Изменения по земельному налогу

1168
С 2005 года Налоговый кодекс дополнен главой 31 «Земельный налог», которая введена Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ (далее — Закон № 141-ФЗ). Федеральный закон от 29.11.2004 № 141 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Подробный комментарий к новой главе Кодекса будет опубликован в одном из ближайших номеров. — Примеч. ред.

Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Он будет вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В отличие от Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю), согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом площадь земельного участка, в главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость2. Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.
Повсеместное введение в действие нового земельного налога предполагается с 1 января 2006 года. Представительные органы муниципальных образований территорий, где необходимая подготовительная работа завершилась еще в 2004 году, вправе были ввести этот налог с 1 января 2005 года. Однако такой возможностью воспользовались власти лишь отдельных территорий. В частности, в Москве новый земельный налог введен Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге».

Во всех муниципальных образованиях, где местные законы в соответствии с главой 31 НК РФ не приняты (и не опубликованы) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (то есть до 30 ноября 2004 года), по-прежнему будет взиматься земельный налог, установленный Законом о плате за землю. Поэтому для большинства российских налогоплательщиков актуальны изменения, внесенные в этот закон в 2004 году. Речь идет о поправках, принятых несколькими федеральными законами: от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.08.2004 № 116-ФЗ (далее — Закон № 116-ФЗ) и от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ)3. Последние по времени поправки внесены уже упоминавшимся Законом № 141-ФЗ: из текста Закона о плате за землю исключены ссылки на органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, на их полномочия по установлению льгот и сроков уплаты налога, а также порядок распределения земельных платежей между уровнями бюджетов. Рассмотрим наиболее существенные из принятых поправок.

Порядок расчета земельных платежей с участков, предназначенных под жилищное строительство

Поправками, внесенными Законом № 116-ФЗ в статьи 7 и 8 Закона о плате за землю, уточнен порядок уплаты земельного налога в части налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, а также предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Внесением упомянутых поправок законодатель разграничил такие понятия, как «земли, занятые жилищным фондом» и «земли, предоставленные (приобретенные) для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства». Таким образом, устранена правовая неопределенность в отношении понятия «земли, занятые жилищным фондом», на которую обращали внимание Верховный Суд РФ (определение от 13.02.2003 № 78-Впр03-3) и Конституционный Суд РФ (определение от 05.06.2003 № 276-О). При этом установлен различный порядок налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства до 1 января 2005 года, и участков, которые будут приобретены, начиная с этой даты. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Ситуация 1. Земельный участок приобретен до 1 января 2005 года в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства). Налогообложение данных земельных участков регулируется частями первой — восьмой статьи 8 Закона о плате за землю. Обратите внимание: частью пятой указанной статьи особенности применения налоговой ставки предусмотрены только для земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Физические и юридические лица — собственники земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 года для жилищного строительства, уплачивают земельный налог по полным налоговым ставкам, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Сказанное относится и к ситуации, когда участок приобретался в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Что касается земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, то налог с них должен взиматься со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках. Однако сумма уплачиваемого налога не может быть меньше установленного минимального размера земельного налога (10 руб. за 1 кв. м земельного участка в 1994 году) с учетом последовательно применяемых коэффициентов индексации (установленных в 1995—1997, 1999—2000 и 2002—20054 годах соответственно).

В 2005 году с учетом индексации минимальный размер земельного налога, взимаемого на основании Закона о плате за землю за земельные участки, занятые жилищным фондом, расположенные в границах городской (поселковой) черты, составляет:
10 руб./кв. м ? 2 ? 1,5 ? 2 ? 1000 ? 2 ? 1,2 ? 2 ? 1,8 ? 1,1 ? 1,1 = 62,72 коп./кв. м.

Рассмотрим порядок расчета земельного налога в 2005 году на примере.

Пример

Предположим, площадь земельного участка, предоставленного в 2003 году под индивидуальное жилищное строительство, — 1000 кв. м. Город, на территории которого расположен этот земельный участок, имеет численность населения 140 000 чел., признан городом с развитым социально-культурным потенциалом и относится к Центральному экономическому району.

Средняя ставка земельного налога определяется исходя из таблицы 1 приложения 2 к Закону о плате за землю. Искомая величина находится на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и графы, соответствующей численности населения от 100 000 до 250 000 человек. Таким образом, средняя ставка составляет 1,8 руб./кв. м (в условиях 1994 года). С учетом применяемых коэффициентов индексации в 2005 году она составляет: 1,8 руб./кв. м. ? 50 ? 2 ? 1,5 ? 2 ? 2 ? 1,2 ? 2 ? 1,8 ? 1,1 ? 1,1 ? 1000 = 5,64 руб./кв. м.

Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала определяется по таблице 3 приложения 2 к Закону о плате за землю. При численности населения городов от 100 000 до 250 000 чел. он равен 2,2. Значит, с учетом этого коэффициента средняя ставка налога в 2005 году составляет:
5,64 руб./кв. м ? 2,2 = 12,40 руб./кв. м.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о плате за землю, налог за земли, предоставленные до 1 января 2005 года для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 62,72 коп./кв. м в 2005 году. 3% от средней ставки налога по рассматриваемому городу составляют: 12,40 руб./кв. м ? 3% = 0,37 руб./кв. м, или 37 коп./кв. м.

Как видим, эта величина меньше минимального размера земельного налога, который в 2005 году равен 62,72 коп./кв. м. Поэтому налог рассчитывается исходя из его минимального размера:1000 кв. м ? 62,72 коп./кв. м = 627,2 руб.

Ситуация 2. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 года в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства). В этом случае в соответствии с частью девятой статьи 8 Закона о плате за землю в течение трехлетнего срока проектирования и строительства объекта налог уплачивается исходя из двукратного размера полной ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.

Если период проектирования и строительства превышает три года, то начиная с четвертого года налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации земельный налог уплачивается как за земли, занятые жилищным фондом (ч. 11 ст. 8 Закона о плате за землю). Заметим, что аналогичная норма предусмотрена в пункте 15 статьи 396 главы 31 НК РФ.

Ситуация 3. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 года в собственность физическим лицом для индивидуального жилищного строительства. В этом случае в течение десяти лет проектирования и строительства налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы — вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости — земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Соответствующие нормы предусмотрены частью двенадцатой статьи 8 Закона о плате за землю и пунктом 16 статьи 396 НК РФ.

Льготы по земельным платежам

В соответствии с поправками, внесенными Законом № 122-ФЗ, с 1 января 2005 года утратил силу пункт 18 статьи 12 Закона о плате за землю. Следовательно, утратили льготу по земельному налогу лица, ранее упоминавшиеся в этом пункте, а именно:

  • военнослужащие;
  • граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более;
  • члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

Эти лица становятся налогоплательщиками земельного налога с 2005 года. К 1 августа налоговые органы должны направить им налоговые уведомления на уплату земельного налога за весь 2005 год.

2: Кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

3: Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»; Федеральный закон от 20.08.2004 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю”»; Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”».

4: Статьей 4 Закона № 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль