• Главная страница
  • » Статьи
  • » Электронные счета-фактуры и другие изменения в НК РФ, касающиеся взаимодействия с налогоплательщиками

Электронные счета-фактуры и другие изменения в НК РФ, касающиеся взаимодействия с налогоплательщиками

66
229-ФЗ, внесший существенные поправки в Налоговый кодекс. В частности, согласно новым нормам значительно расширен электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами, что заметно упростит их взаимодействие. Рассмотрим, на какие изменения налогового законодательства следует обратить внимание практически всем налогоплательщикам

Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) был принят в том числе и в целях реализации Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (далее — План перехода), в части оказания налоговыми органами услуг в электронном виде через Интернет или Единый портал государственных услуг (далее — Единый портал) по учету организаций и физических лиц, ведению Государственного реестра налогоплательщиков и предоставлению содержащихся в нем сведений.

Усовершенствование процедуры учета налогоплательщиков в налоговых органах

Заявления о постановке на учет можно направлять в электронном виде. Законом № 229-ФЗ внесены изменения в статьи 23 и 84 НК РФ, предоставляющие право организациям и физическим лицам направлять в налоговые органы сообщения, заявления о постановке на учет (снятия с учета), уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Кроме того, по запросу организации или физического лица (заявителя) документы, подтверждающие постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе, также могут быть направлены налоговым органом заявителю в электронном виде. Напомним, что обязательным условием для направления этих документов в электронном виде является заверение электронной цифровой подписью (ЭЦП) лица, их подписавшего.

Формат сообщений, заявлений, уведомлений, запроса, а также порядок представления налогоплательщиками в налоговый орган сообщений в электронном виде и порядок направления налоговым органом налогоплательщику документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета), утверждает ФНС России. А вот порядок направления заявлений, уведомлений и запросов должен быть утвержден Минфином России.

Обратите внимание: в целях реализации третьего этапа Плана перехода в сентябре текущего года ФНС России реализована возможность для физических лиц обратиться с заявлением о постановке на учет в электронном виде. Оно направляется в соответствующий налоговый орган через сайт www.nalog.ru или Единый портал. Учитывая, что предлагаемая схема не требует обязательного заверения заявления ЭЦП, заявителю будет предложено в определенное время обратиться в инспекцию по месту жительства за получением свидетельства о постановке на учет.

Требование об уплате налога и налоговое уведомление могут быть направлены налогоплательщику в электронном виде. Согласно изменениям, внесенным Законом № 229-ФЗ в НК РФ, при неуплате налогоплательщиком сумм налога в срок, предусмотренный законодательством, у налогового органа появилась возможность высылать налогоплательщику требование об уплате налога в электронном виде по ТКС. Получив требование, налогоплательщик может либо погасить задолженность, либо пойти в налоговый орган с подтверждающими документами и доказать отсутствие задолженности.

Если налогоплательщик ничего не предпринимает, то в течение определенного срока ему направляется решение о приостановлении операций по счетам. Параллельно такое же решение направляется в банк, и операции по счетам приостанавливаются. Выгода для налогоплательщиков в оперативном получении требования по ТКС очевидна. Чем раньше налогоплательщик получит требование, тем больше времени у него будет что-то предпринять (погасить задолженность, свериться с налоговым органом), для того чтобы операции по его счетам не были приостановлены. Безусловно, по ТКС требование дойдет до налогоплательщика гораздо быстрее, чем по почте.

Обратите внимание на изменения в статьях 52 и 69 НК РФ, касающиеся возможности передачи налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений и требований об уплате налога в электронном виде по ТКС. При введении в действие сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — 2» и наличии письменного согласия налогоплательщика получать уведомления и требования таким способом со временем налоговые органы смогут существенно снизить издержки на налоговое администрирование, уменьшив бумажный объем уведомлений и затраты на услуги связи.

Обязанность представлять декларации в электронном виде только по ТКС

Долгое время оставался спорным вопрос о том, можно ли представить налоговую декларацию в электронном виде на СD-диске, флеш-накопителе или дискете. Объясняется это тем, что ранее в пункте 4 статьи 80 НК РФ было перечислено несколько способов представления налоговой декларации: лично, через представителя, по почте и ТКС. При этом не уточнялось, какой из этих способов можно использовать при подаче декларации в электронном виде. В соответствии с Законом № 229-ФЗ данный спорный вопрос разрешен в пользу налоговых органов. Теперь в пункте 4 статьи 80 НК РФ прямо прописано, что декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, благодаря указанным поправкам решена также и другая спорная ситуация — правомерен ли штраф, взимаемый на основании статьи 119 НК РФ, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, сдает отчетность на бумажном носителе? Напомним, что судебная практика исходит из того, что нарушение порядка и формы подачи декларации не образует состава правонарушения по статье 119 НК РФ. Например, об этом говорится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 11500/08. Теперь же, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, подаст ее на бумажном носителе, он будет оштрафован на 200 руб. Основание — новая статья 119.1 НК РФ. Если затем он не успеет вовремя отчитаться надлежащим образом, то инспекция привлечет его к ответственности и по статье 119 НК РФ за нарушение срока представления отчетности.

Общие принципы при разработке порядков электронного документооборота

На основании Закона № 229-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России), утверждает формы и форматы документов, участвующих в электронном документообороте, а также порядки заполнения и направления таких форм в электронном виде. Поэтому в настоящее время Федеральная налоговая служба активно разрабатывает эти порядки, а также формы и форматы документов, участвующих в электронном обмене. Проекты порядков, форм и форматов уже размещены на сайте www.nalog.ru в целях получения квалифицированных заключений от независимых экспертов. После указанной экспертизы, согласования с Минфином России, регистрации в Минюсте России и опубликования названные документы вступят в силу.

Новые правила взаимодействия с кредитными организациями

Справка

В соответствии с Законом № 229-ФЗ с 1 января 2012 года банки будут обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) только в электронном виде. В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с кредитными организациями в рамках обмена информацией в электронном виде (п. 2 и 3 ст. 86 НК РФ) разработан проект порядка представления в банки запросов налоговых органов о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков. ФНС России направила данный проект на согласование в Банк России. Реализация этого порядка позволит усилить контроль за сроками представления кредитными организациями в налоговые органы поименованных выше сведений, а также существенно сократить бумажный документооборот.

Кроме того, в связи с поправками, внесенными Законом № 229-ФЗ в Налоговый кодекс, также предполагается внесение изменений в Положение Банка России от 09.10.2008 № 322-П «О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России» в части установления обязанности для кредитных организаций сообщать в электронном виде в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после получения решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Соответствующие предложения с учетом практики эксплуатации автоматизированной системы в налоговых органах уже направлены Федеральной налоговой службой в Банк России.

При внесении изменений в указанное выше положение необходимо реализовать возможность уведомления налогового органа через Банк России о дате начала и прекращения электронного обмена в электронном виде. В настоящее время информирование налоговых органов об указанной дате осуществляется кредитными организациями на бумажных носителях

При разработке порядков электронного документооборота с налогоплательщиками, банками и другими ведомствами ФНС России использует следующие принципы:

взаимодействие осуществляется через оператора электронного документооборота или непосредственно через сайт ФНС России или Единый портал; при наличии документа в электронном виде отсутствует обязанность представлять его на бумажном носителе; все участники должны обеспечивать хранение принятых (отправленных) электронных документов совместно с сертификатом ключа подписи (СКП); средства ЭЦП обязательно должны быть сертифицированы; СКП выдается удостоверяющим центром, входящим в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России; датой представления документа в налоговый орган считается дата, указанная в подтверждении об отправке (уведомлении о результатах приема); перечень обстоятельств, при которых документооборот считается несостоявшимся, является закрытым.

Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на базе использования современных технологий осуществляется в полном соответствии с целями и задачами, сформулированными Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212. Кроме того, развитие бесконтактных методов взаимодействия — один из способов борьбы с коррупцией. Таким образом, изменения, внесенные в часть первую НК РФ, благоприятны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Электронные счета-фактуры

В настоящее время по разным оценкам российский бизнес составляет от 9 до 15 млрд. экземпляров счетов-фактур в год. Это огромный массив бумажной отчетности, который налогоплательщики, во-первых, должны хранить в течение достаточно длительного срока. Во-вторых, если в ходе контрольных мероприятий в налоговые органы потребуется представить счета-фактуры, сформированные на компьютере, их нужно будет распечатать и заверить должным образом копии, что требует определенных временных и трудовых затрат. В-третьих, налоговые органы в процессе контрольных мероприятий вынуждены обрабатывать эту массу документов вручную.

О необходимости перехода на электронный оборот счетов-фактур говорилось давно. Тем не менее долгое время дело не двигалось. Наконец в 2009 году Федеральная налоговая служба успешно провела пилотный проект, который позволил Минфину России выйти с законодательной инициативой о внедрении электронного документооборота счетов-фактур.

Законом № 229-ФЗ определена возможность составления счетов-фактур как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Также закреплено право налоговых органов истребовать и получать от налогоплательщиков документы в электронном виде.

До конца 2010 года Минфин России должен определить порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС, а ФНС России — порядок направления требований о представлении документов, порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде и форматы электронных документов, задействованных в документообороте электронных счетов-фактур. Чтобы обеспечить полноценный документооборот электронных счетов-фактур, необходимо создать сеть операторов электронного документооборота, причем можно привлечь операторов, выбранных ФНС России для передачи налоговой отчетности от налогоплательщиков в налоговые органы. Необходима также сеть доверенных удостоверяющих центров для обеспечения единого поля доверия ЭЦП продавцов и покупателей.

Перечень документов, направляемых налоговым органом налогоплательщику по ТКС

Справка

Налоговый орган имеет право направлять налогоплательщику в электронном виде следующие документы:

решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ); требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (п. 5 ст. 69 НК РФ); решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ); решение о возобновлении проведения выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ); справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ); поручение об истребовании документов (информации) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ); уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. 1 ст. 31 НК РФ); требование о представлении документов (информации) (п. 2 ст. 93 НК РФ); решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ); акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ); акт камеральной налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ); решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения (п. 3 ст. 101 НК РФ); решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ); решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ); решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ); акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ); решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ); решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ); решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ); решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ); решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ)

Таким образом, приказами Минфина России и ФНС России должны быть утверждены:

порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи; порядок направления требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; требования по сертификации программных средств, обеспечивающих электронный документооборот счетов-фактур и ведение электронного архива электронных документов; положение о сети операторов электронного документооборота; программное обеспечение налоговых органов.

Кроме того, ФНС России обязана утвердить форматы:

счета-фактуры; журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок в электронном виде; книги продаж в электронном виде; технологических электронных документов.

Отметим, что принципиальными положениями, на которых строится система электронного документооборота счетов-фактур, являются:

достаточное количество операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен электронными счетами-фактурами, недопустимость монополизации рынка услуг электронного документооборота счетов-фактур как между поставщиком и покупателем, так и при представлении документов в налоговые органы; равнозначность требований к составлению, выставлению, хранению и представлению счетов-фактур по требованию налогового органа вне зависимости от их вида (бумажный или электронный); добровольность перехода налогоплательщиков на электронный документооборот счетов-фактур; унификация требований, программного обеспечения, форматов и др.

Электронная государственная регистрация

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 227-ФЗ). Он содержит положения, позволяющие осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при представлении в регистрирующий орган документов в электронном виде, а также осуществлять взаимодействие с иными государственными органами, внебюджетными фондами и судами в электронном виде.

Для реализации положений Закона № 227-ФЗ и перехода на предоставление услуг в электронном виде в ноябре текущего года по согласованию с Минфином России намечена разработка приказа ФНС России, утверждающего формы используемых при регистрации документов и требования по их заполнению.

Поскольку Законом № 227-ФЗ с 2011 года предусматривается переход на предоставление услуги по государственной регистрации и по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, в октябре этого года планируется разработать и внести на рассмотрение проект постановления Правительства РФ о возложении на Минфин России полномочий по определению четырех порядков:

предоставления из государственных реестров сведений о юридических лицах и предпринимателях в форме электронного документа органам государственной власти и местного самоуправления, судам, органам внебюджетных фондов. Указанным органам будет предоставляться не только доступ к электронной базе данных государственных реестров (как сейчас), но и документы регистрационных дел в электронном виде (при наличии); о внесении изменений в сведения, включенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях. Целью утверждения этого порядка будет обеспечение достоверности сведений реестров вследствие исправления ошибок, допущенных регистрирующими органами при внесении записей в реестры; о размещении и составе сведений о государственной регистрации на официальном сайте регистрирующего органа в Интернете. Таким образом, предполагается повысить публичность и общедоступность сведений государственных реестров; учета и хранения документов, представленных для регистрации. Данный порядок разрабатывается с учетом того, что документы будут представляться в электронном виде.

До конца 2010 года ФНС России планирует утвердить порядок представления в регистрирующий орган в электронном виде документов, необходимых для государственной регистрации. Он будет предусматривать направление заявителем через Интернет в электронном виде документов для регистрации. После получения документов заявителю также в электронном виде будет высылаться расписка, а после регистрации — свидетельство.

Кроме того, в ноябре 2011 года планируется разработать и внести на рассмотрение в установленном порядке два проекта постановлений Правительства РФ. Во-первых, об утверждении порядка и сроков представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации, а также ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Речь, в частности, идет о представлении некоторых документов, необходимых для регистрации, без участия заявителя, например справок из территориальных органов Пенсионного фонда.

Во-вторых, о внесении изменений в постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 и от 16.10.2003 № 630 в части утраты силы порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предоставления содержащихся в них сведений.

Следовательно, нужно будет разработать порядки ведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и предоставления содержащихся в них сведений и документов, а также утвердить их приказами Минфина России.

После утверждения всех необходимых нормативных правовых актов предполагается в начале 2011 года доработать и утвердить административные регламенты исполнения ФНС России функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по ведению ЕГРЮЛ и ЕГРИП

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль