Новая форма расчета авансовых платежей по ЕСН в 2007 году

720
Не позднее 20 апреля налогоплательщики обязаны отчитаться по единому социальному налогу за I квартал 2007 года и представить в налоговые органы расчет авансовых платежей по новой форме. О том, на что нужно обратить внимание при ее заполнении, читайте в статье.

Новая форма расчета авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н. Документ зарегистрирован Минюстом России 15.03.2007 № 9118.

Прежде чем рассматривать порядок заполнения расчета авансовых платежей по ЕСН (далее — Расчет), остановимся на основных изменениях налогового законодательства, которые следует учесть при формировании показателей этой отчетной формы.

Какие изменения нужно учесть

Основные поправки были внесены в Налоговый кодекс федеральными законами от 27.07.2006 № 137-ФЗ, 144-ФЗ и от 30.12.2006 № 268-ФЗ (далее — Законы № 137-ФЗ, 144-ФЗ и 268-ФЗ соответственно). Изменения затрагивают как первую часть, так и главу 24 Кодекса.

Пункт 2 статьи 80 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 года, дает право не подавать налоговые декларации (расчеты) только по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов. Других оснований непредставления отчетности, в том числе по единому социальному налогу, нет. Таким образом, налогоплательщики, у которых отсутствуют суммы авансовых платежей по ЕСН к уплате, обязаны заполнять Расчет и представлять его в налоговый орган. В частности, это касается резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ)1 или налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты ЕСН согласно нормам статьи 239 НК РФ, но имеют объект налогообложения, поскольку начисляют выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.

Если у налогоплательщика нет объекта налогообложения по ЕСН, он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, которая будет утверждена Минфином России. В законе № 268-ФЗ установлено, что ее надо подавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами и календарным годом.

Пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представлять налоговые декларации и расчеты в электронном виде.

Для этой нормы Законом № 268-ФЗ предусмотрен особый порядок вступления в силу. В 2007 году она применяется в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 год более 250 человек, а с 1 января 2008 года — в отношении тех, у которых она превышает

100 человек за предшествующий календарный год. При этом любой налогоплательщик независимо от количества работников имеет право представить налоговую отчетность в электронном виде.



Состав и порядок заполнения Расчета

Расчет состоит из титульного листа и пяти разделов. Титульный лист, разделы 1, 2 и 2.1 Расчета представляют все налогоплательщики. Разделы 3 и 3.1 заполняются только налогоплательщиками, которые применяют налоговые льготы в соответствии с подпунктом 1, абзацами 2 и 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Титульный лист

Заполнение Расчета начинается с титульного листа. В пункте 7 статьи 80 НК РФ определены показатели, не связанные с исчислением и уплатой налога, которые могут быть включены в налоговую декларацию (расчет). Они отражены на титульном листе нового расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.

Титульный лист в сравнении с предыдущей формой, утвержденной приказом Минфина России от 17.03.2005 № 40н, сокращен до одной страницы.

Достоверность и полнота сведений Расчета подтверждается подписью руководителя организации в нижней части титульного листа и каждого заполняемого раздела формы. Расчет, представляемый индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, подписывается им в соответствующем поле титульного листа. В том же поле проставляется дата подписания Расчета.

С 2007 года пунктом 5 статьи 80 Кодекса за налогоплательщиками закреплено право представлять декларации (расчеты) через уполномоченного представителя. Если достоверность и полноту сведений, отраженных в Расчете, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, на титульном листе указывается основание представительства. То есть наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на подписание отчетной формы. Копия этого документа прилагается к Расчету. Количество листов такого документа указывается на титульном листе Расчета.

Главой 24 Кодекса не предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять вместе с Расчетом какие-либо подтверждающие документы. Поэтому в качестве приложения может быть только копия документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.

При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете, представителем налогоплательщика на титульном листе Расчета в поле «Представитель» указывается полное наименование организации либо имя, фамилия и отчество физического лица — представителя налогоплательщика.

Если представителем налогоплательщика является организация, то на титульном листе в соответствующем поле ставятся подпись ее руководителя, заверенная печатью организации, и дата подписания Расчета. Физическое лицо — представитель налогоплательщика в том же поле ставит свою подпись и указанную дату.

На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета, составление налоговой отчетности, включая отчетность по ЕСН, исчисление и даже перечисление налогов централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Особенно это распространено среди школьных и дошкольных образовательных учреждений.

Не стоит забывать, что по таким платежам налогоплательщиком является не централизованная бухгалтерия (иной уполномоченный представитель), а конкретное учреждение как юридическое лицо. Это подтверждается пунктом 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 22.01.2004 № 41-О. В нем указано, что платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а соответствующие суммы должны уплачиваться за счет его собственных средств. Важно, чтобы это можно было четко установить из представленных налогоплательщиком платежных документов.

Централизованная бухгалтерия (иной уполномоченный представитель) должна оформлять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджеты согласно приказу Минфина России от 24.11.2004 № 106н

Кстати

Фирма ликвидируется
Предположим, что налогоплательщик в 2007 году ликвидируется или реорганизуется после сдачи Расчета за последний истекший отчетный период.

В таком случае за налоговый период, который у него заканчивается днем ликвидации или реорганизации, он должен отчитаться по форме декларации, утвержденной приказом Минфина России от 31.01.2006 № 19н.

«Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». При этом платежные документы заполняются по каждому налогоплательщику отдельно.

Таким образом, уплачивать ЕСН и отчитываться по налогу централизованная бухгалтерия должна за каждого налогоплательщика в отдельности по месту его нахождения, указывая его реквизиты в платежных поручениях и бланках форм отчетности (включая ИНН, КПП). Данный порядок также разъяснен в Положении Банка России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н, которое вступило в силу с 10 марта 2007 года.

Обратите внимание: при несоблюдении установленного порядка перечисленные централизованной бухгалтерией суммы не будут зачтены в счет уплаты ЕСН конкретными организациями.

Раздел 1

По строке 001 этого раздела проставляется двузначный код, определяющий налогоплательщика с учетом установленных Налоговым кодексом особенностей применения ставок исчисления ЕСН, а также общего или специального налогового режима.

С учетом изменений, внесенных в статью 241 Кодекса Законом № 144-ФЗ, в порядке заполнения Расчета дополнительно предусмотрены специальные коды:

  • для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории такой зоны, — 21;
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны, — 23;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих авансовые платежи по налогу по ставкам, установленным пунктом 6 статьи 241 НК РФ, — 31.

По строкам 020 указываются коды бюджетной классификации, на которые перечисляют суммы ЕСН в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

По строкам 030—050 налогоплательщик проставляет исчисленные им в разделе 2 и подлежащие уплате в соответствующие бюджеты суммы авансовых платежей по ЕСН за последние три месяца отчетного периода в отдельности. Соответствие данных разделов 1 и 2 смотрите в табл. 1.

Раздел 2

Этот раздел является основным. В нем рассчитывается сумма налога к уплате в бюджет. Для удобства заполнения раздел 2 разбит на отдельные таблицы, которые различаются количеством граф. В графах отражаются показатели по федеральному бюджету и внебюджетным фондам. И там, где эти показатели по тем или иным бюджетам равны, они объединяются в одну графу.

Некоторые таблицы для заполнения показателей имеют одну графу 3. Это означает, что в отношении других бюджетов такие показатели не исчисляются. Кроме того, из Расчета исключен раздел 2.2, где отражались сводные данные по организации, которая имела обособленные подразделения, исполняющие ее обязанности по уплате единого социального налога и представлению Расчета.

Указанные изменения привели к тому, что количество показателей данной отчетной формы существенно сократилось.

Налоговая база по ЕСН приводится по строкам 0100—0140. Они заполняются в соответствии со статьей 237 НК РФ.

По Закону № 137-ФЗ с 2007 года у налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, не облагаются ЕСН вознаграждения по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), выплачиваемые не только индивидуальным предпринимателям, но также адвокатам и нотариусам, занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 236 НК РФ). Выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, не всегда включаются в налоговую базу по ЕСН. Если предмет таких договоров — не выполнение работ (оказание услуг), а переход права собственности или имущественных прав либо передача в пользование имущества (имущественных прав), то при выплате вознаграждений по этим договорам объекта налогообложения ЕСН не возникает.

Таблица 1. Соответствие данных разделов 1 и 2 Расчета
Код строки раздела 1 Код строки и графы раздела 2
Федеральный бюджет ФСС России ФФОМС ТФОМС
Строка 030 Строка 0620 графы 3 Строка 0920 графы 3 Строка 0620 графы 5 Строка 0620 графы 6
Строка 040 Строка 0630 графы 3 Строка 0930 графы 3 Строка 0630 графы 5 Строка 0630 графы 6
Строка 050 Строка 0640 графы 3 Строка 0940 графы 3 Строка 0640 графы 5 Строка 0640 графы 6

С этого года на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не облагаются ЕСН, если они:

  • у организаций не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в отчетном периоде согласно главе 25 Кодекса;
  • у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц не уменьшают в соответствии с 23-й главой Кодекса налоговую базу по НДФЛ в отчетном периоде.

Указанные суммы записываются по строке 1000 Расчета и не отражаются по строке 0100.

Применяя нормы пункта 3 статьи 236 НК РФ для определения налоговой базы по ЕСН, нужно помнить, что ими может воспользоваться только организация, формирующая налоговую базу по прибыли. Такие разъяснения привел Минфин России в письме от 08.11.2006 № 03-05-02-04/172. Если, например, бюджетная или некоммерческая организация ведет также и предпринимательскую деятельность, то она должна учитывать доходы и расходы по предпринимательской деятельности отдельно от сметы доходов и расходов, которая составляется по основной деятельности. Применить нормы пункта 3 статьи 236 Кодекса, то есть исключить из налогообложения ЕСН, она сможет только к тем выплатам и вознаграждениям, которые начислены физическим лицам и не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, в рамках предпринимательской деятельности. Минфином России также было разъяснено, что у налогоплательщиков, использующих специальные налоговые режимы, нет оснований для применения положений пункта 3 статьи 236 НК РФ (см. письмо от 29.09.2005 № 03-11-02/11).

Напомним, что организации не имеют права выбора в отношении того, налоговую базу по какому налогу — ЕСН или налогу на прибыль — они могут уменьшить на суммы выплат в пользу физических лиц. Этот вопрос решается в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, отсылочную норму к которой содержит пункт 3 статьи 236 Кодекса. Перечень расходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в статье 270 главы 25 Кодекса.

Аналогичной позиции придерживается и Президиум Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 14.03.2006 № 106. В пункте 3 этого документа суд указал, что при наличии соответствующих норм в главе 25 НК РФ налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по ЕСН.

В налоговую базу по ЕСН по строке 0100 не включаются также суммы, не подлежащие налогообложению согласно статье 238 Кодекса. Они отражаются по строке 1100:

  • в графе 3 (п. 1 ст. 238 НК РФ);
  • в графе 4 (п. 1 и 3 ст. 238 НК РФ).

Суммы, отражаемые в графе 3, — это компенсационные выплаты, связанные с наступлением случаев, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, и государственные пособия согласно подпункту 1 пункта 1 той же статьи. При этом необходимо, чтобы пособия и компенсационные выплаты были установлены законодательством РФ, субъектов Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления.

С этого года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (кроме пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием), а также пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составляет 16 125 руб. Основание — статья 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособия исчисляются с учетом этих коэффициентов.

Пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое физическому лицу за счет всех источников (средств работодателя и Фонда социального страхования) в пределах 16 125 руб., относится к государственному пособию и согласно пункту 1 статьи 238 НК РФ не облагается ЕСН. Его сумма не включается в налоговую базу по ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды и в строке 0100 раздела 2 не указывается. Пособие в полной сумме нужно отразить по строке 1100.

Если налогоплательщик выплачивает средства по договорам гражданско-правового характера или авторским договорам, заключенным на выполнение работ (оказание услуг), то налоговая база для расчета ЕСН в доле, подлежащей уплате в ФСС России, будет меньше налоговой базы по ЕСН, который перечисляется в федеральный бюджет и ФОМС, на сумму вознаграждений по этим договорам. Значит, показатель графы 4 строки 1100 будет больше показателя графы 3 той же строки на указанную величину. При этом величина налоговой базы для расчета ЕСН как в федеральный бюджет, так и в медицинские фонды одинакова (значения в графе 3 строк 0100—0140 равны значениям в графе 5 строк 0100—0140).

Налоговая база по ЕСН, отраженная по строкам 0100—0140, включает суммы налоговых льгот. То есть в этих строках учитываются выплаты и иные вознаграждения, которые начислены в пределах 100 000 руб. за отчетный период в пользу каждого физического лица в соответствии с нормами подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Далее в той же сумме льготируемые выплаты и вознаграждения записываются по строкам 0400—0440.

Согласно статье 242 НК РФ у организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговую базу включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком за отчетный период в пользу физических лиц. Причем независимо от того, в каком отчетном периоде они выплачены.

У физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, в налоговую базу включаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в отчетном периоде в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Нередко налогоплательщики наряду с деятельностью, облагаемой по общему налоговому режиму, осуществляют виды деятельности, облагаемые по специальным налоговым режимам. В таком случае они отражают в Расчете показатели только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму.

В строке 0200 указываются суммы авансовых платежей по ЕСН за отчетный период, рассчитанные к уплате в федеральный бюджет и внебюджетные фонды как соответствующая процентная доля налоговой базы за отчетный период. Эти величины определяются путем сложения сумм авансовых платежей по налогу, исчисленных по каждому физическому лицу в формах индивидуального учета, который налогоплательщиков обязывает вести пункт 4 статьи 243 НК РФ. В индивидуальном учете налог может исчисляться в рублях и копейках. После суммирования по всем физическим лицам величина авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в бюджет или соответствующий фонд, округляется до целых рублей и отражается по строке 0200.

За каждый месяц отчетного периода авансовый платеж по ЕСН исчисляется как разница между суммой налога, рассчитанного от налоговой базы нарастающим итогом с начала года по соответствующий месяц включительно, и суммой налога, рассчитанного от налоговой базы нарастающим итогом с начала года по предыдущий месяц. Например, авансовый платеж за апрель определяется как разница между суммой налога за период январь — апрель и январь — март.

Закон № 144-ФЗ внес изменения в статью 241 Кодекса, в которой установлены ставки налога. С 1 января 2007 года для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, пунктом 6 указанной статьи введены новые льготные ставки и особая шкала налоговой базы, к которой они применяются.

Для таких налогоплательщиков предельное значение налоговой базы, при превышении которого применяется регрессия, снижено с 280 000 до 75 000 руб. Причем для налоговой базы, не превышающей 75 000 руб. на каждое физическое лицо, совокупная ставка ЕСН во все бюджеты составляет 26%.

При показателе налоговой базы свыше этой величины данные налогоплательщики уже смогут пользоваться регрессией. Если же налоговая база превысит 600 000 руб., то они по сравнению с другими организациями будут уплачивать по каждому физическому лицу налог на 32 800 руб. меньше.

Чтобы иметь право на использование льготных ставок, законом определены условия, которые необходимо соблюдать организациям, работающим в области информационных технологий. Если по итогам отчетного (налогового) периода такая организация не выполняет хотя бы одно из условий, установленных пунктом 8 статьи 241 НК РФ, она лишается права применять льготные ставки 2. В статье 241 Кодекса не уточняется, с какого периода организация лишается такого права. Однако ответ на этот вопрос дает механизм исчисления ЕСН, установленный пунктом 3 статьи 243 НК РФ и показанный выше на примере расчета авансовых платежей по ЕСН за апрель. То есть речь идет о том, что налог рассчитывается исходя из налоговой базы, определяемой нарастающим итогом с начала года.

Пример 1

ООО «Калина», работающее в области информационных технологий, в марте текущего года утратило право на применение ставок налога, установленных пунктом 6 статьи 241 НК РФ. Рассмотрим на примере главного бухгалтера фирмы порядок расчета ЕСН в отношении сумм налога, подлежащих уплате в территориальный ФОМС.

Зарплата этого сотрудника составляет 70 000 руб. в месяц. Иных выплат, включаемых в налоговую базу, в рассматриваемый период не производилось. Следовательно, налоговая база за период январь — февраль составит 140 000 руб. (70 000 руб. ? 2 мес.). Сумма авансовых платежей по ЕСН в ФФОМС по льготной ставке рассчитывается так:

1500 руб. + (140 000 руб. – 75 000 руб.) ? 0,5% = 1825 руб.

Поскольку в марте организация утратила право на применение пониженных ставок налога, то за период январь — март расчет производится по ставкам, предусмотренным в пункте 1 статьи 241 НК РФ.

Налоговая база за этот период равна 210 000 руб. (70 000 руб. ? 3 мес.). Поскольку она не превышает 280 000 руб., налог в части ФФОМС рассчитывается по ставке 2%:

210 000 руб. ? 2% = 4200 руб.

Из полученной величины исключаются суммы авансовых платежей, исчисленные за период январь — февраль. В итоге за март сумма авансового платежа по ЕСН составит 2375 руб. (4200 руб. – 1825 руб.).

По строкам 0300—0340 раздела 2 отражается налоговый вычет, применяемый при расчете авансовых платежей по ЕСН в федеральный бюджет. Им является сумма начисленных за соответствующий период авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пределах сумм, рассчитанных по установленным Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ) тарифам и отраженных в графе 6 по строке 0200 раздела 2 расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФР для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

На эту сумму должна быть уменьшена величина авансовых платежей по ЕСН, исчисленная к уплате в федеральный бюджет.

Многие налогоплательщики допускают ошибку, применяя в качестве налогового вычета сумму не начисленных, а фактически уплаченных страховых взносов. Если не все страховые взносы уплачены, то это искажает расчет и нарушает норму пункта 2 статьи 243 НК РФ. В этом случае в ходе камеральной или выездной проверки налоговый орган должен будет сделать перерасчет, применив налоговый вычет в сумме начисленных страховых взносов. Одновременно на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами он доначислит ЕСН в федеральный бюджет. Таковы требования абзаца 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ. Причем к доначисленной сумме ЕСН штраф по статье 122 Кодекса не применяется. Ведь занижение налога произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а за счет неполной уплаты суммы страховых взносов. Это не образует состава правонарушения, предусмотренного 122-й статьей Налогового кодекса. Такое мнение высказал Президиум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 01.09.2005 № 4486/05.

Строки 0400—0440 заполняют налогоплательщики, применяющие налоговые льготы на основании подпункта 1 или 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Льгота в виде освобождения от уплаты авансовых платежей по ЕСН предоставляется в отношении выплат и иных вознаграждений, не превышающих за отчетный период 100 000 руб.

Правомерность применения льгот организации подтверждают при заполнении раздела 3 или 3.1 Расчета. Положениями о признании лица инвалидом, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 13.08.96 № 965 и от 20.02.2006 № 95, определено, что органами медико-социальной экспертизы в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. До сентября 1996 года экспертизу длительной или постоянной утраты трудоспособности граждан проводили врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Например, инвалидность I группы устанавливается сроком на два года, II и III групп — на один год. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается гражданам с необратимыми анатомическими дефектами либо в соответствии с критериями, утверждаемыми Минздравсоцразвития России. Если нет необходимости в переосвидетельствовании, справка инвалиду с указанием «Бессрочно» выдается только один раз. Выдача копии такой справки не предусмотрена.

Гражданину, признанному инвалидом в возрасте до 18 лет, категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Предоставление льготы по подпункту 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ связано с наличием у физического лица группы инвалидности. Льгота в части выплат в пользу физического лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид», в статье 239 НК РФ не предусмотрена.

В случае утраты инвалидом справки ВТЭК подтверждением льготы может служить справка, выданная отделом социальной защиты населения. В ней должны быть указаны группа инвалидности и номер справки ВТЭК.

Положениями Налогового кодекса и другими нормативно-правовыми актами законодательства РФ не установлена строго определенная форма справки для подтверждения инвалидности. Поэтому справки ВТЭК, справки учреждений медико-социальной экспертизы, выданные, например, в союзных республиках бывшего СССР, или выписки из справки, выданной отделом социальной защиты населения, пенсионного удостоверения о назначении пенсии по инвалидности также являются документами, подтверждающими инвалидность.

Если работник получил инвалидность не с начала налогового периода, а в течение какого-либо месяца года, то налоговая льгота применяется с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность. Напомним, что с 2005 года льгота предоставляется по выплатам, начисленным как по трудовым, так и по гражданско-правовым и авторским договорам.

В строках 0500—0540 проставляются суммы авансовых платежей, не подлежащие уплате за отчетный период в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в связи с применением налоговых льгот согласно 239-й статье Кодекса.

Эти суммы рассчитываются исходя из выплат и вознаграждений, отраженных по строкам 0400—0440 в соответствующих графах, и ставок налога, установленных статьей 241 НК РФ для налоговой базы до 280 000 руб. IT-компании, которые уплачивают налог по льготным ставкам, в Расчете используют ставки, указанные в пункте 6 статьи 241 Кодекса для налоговой базы до 75 000 руб.

При расчете авансовых платежей по ЕСН, не подлежащих уплате в федеральный бюджет, по строке 0500 в графе 3 применяется налоговый вычет в сумме авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по тарифу, установленному действующим законодательством к соответствующей базе.

Обратите внимание на особенности этого расчета в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории России. ЕСН такие выплаты должны облагаться, а страховые взносы в Пенсионный фонд на них не начисляются. Дело в том, что согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, не являются застрахованными лицами для целей обязательного пенсионного страхования.

Следовательно, расчет ЕСН в федеральный бюджет с выплат в их пользу производится без применения налогового вычета. Однако возможны ситуации, когда выплаты в пользу таких лиц подлежат льготированию по статье 239 Кодекса. Тогда сумма ЕСН в федеральный бюджет, не подлежащая уплате, также рассчитывается без применения налогового вычета, то есть по ставкам 20, 15,8 или 14% в зависимости от категории налогоплательщика.

В строках 0600—0640 для налогоплательщиков приведены формулы расчета сумм авансовых платежей по ЕСН за соответствующие периоды, которые обычно используются в программных средствах автоматизированного заполнения расчета.

Строки 0700—0940 относятся к расчету суммы ЕСН, перечисляемому в ФСС России.

Заполняя строки 0700—0740, надо иметь в виду, что в них отражаются только те расходы налогоплательщика на обязательное социальное страхование работников, которые осуществляются за счет средств ФСС России. Поэтому пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), выплачиваемое за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, по строкам 0700—0740 не указывается. Как мы уже отмечали, данная часть пособия не облагается единым социальным налогом на основании статьи 238 НК РФ и включается в строку 1100 Расчета.

Сумма расходов по строкам 0700—0740 должна совпадать с суммой затрат на обязательное социальное страхование, которые за тот же период отражены в разделе 1 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Если часть этих расходов ФСС России не примет к зачету по результатам проведенных проверок, то налогоплательщику следует внести изменения в бухгалтерский учет и представить уточненный Расчет.

Величина расходов на обязательное социальное страхование, возмещенных налогоплательщику ФСС России в соответствующем отчетном периоде, записывается по строкам 0800—0840. В Расчете эти суммы налогоплательщик отражает в том месяце, в котором они поступили от исполнительного органа ФСС России на банковский счет. При этом период, за который возмещается сумма перерасхода средств на социальное страхование над величиной ЕСН, начисленного в фонд, значения не имеет.

Сумма ЕСН, подлежащая перечислению в ФСС России за отчетный период, отражается по строке 0900 и определяется по формуле:

строка 0600 – строка 0700 + строка 0800 = строка 0900.

Таблица 2. Фрагмент сводной карточки учета сумм начисленных выплат, ЕСН и страховых взносов в ПФР
Период ФБ ФСС Фонды ОМС ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС
Январь (за месяц) 39 000 39 000 39 000 7800 1131 429 780
Февраль (за месяц) 46 000 39 000 46 000 9200 1131 506 920
Март (за месяц) 35 613 35 613 35 613 7123 1033 392 712
I квартал 120 613 113 613 120 613 24 123 3295 1327 2412
Продолжение
Налоговый вычет по ЕСН Начислено авансовых платежей по ЕСН Начислено пособий за счет средств ФСС Перечислено фондом в возмещение расходов Подлежит начислению в ФСС
ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС
5460 2340 1131 429 780 0 0 1131
6440 2760 1131 506 920 0 0 1131
4986 2137 1033 392 712 1560 0 -527
16 886 7237 3295 1327 2412 1560 0 1735

Если по строкам 0900—0940 отражаются отрицательные величины, то это означает, что сумма произведенных расходов на обязательное социальное страхование работников с учетом полученных возмещений от ФСС России превысила начисленную сумму ЕСН в этот фонд за соответствующий период.

Сумма превышения налогоплательщику не может быть возвращена налоговым органом, так как это не предусмотрено налоговым законодательством. Такой возврат производит ФСС России.

Раздел 2.1

В этом разделе налоговая база распределяется по интервалам шкалы регрессии, которым соответствуют ставки, установленные статьей 241 Кодекса. Налогоплательщики формируют показатели раздела 2.1 независимо от наличия или отсутствия у них права на применение регрессии.

Налогоплательщики (кроме IT-компаний) заполняют таблицу для отражения налоговой базы по интервалам до 280 000 руб. и выше. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих авансовые платежи по ЕСН по льготным ставкам, раздел 2.1 дополнен новой таблицей, в которой налоговая база распределена по шкале от 75 000 руб.

Данные раздела 2.1 можно применять для проверки правильности Расчета. Для этого нужно умножить налоговую базу на соответствующие ставки ЕСН. Такая проверка возможна при отсутствии в отчетном периоде случаев перехода работников из одного обособленного подразделения организации в другое.

Пример 2

ООО «СК-Инвест» применяет общую систему налогообложения. В организации в I квартале 2007 года работали два сотрудника: руководитель и главный бухгалтер. Должностной оклад первого — 21 000 руб., второго — 18 000 руб.

В феврале текущего года руководитель организации за работу, выполненную по гражданско-правовому договору, получил 7000 руб.

В марте главному бухгалтеру была начислена материальная помощь 1000 руб. Выплата материальной

помощи не предусмотрена ни в трудовом договоре сотрудника, ни в коллективном договоре организации.

С 19 по 23 марта 2007 года руководитель ООО «СК-Инвест» находился на больничном. Допустим, сумма начисленного пособия по временной нетрудоспособности составила 2600,81 руб., в том числе:

  • за первые два дня нетрудоспособности — 1040,32 руб.;
  • за остальные дни — 1560,49 руб.

За фактически отработанное время в марте текущего года руководителю организации было начислено 17 612,90 руб.

При заполнении Расчета надо помнить, что исчисление сумм ЕСН производится в карточках индивидуального учета отдельно по каждому сотруднику. Сводный учет рассчитанных показателей ООО «СК-Инвест» ведет в карточке, форма которой рекомендована приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Фрагмент сводной карточки организации представлен в табл. 2 на с. 34—35.

Сформированные в этой карточке показатели переносятся в Расчет. Так, налоговая база в целом по организации переносится в строки 0100—0140 раздела 2 Расчета из граф 7—9 карточки. Кроме того, налоговую базу надо распределить по интервалам шкалы регрессии в разделе 2.1 Расчета. Так как выплаты в пользу каждого сотрудника организации не превысили 280 000 руб., то налоговая база и численность работников записываются в строку 010 раздела 2.1.

За I квартал 2007 года налоговая база в части ФСС России меньше этого показателя для исчисления налога в доле федерального бюджета и фондов ОМС. Разницу составляет выплата 7000 руб., произведенная в пользу руководителя организации по гражданско-правовому договору. Согласно пункту 3 статьи 238 НК РФ эта сумма не включается в налоговую базу для исчисления налога в ФСС России.

Данную выплату надо отразить в строке 1100 раздела 2 по графе 4.

Кроме того, в эту же строку во все графы нужно вписать и сумму пособия по временной нетрудоспособности — 2601 руб. Эта сумма не подлежит обложению ЕСН и поэтому не включается в налоговую базу для исчисления налога во все внебюджетные фонды и федеральный бюджет. Основанием служит подпункт 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ. При этом источник выплаты пособия (средства работодателя или ФСС России) значения не имеет.

Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ материальная помощь, выплаченная главному бухгалтеру в размере 1000 руб., не является объектом налогообложения по СН. Ее не включают в показатель налоговой базы по ЕСН (строки 0100—0140), а отражают в строке 1000 в графах 3 и 4 раздела 2.

Сумма исчисленных авансовых платежей по налогу в разделе 2 записывается в строках 0200—0240. Для ООО «СК-Инвест» показатели этих строк соответствуют данным граф 10—13 сводной карточки.

Сумма исчисленных авансовых платежей по налогу за I квартал 2007 года:

  • в доле федерального бюджета (строка 0200 графы 3) — 24 123 руб.;
  • в доле ФСС России (строка 0200 графы 4) — 3295 руб.;
  • в доле ФФОМС (строка 0200 графы 5) — 1327 руб.;
  • в доле ТФОМС (строка 0200 графы 6) — 2412 руб.

Сумму налогового вычета следует отразить в строках 0300—0340 раздела 2. Показатели в эти строки переносятся из графы 15 сводной карточки. За I квартал 2007 года величина налогового вычета (строка 0300) равна 16 886 руб.

Налоговый вычет используется для расчета суммы авансовых платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Для этого из суммы налога, начисленной в федеральный бюджет (строки 0200—0240 графы 3), нужно вычесть величину начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд (строки 0300—0340 графы 3).

Полученный результат вписывают в строки 0600—0640 графы 3. Он также соответствует показателям графы 23 сводной карточки. Общая сумма авансовых платежей, начисленных в федеральный бюджет за I квартал 2007 года (строка 0600 графа 3), равна 7237 руб.

Чтобы заполнить показатели строк 0600—0640 в других графах раздела 2, нужно перенести соответствующие данные из строк 0200—0240 этого же раздела. Равенство этих строк соблюдается, так как организация не пользуется налоговыми льготами. А значит, в строках 0400—0440, а также в строках 0500—0540 раздела 2 проставляются прочерки.

В строки 0700—0740 по графе 4 раздела 2 налогоплательщик должен вписать сумму расходов на цели государственного социального страхования. В этих строках отражаются только те расходы организации, которые возмещаются ФСС России, то есть 1560 руб. Величина пособия за первые два дня временной нетрудоспособности в указанные строки не включается. Показатели этих строк раздела 2 Расчета соответствуют значениям графы 27 сводной карточки.

Организация не получала в I квартале текущего года от исполнительного органа ФСС России средства в качестве возмещения расходов на цели государственного социального страхования. Поэтому в строках 0800—0840 раздела 2 проставляются прочерки.

Сумма авансовых платежей, подлежащая начислению в ФСС России, отражается в строках 0900—0940 по графе 3 раздела 2. В эти строки переносятся данные из графы 29 сводной карточки.

Общая сумма налога, подлежащая начислению в ФСС России по итогам I квартала 2007 года, составляет 1735 руб. Она записывается в строку 0900. По каждому месяцу этот показатель отражается в строках 0920—0940 в графе 4. Именно показатели данных строк следует перенести в раздел 1 как суммы авансовых платежей, подлежащие уплате в ФСС России за последние три месяца отчетного периода (строки 030—050).

В части федерального бюджета и фондов ОМС суммы авансовых платежей, подлежащие уплате за январь, февраль и март 2007 года, в соответствующие строки (030—050) раздела 1 переносятся из граф 3, 5 и 6 строк 0620—0640 раздела 2 соответственно.

Фрагменты заполненых разделов 1, 2 и 2.1 Расчета за I квартал 2007 года приведены в приложении к статье.

Таблица 3. Фрагмент раздела 1 Расчета
Показатели Код строки раздела 1 Значение показателя
Сумма авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет
1 месяц 030 2340
2 месяц 040 2760
3 месяц 050 2137
Сумма авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в ФСС России
1 месяц 030 1131
2 месяц 040 1131
3 месяц 050 –527
Сумма авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в ФФОМС
1 месяц 030 429
2 месяц 040 506
3 месяц 050 392
Сумма авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в ТФОМС
1 месяц 030 780
2 месяц 040 920
3 месяц 050 712
Таблица 4. Фрагмент раздела 2 Расчета в рублях
Наименование показателя Код строки ФБ ФСС ФФОМС, ТФОМС
Налоговая база за отчетный период, всего 0100 120 613 113 613 120 613
в том числе: за последние три месяца отчетного периода (стр. 0120 + стр. 0130 + стр. 0140) 0110 120 613 113 613 120 613
из них: — 1 месяц 0120 39000 39000 39 000
— 2 месяц 0130 46000 39000 46 000
— 3 месяц 0140 35613 35613 35 613
Продолжение раздела 2 в рублях
Наименование показателя Код строки ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС
Сумма исчисленных авансовых платежей за отчетный период, всего 0200 24 123 3295 1327 2412
в том числе: за последние три месяца отчетного периода(стр. 0220 + стр. 0230 + стр. 0240) 0210 24 123 3295 1327 2412
из них: — 1 месяц 0220 7800 1131 429 780
— 2 месяц 0230 9200 1131 506 920
— 3 месяц 0240 7123 1033 392 712
Продолжение раздела 2 в рублях
Наименование показателя Код строки ФБ
Налоговый вычет за отчетный период, всего 0300 16 886
в том числе: за последние три месяца отчетного периода (стр. 0320 + стр. 0330 + стр. 0340) 0310 16 886
из них:
— 1 месяц 0320 5460
— 2 месяц 0330 6440
— 3 месяц 0340 4986
Продолжение раздела 2 в рублях
Наименование показателя Код строки ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС
Начислено авансовых платежей по налогу за отчетный период, всего(гр. 3 = стр. 0200 – стр. 0300 – стр. 0500; гр. 4, 5, 6 = стр. 0200 – стр. 0500) 0600 7237 3295 1327 2412
в том числе: за последние три месяца отчетного периода(стр. 0620 + стр. 0630 + стр. 0640) (гр. 3 = стр. 0210 – стр. 0310 – стр. 0510; гр. 4, 5, 6 = стр. 0210 – стр. 0510) 0610 7237 3295 1327 2412
из них:

— 1 месяц (гр. 3 = стр. 0220 – стр. 0320 – стр. 0520; гр. 4, 5, 6 = стр. 0220 – стр. 0520)

0620 2340 1131 429 780
— 2 месяц (гр. 3 = стр. 0230 – стр. 0330 – стр. 0530; гр. 4, 5, 6 = стр. 0230 – стр. 0530) 0630 2760 1131 506 920
— 3 месяц (гр. 3 = стр. 0240 – стр. 0340 – стр. 0540; гр. 4, 5, 6 = стр. 0240 – стр. 0540) 0640 2137 1033 392 712
Продолжение раздела 2 в рублях
Наименование показателя Код строки ФСС
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за отчетный период, всего 0700 1560
в том числе: за последние три месяца отчетного периода (стр. 0720 + стр. 0730 + стр. 0740) 0710 1560
из них: — 1 месяц 0720
— 2 месяц 0730
— 3 месяц 0740 1560
Подлежит начислению в ФСС за отчетный период, всего (стр. 0600 – стр. 0700 + стр. 0800) 0900 1735
в том числе: за последние три месяца отчетного периода (стр. 0920 + стр. 0930 + стр. 0940) (стр. 0610 – стр. 0710 + стр. 0810) 0910 1735
из них: — 1 месяц (стр. 0620 – стр. 0720 + стр. 0820) 0920 1131
— 2 месяц (стр. 0630 – стр. 0730 + стр. 0830) 0930 1131
— 3 месяц (стр. 0640 – стр. 0740 + стр. 0840) 0940 –527
Продолжение раздела 2 в рублях
Наименование показателя Код строки ФБ, ФФОМС, ТФОМС ФCC
Примечание: выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в отчетном периоде; выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в отчетном периоде 1000 1000 1000
Суммы, не подлежащие налогообложению в отчетном периоде в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса 1100 2601 9601
Суммы, освобождаемые от налогообложения в отчетном периоде в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Налогового кодекса 1200
Таблица 5. Фрагмент раздела 2.1 «Распределение базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии»
Код строки Налоговая база за отчетный период (руб.) Численность физических лиц (чел.)
ФБ ФСС ФФОМС, ТФОМС ФБ ФСС ФФОМС, ТФОМС
До 280 000 руб. 010 120 613 113 613 120 613 2 2 2
ИТОГО: (стр. 010 + стр. 020 + стр. 030) 040 120 613 113 613 120 613 2 2 2

1: Об особенностях налогообложения указанной категории налогоплательщиков читайте в статье «Как будут исчислять ЕСН резиденты особых экономических зон» // РНК, 2006, № 7. — Примеч. ред.

2: К числу IT-компаний, правомерно применяющих нормы пункта 6 статьи 241 НК РФ, не относятся резиденты технико-внедренческих ОЭЗ, для которых предусмотрены особые льготы, действующие с 1 января 2006 года.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль