Налоговый контроль будет осуществляться по новым правилам

67
В одном из предыдущих номеров журнала были рассмотрены основные поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса1. Проанализируем степень влияния данных изменений законодательства на практику осуществления налоговыми органами налогового контроля в этом году

Поправки в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, о которых пойдет речь, внесены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ). Их основная часть вступила в силу с 1 января 2009 года. Некоторые нововведения носят технический характер и уточняют редакцию отдельных норм законодательства, другие — изменяют прежний порядок регулирования.

Рассмотрим подробнее новые положения, касающиеся порядка действия актов законодательства о налогах и сборах, исполнения обязанности по уплате налога и налогового контроля.

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

С 1 января 2009 года статья 5 НК РФ дополнена нормами, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей), а также отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей) или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Данная норма соответствует пункту 1 статьи 54 Конституции РФ, в котором указано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Таким образом, даже в том случае, когда в законе предусмотрено, что нормы, устраняющие или смягчающие ответственность, начинают действовать со дня их официального опубликования, они все равно будут иметь обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Поэтому прямое установление действия правового акта с момента его опубликования является лишь частным случаем придания ему обратной силы, которая может быть специально предусмотрена при издании нормы.

Как видим, и до введения рассматриваемых изменений порядок регулирования не препятствовал установлению законодательством в отдельных случаях момента вступления конкретного закона в силу (в части норм закона, обладающих признаками, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ) со дня его официального опубликования.

Поскольку правоотношения, возникшие до указанной даты (1 октября 2008 года), ранее подчинялись абсолютно аналогичным правилам, это изменение может быть расценено как нейтральное, а именно как не влияющее на действующее правовое регулирование. То есть с практической точки зрения реальные изменения правового регулирования отсутствуют, а имеет место дополнение пункта 1 статьи 5 НК РФ нормой разъясняющего характера.

Приостановление операций по валютному счету в банке

С 2009 года впервые предусмотрена возможность приостановления операций по валютному счету налогоплательщика. С указанной целью пункт 2 статьи 76 НК РФ дополнен нормой, содержащей алгоритм определения суммы в иностранной валюте, в пределах которой приостанавливаются расходные операции. Данная сумма должна быть эквивалентна сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.

Основания для приостановления операций по счету в банке

Расширен перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Теперь налоговые органы могут блокировать счета при наличии задолженности не только по налогам и сборам, но также по пеням и штрафам. Это изменение введено в том числе в связи с включением с 1 января 2007 года в пункт 10 статьи 101 НК РФ правил о принятии обеспечительных мер по исполнению решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, распространяющихся на взыскиваемые суммы недоимки, пеней и штрафов.

Операции, на которые не распространяется приостановление операций по счету в банке

Дополнен перечень операций, на которые не распространяется блокировка счета. С заблокированного счета можно будет заплатить страховые взносы как по инкассовым документам ПФР, так и страхователем самостоятельно.
Напомним, что приостановление операций по банковскому счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (п. 1 ст. 76 НК РФ). Однако из этого правила есть два исключения.

Во-первых, приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством приоритетна по отношению к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ.

Во-вторых, денежные средства на банковских счетах блокируются лишь в пределах суммы, указанной в соответствующем решении налогового органа о приостановлении операций по счетам в банках. Остальные деньги, находящиеся на счете в банке, налогоплательщик вправе использовать по собственному усмотрению.

Теперь этот перечень исключений дополнен страховыми взносами в социальные внебюджетные фонды, что имеет огромное практическое и социальное значение.

Отмена приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках

Важное изменение внесено в абзац 2 пункта 4 статьи 76 НК РФ. С 2009 года решение об отмене приостановления операций по счетам вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком. Делается это не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Иными словами, уточнен срок отмены решения о блокировке счета. Отмена должна произойти не позднее одного рабочего дня с момента представления организацией налоговой декларации (а не операционного дня, как было предусмотрено прежде).

Кроме того, ранее требование о вручении указанного документа по месту нахождения банка отсутствовало, поэтому на практике оно вручалось по месту нахождения того подразделения банка, в котором реально открыт счет, что способствовало ускорению разблокировки счета.

Блокировка счета действует до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 статьи 76 Налогового кодекса.

Отметим, что приказом Банка России от 09.10.2008 № 322-П утверждено Положение о порядке направления в банк решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке через Банк России в электронном виде (далее — Положение № 322-П)2.

Последствия нарушения срока отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке или срока его направления в банк

С 1 января 2010 года статья 76 НК РФ будет дополнена пунктом 9.2. Согласно данной норме в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) такого решения на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам.

Начало камеральной налоговой проверки

Из пункта 2 статьи 88 НК РФ исключена ненужная отсылочная норма о начале исчисления срока проведения камеральной налоговой проверки. Ранее в данном пункте в качестве общего правила указывалось, что проверка сданной отчетности начинается со дня представления налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Причем в пункте 7 статьи 88 НК РФ также предусмотрена возможность истребования в ходе камеральной налоговой проверки документов, которые согласно требованиям Налогового кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

С 2009 года согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ срок камеральной проверки исчисляется со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета). Таким образом, правило определения срока начала камеральной проверки фактически является единым во всех случаях. Исключений из этого правила не существует.

Если в ходе камеральной проверки подана уточненная декларация

В статью 88 НК РФ внесено дополнение (п. 9.1), предписывающее прекратить проверку первичной налоговой декларации (расчета), если во время ее проведения представлена уточненная налоговая декларация (расчет).

Кроме того, одновременно предусмотрено, что документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Такое условие теперь прямо прописано в статье 88 Налогового кодекса.

По мнению автора, такое уточнение представляется излишним, поскольку пункт 1 статьи 88 НК РФ и так разрешает использовать при проверке имеющиеся у налогового органа документы, в разряд которых попадает в том числе документация, полученная в рамках камеральной проверки первоначальной декларации (расчета).

Срок для вручения акта налоговой проверки

В абзаце 1 пункта 5 статьи 100 НК РФ теперь установлен срок, в течение которого акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого она проводилась (его представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Этот срок составляет пять дней с даты подписания акта лицами, проводившими проверку.

Данное правило не распространяется на случаи, когда, например, налогоплательщик уклоняется от получения акта либо налоговый орган решает передать акт лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Основание — пункт 5 статьи 100 НК РФ.

Состав доказательств, исследуемых в ходе мероприятий налогового контроля

Уточнен состав доказательств, используемых налоговыми органами при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Напомним, что пункт 1 статьи 88 НК РФ содержит ссылку на возможность проведения камеральной проверки на основе иных документов, имеющихся у налогового органа, в то время как статья 89 НК РФ, посвященная выездной налоговой проверке, такого правила не содержит.

С 2009 года данный вопрос окончательно урегулирован. В пункте 4 статьи 101 НК РФ указано, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе ранее истребованные документы, поданные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Введена норма о недопустимости использования налоговыми органами доказательств, получение которых было сопряжено с нарушениями налоговым органом законодательства о налогах и сборах. При этом нарушения по представлению документов, допущенные лицами, обязанными эти документы представить, в расчет не принимаются. Так, в пункте 4 статьи 101 НК РФ теперь указано, что если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом, такие документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением сроков. Аналогичной нормой дополнен пункт 7 статьи 101.4 НК РФ, регулирующей процедуру производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях в тех случаях, когда такие нарушения выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля.

Срок для вручения решения по результатам налоговой проверки

В абзац 1 пункта 9 статьи 101 НК РФ внесено дополнение, устанавливающее срок, в течение которого итоговое решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. А именно пять дней после дня вынесения решения.

В то же время, как и при установлении срока для вручения акта налоговой проверки, было упущено из виду, что согласно пункту 13 статьи 101 НК РФ копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), а также копия решения о принятии (отмене) обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено данное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

1Подробнее о новациях в законодательстве РФ о налогах и сборах с 2009 года читайте в статье «Обзор основных изменений в части первой Налогового кодекса с 2009 года» // РНК, 2009, № 4. — Примеч. ред.2Указанный нормативно-правовой акт Банка России вступил в силу с 1 апреля 2009 года.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль