text
✫ Cкидка 30% на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

ГУП: эффективная защита от ревизии

  • 1 сентября 2005
  • 1054

Cтатья «Прицельный аудит», напечатанная в № 8 за этот год нашего журнала, вызвала большой интерес читателей и массу вопросов по системе контрревизионных мероприятий и внутреннего финансового и хозяйственного контроля.

Ирина Владимировна, ваша фирма в основном проводит аудит государственных унитарных предприятий. С какими проблемами они сталкиваются при осуществлении хозяйственной деятельности?

В деятельности ГУПов есть два специфических момента. Во-первых, им на праве хозяйственного ведения передана государственная собственность. Во-вторых, им выделяются бюджетные средства. Естественно, что государство тщательнейшим образом контролирует деятельность таких предприятий. А любая ревизия или проверка – это стресс для руководства предприятия.

Какие госструктуры могут проверять ГУПы?

На федеральном уровне – это Счетная палата России, Банк России, Главное контрольное управление Администрации Президента РФ, Федеральная налоговая служба, Минфин России и его структурные подразделения, в частности Главное управление федерального казначейства, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета. Деятельность ГУПов также имеют право проверять подразделения ведомственного финансового контроля других федеральных органов исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации существует аналогичная структура органов государственного финансового контроля.

Допустим, в ГУП пришла ревизия. Что будут проверять контролирующие органы?

В первую очередь насколько законно и эффективно используются материальные и денежные средства, достоверно ли отражаются результаты финансовой и хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности, соблюдаются ли нормы налогового законодательства. Кроме того, проверяющие выявляют факты расточительства, финансовые и хозяйственные злоупотребления.

Если такие факты будут выявлены, кого накажут прежде всего?

Конечно же, руководителя ГУПа. Во-первых, на него, как, впрочем, и на руководителя любого другого предприятия, возлагается ответственность за организацию бухучета. Это следует из статьи 6 Федерального закона о бухгалтерском учете1. Кроме того, ответственность руководителя унитарного предприятия специально оговорена в статье 25 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях2. Так, руководитель ГУПа должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он также несет ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями или бездействием, в том числе в случае утраты имущества ГУПа. В такой ситуации собственник имущества ГУПа вправе предъявить руководителю иск о возмещении убытков.

Второе лицо по степени ответственности – это главный бухгалтер.

Как руководству ГУПа избежать проблемных ситуаций? Что Вы посоветуете?

На мой взгляд, руководитель предприятия прежде всего должен тщательно подбирать специалистов в бухгалтерскую службу.

Бухучет — один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. На основе бухгалтерских данных формируется финансовая, налоговая, хозяйственная и управленческая политика предприятия. Если бухучет организован правильно, то руководитель и главный бухгалтер имеют полное представление об имущественном и финансовом состоянии предприятия.

На предприятии также необходимо создать систему контрревизионных мероприятий, внутреннего финансового контроля, при которой полностью бы исключался риск возникновения различных нарушений, в том числе мошенничества с денежными и материальными средствами. Если такая система функционирует, то при ревизиях и проверках и само предприятие, и его должностные лица смогут избежать санкций.

Ирина Владимировна, насколько я помню, Вы упоминали об этой системе в одном из своих интервью3. Многих наших читателей интересует, что она предусматривает и как ее создать.

Эта система предусматривает ряд обязательных мероприятий. Перечислю некоторые из них. Прежде всего должен быть организован постоянный контроль за деятельностью каждого участка ГУПа. Например, если речь идет о сохранности материальных и денежных средств, то нужно проводить не только плановые, но и внеплановые инвентаризации. Здесь большую роль может сыграть служба внутреннего аудита, внутрипроверочная комиссия или специально созданный на предприятии контрольный орган.

Необходимо также разработать и оптимизировать документооборот с учетом специфики деятельности конкретного предприятия с целью осуществления жесткого контроля за оформлением и прохождением каждого документа.

К проведению внешних ревизий и проверок нужно планомерно готовиться и, конечно же, обобщать их результаты, чтобы, как в известной поговорке, не наступить на одни и те же грабли.

Чем могут помочь руководителю ГУПа ваши аудиторы?

Прежде всего мы оказываем квалифицированную помощь по адаптации системы контрревизионных мероприятий, внутреннего финансового и хозяйственного контроля с учетом специфики конкретного предприятия. Причем независимо от формы собственности. В частности, разрабатываем стандарты контроля, осуществляем мониторинг результатов ревизий и проверок, которые проводились ранее, определяем оптимальные стратегические направления внутреннего контроля.

Мы также разрабатываем конкретные рекомендации для создания и эффективного функционирования служб внутреннего аудита, внутрипроверочных комиссий и специально созданных на предприятии контрольных органов. Кроме того, мы обучаем персонал таких служб контрольным процедурам и приемам контроля.

Наконец, мы учим руководителей предприятий и главных бухгалтеров эффективно и правильно взаимодействовать с внешними аудиторами и другими проверяющими. Так, при проведении внешних ревизий и проверок нужно уметь грамотно и обоснованно доказывать свою правоту, правильность принятых управленческих решений, их экономическую целесообразность. Как показывает наша практика, в большинстве случаев это помогает избежать возможных санкций как к предприятию, так и к его руководству.

Беседовала Татьяна Пономарева

1: Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ. — Примеч. ред.
2: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ. — Примеч. ред.
3: См. статью «Прицельный аудит» // РНК, 2005, № 8. — Примеч. ред.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и получить доступ к статье
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам для бухгалтера на сайте.

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.