Горячая линия: соблюдение процедур проведения мероприятий налогового контроля

78
Очередная горячая линия, организованная редакцией журнала «Российский налоговый курьер», была посвящена обсуждению проблем, возникающих у налогоплательщиков при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля, обжаловании решений налоговых органов в 2008 году, и изменениям, вступающим в силу с 2009 года. На вопросы читателей отвечал Константин Викторович НОВОСЕЛОВ , советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, канд. экон. наук, Контрольное управление ФНС России

Порядок обжалования решений налоговых органов

Добрый день, Константин Викторович! Мы читали, что с 1 января 2009 года изменяется порядок обжалования решений налоговых органов. Останется ли у налогоплательщика право обращаться сразу в суд, как было ранее?

В 2008 году в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могли быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или суд.

С 1 января 2009 года вступает в силу новый пункт 5, которым дополнена статья 101.2 НК РФ. Согласно этому пункту решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования его в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования данного решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Обратите внимание, что данный пункт статьи 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года. Основание — пункт 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

То есть с 1 января 2009 года сначала мы должны обращаться в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС России или Федеральную налоговую службу и только потом в суд?

Совершенно верно. По решениям налоговых органов, вынесенным с 1 января 2009 года, обращаться в суд можно только после того, как решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности будет обжаловано в вышестоящем налоговом органе.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Поясните, пожалуйста, как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Она у нас началась в конце 2007 года и продолжается до сегодняшнего дня. Ее то приостановят, то снова возобновляют…

Напомню, что до 2007 года был иной порядок проведения выездных проверок. В нем, в том числе с учетом постановления КС РФ от 16.07.2004 № 14-П, было определено, что в срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те периоды времени, в течение которых проверяющие находились непосредственно на территории налогоплательщика. А именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Время проведения встречных проверок не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, только если проверяющие в этот период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Однако такой подход существенно затягивал длительность выездных проверок.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса были внесены изменения, направленные, в частности, на упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере: конкретизированы сроки проведения выездной налоговой проверки и предусмотрены основания, по которым налоговый орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ предельная длительность проведения выездной налоговой проверки — два месяца. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

А какие могут быть основания для продления срока проверки?

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены в приказе ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892. Такими основаниями могут быть, в частности, статус крупнейшего налогоплательщика, разветвленная филиальная сеть и др.

На какой срок налоговый орган может приостановить проверку?

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Все основания перечислены в Налоговом кодексе. Например, приостановить проверку могут для истребования документов (информации) у других лиц о вашей организации или конкретных сделках.

***

Константин Викторович, проконсультируйте, с какого момента вступает в силу решение налогового органа о приостановлении (возобновлении) выездной налоговой проверки?

В пункте 9 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа. Его форма утверждена приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@. Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в таком решении.

В решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган должен указать фамилию, имя, отчество руководителя проверяемой организации (или уполномоченного представителя), который должен быть ознакомлен с этим решением. Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно быть доведено до проверяемой организации с указанием даты, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.

Продление камеральной налоговой проверки

Добрый день! Как вы считаете, вправе ли налоговый орган проводить мероприятия в рамках камеральной налоговой проверки по истечении срока, установленного в пункте 2 статьи 88 НК РФ?

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к отчетности. Конечно, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Основание — пункт 2 статьи 88 НК РФ. Максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и других необходимых документов. Налоговым кодексом не предусмотрено оснований для ее продления.

Хотелось бы уточнить: имеет ли право налоговый орган запрашивать у организации пояснения и истребовать документы на основании статьи 93 НК РФ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку. Документы, которые могут быть истребованы в ходе камеральной налоговой проверки, указаны в статье 88 НК РФ, а перечень случаев, когда они могут быть истребованы, четко ограничен Налоговым кодексом. Направление в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения указанной проверки, после истечения срока ее проведения Налоговым кодексом не предусмотрено.

Истребование документов в рамках налоговой проверки

Здравствуйте, Константин Викторович! В связи с большим объемом запрашиваемой информации в рамках проведения повторной выездной налоговой проверки наша организация направила в инспекцию ходатайство о продлении срока представления заверенных копий документов. У нас запросили договоры лизинга, купли-продажи и др. Имеет ли право налоговый орган запрашивать такие документы и на каком основании?

Напомню, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы могут требовать от налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе запросить у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ). Напомню, что форма требования утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

В статье 93 НК РФ не приводится полный список документов, которые вправе истребовать налоговые органы. Это обусловлено разнообразием хозяйственных ситуаций и невозможностью перечислить в законе весь перечень документов, которые могут быть истребованы.

Полагаю, что к подобным документам относятся документы, содержащие информацию, необходимую для целей налогового контроля и касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. Если названные вами договоры имеют отношение к исчислению налоговой базы по проверяемым налогам, а скорее всего так и есть, то налоговая инспекция вправе их запросить. Обратите внимание, что запрашиваемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган может ознакомиться и с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Ответьте еще на один вопрос. Вправе ли налоговый орган в случае непредставления указанных документов применить санкции, указанные в пункте 1 статьи 126 НК РФ?

В Налоговом кодексе отсутствуют основания, при наличии которых налогоплательщик имеет право оставить без исполнения требование налогового органа о представлении документов. Более того, непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную в статье 126 НК РФ. Так, непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. А отказ в их представлении — штрафа в размере 5000 руб.

Спасибо, все понятно. Конечно, мы представим документы для проверки, но с небольшой задержкой. Должна ли налоговая инспекция, продлевая срок представления документов согласно нашему ходатайству, учитывать, что организация не сможет по объективным причинам представить документы в установленные сроки?

Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить требуемые документы в течение десяти дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет об этом проверяющих должностных лиц налогового органа. Причем проверяемый налогоплательщик обязан указать причины, по которым запрашиваемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, а также сроки, в течение которых он сможет их представить. В течение двух дней с даты получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в их продлении, о чем выносится отдельное решение.

Полагаю, что при продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа будет учитывать указанные вами причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки (например, большой объем запрашиваемых документов), а также факт представления части документов в рамках данного истребования и сроки, в течение которых вы сможете представить всю необходимую документацию.

Таким образом, налоговые органы самостоятельно определяют, на сколько может быть продлен срок представления документов, запрашиваемых у налогоплательщика.

***

Константин Викторович, налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки нашего контрагента запросил у нас ряд документов по сделкам, в том числе сертификаты качества и происхождения товаров, регистрационные удостоверения и др. Вправе ли у нас требовать такие документы?

Полагаю, что названные документы у вас запрашиваются на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ. В этом пункте сказано, что налоговый орган вправе истребовать у контрагентов документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого лица. Причем конкретный перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, в Налоговом кодексе не установлен. Поэтому налоговая инспекция вправе истребовать у вас любые сведения, касающиеся деятельности вашего партнера по бизнесу, которого она проверяет, в том числе и указанные сертификаты и удостоверения. А ваша организация обязана в течение пяти дней со дня получения требования о представлении документов (информации) представить в налоговый орган все запрашиваемые документы либо в этот же срок сообщить о том, что вы ими не располагаете (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Обратите внимание, что подобные документы представляются в виде надлежаще заверенных копий. То есть копии документов заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) организации и (или) иного уполномоченного лица, а также печатью организации (п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ).

Что будет, если мы не представим эти документы?

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную в статье 129.1 НК РФ.

***

Помогите разобраться в следующей ситуации. Выездная налоговая проверка нашей организации была приостановлена, но перед этим нам вручили требование о представлении документов согласно статье 93 НК РФ. Должны ли мы его исполнять?

Законодательство не предусматривает приостановление течения срока, установленного в статье 89 НК РФ, для исполнения требования налогового органа о представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки, поскольку само требование направлено в период, когда проверка еще проводилась. Документы, которые были истребованы должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, вы должны представить в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 93 НК РФ.

Замечу, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов (возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Камеральная проверка уточненных деклараций

Здравствуйте, Константин Викторович! Поясните, как следует применять нормы Налогового кодекса о порядке проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДС?

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые должны к ней прилагаться в соответствии с Налоговым кодексом, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Указанные нормы распространяются на уточненные налоговые декларации.

Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки декларации по НДС в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах и порядок вынесения решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (либо об отказе в привлечении), о возмещении (полностью или частично) заявленной суммы НДС, предусмотренные в статьях 100, 101 и 176 НК РФ, применяются и по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации. Таким образом, после представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению в этой декларации, в порядке, установленном в статье 88 НК РФ.

Продолжается ли камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации после представления уточненной?

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ статья 88 НК РФ дополнена пунктом 9.1, который вступает в силу с 1 января 2009 года. В этом пункте предусмотрено такое правило. Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет) в порядке, предусмотренном в статье 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении данного налогоплательщика.

Напомню, что ранее Минфин России в письме от 25.04.2008 № 03-02-07/2-76 разъяснил следующее. Если уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации в момент или после обнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган завершает такую проверку и принимает по ее результатам решение в соответствии со статьей 101 НК РФ. Однако необходимо принимать во внимание положения пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ, в которых перечислены случаи, когда налогоплательщиков, в налоговой отчетности которых выявлены расхождения, освобождают от ответственности

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль