Информационный обмен между налоговыми и финансовыми органами

1286
В начале августа Правительство РФ утвердило правила взаимодействия налоговой службы с органами власти субъектов федерации и местного самоуправления. Основная задача сотрудничества — обеспечить региональные и местные финансовые органы информацией, необходимой для формирования и исполнения бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. О том, какие возможности предоставляет обмен информацией обеим сторонам и что предлагается сделать для их эффективного взаимодействия, читайте в статье. См. постановление Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов».

Вопрос информационного обмена между налоговыми органами и органами власти субъектов и местного самоуправления весьма актуален. Ведь такая информация является основой бюджетного планирования.

Задача организации обмена информацией между региональными, местными финансовыми и налоговыми органами была поставлена еще в 2003 году2.

А вышедшее в августе нынешнего года постановление Правительства РФ № 410 установило правила этого обмена. Из постановления следует, что обмен сведениями между налоговыми органами и финансовыми органами субъектов РФ должен начаться с 1 января 2005 года. А через год после этого должен быть налажен обмен данными между налоговыми органами и финансовыми органами местных администраций.

Предоставление информации из финансовых органов в налоговые органы

Постановлением определен перечень информации, которой должны обмениваться финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы местных администраций с территориальными налоговыми органами. Финансовые органы субъектов РФ и местных администраций должны направлять в налоговые органы информацию о налоговых льготах, предоставленных налогоплательщикам в соответствии с законодательством. Также они должны подавать сведения об исполнении решений налогового органа о зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм региональных и местных налогов. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований будут предоставлять указанную информацию в налоговые органы в строго установленные сроки.

Так, предполагается, что информацию о предоставленных в соответствии с законодательством и местными нормативными актами налоговых льготах налоговые органы должны получать в течение трех дней после принятия решения о предоставлении льготы. Данные о проведенных по решению налоговых органов зачетах и возвратах финансовые органы субъектов РФ и местных администраций должны будут представлять в налоговые органы не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения.

Важное значение имеет предоставление финансовыми органами информации о суммах налогов и сборов в том случае, когда органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание бюджета субъекта РФ или бюджетов муниципальных образований. Сведения о зачисленных напрямую налогах на счет по учету доходов в бюджет субъекта РФ или местные бюджеты будут представляться в налоговые органы в течение трех дней после отчетного месяца. Причем финансовые органы субъектов РФ и местных администраций будут передавать такие данные в виде сводных итогов с приложением информации из платежных документов.

Благодаря своевременному получению таких данных налоговые органы смогут включать их в свой информационный массив. Это, в свою очередь, позволит налоговым органам располагать в полном объеме информацией об основных источниках доходов, формирующих бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, которая в последующем будет предоставлена финансовым органам субъектов РФ и финансовым органам местных администраций.

В срок до 1 января 2005 года финансовые органы субъектов РФ должны предоставить в территориальные налоговые органы информацию об административно-территориальном составе субъектов РФ с указанием входящих в них муниципальных образований и поселений в составе этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Сделать это необходимо по двум причинам.

Во-первых, это нужно для того, чтобы налоговые органы смогли обеспечить доработку программных средств по ведению своих баз данных о начисленных и уплаченных суммах налогов, а также суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных) реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов и сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами. Получив эти данные, налоговые органы будут иметь сведения в агрегируемом виде по всем налогоплательщикам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования.

Во-вторых, данные сведения позволят налоговым органам передавать информацию по определенному ОКАТО как в финансовые органы субъекта РФ и в целом по субъекту (муниципальным образованиям), так и по конкретному муниципальному образованию по принадлежности.

Предоставление информации из налоговых органов в финансовые органы

Постановлением Правительства РФ № 410 также установлено, какую информацию должны предоставлять территориальные налоговые органы в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций. Это сведения о начисленных и уплаченных суммах налогов, суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов в целом по соответствующим видам налогов и сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами.

Согласно Правилам взаимодействия налоговые органы, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы местных администраций должны передавать и принимать информацию в электронном виде. Благодаря этому, финансовые и налоговые органы будут иметь возможность оперативно получать информацию, которая определена в правилах обмена.

Данные информационного массива, который будут передавать налоговые органы, финансовые органы смогут использовать для получения аналитических таблиц по видам налогов в разрезе муниципальных образований по соответствующим кодам ОКАТО в автоматизированном режиме.

Кроме того, с помощью этой базы данных финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований смогут производить группировку полученной информации по определенным категориям налогоплательщиков. Они получат возможность выделения итоговых данных о начислениях, поступлениях или задолженности в целом. Например, по налоговым агентам или индивидуальным предпринимателям либо по налогоплательщикам, занятым определенным видом экономической деятельности. Также можно будет выделять задолженность, числящуюся за ликвидированными предприятиями.

Предполагается, что вся информация, предназначенная для передачи в финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований, будет сосредоточена на уровне Управлений ФНС России. Управления будут доводить эту информацию в электронном виде до конкретного муниципального образования через территориальные налоговые инспекции.

Что необходимо сделать

Для налаживания обмена информацией между территориальными налоговыми органами и финансовыми органами субъектов РФ и местных администраций потребуется проделать большую подготовительную работу. В настоящее время заинтересованными ведомствами готовится нормативный документ, который четко утвердит периодичность, сроки и формы информационного обмена. Кроме того, на основе данного документа субъекты РФ должны разработать и утвердить процедуру обмена информацией в своих регионах, учитывая имеющиеся на местах технические возможности.

В этих целях необходимо уже сегодня организовать работу заинтересованных подразделений финансовых и налоговых органов в данном направлении. Например, провести инвентаризацию имеющихся в регионе и в каждом конкретном муниципальном образовании технических средств, способных обеспечить передачу, прием, обработку и группировку по соответствующим признакам информации в электронном виде.

Не секрет, что техническая база в регионах и муниципальных образованиях отличается и в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Поэтому надо уже сегодня поэтапно приступать к решению обозначенной проблемы. Разумеется, это серьезная организационная работа и большие финансовые расходы, которые потребуют согласованных действий финансовых и налоговых органов.

2: Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ (Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”»), и был принят Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль