Восстановление бухгалтерского учета

300
Нередко компании сталкиваются с ситуациями, когда приходится восстанавливать бухгалтерский учет. Если этого не сделать, организацию ждут серьезные неприятности, вплоть до ареста счетов. Это крайне трудоемкий процесс, поэтому мы составили пошаговую инструкцию для восстановления бухгалтерского учета, чтобы вам было проще ориентироваться: с чего начать, куда обращаться за восстановлением документов, как упорядочить эту работу.

Что понимается под восстановлением бухгалтерского учета

Восстановление бухгалтерского учета – достаточно трудоемкий процесс, направленный на восстановление и приведение первичных документов в соответствие с данными бухучета, как того требует Российское законодательство, упорядочивание бухучета в компании путем отражения всех хозяйственно-денежных операций в учете, создание жизнеспособный системы бухучета для последующей деятельности организации. Кроме того, при восстановлении бухгалтерского учета часто требуется комплексный анализ всех налоговых платежей и деклараций к ним.

Зачем и в каких случаях нужно восстанавливать бухгалтерский учет

Восстанавливать бухучет необходимо в следующих случаях:

  • Организация не вела бухучет или делала это время от времени;
  • По тем или иным причинам произошла утрата бухгалтерской документации;
  • В компании работал неквалифицированный бухгалтер, действия которого привели к несоответствию показателей учета с фактическим состоянием фирмы и с данными документов;
  • Имел место злой умысел, когда данные бухучета были намеренно искажены.

Восстановить бухучет организация должна в обязательном порядке, иначе ее ждут крупные неприятности, самое страшное из которых - арест счетов органами ФНС. Такое наказание будет грозить в том случае, если вы не только не ведете учет, но и не сдаете бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Также фирма может столкнуться со следующими проблемами:

  • высокие штрафы за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета;
  • кражи, злоупотребления и хищения, так как нет строгого учета движения ТМЦ;
  • осложнение отношений с контрагентами при отсутствии нужных документов;
  • невозможность доказать свою правоту в случае претензий налоговой инспекции, либо судебного разбирательства.

С чего начать восстановление бухгалтерского учета

В первую очередь необходимо помнить, что восстановление бухгалтерской отчетности – это длительный и кропотливый процесс, который в итоге повлечет за собой доначисление или корректировку, ранее начисленных и уплаченных, налогов. Если же вы решились на это без привлечения специалистов со стороны, то начинать нужно с инвентаризации имущества и денежных средств компании.

В случае, когда в организации вообще не велся бухучет, тогда в первую очередь требуется восстановить количественный учет полностью или выборочно, а затем уже проводить инвентаризацию.

Пошаговая инструкция восстановления бухгалтерского учета

Ниже мы составили для вас небольшую схему – инструкцию, которая подскажет с чего начать и как максимально продуктивно провести восстановление бухгалтерского учета.

  1. Проводится инвентаризация, в ходе которой выясняется фактическое наличие имущества, денег, оборудования, средств производства в компании. Также инвентаризируются расчеты с контрагентами. Эти данные сличаются с данными бухучета.
  2. Разбираем первичную документацию – что есть, чего не достает. На основании имеющихся документов проверяем, сделаны ли по ним проводки, разносим по счетам недостающие. Сверяем все с оборотно-сальдовой ведомостью, если такова не велась, то нужно будет ее заполнить. По ней уже можно будет воссоздать регистры бухгалтерского и налогового учета.
  3. Сверив данные бухучета и первичной документации, выявляем отсутствующие документы строгой отчетности – счета-фактуры, приходно-расходный кассовый ордер, накладные, платежные поручения, акты приема-передачи и т.д. Все, что отсутствует, нужно восстановить, как это сделать, если в компании не сохранились копии документов, смотрите таблицу.

Куда можно обратиться для восстановления документов

Что нужно сделать

Какие документы можно будет получить

Ваш банк

Написать на имя управляющего письмо с просьбой предоставить вам копии выписок по счету с приложенными документами

Платежные поручения

Поставщики и покупатели

Написать письмо с просьбой прислать вам акты сверок

Документы, подтверждающие дебиторскую и кредиторскую задолженность

Налоговая инспекция

Написать письмо с просьбой предоставить акт сверки расчетов с бюджетом

Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам

Подать заявление о выдаче справки

Справка о состоянии расчетов с бюджетом или об отсутствии задолженности по налогам и сборам

Пенсионный фонд и ФСС

Написать письмо о выдаче копии расчетов

Копии расчетов по ЕСН, страховым взносам

Росстат

На сайте Росстата заполнить уведомление

Коды видов деятельности по ОКВЭД

  1. Все цифры и суммы восстановленных документов сверяем с бухучетом и делаем нужные поправки.
  2. На этом этапе выявляем несданную отчетность в различные инстанции, в первую очередь в налоговую службу. Составляем и сдаем нужные отчеты (годовой баланс, отчет о движении денежных средств, декларации по НДС, ЕСН, налогу на прибыль и пр.), в случае необходимости подаем уточненные декларации.
  3. Необходимо будет провести окончательную аудиторскую проверку, причем аудитором должен быть человек, не принимавший участие в восстановление бухгалтерского учета.

Будьте внимательны! При сверке с ФНС расчеты с бюджетом по налогам и сборам, суммы, отраженные налоговыми органами в карточке лицевого счета и суммы налога, начисленные в бухгалтерском учете на дату составления акта сверки, могут не совпадать. Это связано с тем, что в бухучете и налоговом учете существуют разные временные рамки. 


Срочно из редакции!

Внимание! Сегодня при подписке на журнал Вы экономите 10 256 рублей! Подписаться по тел. 8 800 550-15-57>>>


Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль