text
✫6 месяцев подписки в подарок! >>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Тонкости налогообложения демонстрационного образца

  • 12 апреля 2013
  • 198

Место дискуссии: форум РНК по адресу: http://forum.rnk.ru/ → Список форумов → Расчет налогов и заполнение деклараций → Налог на имущество → Демонстрационный образец — товар или имущество? Участники дискуссии: Djoy, Konst, Дарья Ю., Svetlana, skrepka2012 Период дискуссии: 2—11 апреля 2013 года Вывод участников: демонстрационный образец можно учесть как в качестве товара, так и в качестве основного средства. Все зависит от того, в какой период времени компания планирует использовать объект в качестве демонстрационного образца, а также планирует ли в дальнейшем реализовать его

Для оценки ходовых качеств и общих потребительских свойств автомобилей салоны часто предлагают всем желающим протестировать понравившуюся марку машины (посидеть в салоне авто, посмотреть «начинку», совершить поездку). Для пробных поездок и осмотров в автосалоне имеются специальные автомобили. Как учитывать такие автомобили: в качестве основных средств или товаров, спросил пользователь Djoy на сайте www.rnk.ru в разделе «форум».

Djoy:

Дилер поставляет нашей компании демонстрационные автомобили и машины для тест-драйва. Следует ли признавать их имуществом и амортизировать?

Konst:

На то, как принимать такие автомобили к учету, оказывают влияние немало факторов. К примеру, в течение какого периода времени планируете использовать автомобиль в качестве демонстрационного образца или подлежат ли машины в дальнейшем реализации.

Дарья Ю.:

Konst прав. Период пользования автомобилем играет не последнюю роль. Так, если ваша компания планирует выставлять авто в качестве демонстрационного образца в течение полугода, то их смело можно учитывать как товар на счете 41 «Товары», если более 12 месяцев — в качестве основных средств.

Djoy:

По договору с дилером планируется, что такие автомобили будут использованы в качестве демонстрационного образца в течение 6 месяцев.

Konst:

В таком случае все просто. Учитывайте их в качестве товара.

Дарья Ю.:

Нашла письмо Минфина России от 07.11.08 № 03-05-05-01/65, в котором рассмотрена как раз ваша ситуация. Чиновники сообщают, что, для того чтобы учесть автомобиль в качестве основных средств, он должен соответствовать положениям ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). А в вашем случае он таким требованиям не соответствует.

Konst:

Данное положение содержит такие требования: объект предназначен для использования в производстве продукции или при выполнении работ продолжительностью свыше 12 месяцев, способен приносить организации доход и не предполагается его последующая перепродажа. Только при одновременном соблюдении всех этих требований автомобиль можно было бы учесть в качестве основного средства.

Поэтому если срок его использования шесть месяцев, то ни о каких основных средствах речь идти не может. Поскольку одно из требований не соблюдается. Кстати, уточните у руководства, какая дальнейшая судьба у авто. Вы его планируете продавать? Если да, то вообще никаких претензий у налоговиков быть не может. Поскольку пунктом 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н) установлено, что материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.

Svetlana:

Позиция Минфина России по этому вопросу понятна. Неизвестно только, согласятся ли с ней налоговики. Они всегда найдут доводы для начисления налогов.

Konst:

Svetlana, конечно, найдут. По данному вопросу небольшой, но все же есть арбитраж. Нашел постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.09 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), Ф04-8171/2008(18852-А70-40). Суть дела заключалась в следующем: компания учитывала демонстрационные и тестовые автомобили в качестве товара. Но налоговики посчитали, что у организации имелись все основания для принятия их в качестве основного средства и доначислили налог на имущество. Тем не менее судьи правильно учли все обстоятельства и приняли сторону компании. Они указали, что организация, реализуя права собственника по отношению к автомобилям, в проверяемом периоде осуществляла реализацию этих автомобилей конечным покупателям. При этом временной период между их приобретением и реализацией конечному покупателю составлял менее 12 месяцев. В итоге арбитры пришли к выводу, что отсутствуют два из необходимых условий для отнесения приобретаемого имущества к категории основных средств. Следовательно, налог на имущество был доначислен неправомерно.

Да, не забудьте, что эта ситуация актуальна для отношений, возникших до 1 января 2013 года. Поскольку автомобили, принятые на учет в качестве основных средств после этой даты, налогом на имущество не облагаются (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ и письмо ФНС России от 18.02.13 № БС-4-11/2677@)1.

Дарья Ю.:

Да, действительно, налоговики нередко указывают, что компании не могут ставить на учет такие автомобили в качестве товара. Они признают их основными средствами и доначисляют налог на прибыль и имущество. Кстати, нашла совсем свежее постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.13 № А81-414/2012, в нем рассматривается наш случай. Налоговики посчитали, что автомобили, приобретенные для проведения тест-драйва, — это амортизируемое имущество, а никакой не товар.

И при продаже такого товара компания должна уменьшать доходы от реализации на его остаточную стоимость, а не на первоначальную (п. 1 ст. 257 НК РФ). Приятно, что судьи более лояльны в этой ситуации. Они указали, что если конечной целью приобретения демонстрационного автомобиля являлась его дальнейшая перепродажа, то организация не вправе относить этот автомобиль к амортизируемому имуществу.

Учитывая логику контролеров, не исключено, что свое право на признание автомобилей в качестве товара придется отстаивать в суде.

Djoy:

Дарья Ю., мы только часть приобретенных по договору автомобилей планируем в дальнейшем продать, некоторые будут использоваться в деятельности.

Дарья Ю.:

В таком случае порядок действий будет иной. По тем автомобилям, которые планируется оставить себе, нужно определить период, в течение которого вы будете их использовать. Если более года — у вас есть все основания, чтобы учесть их в качестве основных средств. Включите в первоначальную стоимость затраты, связанные с их приобретением, — на доставку, информационные услуги, уплату таможенных платежей (п. 7 и 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Кстати, демонстрационные автомобили, используемые по программе «Тест-драйв», можно отнести к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ. При определении срока полезного использования рекомендую эти автомобили учитывать не как автомобили, а как демонстрационные образцы. Поскольку в Классификаторе основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), демонстрационные образцы не поименованы, вы сможете определить срок их полезного использования самостоятельно. Лучше всего, если вы установите срок полезного использования, как и в бухгалтерском учете.

Если же автомобиль планируется использовать менее 12 месяцев — его нужно учесть на счете 10 «Материалы». Те автомобили, которые планируете продать, учтите сразу на счете 41 «Товары».

Skrepka2012:

Не совсем согласна. Демонстрационный образец — это в первую очередь реклама. Ведь он привлекает внимание покупателей к товару и направлен на увеличение продаж. А расходы на рекламу учитывают единовременно. Так что у вас есть все шансы учесть стоимость автомобиля сразу в расходах по налогу на прибыль. Есть и еще один приятный бонус — расходы нормировать не нужно (письмо Минфина России от 08.09.04 № 03-03-01-04/1/31).

Konst:

Skrepka2012, ну что вы такое пишете? Только представьте себе реакцию налоговиков, если они увидят стоимость автомобилей, единовременно списанную в расходы!!! Операции по списанию крупных сумм в налоговые расходы всегда были и будут под пристальным вниманием налоговиков.

В таком случае инспекторы, скорее всего, укажут, что автомобили отвечают понятию амортизируемого имущества и единовременное списание в расходы затрат признают противоречащим налоговому законодательству. Посмотрите хотя бы постановление ФАС Уральского округа от 21.07.10 № Ф09-4631/10-С2.  В нем инспекторы указали, что затраты на изготовление вывески, не содержащей сведения рекламного характера, а только название организации и ее логотип, отнести в прибыльные расходы нельзя. Кроме того, инспекторы отметили, что вывеска подходит под определение амортизируемого имущества, вследствие чего единовременное списание в расходы затрат по изготовлению вывески неправомерно.

Skrepka2012:

Konst, я всего лишь рассказала о том, как учитывает демонстрационные образцы наша компания. У нас мебельный салон, в демонстрационных залах мебель стоит не по отдельности, а представляет собой домашний интерьер. Для оформления демонстрационных интерьеров мы приобретаем наборы посуды класса LUX, картины стоимостью свыше 40 000 руб., покрывала. Причем все эти товары у нас не предназначены для последующей продажи, они выступают только в качестве декора. Мы данные затраты признаем как рекламные (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поскольку расходы на оформление витрин признаются рекламными.

В дальнейшем те выставочные образцы, которые подверглись уценке, мы продаем. Расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, также учитываем в качестве ненормируемых рекламных расходов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Svetlana:

Полагаю, если демонстрационные образцы подпадают под определение основных средств, а вы приобретаете картины стоимостью свыше 40 000 руб. и планируете их использовать более 12 месяцев, безопаснее в налоговом учете списывать их через амортизацию. А сумму начисленной амортизации можно включить в состав прочих расходов как расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Кстати, Минфин России того же мнения (письмо от 13.11.07 № 03-03-06/2/213).

Djoy:

Скажите, а если мы разместим на кузовах авто информацию о торговой организации — это будет признаваться рекламой? И у инспекторов не будет претензий к списанию амортизации по автомобилям тест-драйва в рекламные расходы?

Konst:

Насколько я понимаю, если на машинах, предназначенных для тест-драйва, размещен логотип или товарный знак, который указывает на принадлежность автомобиля дилеру, такую информацию довольно трудно квалифицировать как рекламную. Если обратиться к положениям главы 25 НК РФ и Федеральному закону от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», то под рекламой понимают информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещение на авто отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (п. 4 ст. 20 «Закона о рекламе»).

А если на машинах будут написаны телефон, адрес или сайт дилера, то такая информация уже будет являться рекламной.

Djoy:

Спасибо большое за разъяснения! Читаю постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 938: собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать транспортное средство. При этом организации, которые осуществляют торговлю авто, их не регистрируют (ст. 3 постановления № 938).

Как нам поступить? Ведь автомобили тест-драйва участвуют в пробных поездках по городу, при этом по истечении трех месяцев мы их продадим.

Дарья Ю.:

В дорожном движении могут участвовать только зарегистрированные в установленном порядке автомобили (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Konst:

Да, авто ставят на учет в ГИБДД в общем порядке.

Кстати, расходы на обязательное и добровольное страхование можно включить в состав затрат, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ). Причем страховка по КАСКО учитывается в размере фактических затрат (подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 263 НК РФ), а по ОСАГО — в пределах страховых тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Однако списываются они не единовременно, а признаются равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Госпошлину за регистрацию в ГИБДД учитывают в прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Комментарий РНК

Чтобы не ошибиться, принимая автомобиль на учет, необходимо изначально определить, подлежит ли объект перепродаже, а также в течение какого времени компания планирует его использовать в качестве демонстрационного образца.

Если оба эти правила соблюдаются, автомобиль учитывают как основное средство, списывая его стоимость через амортизационные отчисления по налогу на прибыль. Расходы на страховку и уплату государственной пошлины за регистрацию в органах ГИБДД также можно учесть в прибыльных затратах (ст. 263 и 264 НК РФ). Если же автомобиль не подпадает под перечисленные требования (например, срок пользования по договору с дилером составляет 9 месяцев), то его учитывают как товар, списывая стоимость в налоговые расходы единовременно.

При этом стоимость автомобиля, приобретенного и принятого к учету с 1 января 2013 года, не увеличивает базу по налогу на имущество организации независимо от того, относится ли в налоговом учете спорный авто к товарам или к основным средствам (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

1 О порядке отнесения имущества к движимому или недвижимому см. также в статье «Критерии, по которым суды оценивают, является объект движимым имуществом или относится к недвижимости» // РНК, 2013, № 5, с. 33.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Зарегистрируйтесь и продолжайте читать
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.