На постоянную работу требуются… или Как учесть расходы на поиск персонала

111
Любая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью поиска новых работников. Причины могут быть разными — открытие нового филиала, увольнение или выход работника на пенсию, предоставление сотруднику отпуска по уходу за ребенком. Чтобы найти квалифицированного специалиста, компании придется потратить и время, и деньги. Также нужно правильно отразить эти расходы в налоговом учете

Организация может искать нужных работников собственными силами либо обратиться  в специализированное агентство по подбору кадров. Независимо от выбранного варианта затраты, связанные с набором работников, она вправе признать при исчислении налога на прибыль. Это следует из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

В ходе проверок налоговые органы нередко исключают расходы на поиск персонала из налоговой базы по налогу на прибыль. Свои действия они аргументируют по-разному. Например, ссылаются на дублирование функций в случае, когда в штате организации есть отдел кадров или другое аналогичное подразделение, но подбором персонала занималось специализированное кадровое агентство, и отказывают в признании в целях налогообложения прибыли расходов на оплату услуг кадрового агентства.

Допустим, кадровое агентство, с которым у организации был заключен договор на подбор персонала, так и не нашло нужного специалиста либо найденный работник не устроил работодателя или уволился сам в течение испытательного срока. В подобных ситуациях, по мнению налоговых органов, расходы на подбор персонала также нельзя учесть при расчете налога на прибыль, поскольку данные расходы не являются экономически оправданными, то есть не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. Рассмотрим, как можно обосновать расходы на поиск персонала в этих и других возможных ситуациях из практики.

Ситуация первая — несмотря на наличие отдела кадров, организация заключила договор на подбор персонала с кадровым агентством

Наличие в структуре организации инспектора или иного специалиста по кадрам либо подразделения, занимающегося кадровыми вопросами (отдела кадров, управления по персоналу, кадровой службы и др.), не является препятствием для признания расходов на оплату услуг по подбору персонала, оказанных сторонними кадровыми агентствами. Именно к таким выводам чаще всего приходят арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07 по делу № А40-38224/06-140-265 и от 19.08.2009 № КА-А40/7963-09 по делу № А40-93568/08-87-466).

К сожалению, ни Минфин России, ни ФНС России не давали официальных разъяснений по данному воп-росу. Вместе с тем при решении вопроса о признании расходов на оплату услуг кадровых агентств можно порекомендовать организациям руководствоваться позицией, которой придерживается Минфин России в отношении налогового учета расходов на оплату услуг сторонних юридических компаний и адвокатов1Подробнее о налоговом учете расходов на оплату юридических и иных аналогичных услуг читайте в РНК, 2011, № 4. — Примеч. ред. .

Напомним, что согласно разъяснениям Минфина России организация вправе признать при расчете налога на прибыль расходы на оплату услуг сторонних юридических компаний и адвокатов даже при наличии у нее собственной юридической службы или штатного юриста (письмо от 16.07.2008 № 03-03-06/1/83). Однако еще за полтора года до этих разъяснений специалисты Минфина России высказывали более категоричное мнение. Организация, в структуре которой создана юридическая служба, может отразить в налоговом учете расходы на оплату услуг сторонних юристов, только если эти услуги не дублируют обязанностей, возложенных на собственную юридическую службу (письмо Минфина России от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257).

Другими словами, чтобы у организации, имеющей в штате инспектора по кадрам или отдел кадров (управление по персоналу, кадровую службу) и, несмотря на это, заключившей с кадровым агентством договор на поиск сотрудников, не возникло разногласий с налоговыми органами, необходимо подтвердить, что функции штатных работников и кадрового агентства не дублируются. Для этого понадобится положение об отделе кадров (управлении по персоналу, кадровой службе) либо иной документ, регламентирующий работу данного подразделения. В таком документе целесообразно указать, что поиск персонала в функции отдела кадров не входит. Отдел кадров лишь занимается ведением кадрового делопроизводства, то есть оформляет трудовые договоры с работниками, заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки и личные карточки работников, готовит документы для оформления пенсий, государственных пособий и др. В положении о кадровом подразделении можно также указать, что при появлении вакансий подбором сотрудников занимается специализированное кадровое агентство (несколько агентств), с которым организация заключает отдельный договор.

Допустим, в штате компании нет отдела кадров или управления по персоналу, а решение кадровых вопросов и кадровое делопроизводство возложены на инспектора по кадрам, секретаря-референта или другого работника. В этом случае функции такого работника, связанные с решением кадровых вопросов, необходимо закрепить в его должностной инструкции. Из должностной инструкции должно следовать, что обязанности штатного специалиста по кадрам не дублируют функции, выполняемые сторонними кадровыми агентствами.

Мнение эксперта

Т.В. Морозова, эксперт ООО «Дельта-Налог»:

«Считаю, что при расчете налога на прибыль компания может учесть расходы на оплату услуг по подбору персонала, даже если исполнителем по соответствующему договору является не организация, а индивидуальный предприниматель.

Действительно, в подпункте 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ говорится, что в целях налогообложения прибыли компания может признать расходы на оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала. Указанная формулировка многих (в том числе налоговых инспекторов) вводит в заблуждение. Но давайте внимательно перечитаем подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем сказано, что в налоговом учете можно признать расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.

Таким образом, в подпункте 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ назван лишь вид (группа) расходов, уменьшающий налогооблагаемую прибыль, и не установлено каких-либо требований к статусу исполнителя (организация или индивидуальный предприниматель). Указание на специализированную организацию по подбору персонала приведено лишь в качестве примера подобного расхода и никоим образом не ограничивает права налогоплательщика на признание расходов, если услуга была оказана не специализированной организацией по подбору персонала, а иной организацией или индивидуальным предпринимателем. Более того, перечень расходов, связанных с производством или реализацией, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, даже если налоговые органы исключат расходы на оплату услуг индивидуального предпринимателя по подбору персонала, ссылаясь на подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ, организация-заказчик все равно сможет признать эти расходы при расчете налога на прибыль, доказав свою правоту в суде. Разумеется, для признания в налоговом учете понесенные расходы должны быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ)»

Грамотно оформленные должностные инструкции пригодятся также и тем организациям, в составе которых имеется отдел кадров, управление по персоналу или кадровая служба.

Нередко отдел кадров (управление по персоналу, инспектор по кадрам) все-таки занимается поиском работников, но не на все должности. Так, в обязанности подобного отдела может входить подбор кандидатов на рядовые должности (например, продавцов, кассиров, менеджеров, бухгалтеров, водителей). А поиск работников на руководящие должности (например, начальников отделов, главного бухгалтера и его заместителя) поручается специализированному кадровому агентству. Соответствующее разделение полномочий между собственной кадровой службой и сторонними организациями необходимо закрепить в положении о кадровой службе (об отделе кадров, управлении по персоналу) и должностных инструкциях работников этой службы.

Ситуация вторая — организация заключила с кадровым агентством договор на подбор персонала, однако нужного специалиста нашла своими силами

Очевидно, что удвоение усилий по подбору необходимого специалиста, то есть одновременный поиск кандидатов и кадровым агентством, и самой организацией, может быстрее привести к положительному результату. Однако при подобных обстоятельствах налоговая инспекция скорее всего признает неправомерным учет в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на оплату услуг кадрового агентства. Ведь нужного специалиста организация нашла самостоятельно.

Официальных разъяснений по данному вопросу найти не удалось, поэтому обратимся к судебной практике. Арбитражные суды обычно соглашаются с одновременным признанием в налоговом учете расходов на содержание собственной кадровой службы и расходов на оплату услуг кадровых агентств по подбору персонала, если в этом была производственная необходимость. Главное, чтобы поиск сотрудников определенной квалификации являлся неотъемлемым условием осуществления организацией деятельности, направленной на получение дохода. Так, ФАС Московского округа согласился с отражением в налоговом учете расходов на оплату услуг сторонних организаций по подбору персонала, несмотря на наличие в структуре компании отдела кадров, в функции и обязанности которого входил поиск кандидатур на замещение вакантных должностей. Ведь заключение договоров со специализированными организациями было вынужденной мерой в связи с большим объемом работы по набору персонала (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А40/7963-09 по делу № А40-93568/08-87-466).

Более того, КС РФ уже не раз напоминал, что налогоплательщик осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на свой риск и поэтому вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность2Такие выводы содержатся, в частности, в определениях КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и 366-О-П и от 16.12.2008 № 1072-О-О.. Следовательно, организация сама решает, какие именно расходы ей необходимо осуществить для обеспечения текущей деятельности. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговым органам оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Вместе с тем есть пример судебного решения, в котором суд признал расходы организации на оплату услуг кадрового агентства необоснованными, поскольку услуги по поиску работника агентство оказывало уже после того, как вакантная должность была занята (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 по делу № А56-4088/2006). На эту должность организация перевела сотрудника, занимавшего аналогичную должность в одном из ее филиалов. Перевод был осуществлен в ноябре, что подтверждается приказами, однако кадровое агентство продолжало оказывать услуги по подбору персонала на данную должность вплоть до конца декабря (это следует из акта об оказании услуг). В итоге арбитражный суд согласился с налоговой инспекцией, указав, что при изложенных обстоятельствах расходы на оплату услуг кадрового агентства нельзя учесть в целях налогообложения прибыли. Ведь организация не только не приняла на работу ни одного из кандидатов, предоставленных кадровым агентством, но и в период поиска самостоятельно нашла необходимого специалиста.

Чтобы избежать разногласий с налоговыми органами и не доводить дело до судебного разбирательства, можно посоветовать организациям, ведущим поиск кадров одновременно с кадровым агентством, оформлять с таким агентством не договор на подбор персонала, а договор на оказание информационных услуг (предоставление информации по рынку труда). Это поможет организации доказать, что функции ее штатных работников и обязанности кадрового агентства не дублируются.

Обратите внимание

Вычет НДС не зависит от результатов подбора кадров

Организация-заказчик вправе принять к вычету НДС, предъявленный кадровым агентством в стоимости оказанных услуг, при одновременном выполнении следующих условий:

приобретенные услуги предназначены для использования в деятельности заказчика, облагаемой НДС, то есть с помощью кадрового агентства организация искала работников на вакантные должности, предусмотренные штатным расписанием (внутренней структурой) организации-налогоплательщика (п. 2 ст. 171 НК РФ);заказчик принял оказанные услуги к учету и у него имеются необходимые первичные документы (п. 1 ст. 172 НК РФ);у заказчика имеется счет-фактура, оформленный кадровым агентством надлежащим образом (п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Причем организация вправе принять «входной» НДС к вычету, даже если расходы на оплату услуг кадрового агентства она не учла (полностью или частично) при расчете налога на прибыль. Дело в том, что положениями главы 21 НК РФ возможность вычета НДС не ставится в зависимость от признания расходов для целей налогообложения прибыли. Подобное ограничение предусмотрено лишь для расходов, отражаемых в налоговом учете по установленным нормам (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ)

Расходы на оплату информационных услуг организация-заказчик отражает в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством или реализацией. Основанием является подпункт 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако, предлагая кадровому агентству именно такой вариант оформления договорных отношений, организации нужно помнить, что информационные, консультационные и иные подобные услуги являются объектом пристального внимания налоговых органов. Именно расходы на оплату указанных услуг налоговые органы чаще всего исключают из налоговой базы по налогу на прибыль, так как нередко признают их необоснованными, а цены на них завышенными.

Значит, прежде чем заключить с кадровым агентством договор на оказание информационных услуг по анализу рынка труда, организации-заказчику следует убедиться в том, что агентство предоставит ей необходимые подтверждающие документы (акт об оказании услуг и отчет исполнителя). Кроме того, она должна быть готова обосновать необходимость в этих услугах, доказать реальность их оказания исполнителем (для этого понадобятся отчет исполнителя и любые иные документы, которые составлялись в ходе исполнения договора3Например, заявки заказчика на поиск кадров, содержащие наименование вакантных должностей и требования к кандидатам, анкеты и резюме соискателей, результаты тестирования (если его проводило кадровое агентство), заключения специалистов кадрового агентства по итогам подбора кадров и др.) и убедить проверяющих в том, что цены на данные услуги не были завышены.

Ситуация третья — кадровое агентство предлагало кандидатов, но ни кого из них организация так и не приняла на работу

Минфин России считает, что если услуги кадрового агентства по подбору персонала не привели к положительному результату (то есть организация не приняла на работу ни одного из кандидатов, предложенных агентством), то расходы на оплату данных услуг организация-заказчик не вправе учесть при расчете налога на прибыль. Такое мнение изложено в письме Минфина России от 04.09.2008 № 03-03-06/1/504. Аналогичные выводы содержатся и в письме этого же ведомства от 01.06.2006 № 03-03-04/1/497.

Отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает никаких ограничений для отражения в налоговом учете расходов по набору сотрудников. Наличие в штате организации вакансии уже является достаточным основанием для признания расходов на поиск кадров при расчете налога на прибыль.

Значит, обоснованность расходов на оплату услуг по подбору персонала определяется не конечным результатом оказания таких услуг (например, за-ключением с предложенным кандидатом трудового договора или его выходом на новую работу), а самим фактом их оказания, то есть реальной деятельностью кадрового агентства, направленной на поиск, отбор и организацию собеседований с соискателями на вакантную должность. К аналогичным выводам пришли ФАС Поволжского округа в постановлении от 22.05.2007 по делу № А55-29883/05-53 и ФАС Мос-ковского округа в постановлениях от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07 по делу № А40-38224/06-140-265 и от 13.03.2009 № КА-А40/1354-09 по делу № А40-32344/08-75-75.

Следовательно, если кадровое агентство выполнило свои обязательства по договору о поиске специалистов, а предложенные им кандидатуры не были приняты на работу не по вине агентства, организация-заказчик вправе признать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг названного кадрового агентства (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нужно учитывать, какие конкретно обязательства были возложены на кадровое агентство условиями соответствующего договора.

Допустим, обязательства агентства считаются выполненными в момент, когда с найденным кандидатом на вакантную должность будет заключен трудовой договор либо когда подобранный работник фактически приступит к работе в организации. В таком случае организация не сможет включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, стоимость услуг кад-рового агентства, если по истечении срока действия договора кадровое агентство так и не найдет достойного кандидата.

Обратите внимание

Расходы организации на размещение в печати платных объявлений о вакансиях не являются рекламными

Объявления об имеющихся вакансиях, опубликованные организацией в газетах, журналах или других средствах массовой информации, не являются рекламой. Ведь реклама представляет собой информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламная информация может быть распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Данное определение приведено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Объявления о вакансиях имеют конкретную целевую аудиторию. Такие объявления адресованы лицам, ищущим работу. Причем эти лица должны соответствовать определенным требованиям, предъявляемым организацией к соискателям (например, иметь профильное образование, опыт работы по специальности определенной продолжительности, владеть иностранными языками, иметь какие-либо аттестаты, обладать такими личными качествами, как пунктуальность, усидчивость и др.).

Таким образом, при расчете налога на прибыль расходы организации на публикацию платных объявлений о вакансиях не следует относить к расходам на рекламу. При наличии подтверждающих документов указанные расходы в целях налогообложения прибыли учитываются в составе расходов по набору персонала на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ

Пример 1

В феврале 2011 года в связи с достижением пенсионного возраста главный инженер ООО «Стройтехсервис» А.В. Николаев решил уволиться по собственному желанию. Он готов поработать до того дня, когда организация найдет замену на эту должность и он сможет передать дела новому работнику. Кроме того, А.В. Николаев согласился принимать участие в собеседованиях с соискателями. Поиск кандидатов на должность главного инженера ООО «Стройтехсервис» (заказчик) поручило кадровому агентству ООО «Рекрут» (исполнитель), с которым 21 февраля 2011 года заключило договор. Согласно условиям договора обязательства кадрового агентства считаются выполненными, если в течение 30 дней с момента заключения договора оно подберет не менее шести кандидатов, соответствующих требованиям заказчика. Стоимость услуг по договору составила 29 500 руб. (в том числе НДС 4500 руб.). Срок действия договора — по 31 марта 2011 года.

В течение 30 дней с момента заключения договора (то есть к 22 марта 2011 года) ООО «Рекрут» предложило организации шесть кандидатов на должность главного инженера, а через три дня (25 марта) — еще двоих. Но по результатам тестирования и проведения собеседований ни один из соискателей организации не подошел. Акт об оказании услуг исполнитель и заказчик подписали 31 марта 2011 года. После этого кадровое агентство перестало заниматься поиском кадров для ООО «Стройтехсервис».

Получается, что поиск специалиста на должность главного инженера не принес положительного результата. Однако кадровое агентство не только полностью выполнило свои обязательства по договору, но даже предоставило больше кандидатов. Значит, заказчик вправе учесть расходы на оплату услуг кадрового агентства по поиску работников. В марте 2011 года ООО «Стройтехсервис» включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, 25 000 руб. (29 500 руб. – 4500 руб.) и продолжило поиск кандидата на должность главного инженера собственными силами.

Чтобы заказчик смог подтвердить целесообразность расходов, ему необходимо сохранить заявление А.В. Николаева об увольнении по собственному желанию, датированное февралем 2011 года и содержащее согласие сотрудника поработать до того дня, когда организация найдет нового работника.

Мнение эксперта

М.С. Кузнецова, аудитор ООО «Аудиторская компания “Райвел”»:

«Допустим, чтобы срочно найти нового квалифицированного специалиста взамен увольняющегося, организация заключила договоры на подбор персонала одновременно с несколькими кадровыми агентствами. Естественно, по итогам конкурса она приняла на работу только одного кандидата, предложенного одним из кадровых агентств. Положения НК РФ не ограничивают право налогоплательщика на признание в налоговом учете расходов на оплату услуг нескольких контрагентов, оказывающих ему одинаковые услуги в одном отчетном (налоговом) периоде. Но, как показывает практика налоговых проверок, налоговики скорее всего поставят под сомнение экономическую оправданность подобных затрат и исключат их из налоговой базы. Ведь в подобной ситуации возникает сразу два спорных момента: признание расходов на оплату одинаковых услуг, оказанных несколькими контрагентами, и отсутствие положительного результата (применительно к услугам тех кадровых агентств, предложенные которыми кандидаты так и не были приняты на работу).

Действительно, вид оказываемых услуг один и тот же — поиск работника на имеющуюся вакансию. Но специфика оказания данных услуг такова, что позволяет говорить, во-первых, о неидентичности оказываемых услуг. Ведь у каждого кадрового агентства свои методы поиска и отбора соискателей, разные базы данных кандидатов, возможности поиска и т. д. (постановления ФАС Московского округа от 19.11.2009 №  КА-А40/12169-09 по делу № А40-47748/09-111-289 и от 03.12.2010 № КА-А40/14164-10-2 по делу № А40-13115/10-114-80). Во-вторых, одновременное заключение договоров на поиск работника сразу с несколькими кадровыми агентствами обусловлено срочностью поиска. Как правило, разные агентства присылают на собеседование разных соискателей. Благодаря этому расширяется область поиска и, следовательно, сокращается время, затрачиваемое на подбор подходящего кандидата.

Сформировавшаяся арбитражная практика подтвердила право налогоплательщика признавать в налоговом учете так называемые нерезультативные затраты. Ведь налоговое законодательство не ставит правомерность признания расходов в зависимость от наличия положительного (и вообще какого-либо) результата. Понесенные затраты лишь должны быть направлены на получение дохода. Как подчеркнул КС РФ в Определении от 16.12.2008 № 1072-О-О, обоснованность расходов следует оценивать с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Причем речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Поэтому хотя положительный эффект был получен от услуги, оказанной только одним из привлеченных кадровых агентств, организация-заказчик вправе признать расходы на оплату услуг всех кадровых агентств, занимавшихся поиском кандидатов на имевшуюся вакансию. К аналогичному выводу пришел, например, ФАС Московского округа в постановлении от 13.03.2009 № КА-А40/1354-09. Суд указал, что обоснованность расходов на оплату услуг по подбору персонала определяется не конечным результатом оказания таких услуг, например, наймом работников, а самим фактом их оказания, то есть реальной деятельностью исполнителя, направленной на поиск, отбор и предоставление соискателей на должность. В другом постановлении ФАС Московского округа отметил, что для признания затрат по набору работников НК РФ не содержит дополнительных условий, согласно которым предложенные кадровым агентством кандидаты должны быть приняты налогоплательщиком на работу (постановление от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07).

Итак, чтобы организация-заказчик смогла признать расходы на оплату услуг всех кадровых агентств, она должна подтвердить факт оказания услуг каждым из привлеченных к поиску агентств. Для этого, помимо договоров и актов об оказанных услугах, целесообразно сохранить любую документацию, подтверждающую проведение собеседований с соискателями, предложенными агентствами: переписку с кадровыми агентствами, резюме (анкеты) кандидатов, документирование результатов тестирований, опросов и собеседований с соискателями»

Ситуация четвертая — работник, найденный кадровым агентством, принят на работу, но затем уволен как не прошедший испытательный срок

В трудовые договоры обычно включается условие о том, что работнику устанавливается испытательный срок определенной продолжительности для проверки его соответствия поручаемой работе. Испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных подразделений, а также главных бухгалтеров и их заместителей — шести месяцев (ст. 70 ТК РФ). Отсутствие в трудовом договоре условия об испытательном сроке означает, что работник принят на работу без испытания.

Если работник не справляется с должностными обязанностями, работодатель имеет право до истечения испытательного срока расторгнуть с ним трудовой договор. Достаточно лишь письменно предупредить об этом работника не позднее чем за три дня до увольнения и разъяснить ему причины расторжения трудового договора (ст. 71 ТК РФ).

В случае увольнения работника, предложенного кадровым агентством, но не прошедшего испытательный срок, порядок отражения расходов на оплату услуг по подбору персонала зависит от объема обязательств кадрового агентства, установленных в договоре.

Кадровое агентство обязано лишь подобрать кандидатов. При наличии в договоре с кадровым агентством такой формулировки факт увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, никак не влияет на возможность налогового учета расходов на оплату услуг по поиску персонала.

Иными словами, организация-заказчик вправе признать расходы на оплату услуг кадрового агентства на дату подписания акта об оказании услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В таком акте должно быть оговорено, сколько кандидатов обязано подобрать кадровое агентство согласно условиям договора и сколько фактически предложило, а также указаны фамилия, имя, отчество каждого найденного кандидата. К акту целесообразно приложить анкеты, резюме и (или) результаты тестирования кандидатов (копии указанных документов), из которых можно установить, что предложенные соискатели соответствовали требованиям организации-заказчика.

Обязательства кадрового агентства считаются исполненными, как только снайденным кандидатом будет заключен трудовой договор либо он приступит кработе. В этом случае организация-заказчик признает расходы на оплату услуг кадрового агентства по поиску персонала после того, как примет предложенного кандидата на работу (либо он фактически приступит к исполнению трудовых обязанностей) и подпишет с кадровым агентст-вом акт об оказании услуг. Последующее увольнение работника, не прошедшего испытательный срок, на признание расходов в налоговом учете заказчика не влияет. Главное, чтобы кандидат, принятый на работу, соответствовал требованиям, указанным организацией в заявке на подбор персонала.

Обязательства кадрового агентства считаются исполненными, если найденный кандидат успешно пройдет испытательный срок. При увольнении работника, предложенного кадровым агентством, но не прошедшего испытательный срок, расходы на подбор персонала не следует признавать при расчете налога на прибыль. Ведь данные расходы не являются экономически оправданными и, значит, не соответствуют требова-ниям статьи 252 НК РФ.

В подобной ситуации рекомендуем организациям предусматривать в договорах, заключаемых с кадровыми агентствами, поэтапное оказание услуг и поэтапный расчет с агентством. Стоимость услуг по подбору кадров организация-заказчик будет включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, по мере выполнения кадровым агентством соответст-вующего этапа оказания услуг.

Пример 2

Воспользуемся условием примера 1, но изменим его. Допустим, в договоре, заключенном между ООО «Стройтехсервис» и кадровым агентством ООО «Рекрут», установлено, что общая стоимость услуг по подбору специалис-та на должность главного инженера состав-ляет 29 500 руб. (включая НДС 4500 руб.). При этом услуга оказывается в три этапа. В срок до 25 марта 2011 года кадровое агентство подбирает как минимум шесть кандидатов, соответствующих требованиям заказчика. По результатам подбора стороны подписывают акт об оказании услуги. Стоимость данного этапа составляет 10 000 руб. (включая НДС). Если с кем-то из предложенных кандидатов заказчик заключает трудовой договор, он обязан уведомить об этом исполнителя в течение трех дней и перечислить на счет исполнителя еще 10 000 руб. (включая НДС). В этом случае стороны подписывают акт об оказании следующего этапа услуги. Оставшуюся часть вознаграждения в размере 9500 руб. (включая НДС) заказчик уплачивает исполнителю, если предложенный кандидат успешно проходит испытательный срок. При успешном завершении испытательного срока работника заказчик и исполнитель подписывают акт о полном оказании услуг по подбору кадров. Срок действия договора — до окончания испытательного срока, установленного работнику, подобранному кадровым агентством.

Поскольку кадровое агентство выполнило только первый этап (подобрало необходимое количество кандидатов на должность главного инженера), заказчик перечислил ему лишь 10 000 руб. Акт об оказании первого этапа услуги стороны подписали 31 марта 2011 года. Следовательно, в марте 2011 года ООО «Стройтехсервис» включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, 8474,58 руб. (10 000 руб. ÷ 118 × 100).

Оставшуюся часть вознаграждения в размере 16 525,42 руб. [(29 500 руб. – 10 000 руб.) ÷ 118 × 100] организация сможет учесть при расчете налога на прибыль, только если кадровое агентство подберет ей подходящего кандидата, а организация примет данного кандидата на работу, и он успешно пройдет испытательный срок.

Мнение эксперта

Т.В. Морозова, эксперт ООО «Дельта-Налог»:

«Многие организации открывают региональные представительства (филиалы) в других городах. Работников в эти представительства они набирают непосредственно в том городе, в котором будет работать филиал. Однако прежде чем назначить кандидата на руководящую должность (например, директора или главного бухгалтера филиала), обычно требуют, чтобы он прошел собеседование в головном офисе. Причем расходы на проезд и проживание в городе, в котором находится головная организация, приглашенным кандидатам полностью компенсируются приглашающей стороной. Вправе ли головная организация учесть при расчете налога на прибыль суммы подобных расходов?

Похожие ситуации рассмотрены в письмах Минфина России от 06.08.2010 № 03-04-06/6-170, от 19.08.2010 № 03-03-06/1/562 и от 28.10.2010 № 03-03-06/1/669. К сожалению, в названных письмах больше внимания уделено вопросу исчисления НДФЛ. По мнению Минфина, оплата потенциальным работодателем стоимости проезда (проживания) соискателя к месту проведения собеседования является доходом, полученным этим соискателем в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы облагаются НДФЛ в установленном порядке. У физического лица не возникает дохода, облагаемого НДФЛ, если оно приезжало по инициативе организации — потенциального работодателя, то есть исключительно в ее интересах, а не в собственных. Но если речь идет о поиске работы, вряд ли можно утверждать, что, отправляясь в другой город на собеседование, соискатель не преследует собственных целей. Ведь именно он (а не организация) ищет работу и претендует на поступление на работу в данную организацию (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-04-06/6-170).

Вместе с тем специалисты Минфина России не отрицают возможности признания в налоговом учете расходов на проезд и проживание кандидатов, прибывших на собеседование из других городов (письма от 19.08.2010 № 03-03-06/1/562 и от 28.10.2010 № 03-03-06/1/669). Основанием могут служить нормы пункта 1 статьи 252 и подпункта 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако однозначного ответа в названных письмах не содержится. Полагаю, налоговое законодательство позволяет учесть в целях налогообложения прибыли расходы на проезд иногородних кандидатов и их проживание в месте проведения собеседования. Такие затраты отражаются как расходы на поиск работников (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вместе с тем у организации, которая оплатит кандидатам проезд к месту проведения собеседования и их проживание в этом городе и учтет понесенные расходы при расчете налога на прибыль, скорее всего возникнут разногласия с налоговыми органами. Для отстаивания своей правоты этим организациям можно рекомендовать следующие аргументы.

Указанные расходы наравне с другими расходами по подбору кадров (такими, например, как оплата услуг кадровых агентств) обусловлены необходимостью найма персонала требуемой квалификации в конкретном регионе — в том городе или населенном пункте, в котором находится региональное представительство или филиал. Следовательно, расходы организации на оплату иногородним соискателям проезда к месту проведения собеседования и проживания являются обоснованными.

Если поиском кандидатов занимается кадровое агентство, в договор с ним целесообразно включить условие о том, что организация-заказчик компенсирует подобранным кандидатам стоимость проезда к месту проведения собеседования и проживания в этом городе. Если организация самостоятельно подбирает кандидатов на имеющиеся вакансии, необходимо оформить и направить кандидату приглашение (вызов) на собеседование в головной офис. В нем следует указать, что приглашающая сторона компенсирует расходы на проезд к месту проведения собеседования и проживание. Наличие подобного приглашения поможет подтвердить инициативу организации — потенциального работодателя, а следовательно, и ее заинтересованность в прибытии кандидата на собеседование.

Кроме указанных выше документов (договора с кадровым агентством или приглашения на собеседование), у организации должны быть документы, подтверждающие факт и стоимость проезда и проживания кандидата, а также платежные (кассовые) документы, оформленные при выплате соответствующих сумм соискателю»

Ситуация пятая — согласно условиям договора кадровое агентство предложило другого кандидата взамен уволенного в течение испытательного срока

Нередко в договоры на поиск персонала стороны включают условие о том, что в случае увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, кадровое агентство обязано вместо него найти другого кандидата на вакантную должность без взимания с заказчика дополнительной платы. Некоторые кадровые агентства готовы даже по нескольку раз предоставлять замену работнику, не выдержавшему испытательный срок. Естественно, что наличие подобного условия в договоре увеличивает стоимость услуг по подбору персонала. В результате налоговые органы могут посчитать, что стоимость услуг по подбору персонала необоснованно завышена.

Кроме того, бесплатная замена соискателя может быть расценена как безвозмездное получение организацией-заказчиком услуги. Значит, в налоговом учете этой организации возникнет внереализационный доход в размере стоимости услуги по поиску нового кандидата взамен уволенного (п. 8 ст. 250 НК РФ). Сумма такого дохода оценивается исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса.

Налоговые органы скорее всего будут настаивать на включении во внереализационные доходы стоимости услуги по замене уволенного кандидата. Чтобы минимизировать вероятность возникновения подобных и иных требований, в договоре с кадровым агентст-вом следует указать, что стоимость услуг по подбору персонала включает плату за замену работника, не прошедшего испытательный срок. Кроме того, целесообразно предусмотреть, сколько раз агентство обязуется предлагать новых кандидатов, соответствующих требованиям заказчика, взамен уволенных в течение испытательного срока.

Ситуация шестая — работник, предложенный кадровым агентством, был принят на работу, но в течение испытательного срока уволился по собственному желанию

Во время испытательного срока не только работодатель проверяет, подходит ли ему новый работник и справляется ли он с порученной ему работой. Работник в свою очередь также решает, устраивает ли его новое место и условия работы. Если в течение испытательного срока работник придет к выводу, что предложенная работа ему не подходит, он вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию (ст. 71 ТК РФ). О своем намерении работник обязан письменно предупредить работодателя за три дня до увольнения.

Увольнение по собственному желанию нового сотрудника, предложенного кадровым агентством, не влияет на правомерность признания в налоговом учете организации-заказчика расходов на оплату услуг по подбору персонала. Ведь кадровое агентство выполнило свои обязательства по договору — нашло нужного работника. К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 19.02.2008 № Ф09-477/08-С2 по делу № А07-9196/07.

Таким образом, если новый работник по собственной инициативе уволился в течение испытательного срока, организация-работодатель не обязана корректировать налоговую базу по налогу на прибыль и исключать из нее расходы на оплату услуг по поиску данного работника. Перечисление обязательств кадрового агентства в договоре при этом не имеет значения. Тем более что кадровые агентства, как правило, не берут на себя обязательств по замене кандидата в случае его увольнения по собственному желанию в течение испытательного срока либо после его завершения

 

 

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль