Информационное сотрудничество ФНС России и Росстрахнадзора

552
Чтобы добиться эффективного информационного взаимодействия и по возможности предотвращать нарушения страхового и налогового законодательства, 12 августа 2005 года ФНС России и Росстрахнадзор заключили соглашение. Об общих проблемах, стоящих перед этими ведомствами, а также о способах их решения и пойдет речь в статье. Текст соглашения опубликован в РНК, 2005, № 18, с. 58. — Примеч. ред.

Не секрет, что отдельные налогоплательщики для уклонения от уплаты налогов применяют страховые технологии. Яркий пример — «зарплатные» схемы. Потери государственного бюджета и внебюджетных фондов от использования подобных механизмов ухода от налогообложения ежегодно исчисляются миллиардами рублей. Предотвратить потери — одна из главных задач структур, занимающихся вопросами налогообложения и контроля за соблюдением страхового законодательства. И в решении этой задачи не последнюю роль играет интеграция таких структур.

Но прежде чем говорить о перспективах развития информационного сотрудничества обеих служб, рассмотрим основные направления контрольной работы, которую выполняют органы страхового надзора. Ведь именно в ходе контрольных мероприятий Росстрахнадзор получает информацию, которую затем может предоставить налоговым органам в рамках заключенного соглашения.

Методы контрольной работы Росстрахнадзора

Росстрахнадзор осуществляет контроль и надзор в области страхования. Об этом говорится в Положении о Федеральной службе страхового надзора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330. В деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления.

Во-первых, Росстрахнадзор принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль — контроль допуска на рынок. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела» (далее — Закон № 4015-1).

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено следующее. Сведения о лицензиях органы страхового надзора должны представлять органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то есть налоговым органам. Последние включают полученные сведения в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На передачу указанных сведений отводится пять рабочих дней с момента принятия решения в отношении лицензии.

Заметим, что ФНС России и Росстрахнадзор должны заключить отдельное соглашение, которое регулировало бы порядок передачи сведений о лицензиях. Это установлено статьей 2 соглашения об информационном сотрудничестве.

Во-вторых, в обязанности Росстрахнадзора входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела — страховщиками, брокерами, агентами, а в перспективе и актуариями. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности.

У страховых организаций может возникнуть закономерный вопрос: участятся ли проверки, проводимые налоговыми органами и органами страхового надзора, в связи с заключением соглашения о взаимодействии? Что касается Росстрахнадзора, это ведомство не будет дублировать деятельность налоговых органов. Росстрахнадзор вообще не злоупотребляет частыми выездными проверками и более эффективной мерой считает методику, позволяющую выявлять зоны риска. Речь идет об анализе финансовой отчетности, которую представляют страховые компании.

Итак, мы подошли к третьему направлению деятельности Росстрахнадзора — оценке качества финансовых услуг, то есть финансовому контролю платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.

Действующее законодательство не содержит требования о том, что органы страхового надзора должны представлять налоговым органам информацию, полученную по результатам текущего надзора, а также исходя из анализа финансовой отчетности страховых компаний. Имеется в виду анализ, проводимый при оценке качества финансовых услуг. Однако у Росстрахнадзора накоплен немалый опыт, позволяющий анализировать используемые на рынке страхования технологии и прогнозировать последствия, к которым может привести их использование. Поэтому в рамках заключенного соглашения специалисты Росстрахнадзора смогут выступить в качестве экспертов по вопросам применения страхового законодательства.

Перспективы развития информационного взаимодействия

Как уже отмечалось, в рамках соглашения об информационном взаимодействии ФНС России и Росстрахнадзор вправе обмениваться информацией, получаемой в ходе контрольных мероприятий. Однако одним только обменом информации сотрудничество этих ведомств ограничиваться не должно.

Борьба с недобросовестными компаниями

Страховые взносы, которые организации-страхователи уплачивают страховым компаниям, не облагаются налогом на добавленную стоимость и, как правило, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Эти нормы Налогового кодекса позволяют недобросовестным налогоплательщикам — клиентам страховых компаний «оптимизировать» налогообложение. Только активное сотрудничество налоговых органов и органов страхового надзора позволит выявлять нелегальные схемы, используемые налогоплательщиками.

Страховые компании, как и прочие налогоплательщики, представляют отчетность в налоговые органы для подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов. Кроме того, указанные компании сдают годовую финансовую отчетность в органы страхового надзора. Делают они это для того, чтобы подтвердить платежеспособность и финансовую устойчивость. В контроле за этими показателями и заключается суть страхового надзора.

Практика показывает, что страховые компании не всегда добросовестны. Известны случаи, когда в налоговые органы и органы страхового надзора они представляли разную отчетность. Например, в отчетности, подаваемой в налоговую службу, страховые компании отражали завышенные страховые резервы, занижая тем самым налогооблагаемую прибыль. В то же время в органы страхового надзора они представляли документы, в которых показывали «хороший» финансовый результат, свидетельствующий об их финансовой устойчивости.

Элементарная сверка документов, представленных в оба ведомства, позволит выявить недобросовестных страховщиков.

Совместная работа над документами

В рамках соглашения ФНС России и Росстрахнадзор смогут разрабатывать совместные документы, «методически описывающие деятельность страховых организаций в сфере противодействия уходу от налогообложения при нарушениях страхового законодательства».

Приведем пример документа, который необходим и налоговой, и страховой службе. Кстати, упоминается он не в страховом законодательстве, а в налоговом.

Подпункт 1 пункта 2 статьи 294 НК РФ относит к расходам страховых организаций суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном Минфином России. В отношении страхования иного, чем страхование жизни, такой порядок утвержден приказом Минфина России от 11.06.2002 № 51н. Что же касается страхования жизни, страховщики формируют резервы по тем положениям, которые они согласовывают с Росстрахнадзором.

Сейчас в Минфине России разрабатывают документ, регламентирующий порядок формирования страховых резервов по страхованию, отличному от страхования жизни. Этот документ интересен и Росстрахнадзору, и ФНС России. Ведь, с одной стороны, формирование резервов влияет на финансовый результат страховщика и соответственно на параметры налогообложения, а с другой — обусловливает платежеспособность, так как является измерителем всех обязательств страховщика.

Развитие страхового и налогового законодательства

Безусловно, исполнительным органом государственной власти, который наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогового и страхового законодательства, остается Министерство финансов. Однако вся информация о сложившейся практике применения нормативных актов сосредоточена в ведомствах, непосредственно осуществляющих контроль за применением таких актов.

В рамках соглашения налоговая служба и служба страхового надзора смогут выработать единую позицию по вопросам дальнейшего развития законодательства, регулирующего страхование, в том числе специфику налогообложения субъектов страхового дела. Приведем пример, когда такая позиция необходима.

Государство приняло обоснованное решение о необходимости ускоренной капитализации страхового рынка. Для этого в 2003 году в статью 25 Закона № 4015-1 внесли поправки, в соответствии с которыми минимальный уставный капитал страховой компании должен составлять 30 млн. руб. Мера вполне обоснованная. Но нужно учитывать и тот факт, что страхование, не являясь высокодоходным видом бизнеса, существенно проигрывает нефтяной, алкогольной и фармацевтической отраслям. Это означает, что по сравнению с указанными отраслями страхование не столь привлекательно для вложения инвестиций. Чтобы оно развивалось, в том числе за счет инвестиций, необходимо на законодательном уровне установить дополнительные льготы для инвесторов. Как правило, это льготы, связанные с налогообложением.

Законодательство о страховании нужно развивать таким образом, чтобы использование страховых схем оптимизации налогообложения стало невозможным. Но при этом следует сохранить специфику страхования. Например, можно признать страховые взносы объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, тогда схемы станут менее привлекательными. Правда, вместе со схемами исчезнет и само страхование. Таким образом, перед налоговыми органами и органами страхового надзора стоит непростая задача: с одной стороны, необходимо пресекать факты недобросовестного применения страхового законодательства, а с другой — совершенствовать законодательство так, чтобы страхование в России развивалось.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль