Налог на прибыль: расчет налоговой базы

732
Сверхурочные работы Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оплатой сверхурочных работ, которые превышают 120 часов в...

Сверхурочные работы

Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оплатой сверхурочных работ, которые превышают 120 часов в год для каждого работника?

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). В частности, к расходам на оплату труда относятся расходы, касающиеся оплаты сверхурочных работ и производимые в соответствии с действующим законодательством (п. 3 ст. 255 НК РФ).

Порядок привлечения работников к сверхурочной работе предусмотрен статьей 99 Трудового кодекса. В ней указано, что сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Сверхурочная работа оплачивается в соответствии со статьей 152 ТК РФ.

Федеральная служба по труду и занятости в своем заключении от 23.06.2005 № 956-6-1 констатировала, что нарушение работодателем порядка привлечения работников к сверхурочной работе не должно отражаться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.

Таким образом, трудовым законодательством установлена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно, пусть и с нарушением ограничений, установленных статьей 99 ТК РФ.

В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ. Оплату сверхурочной работы, даже если количество часов для каждого работника превышает 120 часов в год, следует рассматривать как обоснованный расход. Так как Кодексом не установлено ограничений по включению оплаты сверхурочной работы в состав расходов на оплату труда, указанные расходы в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом обязанность работодателя оплачивать сверхурочные работы должна быть предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником.

Обратите внимание

Ограничения, предусмотренные любым другим законодательством, кроме налогового, не могут быть реализованы налоговым контролем, действующим в рамках налогового законодательства. Если инспекция считает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, она должна направить соответствующую информацию в органы, контролирующие соблюдение трудового законодательства.

Северная надбавка

Организация, не финансируемая из бюджета, расположена в районе Крайнего Севера. Вправе ли она в целях налогообложения прибыли относить к расходам на оплату труда начисления по районным коэффициентам в размерах, установленных органом государственной власти субъекта РФ, если региональные нормативы превышают размеры районного коэффициента, утвержденные Правительством РФ (ранее — Советом Министров СССР)?

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Так сказано в статье 255 Налогового кодекса.

Кроме того, к расходам на оплату труда относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 НК РФ). Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном объеме. На это указано в статье 316 Трудового кодекса.

На сегодняшний день соответствующий нормативно-правовой акт Правительством РФ не принят. Это значит, что при определении размера указанного районного коэффициента необходимо применять законодательные акты СССР, действующие на территории России в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса. Таким документом является постановление Совмина РСФСР от 04.02.91 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (далее — постановление № 76). В соответствии с пунктом 13 этого документа «советы министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы и исполкомы советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вправе устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов».

Таким образом, исходя из положений статьи 255 НК РФ и постановления № 76, организации имеют право включать в состав расходов на оплату труда выплаты с учетом районных коэффициентов в размере, установленном государственными органами власти субъектов Российской Федерации.

На вопросы отвечала О.Б. Охонько, советник налоговой службы III ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России

Улучшаем объект аренды

В 2005 году организация с согласия арендодателя произвела реконструкцию арендуемого здания. Расходы по реконструкции арендодатель не возмещает. Учитываются ли такие расходы для целей налогообложения прибыли?

В статье 623 Гражданского кодекса сказано, что арендатор может произвести улучшение арендованного имущества за счет собственных средств. Если такое улучшение произведено с согласия арендодателя, арендатор имеет право на возмещение понесенных расходов после прекращения договора аренды (если иное не предусмотрено договором). Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит.

Неотделимые улучшения арендованного здания невозможно отделить от него без разрушения самого объекта аренды. Следовательно, такие улучшения в конечном счете будут признаны собственностью арендодателя и перейдут к нему вместе с объектом аренды после окончания срока аренды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса первоначальную стоимость амортизируемого имущества можно изменить в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и др.

Таким образом, если результатом выполненных работ является изменение служебного назначения помещения, используемого в производственной деятельности организации, или его переустройство с целью повышения технико-экономических показателей производства, то осуществленные расходы признаются расходами по достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции объекта амортизируемого имущества. Соответственно они будут увеличивать первоначальную стоимость основных средств.

В рассматриваемой ситуации арендуемое здание не является собственностью арендатора. Кроме того, расходы на реконструкцию объекта арендодатель не возмещает. Значит, арендатор не имеет права учесть их в целях налогообложения прибыли.

Обратите внимание

С 2006 года согласно Федеральному закону от 06.06.2005 № 58-ФЗ изменен порядок отражения в налоговом учете арендатора расходов на реконструкцию, достройку и модернизацию арендованного имущества. В новой редакции пункта 1 статьи 256 НК РФ капитальные вложения в виде неотделимых улучшений объекта аренды, произведенные арендатором, признаются у него амортизируемым имуществом.

Итак, с 1 января 2006 года арендатор вправе капитальные вложения по реконструкции здания учесть в целях налогообложения, если такая реконструкция проводится с согласия арендодателя, но стоимость работ арендодатель не возмещает. Стоимость неотделимых улучшений объекта аренды в налоговом учете арендатора признается амортизируемым имуществом. Амортизация по такому объекту начисляется исходя из срока полезного использования объекта аренды, установленного Классификацией основных средств, в течение срока действия договора аренды.

Напомним, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором амортизируемое имущество введено в эксплуатацию. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 258 и пункте 2 статьи 259 НК РФ.

Создание нормальных условий труда

Какие расходы по улучшению условий и охраны труда и в каких размерах могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если подобные мероприятия финансируются согласно статье 226 Трудового кодекса РФ?

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом говорится в подпункте 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

К нормальным условиям труда, в частности, относятся (ст. 163 ТК РФ):

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на производстве определены статьей 226 ТК РФ. К ним относятся средства из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, а также средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, добровольные взносы организаций и физических лиц. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут быть созданы фонды охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В организациях различных организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). А в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Налогоплательщик, получивший средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, вправе уменьшить их на сумму произведенных расходов. Эти расходы должны соответствовать обязательным критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Действующим законодательством, в том числе и Налоговым кодексом, не предусмотрено предельной суммы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет размер финансирования подобных мероприятий и утверждает его распорядительным документом (приказом или распоряжением).

Таким образом, расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством, включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в сумме фактически произведенных затрат (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

На вопросы отвечала Г.В. Белоцерковская, советник налоговой службы РФ III ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России

Публикация подготовлена при участии специалистов Управления налогообложения прибыли (дохода) ФНС России

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль