10.01.08 № Ф09-11011/07-С3, оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.12.08 № ВАС-16871/08).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль