Тонкости налогообложения демонстрационного образца

157
Место дискуссии: форум РНК по адресу: http://forum.rnk.ru/ → Список форумов → Расчет налогов и заполнение деклараций → Налог на имущество → Демонстрационный образец — товар или имущество? Участники дискуссии: Djoy, Konst, Дарья Ю., Svetlana, skrepka2012 Период дискуссии: 2—11 апреля 2013 года Вывод участников: демонстрационный образец можно учесть как в качестве товара, так и в качестве основного средства. Все зависит от того, в какой период времени компания планирует использовать объект в качестве демонстрационного образца, а также планирует ли в дальнейшем реализовать его

Для оценки ходовых качеств и общих потребительских свойств автомобилей салоны часто предлагают всем желающим протестировать понравившуюся марку машины (посидеть в салоне авто, посмотреть «начинку», совершить поездку). Для пробных поездок и осмотров в автосалоне имеются специальные автомобили. Как учитывать такие автомобили: в качестве основных средств или товаров, спросил пользователь Djoy на сайте www.rnk.ru в разделе «форум».

Djoy:

Дилер поставляет нашей компании демонстрационные автомобили и машины для тест-драйва. Следует ли признавать их имуществом и амортизировать?

 

Konst:

На то, как принимать такие автомобили к учету, оказывают влияние немало факторов. К примеру, в течение какого периода времени планируете использовать автомобиль в качестве демонстрационного образца или подлежат ли машины в дальнейшем реализации.

 

Дарья Ю.:

Konst прав. Период пользования автомобилем играет не последнюю роль. Так, если ваша компания планирует выставлять авто в качестве демонстрационного образца в течение полугода, то их смело можно учитывать как товар на счете 41 «Товары», если более 12 месяцев — в качестве основных средств.

 

Djoy:

По договору с дилером планируется, что такие автомобили будут использованы в качестве демонстрационного образца в течение 6 месяцев.

 

Konst:

В таком случае все просто. Учитывайте их в качестве товара.

 

Дарья Ю.:

Нашла письмо Минфина России от 07.11.08 № 03-05-05-01/65, в котором рассмотрена как раз ваша ситуация. Чиновники сообщают, что, для того чтобы учесть автомобиль в качестве основных средств, он должен соответствовать положениям ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). А в вашем случае он таким требованиям не соответствует.

 

Konst:

Данное положение содержит такие требования: объект предназначен для использования в производстве продукции или при выполнении работ продолжительностью свыше 12 месяцев, способен приносить организации доход и не предполагается его последующая перепродажа. Только при одновременном соблюдении всех этих требований автомобиль можно было бы учесть в качестве основного средства.

Поэтому если срок его использования шесть месяцев, то ни о каких основных средствах речь идти не может. Поскольку одно из требований не соблюдается. Кстати, уточните у руководства, какая дальнейшая судьба у авто. Вы его планируете продавать? Если да, то вообще никаких претензий у налоговиков быть не может. Поскольку пунктом 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н) установлено, что материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.

 

Svetlana:

Позиция Минфина России по этому вопросу понятна. Неизвестно только, согласятся ли с ней налоговики. Они всегда найдут доводы для начисления налогов.

 

Konst:

Svetlana, конечно, найдут. По данному вопросу небольшой, но все же есть арбитраж. Нашел постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.09 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), Ф04-8171/2008(18852-А70-40). Суть дела заключалась в следующем: компания учитывала демонстрационные и тестовые автомобили в качестве товара. Но налоговики посчитали, что у организации имелись все основания для принятия их в качестве основного средства и доначислили налог на имущество. Тем не менее судьи правильно учли все обстоятельства и приняли сторону компании. Они указали, что организация, реализуя права собственника по отношению к автомобилям, в проверяемом периоде осуществляла реализацию этих автомобилей конечным покупателям. При этом временной период между их приобретением и реализацией конечному покупателю составлял менее 12 месяцев. В итоге арбитры пришли к выводу, что отсутствуют два из необходимых условий для отнесения приобретаемого имущества к категории основных средств. Следовательно, налог на имущество был доначислен неправомерно.

Да, не забудьте, что эта ситуация актуальна для отношений, возникших до 1 января 2013 года. Поскольку автомобили, принятые на учет в качестве основных средств после этой даты, налогом на имущество не облагаются (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ и письмо ФНС России от 18.02.13 № БС-4-11/2677@)1.

 

Дарья Ю.:

Да, действительно, налоговики нередко указывают, что компании не могут ставить на учет такие автомобили в качестве товара. Они признают их основными средствами и доначисляют налог на прибыль и имущество. Кстати, нашла совсем свежее постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.13 № А81-414/2012, в нем рассматривается наш случай. Налоговики посчитали, что автомобили, приобретенные для проведения тест-драйва, — это амортизируемое имущество, а никакой не товар.

И при продаже такого товара компания должна уменьшать доходы от реализации на его остаточную стоимость, а не на первоначальную (п. 1 ст. 257 НК РФ). Приятно, что судьи более лояльны в этой ситуации. Они указали, что если конечной целью приобретения демонстрационного автомобиля являлась его дальнейшая перепродажа, то организация не вправе относить этот автомобиль к амортизируемому имуществу.

Учитывая логику контролеров, не исключено, что свое право на признание автомобилей в качестве товара придется отстаивать в суде.

 

Djoy:

Дарья Ю., мы только часть приобретенных по договору автомобилей планируем в дальнейшем продать, некоторые будут использоваться в деятельности.

 

Дарья Ю.:

В таком случае порядок действий будет иной. По тем автомобилям, которые планируется оставить себе, нужно определить период, в течение которого вы будете их использовать. Если более года — у вас есть все основания, чтобы учесть их в качестве основных средств. Включите в первоначальную стоимость затраты, связанные с их приобретением, — на доставку, информационные услуги, уплату таможенных платежей (п. 7 и 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Кстати, демонстрационные автомобили, используемые по программе «Тест-драйв», можно отнести к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ. При определении срока полезного использования рекомендую эти автомобили учитывать не как автомобили, а как демонстрационные образцы. Поскольку в Классификаторе основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), демонстрационные образцы не поименованы, вы сможете определить срок их полезного использования самостоятельно. Лучше всего, если вы установите срок полезного использования, как и в бухгалтерском учете.

Если же автомобиль планируется использовать менее 12 месяцев — его нужно учесть на счете 10 «Материалы». Те автомобили, которые планируете продать, учтите сразу на счете 41 «Товары».

 

Skrepka2012:

Не совсем согласна. Демонстрационный образец — это в первую очередь реклама. Ведь он привлекает внимание покупателей к товару и направлен на увеличение продаж. А расходы на рекламу учитывают единовременно. Так что у вас есть все шансы учесть стоимость автомобиля сразу в расходах по налогу на прибыль. Есть и еще один приятный бонус — расходы нормировать не нужно (письмо Минфина России от 08.09.04 № 03-03-01-04/1/31).

 

Konst:

Skrepka2012, ну что вы такое пишете? Только представьте себе реакцию налоговиков, если они увидят стоимость автомобилей, единовременно списанную в расходы!!! Операции по списанию крупных сумм в налоговые расходы всегда были и будут под пристальным вниманием налоговиков.

В таком случае инспекторы, скорее всего, укажут, что автомобили отвечают понятию амортизируемого имущества и единовременное списание в расходы затрат признают противоречащим налоговому законодательству. Посмотрите хотя бы постановление ФАС Уральского округа от 21.07.10 № Ф09-4631/10-С2.  В нем инспекторы указали, что затраты на изготовление вывески, не содержащей сведения рекламного характера, а только название организации и ее логотип, отнести в прибыльные расходы нельзя. Кроме того, инспекторы отметили, что вывеска подходит под определение амортизируемого имущества, вследствие чего единовременное списание в расходы затрат по изготовлению вывески неправомерно.

 

Skrepka2012:

Konst, я всего лишь рассказала о том, как учитывает демонстрационные образцы наша компания. У нас мебельный салон, в демонстрационных залах мебель стоит не по отдельности, а представляет собой домашний интерьер. Для оформления демонстрационных интерьеров мы приобретаем наборы посуды класса LUX, картины стоимостью свыше 40 000 руб., покрывала. Причем все эти товары у нас не предназначены для последующей продажи, они выступают только в качестве декора. Мы данные затраты признаем как рекламные (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поскольку расходы на оформление витрин признаются рекламными.

В дальнейшем те выставочные образцы, которые подверглись уценке, мы продаем. Расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, также учитываем в качестве ненормируемых рекламных расходов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).

 

Svetlana:

Полагаю, если демонстрационные образцы подпадают под определение основных средств, а вы приобретаете картины стоимостью свыше 40 000 руб. и планируете их использовать более 12 месяцев, безопаснее в налоговом учете списывать их через амортизацию. А сумму начисленной амортизации можно включить в состав прочих расходов как расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Кстати, Минфин России того же мнения (письмо от 13.11.07 № 03-03-06/2/213).

 

Djoy:

Скажите, а если мы разместим на кузовах авто информацию о торговой организации — это будет признаваться рекламой? И у инспекторов не будет претензий к списанию амортизации по автомобилям тест-драйва в рекламные расходы?

 

Konst:

Насколько я понимаю, если на машинах, предназначенных для тест-драйва, размещен логотип или товарный знак, который указывает на принадлежность автомобиля дилеру, такую информацию довольно трудно квалифицировать как рекламную. Если обратиться к положениям главы 25 НК РФ и Федеральному закону от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», то под рекламой понимают информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещение на авто отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (п. 4 ст. 20 «Закона о рекламе»).

А если на машинах будут написаны телефон, адрес или сайт дилера, то такая информация уже будет являться рекламной.

 

Djoy:

Спасибо большое за разъяснения! Читаю постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 938: собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать транспортное средство. При этом организации, которые осуществляют торговлю авто, их не регистрируют (ст. 3 постановления № 938).

Как нам поступить? Ведь автомобили тест-драйва участвуют в пробных поездках по городу, при этом по истечении трех месяцев мы их продадим.

 

Дарья Ю.:

В дорожном движении могут участвовать только зарегистрированные в установленном порядке автомобили (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

 

Konst:

Да, авто ставят на учет в ГИБДД в общем порядке.

Кстати, расходы на обязательное и добровольное страхование можно включить в состав затрат, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ). Причем страховка по КАСКО учитывается в размере фактических затрат (подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 263 НК РФ), а по ОСАГО — в пределах страховых тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Однако списываются они не единовременно, а признаются равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Госпошлину за регистрацию в ГИБДД учитывают в прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Комментарий РНК

Чтобы не ошибиться, принимая автомобиль на учет, необходимо изначально определить, подлежит ли объект перепродаже, а также в течение какого времени компания планирует его использовать в качестве демонстрационного образца.

Если оба эти правила соблюдаются, автомобиль учитывают как основное средство, списывая его стоимость через амортизационные отчисления по налогу на прибыль. Расходы на страховку и уплату государственной пошлины за регистрацию в органах ГИБДД также можно учесть в прибыльных затратах (ст. 263 и 264 НК РФ). Если же автомобиль не подпадает под перечисленные требования (например, срок пользования по договору с дилером составляет 9 месяцев), то его учитывают как товар, списывая стоимость в налоговые расходы единовременно.

При этом стоимость автомобиля, приобретенного и принятого к учету с 1 января 2013 года, не увеличивает базу по налогу на имущество организации независимо от того, относится ли в налоговом учете спорный авто к товарам или к основным средствам (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

1 О порядке отнесения имущества к движимому или недвижимому см. также в статье «Критерии, по которым суды оценивают, является объект движимым имуществом или относится к недвижимости» // РНК, 2013, № 5, с. 33.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль