Обновляем налоговую учетную политику на 2007 год

689
Впервые за время действия Налогового кодекса на законодательном уровне закреплено определение термина «учетная политика для целей налогообложения». Что следует из этого определения? Об этом и многом другом читайте в статье.

Термин «учетная политика для целей налогообложения» приведен в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Как следует из этой нормы, учетная политика представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения, признания, оценки и распределения доходов и (или) расходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Как видим, данное определение не изменило сути налоговой учетной политики. Но нужно отметить один важный момент.

Все варианты — в границах Кодекса

Законодатель уточнил, что речь идет о способах учета доходов и расходов, а также иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, выбранных организацией, которые допускает Налоговый кодекс. Означает ли это, что в налоговой учетной политике следует закреплять лишь те элементы, для которых в налоговом законодательстве четко установлены варианты выбора?

Конечно же нет. Дело в том, что Налоговый кодекс не всегда предлагает на выбор конкретные правила определения того или иного показателя. В некоторых случаях в Кодексе содержится лишь указание на право налогоплательщика установить определенный способ учета доходов и расходов. Так, согласно статье 319 налогоплательщик самостоятельно устанавливает порядок распределения прямых расходов, которые нельзя отнести к конкретному виду продукции. Выбирая показатели, организация должна соблюдать принцип соответствия произведенных расходов объему изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Об этом говорится в пункте 1 данной статьи.

Для других ситуаций такого указания в Кодексе нет. Но налогоплательщику все равно нужно выбрать тот или иной вариант. Например, организации, которые совмещают общий режим налогообложения с ЕНВД, должны вести раздельный учет доходов и расходов, а также иных показателей. В частности, речь идет о методе распределения между разными видами деятельности выплат административно-управленческому персоналу, стоимости основных средств, используемых в разных видах деятельности, и др.

Таким образом, главный принцип, который должен соблюдаться при формировании налоговой учетной политики: правила, зафиксированные в ней, не должны противоречить общим принципам Налогового кодекса. Не нужно дублировать в учетной политике и нормы Кодекса, а также включать в нее элементы, которые организация не применяет из-за того, что не ведет какую-либо деятельность. Помните, при возникновении новых видов деятельности налогоплательщик вправе внести дополнение в учетную политику для целей налогообложения. Причем сделать это можно и в середине года.

Мы рассмотрим лишь основные элементы учетной политики для целей налогообложения, которые заслуживают особого внимания. Перечень всех элементов, которые плательщики НДС и налога на прибыль организаций должны отразить в учетной политике для целей налогообложения на 2007 год, представлены в таблице на с. 51—54.

Налог на прибыль

Итак, начнем с налога на прибыль. Ведь именно в главе 25 НК РФ содержится наибольшее количество элементов, которые надо включить в учетную политику.

Федеральными законами от 27.07.2006 № 144-ФЗ и 30.12.2006 № 268-ФЗ были внесены очередные поправки в 25-ю главу. Однако они являются точечными и не меняют основополагающих принципов исчисления налога на прибыль. Серьезные изменения затронули лишь порядок признания в налоговом учете расходов на приобретение права на земельные участки (подробнее об этом читайте во врезке).

Поправки, принятые Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон № 58-ФЗ), более значительны. Большую их часть налогоплательщики должны были учесть еще при утверждении учетной политики на 2006 год. Однако многие нововведения повлияют и на учетную политику 2007 года.

Порядок распределения прямых расходов

Многие организации определяют доходы и расходы в налоговом учете по методу начисления. То есть расходы, связанные с производством и реализацией, распределяются на прямые и косвенные.

Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике. В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведен лишь примерный состав расходов, относящихся к прямым. Организация, учитывая особенности технологического процесса своего производства, имеет право установить иной перечень прямых расходов. Главное, чтобы зафиксированные положения позволяли объективно формировать «налоговую себестоимость» продукции (работ, услуг).

Как известно, поправки в статьи 318—320 НК РФ направлены на то, чтобы способствовать сближению налогового и бухгалтерского учета. Поэтому оптимальным с точки зрения упрощения учетного процесса на предприятии является выбор того состава прямых расходов, который используется в бухучете. Иначе организации придется аргументировать налоговому органу причину такого несоответствия.

В учетной политике нужно зафиксировать порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП и изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Такой порядок формирования стоимости НЗП должен применяться не менее двух налоговых периодов подряд.

Данные нормы появились в статье 319 НК РФ в связи с принятием Закона № 58-ФЗ и были распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. То есть налогоплательщикам была предоставлена возможность в середине 2005 года внести изменения в учетную политику, чтобы отразить в ней нововведения. Однако большинство организаций этим правом не воспользовались. А те налогоплательщики, которые включили новые нормы, связанные с распределением прямых расходов на остатки НЗП, в учетную политику начиная с 2006 года, не могут изменить установленный порядок в 2007 году.

Кстати

Землю — в расходы
Расходы на приобретение земельных участков являются значительными даже для крупнейших налогоплательщиков. Поэтому поправки, внесенные Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ (далее — Закон № 268-ФЗ), были долгожданными. Дело в том, что ранее действовавшие положения главы 25 Кодекса не позволяли организации признать в налоговом учете такие затраты, за исключением случаев, когда происходила реализация земельных участков. Этот вывод был подтвержден и Высшим арбитражным судом (постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 14231/05).

С появлением новой статьи 264.1 НК РФ отчасти эта проблема решена в случае приобретения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В учетной политике для целей налогообложения организации следует зафиксировать либо равномерный порядок признания расходов на приобретение таких земельных участков, либо правила, по которым величина учитываемых затрат ограничивается 30% налоговой базы предыдущего налогового периода (п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 268-ФЗ положения пунктов 1, 3 и 5 статьи 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011-го. Однако сам закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в Российской газете 31 декабря 2006 года).

Напомним, что учетную политику на 2007 год налогоплательщику следует утвердить не позднее 31 декабря 2006 года. Поскольку до этой даты Закон № 268-ФЗ не вступил в силу, положения о порядке признания в налоговом учете расходов на приобретение земельных участков должны быть оформлены в виде дополнения к учетной политике. Причем приказ о внесении дополнений в учетную политику налогоплательщик вправе издать не ранее 31 января текущего года.

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу невозможно, налогоплательщик самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов и закрепляет его в учетной политике. При этом должны использоваться экономически обоснованные показатели.

Торговым фирмам в учетной политике следует указать порядок формирования стоимости приобретения покупных товаров. На основании положений статьи 320 НК РФ налогоплательщик имеет право формировать этот показатель с учетом расходов, связанных с приобретением товаров. Такой порядок налогоплательщик обязан применять в течение минимум двух налоговых периодов.

Порядок распределения отдельных доходов и расходов

В статье 272 НК РФ есть норма, согласно которой налогоплательщику надо распределять расходы по тем видам сделок, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко (или определяется косвенным путем). В частности, речь идет о затратах на приобретение программных продуктов, неисключительные права пользования которыми приобретены по бессрочному договору.

Элементом налоговой учетной политики в данном случае является порядок распределения таких расходов, а не сам факт их распределения.

По сути, в налоговом законодательстве зафиксирован принцип признания затрат, аналогичный тому, который предусмотрен в бухучете для расходов будущих периодов. Так, на основании пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н) расходы будущих периодов «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся».

В налоговом учете подобные расходы списываются равномерно. Период списания может быть таким же, как и в бухучете. Можно установить и минимальный срок, например два месяца. Тогда требование пункта 1 статьи 272 НК РФ формально будет выполнено. Но в данной ситуации у налогоплательщика возникнет обязанность применять нормы ПБУ 18/02.

Особое внимание на формирование налоговой учетной политики должны обратить организации с длительным технологическим циклом производства. Таковым признается производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды. Продолжительность осуществления производства при этом не важна. Главное, чтобы выполнение работ (оказание услуг) было начато в одном календарном году, а закончено в другом. Естественно, в договоре не должно быть условия о поэтапной сдаче работ (услуг).

Доходы по таким договорам налогоплательщик распределяет самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Например, организация может распределять доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

Расходы в виде амортизационной премии

Как сказано в пункте 1.1 статьи 259 НК РФ, налогоплательщик вправе единовременно учесть в составе расходов не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Эту норму организации могли применять с 1 января 2006 года, утвердив соответствующие положения в учетной политике. Но налогоплательщики не спешили внедрять это нововведение. И действительно, в прошедшем году Минфин России разъяснил многие вопросы.

Прежде всего отметим, что организация вправе установить в своей налоговой учетной политике какой-либо избирательный критерий, на основании которого к одним группам амортизируемого имущества амортизационная премия применяется, а к другим нет. Данная льгота является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Кроме того, положения пункта 1.1 статьи 259 НК РФ не содержат какого-либо запрета на применение амортизационной премии к отдельным видам основных средств1 (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779).

Обратите внимание: в бухгалтерском учете отсутствуют нормы, аналогичные положениям пункта 1.1 статьи 259 НК РФ. Значит, возникает необходимость расчета постоянных разниц согласно ПБУ 18/02. Следовательно, применение в налоговом учете амортизационной премии в большинстве случаев оправданно только по дорогостоящему оборудованию.

Так, критерием применения амортизационной премии может быть:

  • стоимость основных средств (расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию таких объектов);
  • амортизационная группа, в которую включено данное основное средство;
  • производственный характер назначения основных средств и т. д.

У организации, зафиксировавшей в учетной политике для целей налогообложения определенный критерий, возникнут правовые основания применения амортизационной премии к отдельным видам основных средств (или соответствующим расходам).

Налогоплательщик может утвердить в учетной политике и другой (меньший) процент, на основании которого будет рассчитывать амортизационную премию.

Кстати, с 2007 года действует новая редакция пункта 1.1 статьи 259 НК РФ, согласно которой амортизационную премию можно применять в том числе и к расходам, понесенным при реконструкции основных средств. Соответствующие изменения внесены Законом № 144-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Льготой, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 259 НК РФ, нельзя воспользоваться в отношении:

  • капитальных вложений, произведенных арендатором с согласия арендодателя и не компенсируемых последним (письмо Минфина России от 20.10.2006 № 03-03-04/1/703);
  • основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал (письмо Минфина России от 16.05.2006 № 03-03-04/1/452);
  • основных средств, полученных безвозмездно;
  • основных средств, полученных лизингополучателем по договору лизинга и учитываемых у него на балансе;
  • оборудования, которое приобретено для передачи в лизинг и учитывается на балансе лизингодателя на счете 03 (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-03-04/2/132).

В первых четырех случаях налогоплательщик не осуществляет затрат на капвложения. Поэтому у него нет права на амортизационную премию.

Что касается затрат лизингодателя на покупку лизингового оборудования, то данные расходы не связаны с приобретением основных средств. Ведь согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства или управления организацией. Такое обоснование привел Минфин России в письме от 06.05.2006 № 03-03-04/2/132.

Стоит отметить неоднозначность позиции, изложенной в этом письме. Дело в том, что финансовое ведомство сделало оговорку, согласно которой амортизационная премия рассчитывается в общем порядке по основным средствам, приобретаемым лизинговой компанией в собственность и передаваемым в краткосрочную аренду (лизинг) без права выкупа. Скорее всего Минфин России хотел уточнить, что в отличие от лизингового имущества по объекту, предназначенному для передачи в аренду, может применяться льгота, предусмотренная в пункте 1.1 статьи 259 НК РФ.

Однако, по мнению автора, в данном случае использованы не совсем корректные формулировки. Дело в том, что возможность применения амортизационной премии согласно позиции финансового ведомства ставится в зависимость от продолжительности лизинговой сделки, условия о выкупе имущества и наличия права собственности на имущество. Не углубляясь в гражданско-правовые особенности лизинговых сделок, хотелось бы отметить, что ни один из этих фактов не является определяющим.

В то же время основным квалифицирующим признаком, выделяющим лизинг из всех арендных правоотношений, является факт приобретения лизинговой компанией имущества специально по заданию конкретного лизингополучателя.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство зачастую содержит нормы, предоставляющие налогоплательщику право выбора определенного порядка или разработки самостоятельной методики. Вместе с тем в главе 21 Кодекса перечислено не так много положений, которые прямо отнесены к элементам учетной политики.

Рассматривать их начнем с порядка ведения раздельного учета по НДС.

Ситуация, когда налогоплательщик совершает операции, освобождаемые от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ или облагаемые НДС по ставке 0%, на практике встречается достаточно часто. Таким образом, возникает необходимость ведения раздельного учета как самих операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, так и сумм «входного» НДС.

Учтите, что от льгот, предусмотренных в пункте 3 статьи 149 НК РФ, можно отказаться. Однако отражать соответствующее положение в учетной политике не нужно. Дело в том, что освобождение от льготы налогоплательщик получает, только если уведомит об этом налоговую инспекцию до начала налогового периода, с которого намерен отказаться от льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налоговым периодом по НДС является месяц (квартал), поэтому организация с любого налогового периода в течение года при возникновении соответствующих операций вправе принять такое решение. Отказ от льгот возможен на срок не менее одного года. У многих налогоплательщиков 12 последовательных календарных месяцев, в течение которых отдельные операции не будут облагаться НДС, возможно не совпадут с календарным годом. Поэтому прописывать в учетной политике отказ от льгот нецелесообразно.

Обратите внимание: даже если организация зафиксирует в учетной политике отказ от льготного налогообложения отдельных операций и представит ее в налоговую инспекцию (например, вместе с годовой отчетностью), требование об уведомлении налогового органа все равно не будет считаться выполненным.

В пункте 4 статьи 149 НК РФ предусмотрено требование о ведении раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения.

Организовать раздельный учет таких операций нетрудно. В учетной политике налогоплательщики обычно указывают наименования специально открываемых в бухучете субсчетов к счету 90 «Продажи», которые позволяют разграничить выручку от реализации облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения товаров (работ, услуг), имущественных прав. Как правило, для распределения выручки налогоплательщику достаточно сведений книги продаж. Ведь при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, выписываются счета-фактуры, которые регистрируются в соответствующих графах книги продаж.

Аналогично организуется раздельный учет выручки по операциям, НДС по которым исчисляется по разным ставкам. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговую базу следует определять отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

Намного сложнее применять порядок ведения раздельного учета сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, облагаемых и не облагаемых НДС. Общие принципы его организации установлены в пункте 4 статьи 170 НК РФ.

Суммы «входного» НДС, относящиеся к облагаемым операциям, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Если же приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права используются для осуществления операций, освобожденных от налогообложения, величина «входного» НДС учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Практически любая организация производит общехозяйственные расходы, которые невозможно отнести к тому или иному виду деятельности, а также имеет основные средства, используемые в облагаемых и не облагаемых НДС операциях. Сумму предъявленного НДС по указанным затратам и основным средствам следует распределять на две составляющие, относящие к облагаемой и не облагаемой налогом деятельности. Часть НДС будет включена в вычет, а другая — увеличит стоимость приобретенных товаров, работ, услуг, имущественных прав и основных средств.

Прежде всего в учетной политике надо закрепить перечень таких расходов и основных средств, НДС по которым распределяется. Например, организация вправе установить, что «входной» НДС распределяется по всем затратам, отраженным в бухгалтерском учете на счете 25 «Общехозяйственные расходы». Можно зафиксировать конкретный перечень этих расходов.

Методика распределения сумм «входного» НДС по таким затратам приведена в пункте 4 статьи 170 Кодекса. В этом пункте зафиксирован порядок расчета пропорции, на основании которой определяется сумма налога, подлежащая вычету, и величина НДС, учитываемая в стоимости покупок. Указано, что эта пропорция рассчитывается как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Элементом учетной политики в данном случае является конкретный механизм реализации этой методики. То есть разработка специальных регистров, таблиц, позволяющих производить такой расчет, и т. д.

В некоторых случаях налогоплательщики, совершающие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, вправе все суммы «входного» НДС принимать к вычету. Это возможно в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Это право целесообразно прописать в учетной политике для целей налогообложения.

Если налогоплательщик реализует товары на экспорт или совершает иные операции, облагаемые по ставке 0%, в учетной политике устанавливается методика определения суммы «входного» НДС по таким операциям. Данная обязанность налогоплательщика предусмотрена в пункте 10 статьи 165 НК РФ.

В отдельных ситуациях специфика деятельности предприятия позволяет распределять суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), которые используются только для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, а также по ставке 18 или 10%, путем ведения прямого раздельного учета затрат. НДС по таким товарам (работам, услугам) отражается в бухучете на отдельных субсчетах, открываемых к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Однако не всегда это возможно. Иногда организация при закупке сырья не может заранее определить, какая часть будет использована для производства экспортируемых товаров. Разработка специальной методики требуется также в отношении общехозяйственных расходов и иных затрат, которые невозможно отнести к конкретному виду продукции.

Налогоплательщик в таких случаях вправе зафиксировать в учетной политике любой экономически обоснованный способ распределения «входного» НДС по видам деятельности. Каких-либо ограничений по этому поводу 21-я глава Кодекса не содержит.

Сумму НДС можно распределить исходя из доли:

  • выручки, облагаемой по нулевой ставке, в общей величине выручки;
  • экспортируемой продукции (в натуральном выражении) во всей произведенной продукции;
  • себестоимости продукции, реализуемой по ставке 0%, в себестоимости всей продукции;
  • иного показателя.

Какой способ выбрать, решает сам налогоплательщик, учитывая специфику своего производственного процесса. Главное, чтобы методика была объективной и понятной. Причем объективность означает не только определение правильного размера «входного» НДС, но и его привязку к реальному времени (периоду) осуществления операций.

Для банков, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов в пункте 5 статьи 170 НК РФ предусмотрено специальное положение. Этой категории налогоплательщиков предоставлено право суммы «входного» НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), включать в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет. Чтобы применять данный порядок исчисления НДС, соответствующее положение следует предусмотреть в учетной политике.

Момент определения налоговой базы по НДС не относится к элементам учетной политики. Нормы, содержащиеся в пунктах 1, 3—11 и 14 статьи 167 НК РФ, права выбора налогоплательщику не предоставляют. Момент формирования налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав устанавливается как наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Исключение из этого правила предусмотрено лишь для налогоплательщиков, которые изготавливают продукцию (выполняют работы, оказывают услуги) с длительным производственным циклом (свыше 6 месяцев). Перечень таких товаров (работ, услуг) утвержден постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468. Эти налогоплательщики после получения документа2, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), вправе определять налоговую базу на день отгрузки (передачи, выполнения, оказания) товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом и не исчислять НДС на день получения предоплаты в счет предстоящих поставок указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). И хотя прямого требования об отражении данного положения в учетной политике для целей налогообложения в пункте 13 статьи 167 НК РФ не содержится, свой выбор лучше закрепить в учетной политике.

Но чтобы воспользоваться правом на особый порядок исчисления НДС, нужно вести раздельный учет операций и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то в учетной политике необходимо отразить порядок оформления счетов-фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

Выставляемые обособленными подразделениями счета-фактуры следует нумеровать в порядке возрастания номеров в целом по организации. При этом может использоваться как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 не предусмотрено составление нескольких журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж по организации. Поэтому структурные подразделения составляют лишь отдельные разделы этих журналов и книг. После окончания налогового периода они передаются в организацию для оформления единых книг покупок и книг продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.

1: Ранее финансовое ведомство придерживалось иного мнения — амортизационная премия применяется ко всем основным средствам либо не применяется вообще (см. письмо Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/219). — Примеч. ред.

2: Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров, работ, услуг, утвержден совместным приказом Минпромэнерго России № 265, Росатома № 508, Роскосмоса № 124 от 26.10.2006.

Таблица. Элементы учетной политики для целей налогообложения на 2007 год
№ п/п Элемент учетной политики (норма НК РФ) Вариант учетной политики Комментарий
Налог на добавленную стоимость
1 Порядок ведения раздельного учета налоговой базы, облагаемой по разным ставкам, а также при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (п. 1 ст. 153 и п. 4 ст. 149) Обычно указывают наименования специально открываемых в бухучете субсчетов к счету 90 «Продажи», позволяющих разграничить выручку от реализации облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для распределения выручки достаточно сведений книги продаж. Аналогично ведут раздельный учет выручки от операций, НДС по которым исчисляется по разным ставкам Организация может отказаться от права на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Для этого ей нужно уведомить налоговый орган о принятом решении до начала налогового периода, с которого она намерена отказаться от льготы
2 Порядок ведения раздельного учета при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 170) Закрепляют перечень расходов и основных средств, НДС по которым распределяется, разрабатывают и утверждают регистры и таблицы, позволяющие делать такой расчет. Если в налоговом периоде доля расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, — не более 5% общей величины совокупных расходов на производство: вариант 1 — все суммы «входного» НДС принимаются к вычету; вариант 2 — налог принимается к вычету или учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с методикой распределения НДС В пункте 4 статьи 170 НК РФ приведена методика распределения сумм «входного» НДС по общехозяйственным и иным аналогичным затратам. В этом пункте зафиксирован порядок расчета пропорции, на основании которой определяется сумма налога, подлежащая вычету, и величина НДС, учитываемая в стоимости покупок. Эта пропорция рассчитывается как стоимость отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период
3 Порядок определения суммы «входного» НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке (п. 10 ст. 165) Налогоплательщику следует зафиксировать любой экономически обоснованный способ распределения «входного» НДС Методика распределения «входного» НДС по общехозяйственным расходам и иным затратам, которые невозможно отнести к конкретному виду продукции путем ведения прямого раздельного учета, должна быть объективной и понятной. Это означает определение правильного размера суммы «входного» НДС и привязку его к периоду осуществления операций
4 Момент определения налоговой базы по операциям реализации товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев (п. 13 ст. 167) Вариант 1 — день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав. Вариант 2 — наиболее ранняя из дат: — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); — день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав Обязательное условие применения варианта 1 — ведение раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам), используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций
5 Порядок исчисления НДС банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами (п. 5 ст. 170) Вариант 1 — суммы «входного» НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), включаются в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Вариант 2 — общеустановленный порядок исчисления НДС Если налогоплательщик утвердит первый вариант исчисления НДС, уплата налога в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, производится по мере получения оплаты, а не на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав
6 Порядок оформления счетов-фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при наличии обособленных подразделений Выставляемые обособленными подразделениями счета-фактуры следует нумеровать в порядке возрастания номеров в целом по организации. Может использоваться как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж формируются в целом по организации. Структурные подразделения составляют лишь отдельные разделы этих журналов и книг, которые по окончании налогового периода передаются головному офису организации
Налог на прибыль организаций
1 Порядок ведения налогового учета (ст. 313 и 314) Вариант 1 — дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета необходимыми реквизитами и формировать тем самым регистры налогового учета. Вариант 2 — вести самостоятельные регистры налогового учета В качестве приложений к учетной политике налогоплательщик устанавливает: — формы регистров налогового учета; — порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов
2 Метод (момент) признания доходов и расходов (п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252, ст. 271—273) Вариант 1 — метод начисления. Вариант 2 — кассовый метод Метод выбирают только налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации (без учета НДС) не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала
3 Критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов (п. 4 ст. 252) При наличии затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы Закрепление таких критериев в учетной политике позволит единожды разработать и применять впоследствии одни и те же правила ко всем подобным затратам
4 Метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) (п. 8 ст. 254) Метод оценки покупных товаров (п. 1 ст. 268) Вариант 1 — метод оценки по стоимости единицы запасов (товара). Вариант 2 — метод оценки по средней стоимости. Вариант 3 — метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Вариант 4 — метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) Правила расчета стоимости товаров, сырья или материалов в соответствии с указанными методами в Налоговом кодексе не установлены. Поэтому используются правила, применяемые в бухгалтерском учете. Например, в отношении МПЗ они содержатся в пунктах 17—20 ПБУ 5/01
5 Метод начисления амортизации (п. 1 и 3 ст. 259) Вариант 1 — линейный метод. Вариант 2 — нелинейный метод Данный элемент лучше не включать в приказ об учетной политике, а зафиксировать его в приложении к ней. При небольшом количестве амортизируемого имущества в учетной политике можно закрепить критерий, по которому имущество можно будет объединить в группы и использовать в отношении них линейный или нелинейный метод
6 Амортизационная премия (п. 1.1 ст. 259) Вариант 1 — закрепить право, размер единовременного признания в целях налогообложения расходов на капвложения, а также критерии применения амортизационной премии к отдельным видам основных средств. Вариант 2 — не фиксировать в учетной политике право на амортизационную премию Предельный размер единовременного списания — не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств
7 Применение специальных коэффициентов амортизации (п. 7, 8 и 10 ст. 259) Налогоплательщик вправе применять или отказаться от использования специальных коэффициентов к основной норме амортизации. Речь идет о повышающих коэффициентах: 1) в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (не выше 2); 2) для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора лизинга, в том числе заключенного до введения в действие главы 25 НК РФ (не выше 3); 3) в отношении собственных основных средств сельскохозяйственных организаций промышленного типа и налогоплательщиков, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны (не выше 2) Повышающие коэффициенты, указанные в пунктах 1 и 2, не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. В отношении лизингового имущества следует лишь предусмотреть возможность применения повышающего коэффициента без указания конкретного размера. Ведь в каждом договоре лизинга может быть установлен свой коэффициент к норме амортизации, исходя из которого рассчитывается сумма лизинговых платежей. По решению руководителя организации разрешается начислять амортизацию по более низким нормам по сравнению с установленными статьей 259 НК РФ. Пониженные нормы применяются только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода
8 Норма амортизации по объектам основных средств, бывших в эксплуатации (п. 12 ст. 259 Вариант 1 — по основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации может определяться с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками. Вариант 2 — налогоплательщик может не воспользоваться этим правом Срок эксплуатации имущества предыдущими собственниками налогоплательщик может определить самостоятельно с учетом требований техники безопасности и других факторов
9 Порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки (п. 3 ст. 264.1) Вариант 1 — признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет. Вариант 2 — признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ К указанным расходам относятся затраты на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капстроительства объектов основных средств на этих участках. Положения пункта 3 статьи 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, заключивших договоры на приобретение земли с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года
10 Формирование в налоговом учете специальных резервов, позволяющих равномерно распределять в налоговом учете расходы (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 324, ст. 324.1) Налогоплательщики, применяющие метод начисления, вправе создавать следующие резервы: — резерв по сомнительным долгам; — резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; — резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; — резерв расходов на ремонт основных средств; — резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, а также в резерв расходов на ремонт основных средств. При формировании резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год нужно определить способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений, а также составить и утвердить специальный расчет — смету
11 Период распределения расходов по видам сделок, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 1 ст. 272) Срок, в течение которого должны быть распределены данные расходы, утверждается в учетной политике. Налоговым кодексом этот период не регламентирован В целях сближения с данными бухгалтерского учета организация вправе зафиксировать тот же срок, что и в бухгалтерском учете. Однако налогоплательщик может установить для целей налогообложения минимальный срок, например 2 месяца. В этом случае требование пункта 1 статьи 272 НК РФ формально будет выполнено
12 Принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным технологическим циклом, если условиями договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) (п. 2 ст. 271 и ст. 316) Вариант 1 — доход распределяется равномерно в течение срока действия договора. Вариант 2 — пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. Вариант 3 — согласно иному экономически обоснованному методу признания доходов Сроки начала и окончания производства с длительным технологическим циклом приходятся на разные налоговые периоды. Продолжительность осуществления производства не важна. Главное, чтобы выполнение работ (оказание услуг) было начато в одном календарном году, а закончено в другом и в условиях договора не была предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг)
13 Квалификация сделок по операциям с ценными бумагами (п. 1 ст. 280 и п. 2 ст. 301) Вариант 1 — квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок. Вариант 2 — квалифицировать сделку, признавая ее сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения Налогоплательщик самостоятельно определяет критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок
14 Определение расчетной цены акции (п. 6 ст. 280) Вариант 1 — определение расчетной цены налогоплательщиком самостоятельно. Вариант 2 — определение расчетной цены с привлечением оценщика Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством РФ. Для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования ЦБ РФ
15 Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг (п. 9 ст. 280) Вариант 1 — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Вариант 2 — по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Вариант 3 — по стоимости единицы При выборе метода следует заранее оценить объем реализуемых ценных бумаг, их стоимость и возможные тенденции к изменению этой стоимости
16 Метод последовательности закрытия коротких позиций по ценным бумагам (п. 9 ст. 282) Вариант 1 — в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (ФИФО). Вариант 2 — в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта последней (ЛИФО). Вариант 3 — выбор очередности закрытия короткой позиции осуществляется по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (по стоимости единицы)
17 Показатель, применяемый для определения доли прибыли, приходящейся на организацию и на каждое из ее обособленных подразделений (п. 2 ст. 288) Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, вправе выбрать в качестве показателя, используемого для определения доли прибыли: вариант 1 — среднесписочную численность работников; вариант 2 — сумму расходов на оплату труда Сумма расходов на оплату труда, используемая в качестве такого показателя, определяется на основании положений статьи 255 НК РФ. Порядок расчета среднесписочной численности работников утвержден постановлением Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 09.10.2006 № 56
18 Порядок уплаты налога организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ (п. 2 ст. 288) Вариант 1 — налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Вариант 2 — налог уплачивается через одно уполномоченное подразделение из расположенных в одном субъекте РФ Функции ответственного подразделения может взять на себя сама организация, если она расположена в том же субъекте РФ, что и ее обособленные подразделения. По вновь созданным обособленным подразделениям налогоплательщик вправе принять решение о централизованной уплате налога в бюджет субъекта РФ за эти подразделения, утвердив соответствующие дополнения к учетной политике
19 Перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 318) Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы методом начисления, самостоятельно формируют перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) Зафиксированный перечень прямых расходов должен позволять объективно формировать «налоговую себестоимость» продукции (работ, услуг). Оптимальным с точки зрения упрощения учетного процесса на предприятии является выбор того состава прямых расходов, который используется в бухучете
20 Оценка остатков незавершенного производства ст. 319 НК РФ Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) Указанный порядок формирования стоимости НЗП должен применяться как минимум в течение двух лет подряд. В 2007 году изменить в учетной политике порядок распределения прямых расходов вправе лишь те налогоплательщики, которые применяли ранее зафиксированный порядок в 2005 и 2006 годах
21 Порядок признания прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги (п. 2 ст. 318) Налогоплательщики, оказывающие услуги, могут не распределять прямые расходы на остатки НЗП Данную норму нельзя применять ко всем видам услуг, являющимся таковыми согласно гражданскому законодательству
22 Определение покупной стоимости товаров (ст. 320) Торговые организации могут формировать покупную стоимость товаров одним из двух способов: вариант 1 — включать в нее только суммы, уплаченные поставщику товаров; вариант 2 — формировать ее с учетом расходов на приобретение товаров Указанный порядок налогоплательщик обязан применять как минимум в течение двух налоговых периодов

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль