Бухучет для таможенных целей: важные моменты

1882
Недавно Минэкономразвития России утвердило порядок ведения системы учета коммерческой документации лицами, для которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. В статье рассматриваются требования, предъявляемые к этой системе учета, а также некоторые аспекты таможенного законодательства, которые должны учитывать все организации, приобретающие импортные товары.

Как правило, на изменения в таможенном законодательстве в первую очередь реагируют юристы, руководители и менеджеры отделов логистики и закупок. То есть те, кто далек от проблем, связанных с ведением учета товарных запасов.

Однако о положениях Таможенного кодекса, влияющих на организацию учета товарных запасов, должен знать и бухгалтер. Причем это касается как бухгалтеров организаций-импортеров, так и бухгалтеров предприятий, которые не занимаются импортными операциями, но осуществляют оптовую торговлю товарами нероссийского происхождения. Но обо всем по порядку.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления

Приказ Минэкономразвития России от 27.01.2005 № 9 «Об утверждении порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц» (далее — приказ № 9) вступил в силу 29 марта 2005 года. В нем приведены перечень документов и сведений, необходимых для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также порядок ведения системы учета коммерческой документации.

По сути, упрощенные процедуры таможенного оформления наглядно демонстрируют презумпцию невиновности импортеров и доверительное отношение к ним таможенных органов. Лица, использующие при ввозе товара упрощенные процедуры, могут не соблюдать общий порядок, а декларировать товары предварительно, подавая неполную или неполную периодическую таможенную декларацию. Такая возможность им предоставлена статьей 136 ТК РФ. Таможенный «упрощенец» вправе требовать выпуска товара только на основании представленных сведений, необходимых для идентификации товаров. Кроме того, он может проходить таможенное оформление не по месту нахождения таможенного органа, как это предусмотрено статьей 62 ТК РФ, а на собственных объектах, например у себя на складе, хранить ввозимые товары не на таможенных, а на своих складах. Причем «упрощенец» вправе выбрать для таможенного оформления товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур.

Одним из условий применения организацией-импортером упрощенных процедур таможенного оформления является ведение системы учета коммерческой документации в порядке, установленном в приложении № 2 к приказу № 9 (далее — Порядок). Рассмотрим, какие требования предъявляются к этой системе учета.

Система учета коммерческой документации

В Порядке ничего не сказано о том, что следует понимать под учетом коммерческой документации. В нем лишь перечислены требования к системе этого учета. Однако исходя из положений статьи 68 Таможенного кодекса, во исполнение которой и был принят приказ № 9, система учета коммерческой документации включает в себя совокупность информации об импортируемых товарах, в том числе бухгалтерский и складской учет в организации.

Подтверждением тому служит и поправка в статью 5 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», внесенная Таможенным кодексом. Пункт 2 этой статьи дополнен подпунктом «г». Из него следует, что органы, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции положения и стандарты о принципах, правилах и способах ведения учета и отчетности для таможенных целей.

На основании положений раздела II Порядка в учете коммерческой документации приводится информация о внешнеэкономической сделке, товарах, являющихся ее объектами, и последующих операциях с данными товарами. Указанные сведения содержатся в коммерческих, таможенных и иных документах.

Пункт 7 Порядка требует ведения раздельного учета товаров, сведения о которых заявляются:

  • в разных таможенных декларациях;
  • в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
  • в одной ГТД под одним номером товара, но товары имеют разное наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), товарный знак, артикул, стандарт, расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.

В системе учета коммерческой документации должны содержаться подробные сведения по каждому товару товарной партии. Об этом говорится в пункте 8 Порядка. В частности, речь идет о реквизитах внешнеторгового договора, паспорта импортной (бартерной) сделки, счетов на оплату и поставку товара. Кроме того, в системе учета коммерческой документации отражаются данные о ввозимом товаре (наименование, страна происхождения, код по ТН ВЭД России и фактурная стоимость).

В этой системе учета должна быть представлена также информация о последующих операциях с товаром. Это сведения о покупателе товара, реквизиты документов, в соответствии с которыми отпущен товар, реквизиты счета-фактуры, составленного на реализованный товар, количество отпущенного товара, его продажная стоимость и др. (п. 9 Порядка).

Подробный перечень сведений, которые необходимо отразить в системе учета коммерческой документации, см. в таблице.

В статье 426 ТК РФ сказано, что использование для таможенных целей информационных систем лицами, применяющими специальные упрощенные процедуры, допускается только после проверки их соответствия установленным требованиям. Проверку осуществляет федеральная таможенная служба.

Система учета должна позволять формировать сведения в виде формуляра внешнеэкономической сделки. Он содержится в приложении к Порядку. Причем сведения формируются как в электронном, так и в бумажном виде. Подобное требование введено для того, чтобы организация при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа могла представить сведения о ввезенном товаре и последующих операциях с ним.

Рассмотрим пример заполнения формуляра внешнеэкономической сделки.

Пример

ООО «Альянс» применяет специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

20 декабря 2004 года ООО «Альянс» заключило контракт с Hansa Engineering Company на поставку в Россию диагностического оборудования (стенды регулировки углов установки колес автомобилей, колесные датчики в количестве 16 штук). Оплату российская организация произвела 25 декабря 2004 года в размере 300 000 руб.

В марте 2005 года товар был ввезен на таможенную территорию РФ, а в апреле и мае реализован по договорам купли-продажи трем российским организациям: ООО «Альфа», ООО «Гамма» и ЗАО «Дельта».

В учете ООО «Альянс» сведения о приобретенном товаре отражаются отдельно. У ввезенного диагностического оборудования код по ТН ВЭД один и тот же — 9031 80 910 0. В таможенной декларации товар задекларирован под разными номерами.

Таким образом, формуляр данной внешнеэкономической сделки имеет два дополнительных листа. В первом отражаются сведения о стенде регулировки углов установки колес автомобилей (количество, единица измерения, фактурная стоимость, номер и дата приходного документа и т. д.) и об операции, связанной с его дальнейшей реализацией на внутреннем рынке. Во втором — данные о колесных датчиках и расходе этого товара.

Образец заполнения формуляра внешнеэкономической сделки см. на с. 66—67.

Как видим, порядок ведения системы учета коммерческой документации предусматривает достаточно подробную учетную идентификацию ввозимого товара и жесткую привязку дальнейших операций с товаром к каждой ввезенной партии. В сущности, подобный порядок соответствует партионному методу бухгалтерского учета товаров. Поэтому организации-импортеры, применяющие специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, вряд ли смогут обойтись без такого учета.

Таблица. Сведения, которые должны быть представлены в системе учета коммерческой документации
Наименование позиции Необходимые реквизиты
Сведения по каждому товару, содержащемуся в товарной партии
Внешнеторговый контракт Дата и номер, а также номера и даты дополнительных соглашений к договору
Продавец товара по внешнеэкономической сделке Наименование (инициалы, фамилия физического лица) и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира
Отправитель товара Наименование (инициалы, фамилия физического лица) и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира
Покупатель товара Для юридического лица — наименование и место государственной регистрации, ОГРН, ИНН и КПП.
Для индивидуального предпринимателя — ФИО, место государственной регистрации, ОГРНИП и ИНН
Паспорт импортной (бартерной) сделки Номер паспорта сделки, наименование банка или иного уполномоченного органа, выдавшего паспорт
Счета на оплату и поставку товара Номер и дата составления счета-фактуры (инвойс), счета-проформы (проформа-инвойс)
Ввозимый товар Страна происхождения товара, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара с указанием сведений о товарном знаке, артикуле, стандарте и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, код товара по ТН ВЭД России, единица измерения, в которой оприходован товар, количество поступившего товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках), цена за единицу товара согласно внешнеторговому договору или инвойсу в валюте внешнеторгового договора, фактурная стоимость товара
Дополнительные расходы покупателя и суммы, разрешенные к вычету из цены сделки Расходы, связанные с приобретением ввозимого товара и не вошедшие в фактурную стоимость товара для определения таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами, а также номер и дата документа, подтверждающего соответствующие вычеты
Приходный ордер (акт) Номер и дата документа, которым оформлены приемка и оприходование товара
Таможенная декларация Регистрационный номер ГТД, в которой заявлены сведения о товаре, и номер товара в ней
Сведения по каждой операции, связанной с расходом товара
Лицо, которому продан товар в России (за исключением случаев реализации товара в розничной торговле) Для юридического лица — наименование и место государственной регистрации, ОГРН, ИНН и КПП.
Для индивидуального предпринимателя — ФИО, место государственной регистрации, ОГРНИП и ИНН
Реквизиты договора на реализацию товара Номер и дата договора
Документы, оформляемые при реализации товара Номер и дата первичного расходного документа (расходной накладной, лимитно-заборной карты и т. п.), которым оформлен отпуск товара со склада, номер и дата счета-фактуры, составленного на реализованный товар
Покупатель товара Для юридического лица — наименование и место государственной регистрации, ОГРН, ИНН и КПП. Для индивидуального предпринимателя — ФИО, место государственной регистрации, ОГРНИП и ИНН
Данные о реализованном товаре Количество отпущенного товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках), продажная стоимость товара с учетом НДС и акциза

Партионный метод бухгалтерского учета товаров

Бухгалтерский учет товаров юридические лица ведут в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания). В них предусмотрены два метода учета товаров: сортовой и партионный.

Как вести сортовой учет товаров, рассказано в пунктах 136—140 Методических указаний. Он ведется по каждому наименованию товара (но не партии) с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом. При этом Методические указания разрешают вести только суммовой учет товаров по каждому наименованию. Количественный учет в этом случае отражается только в складском учете организации.

При партионном методе товары учитываются отдельно по каждой партии товаров. Такой порядок установлен пунктом 242 Методических указаний. Аналитический учет товаров ведется в партионных картах, где учитываются поступление и расход товаров из конкретной партии. Товары одной партии размещаются на складе отдельно от товаров другой партии. Партионный метод учета и хранения товаров следует применять одновременно и в бухгалтерии, и на складе, как того требуют Методические указания.

Однако в настоящее время торговые организации применяют, как правило, сортовой метод, а партионный используют довольно редко, так как внедрить его на практике непросто.

Как уже отмечалось, без налаженного партионного учета организациям, применяющим упрощенные процедуры таможенного оформления, будет сложно выполнить требования, предъявляемые к системе учета коммерческой документации.

Организация, которая претендует на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, должна вести систему учета коммерческой документации с момента применения этих процедур. Если данное требование не выполнено или система учета коммерческой документации содержит недостоверные сведения, организация не вправе применять специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Выявить недостоверность сведений таможенные органы могут при проведении таможенного контроля.

Методы таможенного контроля

Проверка сведений, заявленных при таможенном оформлении, осуществляется в порядке, установленном главой 35 Таможенного кодекса (п. 1 ст. 361 ТК РФ). В ней определены формы и порядок проведения таможенного контроля. Это проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенная ревизия и др.

Пунктом 2 статьи 367 Таможенного кодекса предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. В основе проверки лежат:

  • сопоставление информации из представленных документов с информацией, полученной из других источников;
  • анализ сведений специальной таможенной статистики;
  • обработка сведений с использованием программных средств;
  • другие способы, не запрещенные законодательством РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать также дополнительные документы и сведения для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Основание — пункт 3 статьи 367 ТК РФ.

Достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, можно проверить и после выпуска товаров. Отдельные полномочия таможенных органов в подобных случаях установлены в статье 363 Таможенного кодекса.

Так, пункт 4 этой статьи гласит, что для проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию (в том числе в форме электронных документов), относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами. Причем сказанное относится к любой категории декларантов, применяющих как специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, так и общеустановленный порядок декларирования. Срок, в течение которого таможенные органы могут провести проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров, установлен пунктом 2 статьи 361 Кодекса и составляет один год.

Одной из форм таможенного контроля является таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ). Порядок ее организации и проведения утвержден приказом ГТК России от 11.06.2004 № 663 (далее — приказ № 663).

При общей таможенной ревизии в таможенный орган поступает информация о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах организации, представленных при таможенном оформлении товаров. На такую проверку отводится три рабочих дня. Члены ревизионной комиссии имеют право запрашивать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к объектам ревизии, а также сведения о последующих операциях с данными товарами. Кроме того, в пределах компетенции члены ревизионной комиссии могут получить доступ к базам данных проверяемого лица.

Если по результатам общей таможенной ревизии обнаружены недостоверные сведения, может быть поставлен вопрос о проведении специальной таможенной ревизии.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенный орган вправе:

  • требовать безвозмездного представления любой документации и информации, относящейся к проведению операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию России;
  • проводить осмотр, досмотр и инвентаризацию товаров, а также осуществлять другие действия.

В случае выявления фактов неполной уплаты таможенных платежей из-за ошибок методологического или технического характера при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления копия акта таможенной ревизии направляется руководителю таможни для принятия решения о проведении окончательного расчета по таможенным платежам (п. 20 приказа № 663).

Если в организации (в основном это касается оптовиков) не налажен метод партионного учета товаров, то при больших объемах и разнообразной номенклатуре отследить, по каким ГТД ввезены отгруженные покупателю товары, весьма затруднительно. В выставляемых покупателю счетах-фактурах зачастую указываются не те номера ГТД, по которым товары ввозились. Таможенные органы при простой проверке количественных показателей выявляют, что количество товара, отгруженного покупателям из каждой конкретной ГТД, указываемой в счетах-фактурах, превышает количество, заявленное в этой декларации при таможенном оформлении. А это значит, что у таможенных органов есть все основания считать ввоз (недостоверное декларирование) некоторого количества товара контрабандным.

В подобных случаях импортер (декларант) несет ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Это административный штраф в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.

Доказывать наличие технической ошибки организации скорее всего придется уже в суде.

Если организация приобрела товар на внутреннем рынке

В пункте 4 статьи 363 ТК РФ закреплено право таможенных органов на проведение проверки в виде мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления. Такие проверки проводятся и в организациях, которые не попадают в число тех, кто обязан вести систему учета коммерческой документации и регулярно представлять в таможенные органы установленную отчетность при приобретении импортных товаров в России. В ходе таких проверок у организации могут быть затребованы любые документы (в том числе и документы бухгалтерского учета), а также санкционирован доступ к информационным системам проверяемого лица.

Организации, которая не представит необходимых документов или представит недостоверные сведения (даже из-за технических ошибок), грозят санкции. Чтобы избежать их, лучше наладить партионный учет импортных товаров.

Согласно статье 376 ТК РФ специальная таможенная ревизия может проводиться не только у декларантов, но и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Если незаконно ввезенный товар будет обнаружен не у импортера, а у покупателя, возникнет проблема юридического порядка — проблема «добросовестного приобретателя».

Ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов несут в том числе лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары. Это установлено пунктом 4 статьи 320 Таможенного кодекса.

Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно ввезенных товаров. Единственная оговорка: ответственность возлагается на этих лиц, только если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Разъяснения по этому поводу Конституционный Суд РФ дал еще в 2001 году, причем не в пользу предпринимателей. В своем постановлении от 27.04.2001 № 7-П суд заметил, что забота о выборе контрагента и об обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на предпринимателе. По гражданскому законодательству коммерческая организация или предприниматель несут определенный предпринимательский риск. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара.

Итак, с точки зрения законодательства предприниматель или коммерческая организация, приобретающие импортный товар в России, являются такими же участниками таможенных правоотношений, как и импортер. Поэтому вменить им в вину (в форме неосторожности) приобретение нерастаможенного товара с взысканием таможенных платежей и санкций или наложением санкций в виде конфискации товара несложно.

Без ведения партионного учета товара отчитаться перед таможенниками, откуда получен и кому продан тот или иной товар из конкретной партии, практически невозможно, тем более что подтверждением такой продажи должны служить данные бухучета.

В подобных случаях в отношении «добросовестных приобретателей» импортного товара в России действует статья 391 ТК РФ. С одной стороны, она позволяет таможенникам накладывать арест и изымать такие товары, а с другой — дает право владельцам уплачивать таможенные платежи и выполнять иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке. В случае отказа лиц от таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, эти товары переходят в федеральную собственность на основании решения суда (п. 5 ст. 391 ТК РФ). Причем в Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленных письмом ГТК России от 12.10.2004 № 01-06/3086, содержатся разъяснения к статье 16.2 КоАП РФ. В них указано на отсутствие обязанности «добросовестного приобретателя» уплачивать таможенные платежи. Вместе с тем ГТК ссылается на возникновение у такого приобретателя состава административного правонарушения, за которое он несет ответственность по статье 16.21 КоАП РФ. Это административный штраф в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль