«В целях повышения собираемости налогов важно повышать правовую грамотность налогоплательщиков»

135
«В целях повышения собираемости налогов важно повышать правовую грамотность налогоплательщиков»
Д.Ю. Шакирова, исполнительный директор Центра налогового администрирования и финансового управления РАНХиГС при Президенте РФ

 

Долгое время Джамиля Юнусовна проработала в ФНС России (за ее плечами практический опыт работы в нескольких отделах налогового ведомства).

Более шести лет занимается вопросами налогового консалтинга. В настоящее время Джамиля Юнусовна является преподавателем кафедры налогов и налогообложения, а также руководителем центра дополнительного образования в Московском  налоговом институте. Кроме того, она имеет множество публикаций в научных сборниках по налоговой тематике и в сфере экономики народного хозяйства

— Джамиля Юнусовна, какие недавние изменения, внесенные в НК РФ, на Ваш взгляд, являются наиболее существенными для компаний?

Среди поправок и нововведений, внесенных в первую часть НК РФ, особенно хотелось бы отметить нормы о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием. Это революционный шаг в российской налоговой системе. В большей степени это новшество коснется крупнейших налогоплательщиков и взаимозависимых организаций. Осенью 2013 года налогоплательщики впервые должны будут представить отчетность в отношении контролируемых сделок. Практика разрешения споров при применении трансфертных цен еще не сложилась. В связи с этим, чтобы снизить количество вопросов налогоплательщиков, Минфин России в настоящее время разрабатывает специальные методические рекомендации.

Кроме того, с 1 января 2013 года не облагается налогом на имущество движимое имущество, принятое на учет позже этой даты (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Соответственно компании более не будут указывать на несправедливость налоговой системы в части двойного налогообложения транспортных средств — налогом на имущество организации и транспортным налогом.

— Продолжая тему имущественных налогов, скажите, целесообразно ли устанавливать для компаний возможность уплачивать такие налоги в едином порядке, как это реализовано для физических лиц (посредством единого налогового уведомления)?

— Думаю, что нецелесообразно. Ведь каждая организация имеет свою организационно-правовую форму, свою специфику, ведет учет в соответствии с утвержденной ею учетной политикой. Современное налоговое законодательство предоставляет организации право самостоятельно выбрать альтернативный легальный способ учета тех или иных хозяйственных операций, который выгоден ей.

Если на законодательном уровне будет принято решение об уплате имущественных налогов в едином для всех компаний порядке на основании единых уведомлений, это, во-первых, лишит налогоплательщиков права альтернативного выбора разрешенного способа учета. Во-вторых, создаст дополнительную нагрузку для контролирующих органов. Также велика вероятность, что суммы налоговых платежей, указанные в таких уведомлениях, налогоплательщики часто будут обжаловать.

— Насколько в России, по Вашему мнению, развит институт налоговой грамотности?

— Налоговая система Российской Федерации по сравнению с налоговыми системами зарубежных стран достаточно молодая. В целом налоговая нагрузка лежит на юридических лицах. Физические лица в основном платят налоги уже по тем уведомлениям, которые присылают налоговые органы. На мой взгляд, уровень налоговой грамотности в нашей стране пока достаточно низкий.

Большинство налогоплательщиков не знают о тех возможностях налоговой оптимизации, которые предоставляет им Налоговый кодекс. В частности, законодательство предусматривает право налогоплательщика на использование специальных налоговых режимов, льгот или вычетов, но многие этим правом не пользуются. Причем это касается как физических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и организаций малого бизнеса (в которых зачастую деятельность осуществляет руководитель единолично).

К сожалению, менталитет российского налогоплательщика еще недостаточно развит, чтобы использовать все предоставленные ему преференции. Возможно, стоило бы обратиться к международной практике. За рубежом, где налоговое бремя распределяется достаточно равномерно между юридическими и физическими лицами, практически у каждого налогоплательщика (будь то крупная организация, малая компания, предприниматель или обычный гражданин, получающий доход от работы по найму) есть собственный налоговый консультант. Затраты на оплату таких услуг, как правило, окупаются посредством экономии на налоговых платежах. Более того, во многих странах не только организации, но и физические лица вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы на сумму налоговых платежей.

— А каким образом можно повысить налоговую грамотность налогоплательщиков?

— В настоящее время существует большое количество телевизионных программ, которые рассматривают вопросы налогообложения. Осуществляется деятельность по обучению налогообложению: курсы, программы повышения квалификации, профпереподготовки. Специализированные консалтинговые компании проводят множество семинаров и конференций, в том числе бесплатно. Налогоплательщики обращаются с вопросами к частным консультантам. Дает разъяснения и ФНС России. Кроме того, не стоит забывать, что частный запрос налогоплательщик может направить и в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

— Как Вы считаете, что выгоднее компании — иметь в штате налогового консультанта или прибегать к услугам сторонних специалистов?

— Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретной организации (величины ее оборотов, штата сотрудников и вида деятельности). Небольшие компании с низкими оборотами и предприниматели, в том числе применяющие спецрежимы, как правило, имеют небольшую нагрузку в части формирования налоговой отчетности и ведения налогового учета. Они ведут деятельность по наработанной схеме. Налоговые вопросы у таких налогоплательщиков возникают сравнительно редко. Поэтому им целесообразнее обратиться к частному налоговому консультанту. Он ответит на возникший у налогоплательщика вопрос и при необходимости поможет в составлении отчетности и ведении учета.

Если же компания крупная (с большим штатом и внушительными оборотами), то бухгалтерской службе приходится проводить огромную документальную работу, вести налоговые регистры по большому количеству налогов и страховых взносов, контролировать правильность расчета налоговых платежей и своевременность представления отчетности. Кроме того, многие компании выходят на международный рынок, что требует от бухгалтеров знаний зарубежных налоговых систем и соглашений об избежании двойного налогообложения. Таким компаниям выгоднее принять в штат сотрудника, который специализируется на налоговом учете в той сфере деятельности, которой занимается организация. Крупнейшие компании, как правило, имеют целые налоговые подразделения. Расходы на содержание таких отделов или оплату труда узкоквалифицированных специалистов в этом случае являются обоснованными, так как позволяют значительно оптимизировать налоговую нагрузку. Наличие налогового отдела в компании способствует недопущению ошибок в исчислении налогов и избежанию доначислений и налоговых санкций.

— Что бы Вы изменили в налоговой системе РФ?

— Во-первых, необходимо сделать налоговое законодательство более ясным и понятным. Существующее законодательство написано достаточно сложным языком. Налогоплательщики, не обладающие достаточными специальными знаниями, с трудом понимают смысл той или иной налоговой нормы. Кроме того, многие положения Налогового кодекса не имеют единообразного толкования. Так, по одному и тому же вопросу существуют противоречивые позиции Минфина России или налоговой службы. Более того, суды при рассмотрении аналогичных споров иногда поддерживают налогоплательщика, а иногда занимают сторону налоговой службы. Такая неопределенность дает простор недобросовестным налогоплательщикам для ухода от налогообложения. В частности, по правилам пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика или плательщика сборов. Это неоднократно подтверждает практика. Кроме того, налоговые органы несут существенные издержки, связанные с судебными разбирательствами. Безусловно, страдают и суды, которые в настоящее время переполнены исками, касающимися вопросов налогообложения.

Соответственно первостепенная задача законодательства, на мой взгляд, — принимать четко проработанные законы, содержащие однозначные нормы. Немаловажно на этапе законотворчества предавать огласке законопроекты, чтобы все заинтересованные в конкретном законе лица смогли принять участие в его создании — высказать свое мнение по тому или иному вопросу и внести возражения и дополнения.

Во-вторых, хочу отметить нестабильность налогового законодательства. Не секрет, что изменения в Налоговый кодекс и налоговые законы вносятся достаточно часто. Недавно была подсчитана стабильность налогового законодательства по формуле:

Стабильность налогового законодательства = Количество изменений законодательства : Количество дней в году

В результате выяснилось, что за прошедший год в соответствии с этой формулой на каждый календарный день приходилось по три поправки. Получается, что грамотному специалисту необходимо постоянно быть в курсе происходящих событий, постоянно самосовершенствоваться.

В-третьих, на мой взгляд, нуждаются в упрощении административные процедуры. В настоящее время сделано уже немало шагов в этом направлении. Например, создание большого количества электронных сервисов, внедрение системы электронной сдачи отчетности и электронного документооборота.

Наконец, необходимо большое внимание уделять повышению налоговой грамотности налогоплательщиков. При этом важно начать контролировать институт налогового консультирования. Ведь многие консультанты, отвечая на частные запросы, предлагают непросвещенным в налоговом плане налогоплательщикам нелегальные схемы ухода от налогообложения. В результате компаниям грозят существенные доначисления, в то время как законодательство не предусматривает ответственность для налоговых консультантов. Установление такой ответственности на законодательном уровне обяжет специалистов действовать более квалифицированно и осторожно, разъясняя отдельные вопросы налогоплательщикам.

Если мы пойдем по пути диалога «государство и налогоплательщик», то сможем реализовать теорию Ж. Сисмонд де Сисмонди: «Налоги — это наслаждение, извлекаемое из общественного порядка, правосудия, просвещения, безопасности, обеспечения личности и собственности». В результате слаженной и сбалансированной деятельности государства и налогоплательщиков мы сможем прийти к тому, чтобы налогов было меньше, платить их было бы удобнее и налогоплательщики наглядно видели бы, куда именно расходуются средства, которые они уплатили в составе налоговых платежей.

Беседовала Алина Смехова, корреспондент журнала «Российский налоговый курьер»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    
    • Мы в соцсетях
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль