«Наиболее спорным представляется решение о выведении из налоговой системы ЕСН и передача администрирования страховых взносов в ПФР»

89
«Наиболее спорным представляется решение о выведении из налоговой системы ЕСН и передача администрирования страховых взносов в ПФР»
Любовь Ивановна Гончаренко, заведующая кафедрой «налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ, докт. экон. наук, член диссертационного совета университета

При ее участии разрабатывался государственный стандарт по специальности «налоги и налогообложение» и профиль «налоги и налогообложение» по экономическому направлению подготовки бакалавров.

Любовь Ивановна принимает активное участие в образовательном процессе — преподает в Финансовом университе на факультете «налоги и налогообложение», Институте повышения квалификации преподавателей, Институте сокращенных программ и МВА.

Кроме того, она разработала и опубликовала более 350 учебных и учебно-методических работ, в том числе авторские и под научной редакцией.

Любовь Ивановна удостоена званий «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2004 год), «Почетный работник Финансовой академии при Правительстве РФ» (2009 год) и «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2012 год)

— Любовь Ивановна, какое, на ваш взгляд, изменение или новшество в области налогообложения 2013 года наиболее существенно для компаний?

Центральными факторами развития налоговой системы России последних лет я бы назвала введение новых правил ценообразования для целей налогообложения (прежде всего трансфертных цен), а также института консолидированного налогоплательщика. В 2013 году продолжилась отработка всех механизмов, связанных с этим процессом, в том числе и на международном уровне. В частности, относительно обмена информацией с зарубежными странами. Также сдвинуты сроки представления налоговой отчетности, отменены пени на срок корректировки цен по заключенным соглашениям и др. Существенный шаг вперед в области налогового администрирования — развитие горизонтального мониторинга в отношении крупнейших налогоплательщиков.

Заслуживают внимания и изменения в части транспортного налога. В большей мере это относится к физическим лицам. Однако такие изменения заставят малый и средний бизнес более обоснованно подходить к приобретению транспортных средств.

— Все больше документов законодательство позволяет оформлять и подписывать в электронном виде. Как вы думаете, это плюс или минус для компаний?

Электронная подпись — вызов времени. Без нее уже невозможно представить осуществление отдельных операций (например, на фондовом рынке). Поэтому решение расширить спектр документов, подписываемых в электронном виде, на мой взгляд, правильно. Это важно и для развития «облачных» технологий — ФНС России в настоящее время создает систему «Налог-3». Вероятно, использование ЭЦП эффективно скажется как на качестве борьбы с фирмами-однодневками, так и на сокращении периода возмещения из бюджета НДС тем компаниям, которые открыто работают на рынке. В частности, в настоящее время уже около 80% налоговых деклараций сдается в электронном виде.

— Что бы вы изменили в Налоговом кодексе? Какие неурегулированные вопросы, на ваш взгляд, требуют особого внимания законодателей?

В налоговых кодексах государств, входящих как в Таможенный союз, так и в Содружество Независимых Государств, имеются разделы, предусматривающие обязательные сборы предпринимателей в качестве фискальных взносов. Это объясняется тем, что при декларируемом уровне налоговой нагрузки в 34,2% реальный уровень фискальной нагрузки значительно выше (по некоторым оценкам 37%, по другим — до 50%) вследствие того, что целый ряд платежей не включен (исключен) в НК РФ. На практике имеет место тенденция по расширению состава, увеличению размера обязательных платежей без достаточного уровня контроля как за их поступлением, так и за их целевым использованием. Это касается экологических сборов, портовых сборов, сборов при таможенном оформлении и многих других. Появился еще термин «парафискалитеты». Все это волнует бизнес и, наконец, стало волновать и депутатов законодательных собраний.

Для стимулирования инвестиций целесообразно восстановить льготы по налогу на прибыль организаций либо возобновить налоговые каникулы для новых вложений (правило startup). Кроме того, не лишним будет провести инвентаризацию действующих налоговых льгот — исключить неработающие или разобраться с причинами их неэффективности и устранить имеющиеся барьеры. В частности, несмотря на право учесть при налогообложении амортизационную премию при приобретении объекта ОС, возраст основных средств продолжает повышаться.

— Как в целом вы оцениваете уровень налоговой нагрузки на российских налогоплательщиков? Нужно ли что-то менять?

Как я уже отмечала выше, реальная фискальная нагрузка на бизнес выше, чем налоговая, администрируемая ФНС России. С точки зрения макроуровня величина налоговой нагрузки лояльна для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Этому способствует принципиальное изменение идеологии контрольной деятельности налоговых органов, основанной на углубленном предпроверочном анализе деятельности налогоплательщика, оценке его операций на предмет налоговых рисков. Это позитивно сказывается на снижении административной нагрузки со стороны налоговых органов. В 2012 году это позволило России подняться на 40 пунктов в рейтинге бизнес-климата.

На отдельно взятом микроуровне, возможно, налоговая нагрузка достаточно высока. Но, как правило, это определяется индивидуальными особенностями взаимоотношений налогоплательщика со своими контрагентами, а в отдельных случаях — и с налоговыми органами. Прежде чем что-либо изменить в налоговом законодательстве, необходимо провести значительную аналитическую работу для углубленного понимания того, что мешает малому бизнесу. Изменения в налоговой сфере лишь приводят к дестабилизации деятельности малого бизнеса, поскольку требуют изменений в учете, во взаимоотношениях с арендодателями и другими контрагентами.

— Как вы относитесь к стремлению законодателей максимально приблизить ведение бухгалтерского и налогового учета? А также к разговорам в прессе о том, что налоговый учет, возможно, отменят?

В целом положительно. Несмотря на то что большинство налогоплательщиков уже имеют достаточно большой опыт ведения налогового учета, причем очень успешный и эффективный с позиции управления доходами и особенно расходами. Тем не менее это затратно. Изменения в правилах бухгалтерского учета за последние годы уже привели к сближению бухгалтерского и налогового учета, что, безусловно, подталкивает законодателей к мысли о снижении необходимости ведения налогового учета. Однако полная его отмена представляется преждевременной. Для этого требуется дополнительная работа по сближению бухгалтерского и налогового учета.

— В настоящее время многие компании доверяют ведение бухгалтерского и налогового учета специализированным организациям. Какие в этом случае могут возникать налоговые риски? С помощью каких способов компания может обезопасить себя?

Передача ведения бухгалтерского и налогового учета специализированным организациям — распространенная практика зарубежных стран. На мой взгляд, в таком случае существенно снижаются риски допущения ошибок. Это можно объяснить технологической отработанностью процесса по проведению операций как по правилам бухгалтерского учета, так и налогового.

Также важно уделить внимание заключению договора со сторонней специализированной организацией. В частности, предусмотреть меры ответственности сторон (за качество предоставляемой информации и ее обработки). Кроме того, начинает развиваться добровольное страхование рисков по гражданским договорам.

Наконец, не лишним при заключении такого договора будет изучить компанию, которой планируется передать ведение учета, на предмет добросовестности, а также подобрать исполнителя по критерию «цена-качество» через интернет (в том числе по отзывам о его деятельности).

— Какой момент в российском налоговом законодательстве, с вашей точки зрения, является наиболее спорным или неясным?

Странным и спорным, на мой взгляд, представляется решение о выведении из налоговой системы единого социального налога и передаче администрирования страховых взносов государственным внебюджетным фондам. Основным аргументом возражения является тесная взаимосвязь налоговых баз по налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДФЛ. Разрыв контрольных функций в этом случае приводит как к финансовым потерям государства (недопоступление доходов, дополнительные расходы на административный аппарат), так и к неудовлетворенности налогоплательщиков. Так, в 2012 году НДФЛ был собран (администрируется ФНС России) на 100%, а страховые взносы, по данным ПФР и ФСС, — на 98,7%. При этом рост поступления НДФЛ в 2013 году — 13,3%, а например, взносов в ПФР — 7,5%. Не соответствует это и экономической природе таких взносов. Практически у всех ученых и у многих практиков единое мнение — страховые взносы, целью которых является выполнение государством различных социальных обязательств, не являются страховыми в прямом понимании сути страхования. В них больше основополагающих признаков налоговых сборов.

С точки зрения налоговых рисков наиболее уязвимым является вопрос расходов, учитываемых при формировании базы по налогу на прибыль организаций. Это касается как состава расходов, так и оценки их размера. Причем факторов несовпадения позиции налогоплательщика и налогового органа множество. Важную роль в решении этого вопроса играет уровень экономического и юридического образования работников налоговых органов.

— Какую, на ваш взгляд, роль в налогообложении компаний будет играть введение налога на недвижимость?

Представляется, что введение налога на недвижимость окажет большее влияние на налогообложение физических лиц, нежели компаний. Этому есть несколько причин. Во-первых, в большинстве случаев переход на новый налог, а именно отказ от инвентаризационной стоимости недвижимости как основы расчета налога, так или иначе увеличит налоговую нагрузку на физических лиц. Причем не только на тех, кто имеет новые большие дома (квартиры) или несколько объектов недвижимости. Налоговая нагрузка возрастет и на тех граждан, которые по разным причинам в прошлом получили от государства просторное жилье, а в настоящее время находятся на пенсии или не имеют постоянного, достаточного дохода.

Во-вторых, на рыночную стоимость недвижимости в нашей стране влияет много факторов, среди которых и недостаточность других инструментов и эффективных объектов реализации инвестиционных возможностей физических лиц (например, эффективный, прозрачный рынок ценных бумаг). Кроме того, в законопроекте не предусмотрены налоговые льготы, устанавливаемые федеральным органом. Предполагается, что это будет прерогативой региональных (местных) органов. Но в условиях дефицитности значительной части региональных (местных) бюджетов не случайно высказываются опасения относительно угрозы отказа большинству нынешних льготных категорий налогоплательщиков в их предоставлении, а также нарушения равноправия граждан, проживающих в разных регионах. Наконец, негативное восприятие налога на недвижимость со стороны граждан связано и с уровнем как финансовой грамотности населения, так и с отсутствием (неразвитостью) тех институтов, которые стояли бы на защите интересов физических лиц (налоговых консультантов, недорогих, а в некоторых случаях и бесплатных, адвокатов).

— В настоящее время вы являетесь членом жюри проекта «Секреты налогового мастерства» журнала РНК. Какое место в современной системе образования занимает дистанционное обучение? В частности, посредством просмотра вебинаров?

Дистанционная форма обучения получила достаточно широкое распространение в зарубежных странах. Такое обучение обеспечивает эффективную реализацию принципа мобильности обучающихся согласно положениям Болонского процесса.

Однако эффективность реализации такой формы образования, качество полученных знаний зависят от многих факторов. Во-первых, это технические возможности учебных заведений. Во-вторых, уровень программного обеспечения онлайн-общения со студентами. А это затрагивает и технические возможности обучаемых. И наконец, качество учебного материала. Последнее во многом определяется квалификацией преподавателей, достойной оценкой их труда.

Беседовала Алина Смехова, корреспондент журнала «Российский налоговый курьер»


Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль