Формируем базу, применяем льготы и готовим отчетность

913
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

Налоговая база

Компания образована путем реорганизации в форме выделения. На какую дату вновь созданная фирма обязана отразить в бухгалтерском учете полученные по разделительному балансу объекты основных средств? Не возникает ли в этом случае двойного налогообложения?

Налог на имущество уплачивается в отношении объектов, учитываемых на балансе российской организации в качестве основных средств по правилам бухучета. Об этом говорится в пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса.

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации утверждены приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. Вступительная бухгалтерская отчетность организации, вновь созданной в результате выделения, составляется на дату ее государственной регистрации на основании разделительного баланса. При оформлении вступительной отчетности необходимо учитывать операции, отраженные в бухучете реорганизуемого юридического лица согласно пунктам 36 и 37 названных Методических указаний. В частности, речь идет об операциях, произведенных с даты утверждения разделительного баланса до даты госрегистрации вновь возникшей организации, а также об операциях по вводу в действие основных средств. До внесения в реестр записи о вновь созданном юридическом лице все текущие расходы (включая суммы амортизации основных средств), а также затраты на саму реорганизацию, произведенные после утверждения разделительного баланса, отражаются на счетах бухгалтерского учета реорганизуемой компании.

На дату государственной регистрации вновь возникшей организации переданное по разделительному балансу имущество снимается с бухучета у реорганизованного юридического лица. На эту же дату полученное имущество отражается на балансе выделенной организации.

Следовательно, в отношении имущества, переданного по разделительному балансу, двойного налогообложения не возникает.

«Входной» НДС

Включается ли сумма предъявленного НДС в первоначальную стоимость основного средства, приобретенного кредитной организацией?

Объекты, которые российские организации учитывают на балансе в качестве основных средств, облагаются налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НКРФ). При определении налоговой базы используется остаточная стоимость имущества, сформированная в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Основание — пункт 1 статьи 375 Налогового кодекса.

Правила бухгалтерского учета и отчетности для банков устанавливает Банк России. Они не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России. Это установлено в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ и пункте 14 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Банки, руководствуясь российским законодательством и нормативными актами органов, регулирующих бухучет, самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Правила ведения бухучета в кредитных организациях утверждены Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П. Согласно пункту 1.6 приложения № 10 к указанным правилам первоначальная стоимость имущества, поступившего за плату, формируется из суммы фактических затрат на сооружение, создание, приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Конкретный состав расходов, включаемых в стоимость основного средства, определяется в соответствии с законодательством РФ, в том числе нормативными актами Минфина России.

Исходя из пункта 8 ПБУ 6/01, первоначальную стоимость основных средств составляют суммы, уплачиваемые продавцу, таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги и государственные пошлины, уплаченные в связи с приобретением объекта, и т. д. Вместе с тем в стоимость объектов основных средств не включаются суммы НДС и иных невозмещаемых налогов. Исключение — случаи, предусмотренные законодательством РФ.

В пункте 5 статьи 170 НК РФ закреплено право банков учитывать в затратах для целей налогообложения прибыли суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Допустим, кредитная организация решила воспользоваться указанным правом и утвердила это в налоговой учетной политике и учетной политике для целей бухучета. Тогда предъявленный НДС в первоначальную стоимость основных средств не включается и не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций. В остальных случаях суммы предъявленного налога отражаются в стоимости основного средства и участвуют в расчете налога на имущество. Но только при условии, что «входной» НДС не принимается к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость.

Памятники культуры

В здании, относящемся к памятникам истории и культуры регионального значения, проведены ремонтно-реставрационные работы. Действует ли в отношении данных затрат льгота по налогу на имущество, предусмотренная в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»?

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры на территории Москвы регламентированы Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ), а также Законом г. Москвы от 14.07.2000 № 26.

В статье 40 Закона № 73-ФЗ сказано, что в рамках сохранения объекта культурного наследия могут проводиться ремонт-но-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта. К ним относятся консервация, ремонт, реставрация памятника, приспособление его для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Чтобы объект культурного наследия можно было использовать в современных условиях, собственник вправе без изменения особенностей объекта вести научно-исследовательские, проектные и производственные работы, в том числе реставрировать элементы памятника, представляющие собой историко-культурную ценность. Об этом говорится в статье 44 Закона № 73-ФЗ.

Работы по сохранению памятника проводятся только на основании письменного разрешения и задания, выданных органом охраны объектов культурного наследия. Указанный орган также принимает работы вместе с научным отчетом об их выполнении. Основанием служит статья 45 Закона № 73-ФЗ.

В то же время согласно пункту 3 статьи 33 Закона г. Москвы от 14.07.2000 № 26 на недвижимых памятниках истории и культуры запрещены некоторые виды производственно-строительных работ. Это капитальное строительство, реконструкция, прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника, благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в современном дорожном строительстве, устройство мест парковки и стоянки автомобилей.

В пункте 1 статьи 374 НК РФ определено, что основные средства на балансе российских организаций признаются объектом обложения налогом на имущество. При исчислении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета объектов основных средств российских юридических лиц (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) прописан в ПБУ 6/01. Так, первоначальная стоимость основных средств изменяется только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. На это указано в пункте 14 ПБУ 6/01.

Затраты на ремонтно-реставрационные работы не связаны с реконструкцией и модернизацией здания. Значит, в бухгалтерском учете их сумма включается в текущие расходы организации и не увеличивает первоначальную стоимость памятника.

В любом случае остаточная стоимость здания — объекта культурного наследия регионального значения не облагается налогом на имущество, если нормативным актом субъекта РФ в отношении данного объекта предусмотрена налоговая льгота.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 №64 стоимость памятников истории и культуры не признается объектом обложения налогом на имущество. Для того чтобы получить льготу, здание должно быть внесено в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий.

На балансе организации — резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) числятся разные виды основных средств. Это, в частности, имущество, используемое в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (ТВД) как на территории ОЭЗ, так и за ее пределами, для иных видов деятельности за пределами ОЭЗ, одновременно в рамках соглашения о ведении ТВД и в других видах деятельности. На какие из перечисленных основных средств распространяется льгота по налогу на имущество, предусмотренная в пункте 17 статьи 381 НК РФ?

Налогом на имущество у российских организаций облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно правилам ведения бухучета (ст. 374 НКРФ). Налоговая база определяется отдельно по имуществу каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, каждого объекта недвижимости, расположенного вне места нахождения организации или подразделения с самостоятельным балансом, а также по основным средствам, облагаемым по разным ставкам. Так сказано в пункте 1 статьи 376 Налогового кодекса.

Согласно пункту 17 статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается имущество, учитываемое на балансе организации — резидента ОЭЗ и созданное или приобретенное для ведения деятельности на территории особой зоны. При этом объект основных средств должен использоваться в ОЭЗ в рамках соглашения о ее создании и находиться в пределах зоны. Данная льгота предоставляется в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

Организация, имеющая статус резидента ОЭЗ, вправе вести ТВД на территории зоны исключительно в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением. Основанием служит пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 10 данного закона резидент не может иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Однако законодательно резидентам ОЭЗ не запрещено иметь имущество или вести деятельность, не требующую открытия филиала или представительства, за пределами особой зоны. Например, такие организации могут сдавать в аренду принадлежащие им объекты основных средств, расположенные вне ОЭЗ.

С учетом сказанного налоговая льгота на основании пункта 17 статьи 381 НК РФ может быть предоставлена резиденту ОЭЗ, зарегистрированному в установленном порядке, при одновременном выполнении нескольких условий:

  • имущество создано или приобретено для ведения ТВД в рамках соответствующего соглашения;
  • имущество числится в качестве основного средства в бухгалтерском учете организации-резидента или его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;
  • резидент фактически использует имущество для ведения ТВД исключительно в пределах соглашения;
  • имущество находится и эксплуатируется на территории ОЭЗ;
  • с момента принятия имущества на баланс прошло не более пяти лет.

Объекты движимого и недвижимого имущества, которые резидент одновременно использует в ТВД и других видах деятельности, не включаются в базу, облагаемую налогом на имущество. Конечно, если указанные основные средства созданы или приобретены для ведения технико-внедренческой деятельности в рамках соответствующего соглашения. Это обусловлено тем, что инвентарный объект основных средств является неделимой единицей бухгалтерского учета, даже если он одновременно используется в разных видах деятельности.

Объекты, которые находятся в пределах ОЭЗ и эксплуатируются только в деятельности, не связанной с ТВД, облагаются налогом на имущество в общеустановленном порядке. Имущество, расположенное за пределами ОЭЗ, также включается в налогооблагаемую базу, если оно создано или приобретено по соглашению для ведения ТВД.

Резидент особой зоны обязан обеспечить раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом основных средств. Для этого достаточно вести отдельные оборотные ведомости, где будет указана остаточная стоимость инвентарных объектов, находящихся на балансе резидента.

По какой ставке налога на имущество облагаются основные средства, переданные резидентом ОЭЗ в Калининградской области в качестве вклада в уставный капитал?

Специальный правовой режим ведения хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Калининградской области установлен Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ (далее — Закон № 16-ФЗ). Резидентом данной зоны признается юридическое лицо, соответствующее требованиям Закона № 16-ФЗ и включенное в Единый реестр резидентов. Об этом говорится в статье 2 Закона № 16-ФЗ.

Порядок исчисления налога на имущество резидентами ОЭЗ Калининградской области закреплен в статье 385.1 НКРФ. Они уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке. Исключение — объекты основных средств, созданные или приобретенные при реализации инвестиционного проекта согласно Закону № 16-ФЗ. В течение первых шести календарных лет со дня включения юридического лица в Единый реестр резидентов такие основные средства облагаются по налоговой ставке в размере 0% (п. 3 ст. 385.1 НК РФ). С 7 по 12-й календарный год ставка налога на имущество для них будет равна ставке, установленной законом Калининградской области, уменьшенной на 50% (п. 4 ст. 385.1 НК РФ).

Особый порядок уплаты налога не распространяется на часть стоимости имущества, поступившего для реализации проекта, но частично использованного в производстве товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. Тогда доля стоимости имущества, связанная с указанным производством, считается равной доле доходов от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.

Сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в особой зоне содержатся в инвестиционной декларации, которая представляется в администрацию ОЭЗ вместе с заявлением о внесении в реестр. В декларации указывают цель проекта, в том числе виды товаров или услуг, которые планируется производить или оказывать, а также общий объем финансирования и сроки реализации (ст. 2 и п. 11 ст. 4 Закона № 16-ФЗ). Резиденты ОЭЗ при ведении деятельности по инвестиционному проекту должны соблюдать условия, зафиксированные в декларации.

Итак, резидент ОЭЗ Калининградской области вправе применять налоговые ставки, предусмотренные в пунктах 3 и 4 статьи 385.1 НК РФ, по объектам основных средств, находящимся на его балансе. При условии, что это имущество создано или приобретено при реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией. Особый порядок налогообложения распространяется и на объекты, переданные в уставный капитал по инвестиционному проекту, если иное не предусмотрено в инвестиционной декларации.

Разница между суммой налога на имущество, которая была бы исчислена резидентом ОЭЗ Калининградской области по общим правилам, и суммой налога, рассчитанного в соответствии со статьей 385.1 НК РФ, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль этого резидента.

Кто должен давать разъяснения резидентам особой экономической зоны, связанные с расчетом налоговой базы и заполнением декларации по налогу на имущество? С какой даты резидент ОЭЗ имеет право применять налоговые льготы и как они отражаются в декларации (расчете)?

Письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах дает Минфин России. Это установлено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса. Если норма предусмотрена региональным законом о налоге на имущество, за разъяснениями необходимо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 34.2 НК РФ).

Кроме того, в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов).



Не подлежат налогообложению объекты основных средств, учитываемые на балансе резидентов ОЭЗ, созданные или приобретенные для ведения деятельности на территории особой зоны и расположенные на ее территории. Причем имущество льготируется только в течение первых пяти лет с момента его постановки на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ).

Таким образом, указанная налоговая льгота предоставляется организациям, зарегистрированным в качестве резидента ОЭЗ, после постановки на баланс имущества, находящегося в пределах этой зоны и поступившего для ведения деятельности в рамках соответствующего соглашения.

Резиденты ОЭЗ по освобождаемым от налогообложения основным средствам заполняют соответствующие строки графы 4 раздела 2 декларации (расчета) по налогу на имущество. При этом среднегодовая стоимость льготируемых объектов определяется в соответствии со статьями 375 и 376 НК РФ. Остаточную стоимость необлагаемого имущества показывают в декларации (расчете) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его постановки на баланс в качестве основного средства. Кроме того, среднегодовая стоимость льготируемого имущества за налоговый (отчетный) период отражается в строке 170 раздела 2 декларации (в строке 140 расчета).

Вневедомственная охрана

Применяется ли норма подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса в отношении имущества, предоставленного подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации?

В подпункте 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ сказано следующее. Налогом на имущество организаций не облагается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Причем имущество должно использоваться этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Милиция в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Это прописано в статье 1 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции». Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел входят в структуру органов исполнительной власти и относятся к милиции общественной безопасности (ст. 7 и 9 Закона № 1026-1). Вневедомственная охрана создается для защиты интересов собственников. Ею руководит, в частности, департамент государственной защиты имущества МВД России (п. 1 и 5 постановления Правительства РФ от 14.08.92 № 589). В состав вневедомственной охраны входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.

Исходя из сказанного, основные средства, предоставленные подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел для обеспечения их деятельности, не облагаются налогом на имущество.

Плавучая ТЭЦ

Применяется ли льгота согласно пункту 10 статьи 381 НК РФ в отношении находящейся на балансе организации плавучей атомной электростанции, зарегистрированной как несамоходное судно?

В пункте 10 статьи 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

Понятие «судно» расшифровывается, в частности, в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Это самоходное и несамоходное плавучее сооружение, которое используют для судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. К судоходству относится деятельность, которая связана не только с перевозкой пассажиров, но и с эксплуатацией судов для других целей. Согласно статье 7 Кодекса торгового мореплавания судном признается также самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для торгового мореплавания.

Определение понятия «ядерная установка» содержится в статье 9 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Так, ядерными установками являются сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства. Ядерные установки могут находиться в федеральной собственности либо в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Правительством РФ. Так сказано в статье 7 названного закона.

Значит, действие налоговой льготы, установленной в пункте 10 статьи 381 НК РФ, распространяется на самоходные и несамоходные суда с ядерными установками и суда атомно-технологического обслуживания, в том числе и на плавучую атомную ТЭЦ.

В каком порядке представляется налоговая декларация (расчет) по налогу на имущество крупнейшими налогоплательщиками с 1 января 2008 года?

Начиная с отчетности за 2007 год (срок ее представления приходится на текущий год) крупнейшие налогоплательщики сдают все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны составлять, в электронном виде по установленным форматам. Таково требование пункта 3 статьи 80 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. Конечно, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Организация сдает отчетность в электронном виде в тот налоговый орган, в котором состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 386 Налогового кодекса.

Крупнейшие налогоплательщики не имеют права составлять единую налоговую декларацию (расчет) по налогу на имущество в целом по организации, включая все обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества. Поэтому такие компании заполняют отдельные декларации (расчеты) в отношении имущества головной организации, основных средств каждого подразделения с самостоятельным балансом, а также каждого объекта недвижимости. Указанная отчетность представляется в налоговый орган, в котором организация состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика.

На титульных листах деклараций (расчетов) проставляются КПП налоговых органов по месту нахождения организации, обособленных подразделений и объектов недвижимого имущества, а также коды ОКАТО по месту уплаты денежных средств в соответствующие бюджеты. Это необходимо для налогового администрирования (в том числе ведения лицевых счетов налогоплательщиков) в территориальных налоговых органах.

Уточненные налоговые декларации также представляются в изложенном выше порядке.

На вопросы отвечала Н.А. Соловьева,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль