Специальные коэффициенты при расчете амортизации

10403
В статье 259 Налогового кодекса предусмотрен порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли, в том числе применение повышающих или понижающих коэффициентов. О том, в каких случаях начисляется ускоренная амортизация, а также амортизация по нормам ниже установленных законодательством, пойдет речь в статье.

В главе 25 НК РФ установлено два метода начисления амортизации — линейный и нелинейный. Сумма начисленной за один месяц амортизации определяется умножением нормы амортизации на первоначальную (восстановительную) стоимость — при использовании первого метода или на остаточную стоимость — при использовании второго. Однако в отношении отдельных объектов основных средств, а также для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены специальные коэффициенты к основной норме амортизации. Ежемесячная норма амортизации рассчитывается так:

Кспец = (1/n) ? 100% ? коэф — при линейном методе;

Кспец = (2/n) ? 100% ? коэф — при нелинейном методе,

где Kспец — норма амортизации (в процентах);

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества (в месяцах);

коэф — специальный коэффициент.

Повышающие коэффициенты

Для отдельных случаев законодательством предусмотрено начисление ускоренной амортизации при эксплуатации объектов основных средств. Если налогоплательщик решил использовать повышающие коэффициенты, то соответствующие положения должны быть заявлены в учетной политике до начала налогового периода и применяться с начала и в течение всего налогового периода.

Агрессивная среда и повышенная сменность

В отношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Исключением являются основные средства первой, второй и третьей амортизационной групп, если амортизация начисляется нелинейным методом. Об этом говорится в пункте 7 статьи 259 НК РФ.

Понятие агрессивной среды раскрыто в Налоговом кодексе. Это совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может быть причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

Перечень таких основных средств налогоплательщик определяет самостоятельно с учетом требований технической документации. Естественно, придется подтвердить, что основное средство фактически используется в условиях агрессивной среды.

Что же такое повышенная сменность?

В экономической практике понятие «сменность» традиционно относится к режиму работы машин и оборудования, используемых в прерывных технологических процессах, длительность которых может быть приурочена к длительности рабочей смены (письмо Минэкономразвития России от 20.03.2007 № Д19-284).

Сроки полезного использования основных средств согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, установлены исходя из режима нормальной работы оборудования в две смены. То есть при трехсменной или круглосуточной работе организация имеет право использовать повышенный коэффициент амортизации к основной норме. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 13.02.2007 № 03-03-06/1/78.

Важный момент: специальные коэффициенты не применяются, если оборудование эксплуатируется в нормальных (для этого оборудования) условиях среды или сменности.

Начислять ускоренную амортизацию следует только в тех месяцах, когда условия эксплуатации позволяют применять повышающий коэффициент.

Справка

Как подтвердить, что объект работает в условиях повышенной сменности
Назовем отдельные документы, подтверждающие работу основного средства в многосменном режиме:

  • приказ руководителя организации о работе в многосменном режиме (с указанием периода рабочего времени);
  • приказ (распоряжение) руководителя организации о применении специального коэффициента в отношении конкретных основных средств (перечень основных средств с указанием их инвентарных номеров, кодов по классификации, дат ввода в эксплуатацию, сроков полезного использования);
  • учетная политика организации для целей налогообложения, применяемая с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом.

Пример 1

В учетной политике ОАО «Атлант» на 2007 год предусмотрено применение повышающих коэффициентов 1,5 и 2 для основных средств, эксплуатируемых в трехсменном и круглосуточном режимах производства соответственно.

В декабре 2006 года организация приобрела и ввела в эксплуатацию станок первоначальной стоимостью 100 000 руб. и сроком полезного использования 70 месяцев (четвертая амортизационная группа). Амортизация начисляется с января 2007 года. В соответствии с технической документацией нормальные условия использования станка — две смены. Однако с 1 июня по 30 сентября 2007 года (4 месяца) объект переведен на круглосуточный режим работы.

Амортизация начисляется линейным методом.

Ежемесячная норма амортизации без применения специального коэффициента равна 1,43% (1 ? 70 мес. ? 100%), сумма амортизации — 1430 руб. (100 000 руб. ? 1,43% ? 100%).

За время работы в условиях повышенной сменности (то есть с 1 июня по 30 сентября 2007 года) ежемесячная сумма амортизации составит 2860 руб. (100 000 руб. ? 1,43% ? 100% ? 2).

В течение 2007 года сумма начисленной амортизации равна 22 880 руб. (1430 руб. ? 8 мес. + 2860 руб. ? 4 мес.).

Предмет договора лизинга

Для амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщик, у которого по договору данный объект учитывается на балансе, вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Это не распространяется на основные средства первой, второй и третьей амортизационных групп, если амортизация начисляется нелинейным методом. Основание — пункт 7 статьи 259 НК РФ.

Обратите внимание: налогоплательщик может применять повышающий коэффициент только в течение срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Указанный коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. При этом он остается неизменным в течение срока амортизации предмета лизинга. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 03.11.2004 № 03-03-01-04/1/96 и от 06.10.2006 № 03-03-04/1/682.

Пример 2

ЗАО «Волнушка» является лизингополучателем по договору финансовой аренды (лизинга). В соответствии с договором общество учитывает на балансе лизинговое имущество — грузовой автомобиль. Данное транспортное средство, грузоподъемность которого свыше 5 т, относится к четвертой амортизационной группе основных средств. Срок его полезного использования — 8 лет (96 месяцев). Сумма расходов лизингодателя на приобретение имущества составила 500 000 руб. (без учета НДС).

Срок действия договора лизинга — 2 года (24 месяца). Затем право собственности переходит к лизингополучателю согласно договору купли-продажи с выплатой выкупной стоимости в размере 400 000 руб. (без учета НДС). Лизинговые платежи выплачивались своевременно в полном объеме и включались в состав текущих расходов соответствующего отчетного периода (за вычетом суммы начисленной амортизации в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Учетной политикой ЗАО «Волнушка» предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 по отношению к предмету договора лизинга.

В пункте 1 статьи 257 НК РФ определено, что признается первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга. Это величина расходов лизингодателя на приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом. В данном случае эта величина составляет 500 000 руб. Лизинговое имущество амортизируется лизингополучателем.

Ежемесячная норма амортизации с учетом установленного коэффициента равна 2,08% (1 ? 96 мес. ? 100% ? 2). В течение срока действия договора финансовой аренды (лизинга) начисленная сумма амортизации составила 249 600 руб. (500 000 руб. ? 2,08% ? 100% ? 24 мес.).

После окончания срока действия договора грузовой автомобиль переходит в собственность ЗАО «Волнушка», а значит, перестает быть предметом лизинга. Первоначальная стоимость основного средства формируется из суммы расходов на его приобретение, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). В рассматриваемом случае это выкупная цена, то есть 400 000 руб.

Срок полезного использования предмета лизинга, перешедшего в собственность лизингополучателя, определяется в общем порядке на дату ввода имущества в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ). Учитывая положения пункта 12 статьи 259 Кодекса, налогоплательщик вправе устанавливать норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев), в течение которых данный объект находился в его пользовании по договору лизинга.

Предположим, что ЗАО «Волнушка» установило срок полезного использования грузового автомобиля 6 лет, то есть 72 месяца (8 лет – 2 года). В этом случае ежемесячная норма амортизации составит 1,39% (1 ? 72 мес. ? 100%), а сумма амортизации — 5560 руб. (400 000 руб. ? 1,39% ? 100%).

Отдельные категории налогоплательщиков

Повышающие коэффициенты могут применять и отдельные категории налогоплательщиков в отношении собственных основных средств. Размер коэффициента они устанавливают самостоятельно, но не выше 2. Это сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты), а также организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) или туристско-рекреационной ОЭЗ (п. 7 ст. 259 НК РФ).

Понижающие коэффициенты

Как сказано в пункте 10 статьи 259 НК РФ, допускается начислять амортизацию по нормам ниже установленных законодательством по решению руководителя организации. Причем это должно быть закреплено в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли. Применять понижающие коэффициенты в таком случае можно только с начала и в течение всего налогового периода.

Кроме того, законодательством предусмотрено обязательное применение понижающих коэффициентов в отношении некоторых видов основных средств. Так, по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью соответственно более 300 000 и 400 000 руб. основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). Таким образом, для целей налогообложения прибыли предусмотрено продление срока полезного использования таких объектов в два раза.

В ситуации, когда эти транспортные средства являются предметом лизинга, налогоплательщик, на балансе которого в соответствии с договором учитывается данное имущество, также должен применять коэффициент 0,5. Значит, если при амортизации лизингового имущества используется повышающий коэффициент 3, совокупный коэффициент будет 1,5 (3 ? 0,5).

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2, немного изменив их. Предположим, что предметом лизинга был легковой автомобиль большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л). Данное основное средство также включается в четвертую амортизационную группу.

В этом случае сумма амортизационных начислений за время действия договора лизинга составит 124 800 руб. [500 000 руб. ? (1 ? 96 мес. ? 100%) ? 100% ? 2 ? 0,5 ? 24 мес.]. То есть в два раза меньше, чем в предыдущем примере.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщики, использующие пониженные нормы амортизации, не пересчитывают налоговую базу на сумму недоначисленной амортизации (по базовым нормам, предусмотренным Налоговым кодексом).

Рассмотрим ситуации, с которыми может столкнуться бухгалтер, начисляя амортизацию по указанным транспортным средствам.

Ситуация 1. Первоначальная стоимость автомобиля менее 300 000 руб. (пассажирского микроавтобуса — менее 400 000 руб.). После модернизации первоначальная стоимость транспортного средства превысила 300 000 руб. (400 000 руб.).

Поскольку первоначальная стоимость в результате модернизации увеличилась (п. 2 ст. 257 НК РФ), то с 1-го месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, ранее применяемую норму амортизации надо скорректировать на понижающий коэффициент 0,5.

Важный момент: если после модернизации срок полезного использования основного средства не увеличивается, то норма его амортизации не изменяется.

Пример 4

В 2006 году ООО «Сатурн» приобрело легковой автомобиль первоначальной стоимостью 260 000 руб. Для данного основного средства установлен срок полезного использования 48 месяцев (третья амортизационная группа). Организация использует линейный метод начисления амортизации.

В апреле 2007 года была проведена модернизация автомобиля, в результате чего первоначальная стоимость увеличилась на 60 000 руб. К моменту проведения модернизации объект амортизировался в течение 10 месяцев.

Норма амортизационных отчислений до модернизации составляла 2,08% (1 ? 48 мес. ? 100%). Ежемесячная сумма амортизации — 5408 руб. (260 000 руб. ? 2,08% ? 100%). Таким образом, амортизационные отчисления составили 54 080 руб. (5408 руб. ? 10 мес.).

После модернизации первоначальная стоимость автомобиля будет равна 320 000 руб. (260 000 руб. + 60 000 руб.), то есть более 300 000 руб. Следовательно, при начислении амортизации с 1 мая 2007 года надо применять понижающий коэффициент.

Норма амортизации составит 1,04% (2,08% ? 0,5), а ежемесячная сумма амортизации — 3328 руб. (320 000 руб. ? 1,04% ? 100%).

В пункте 2 статьи 259 НК РФ установлено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда он выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Учитывая, что остаточная стоимость автомобиля после модернизации составила 265 920 руб. (260 000 руб. – 54 080 руб. + 60 000 руб.), для полного списания стоимости объекта амортизация по нему будет начисляться еще 80 месяцев (265 920 руб. ? 3328 руб.) начиная с 1 мая 2007 года.

Ситуация 2. В случае реализации с убытком транспортного средства, в отношении которого применялся коэффициент 0,5, оставшийся срок полезного использования корректируется на это же значение.

В статье 268 НК РФ установлен особый порядок определения расходов при реализации, в частности, амортизируемого имущества. Реализуя такое имущество, организация вправе уменьшить доходы от этой операции продажи на его остаточную стоимость, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ. Так сказано в пункте 1 статьи 268 Кодекса. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов на реализацию превышает выручку от его продажи, то разница между этими величинами признается убытком организации. При расчете налога на прибыль полученный убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Основание — пункт 3 статьи 268 НК РФ.

Применение специального коэффициента 0,5 по легковым автомобилям и пассажирским автобусам высокой стоимости предполагает увеличение срока полезного использования основного средства в два раза. То есть убыток от реализации легкового автомобиля, имеющего первоначальную стоимость более 300 000 руб. (для пассажирского микроавтобуса — более 400 000 руб.), учитывается для целей налогообложения прибыли в расходах равномерно в течение срока, исчисляемого как разница между сроком полезного использования, скорректированным на коэффициент 0,5, и фактическим сроком эксплуатации автомобиля до даты его реализации. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 09.01.2007 № 03-03-06/1/14.

Пример 5

В мае 2007 года организация реализовала легковой автомобиль за 250 000 руб. (без учета НДС). Его первоначальная стоимость — 350 000 руб. При вводе в эксплуатацию основное средство было включено в третью амортизационную группу со сроком полезного использования 50 месяцев. Амортизация начислялась линейным методом. Исходя из того, что первоначальная стоимость автомобиля свыше 300 000 руб., применялся коэффициент 0,5. На момент реализации транспортное средство эксплуатировалось 20 месяцев, сумма начисленной по нему амортизации составила 70 000 руб.

Итак, от реализации автомобиля получен убыток 30 000 руб. (350 000 руб. – 70 000 руб. – 250 000 руб.). Эту сумму следует признавать в расходах равномерно в течение 80 месяцев (50 мес. ? 0,5 – 20 мес.). То есть ежемесячно по 375 руб. (30 000 руб. ? 80 мес.).

Ситуация 3. В учетной политике организации закреплено начисление амортизации по нормам ниже установленных законодательством. При расчете амортизации по автотранспорту, стоимость которого более 300 000 или 400 000 руб., организация применяет коэффициент 0,5 с учетом понижающего коэффициента.

Пример 6

Согласно учетной политике на 2007 год в ООО «Ландыш» при расчете амортизации применяется специальный коэффициент 0,9. В апреле 2007 года организация приобрела и ввела в эксплуатацию легковой автомобиль первоначальной стоимостью 320 000 руб. Срок его полезного использования — 48 месяцев.

Основная норма амортизации составит 2,08% (1 ? 48 мес. ? 100%), а с учетом коэффициентов — 0,936% (2,08% ? 0,9 ? 0,5). Сумма ежемесячной амортизации будет равна 2995,2 руб. (320 000 руб. ? 0,936% ? 100%).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль