Об уплате земельного налога в 2008 году

751
Этим летом Президент РФ подписал закон, который внес большой блок поправок во вторую часть Налогового кодекса, в том числе в главу 31 «Земельный налог». В частности, уточнен порядок формирования налоговой базы по земельному налогу по объектам, расположенным на территориях нескольких муниципальных образований. Как следует применять новые нормы на практике?

Изменения в главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса, которые вносит Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ (далее — Закон № 216-ФЗ), вызваны необходимостью решения проблем, возникших при применении некоторых положений данной главы. Новые нормы вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования указанного закона. Итак, Закон № 216-ФЗ уточнил положения, связанные с порядком:

  • определения налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • расчета налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований;
  • применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства;
  • доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме того, уточнены отчетные периоды для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих в предпринимательской деятельности принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки.

Налоговые ставки по земле, предоставленной (приобретенной) для жилищного строительства

В соответствии со статьей 394 НК РФ в действующей редакции для исчисления земельного налога установлены две предельные величины налоговых ставок — 0,3 и 1,5% от налоговой базы. Они применяются в отношении категорий земель, перечисленных в пункте 1 поименованной статьи. В частности, предельная величина ставки налога в размере 0,3% используется при налогообложении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе в собственность) и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства. Вместе с тем согласно Земельному кодексу земельные участки приобретаются в собственность и предоставляются в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, в статье 15 Земельного кодекса установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) считаются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земель, которые согласно действующему законодательству не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам за плату (ст. 28 Земельного кодекса). Между тем участки предоставляются и бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, перестраивать или сносить их, разрешать строительство на этом участке другим лицам. Конечно, при условии, что выполняются градостроительные, строительные нормы и правила, требования о назначении земельного участка (ст. 263 ГК РФ). В статье 40 Земельного кодекса сказано, что собственник земельного участка имеет право использовать для собственных нужд имеющиеся на участке полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, обводненные карьеры согласно законодательству Российской Федерации. Собственник также может возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием, проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты, осуществлять другие права на использование земельного участка, закрепленные на законодательном уровне.

Исходя из сказанного, при исчислении земельного налога нормы статьи 394 НК РФ следует одинаково применять в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства. В связи с этим Законом № 216-ФЗ в статью 394 Кодекса внесено дополнение. В частности, налоговая ставка 0,3% применяется по земельным участкам, как предоставленным, так и приобретенным налогоплательщиком для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.

Напомним, что по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства и находящимся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. Налоговая ставка по таким земельным участкам также составляет 0,3%.

Пример 1

В 2008 году ООО «Восход» и ООО «Заря» приобрели земельный участок для жилищного строительства. Земля находится в общей долевой собственности (доля ООО «Восход» в праве на земельный участок — 40%, а ООО «Заря» — 60%). Кадастровая стоимость земельного участка — 12 000 000 руб.

Налоговую базу по земельному налогу данные налогоплательщики определяют в соответствии с принадлежащими им долями земельных участков:

  • ООО «Восход» — 4 800 000 руб. (12 000 000 руб. ? 40%);
  • ООО «Заря» — 7 200 000 руб. (12 000 000 руб. ? 60%).

Сумма земельного налога рассчитывается исходя из налоговой ставки 0,3% (используемой по землям, приобретенным для жилищного строительства). Сумма налога, исчисленная по части земельного участка, закрепленной за ООО «Восход», составит 14 400 руб. (4 800 000 руб. х 0,3%), а за ООО «Заря» — 21 600 руб. (7 200 000 руб. ? 0,3%).

По земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства и находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного участка, в равных долях. Налог по таким земельным участкам исчисляется по ставке 0,3%.

Пример 2

Земельный участок, приобретенный К.И. Ивановым и А.И. Ивановой для жилищного строительства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость участка — 788 000 руб.

Налоговый орган определяет налоговую базу в части доли, закрепленной:

  • за К.И. Ивановым — 394 000 руб. (788 000 руб. ? 50%);
  • А.И. Ивановой — 394 000 руб. (788 000 руб. ? 50%).

Сумма земельного налога рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки 0,3% (за земли, приобретенные для жилищного строительства) и равна:

  • у К.И. Иванова — 1182 руб. (394 000 руб. ? 0,3%);
  • А.И. Ивановой — 1182 руб. (394 000 руб. ? 0,3%).

В отношении земельных участков, которые предоставлены для жилищного строительства и на которых строительство уже завершено, возведены жилые дома, налоговые ставки применяются так.

По земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка налога не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Исходя из изложенного, если представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) установили налоговые ставки (не выше 0,3%) по земельным участкам, занятым объектами жилого фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами, то в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, льготная ставка 0,3%, установленная на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, не применяется.

Пример 3

Земельный участок предоставлен ЗАО «Заря» для строительства многоквартирного дома. В течение полугода организация построила многоэтажный жилой дом. В нем 40 однокомнатных квартир площадью 40 кв. м каждая; 30 двухкомнатных квартир по 70 кв. м и 20 трехкомнатных квартир по 100 кв. м. Все квартиры приобретены гражданами в собственность. На первом этаже дома расположены стоматологическая поликлиника, площадь которой 600 кв. м и которая принадлежит ООО «Здоровье», офис фирмы ООО «Вегас» площадью 700 кв. м и магазин по продаже хозяйственных товаров ООО «Все для дома» площадью 700 кв. м.

В жилом доме также располагается подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв. м, в котором 30 боксов по 20 кв. м каждый, принадлежащих физическим лицам.

Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен жилой дом, — 24 000 000 руб. Представительным органом муниципального образования установлены ставки земельного налога (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка):

  • для земельных участков, занятых жилищным фондом (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), — 0,1%;
  • для земельных участков, используемых для торговли, под офис и поликлинику, — 1%;
  • для земельных участков под гаражи — 0,5%.

Рассчитаем долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также величину налоговой базы, исходя из которой все перечисленные налогоплательщики должны исчислять земельный налог.

Общая площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков — юридических и физических лиц: площадь всех однокомнатных квартир (40 кв. м ? 40) + площадь всех двухкомнатных квартир (70 кв. м ? 30) + площадь всех трехкомнатных квартир (100 кв. м ? 20) + площадь магазина (700 кв. м) + площадь под офис (700 кв. м) + площадь под поликлинику (600 кв. м) + площадь кооперативного гаража (600 кв. м) = 8300 кв. м.

Теперь определим долю каждого налогоплательщика в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме:

— ООО «Все для дома» —
0,0843 (700 кв. м ? 8300 кв. м);

— ООО «Вегас» —
0,0843 (700 кв. м ? 8300 кв. м);

— ООО «Здоровье» —
0,0723 (600 кв. м ? 8300 кв. м);

— собственник однокомнатной квартиры —
0,0048 (40 кв. м ? 8300 кв. м);

— собственник двухкомнатной квартиры —
0,0084 (70 кв. м ? 8300 кв. м);

— собственник трехкомнатной квартиры —
0,0120 (100 кв. м ? 8300 кв. м);

— для гаражного кооператива —
0,0723 (600 кв. м ? 8300 кв. м);

— для владельца гаражного бокса —
0,0024 (20 кв. м ? 8300 кв. м).

При исчислении земельного налога налоговая база каждого из налогоплательщиков составит:

— у ООО «Все для дома» —
2 023 200 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0843);

— ООО «Вегас» —
2 023 200 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0843);

— ООО «Здоровье» —
1 735 200 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0723);

— собственника однокомнатной квартиры —
115 200 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0048);

— собственника двухкомнатной квартиры —
201 600 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0084);

— собственника трехкомнатной квартиры —
288 000 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0120);

— гаражного кооператива —
1 735 200 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0723);

— владельца гаражного бокса —
57 600 руб. (24 000 000 руб. ? 0,0024).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, с учетом налоговых ставок, установленных органами муниципального образования, составит:

— для ООО «Все для дома» —
20 232 руб. (2 023 200 руб. ? 1%);

— ООО «Вегас» —
20 232 руб. (2 023 200 руб. ? 1%);

— ООО «Здоровье» —
17 352 руб. (1 735 200 руб. ? 1%);

— собственника однокомнатной квартиры —
115 руб. (115 200 руб. ? 0,1%);

— собственника двухкомнатной квартиры —
202 руб. (201 600 руб. ? 0,1%);

— собственника трехкомнатной квартиры —
288 руб. (288 000 руб. ? 0,1%);

— гаражного кооператива —
8676 руб. (1 735 200 руб. ? 0,5%);

— владельца гаражного бокса —
288 руб. (57 600 руб. ? 0,5%).

Налоговая база по земле, расположенной в нескольких муниципальных образованиях

Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Об этом говорится в статье 389 Налогового кодекса. Налоговая база для исчисления налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Так сказано в статье 390 НК РФ. Из статьи 6 Земельного кодекса следует, что земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований1 не учитывалось кадастровое деление территорий, и зачастую земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. Земельный налог по таким участкам нужно уплачивать в соответствии с действующим законодательством.

Организации, у которых объекты налогообложения и линии коммуникаций расположены на территории нескольких муниципальных образований, уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления:

  • акционерные общества энергетики и электрификации, на балансе которых находятся электрические сети, — за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;
  • предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, — за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
  • государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, — за земли под этими линиями и полосами отчуждения.

Глава 31 Налогового кодекса не содержит правил, которые указывали бы, как следует определять налоговую базу по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в пользовании перечисленных выше организаций. Поэтому в соответствии с Законом № 216-ФЗ в статью 391 Кодекса включено положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

Налоговая база по земельному участку, находящемуся на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). Налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенной в пределах одного муниципального образования, рассчитывается как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Пример 4

Земельный участок, принадлежащий ОАО «Газелин», расположен на территории трех муниципальных образований. Через весь участок проходит газопровод. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 000 000 руб. Часть земельного участка, которая принадлежит ОАО «Газелин» и находится на территории первого муниципального образования, равна 40% от общей кадастровой стоимости участка, на территории второго — 50%, а на территории третьего — 10%.

Значит, налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости и расположенному на территории трех муниципальных образований, составляет:

  • по первому муниципальному образованию — 6 000 000 руб. (15 000 000 руб. ? 40%);
  • второму — 7 500 000 руб. (15 000 000 руб. ? 50%);
  • третьему — 1 500 000 руб. (15 000 000 руб. ? 10%).

Сумма земельного налога по участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, есть не что иное, как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования.

Пример 5

Воспользуемся условиями примера 4. Допустим, представительные органы первого муниципального образования установили для земельных участков, которые заняты газопроводом, проходящим по территории данного муниципального образования, налоговую ставку в размере 1,5%, второго муниципального образования — 1,2% и третьего муниципального образования — 1,3%.

Сумма земельного налога по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости, расположенному на территории каждого из муниципальных образований, равна:

  • первого — 90 000 руб. (6 000 000 руб. ? 1,5%);
  • второго — 90 000 руб. (7 500 000 руб. ? 1,2%);
  • третьего — 19 500 руб. (1 500 000 руб. ? 1,3%).

О применении повышающих коэффициентов при уплате земельного налога

Одно из существенных изменений, внесенных в главу 31 Кодекса, связано с применением повышающих коэффициентов при исчислении налога по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.

Согласно действующей редакции пункта 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных в собственность указанными лицами для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, земельный налог и авансовые платежи исчисляются с учетом коэффициента 2. Этот коэффициент используется в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Если период проектирования и строительства превышает трехлетний срок, при исчислении налога и авансовых платежей следует применять коэффициент 4 (п. 15 ст. 396 НК РФ).

По земельным участкам, приобретенным в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, используется коэффициент К2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Период, с которого начинается применение перечисленных повышающих коэффициентов по землям, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (в том числе и индивидуального), в действующей редакции Кодекса не установлен.

Права на земельные участки регистрируются в обязательном порядке. В связи с этим Законом № 216-ФЗ в статью 396 Налогового кодекса внесены изменения, которые применяются с 1 января 2008 года. По земельным участкам, приобретенным и предоставленным в собственность физическим и юридическим лицам для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), суммы налога (суммы авансовых платежей) исчисляются с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.

Таким образом, в отношении указанных земельных участков суммы налога (суммы авансовых платежей) рассчитываются с применением коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченная за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

При исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей) повышающий коэффициент 4 используется в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если земельные участки приобретены (или предоставлены) в собственность физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, налог (авансовые платежи) рассчитывается с учетом повышающего коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект.

Буква закона

Госрегистрация прав на землю
Права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая с 31 января 1998 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Госрегистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, установленной упомянутым федеральным законом. Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу указанного закона, является юридически действительной.

Пример 6

ООО «Альфа» приобрело в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января 2008 года. Организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Кадастровая стоимость участка равна 13 000 000 руб. Налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования, — 0,3%.

Организация обязана при исчислении земельного налога по данному участку применять повышающий коэффициент 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность ООО «Альфа» для жилищного строительства, составит:

13 000 000 руб. ? 0,3% ? 2 = 78 000 руб.

Предположим, органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу. А земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период, и права на него зарегистрированы не с начала года. Тогда сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента (исходя из периода строительства объекта недвижимости), а также коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.

Пример 7

ООО «Гамма» приобрело в собственность землю для жилищного строительства 10 марта 2008 года, и права на нее зарегистрированы в тот же день. Кадастровая стоимость земельного участка — 1 400 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организация обязана уплачивать авансовые платежи.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

1 400 000 руб. ? 0,3% ? 0,83 ? 2 = 6972 руб.,

где 0,83 (10 мес. ? 12 мес.) — коэффициент К2, учитывающий период владения участком;

2 — коэффициент, учитывающий период строительства объекта.

При исчислении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I, II и III кварталы, коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

  • за I квартал — К2 = 0,33 (1 мес. ? 3 мес.);
  • II квартал — К2 = 0,67 (4 мес. ? 6 мес.);
  • III квартал — К2 = 0,78 (7 мес. ? 9 мес.).

Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта, и коэффициента, учитывающего период владения участком, составят:

  • за I квартал — 693 руб. (1/4 ? 1 400 000 руб. ? 0,3% ? 0,33 ? 2);
  • II квартал — 1407 руб. (1/4 ? 1 400 000 руб. ? 0,3% ? 0,67 ? 2);
  • III квартал — 1638 руб. (1/4 ? 1 400 000 руб. ? 0,3% ? 0,78 ? 2).

Обратите внимание

Документы для регистрации прав на недвижимость
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ основаниями для госрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества, в том числе права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для такого строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Дополнительно может потребоваться разрешение на строительство, если оно необходимо для строительства данного объекта.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация об этом объекте недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидульного жилищного строительства на участке, предназначенном для такого строительства (либо на участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта и разрешение органа местного самоуправления на ввод его в эксплуатацию.

Если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по срокам, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, суммы авансовых платежей в размере 3738 руб. (693 руб. + 1407 руб. + 1638 руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, — 3234 руб. (6972 руб. – 3738 руб.).

Обратите внимание: по земельным участкам, приобретенным в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применение установленных в статье 396 НК РФ повышающих коэффициентов (с учетом поправок, внесенных Законом № 216-ФЗ) не предусмотрено.

Пример 8

ООО «Дельта» приобрело в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства 5 февраля 2008 года, и права на данный участок зарегистрированы в тот же день. Кадастровая стоимость земельного участка — 2 400 000 руб. Налоговая ставка, установленная представительными органами муниципального образования, равна 0,2%. Рассчитаем сумму земельного налога, которую организации нужно уплатить в бюджет:

2 400 000 руб. ? 0,2% ? 0,92 = 4416 руб.,

где 0,92 (11 мес. ? 12 мес.) — коэффициент К2, учитывающий период владения участком.

Порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земли

Согласно действующей редакции пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. С 1 января 2008 года порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков будет устанавливать Правительство РФ. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие государственную кадастровую оценку земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляют органы Роснедвижимости.

Органы, которые ведут государственный земельный кадастр, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января того же года. Подобная информация представляется в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 20.06.2005 № 75н.

Органы, которые производят государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны были до 1 марта 2005 года сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельные участки, по состоянию на 1 января 2005 года.

Кроме того, указанные органы должны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о земельных участках, о лицах, на которых зарегистрировано право на эти участки, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Данные о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, представляются в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.09.2005 № 112н.

Органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января того же года. Сведения о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, представляются в налоговые органы по установленной форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н.

Уточнение отчетных периодов для налогоплательщиков

Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 393 Кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которые используют принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода. Об этом говорится в пункте 6 статьи 396 Налогового кодекса. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу налогоплательщики обязаны представить в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Так установлено в пункте 3 статьи 398 Кодекса. В связи с этим в пункт 2 статьи 393 НК РФ внесены изменения. Согласно новой редакции этого пункта, введенной Законом № 216-ФЗ, с 2008 года отчетными периодами для указанных налогоплательщиков признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года. По истечении данных отчетных периодов уплачиваются авансовые платежи.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в предпринимательской деятельности принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, должны исчислять сумму авансовых платежей самостоятельно. Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере 1/4 соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом сумма авансовых платежей исчисляется по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода.

Пример 9

ООО «Аист» принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровая стоимость которого 1 600 000 руб. Организация уплачивает в течение налогового периода (2008 года) авансовые платежи по налогу по окончании отчетных периодов. Налоговая ставка по этому участку — 1,25%.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов организация рассчитывает так:

  • за I квартал — 5000 руб. (1 600 000 руб. ? 1,25% ? 1/4);
  • II квартал — 5000 руб. (1 600 000 руб. ? 1,25% ? 1/4);
  • III квартал — 5000 руб. (1 600 000 руб. ? 1,25% ? 1/4).

Всего в течение налогового периода ООО «Аист» обязано уплатить в бюджет сумму авансовых платежей в размере 15 000 руб. (5000 руб. + 5000 руб. + 5000 руб.).

1: Муниципальные образования создавались в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль