Лицензирование частной охранной деятельности: налоговый учет

4646
Мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных проблемам налогового учета расходов, осуществляемых частными охранными предприятиями. Эти расходы весьма специфичны, что обусловлено особенностями деятельности частных охранных предприятий. Первая тема, которую мы рассмотрим, посвящена расходам на лицензирование охранной деятельности.

Основой регулирования деятельности частных охранных предприятий (ЧОПов) является Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1). В соответствии со статьей 1 этого закона данный вид деятельности определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Заниматься частной охранной и детективной деятельностью могут только предприятия, имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.

Из данного определения следует, что деятельность ЧОПов является исключительно коммерческой. Частные охранные предприятия не входят в систему органов внутренних дел. Это необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с налогообложением. Особенности, предусмотренные налоговым законодательством для правоохранительных органов, не распространяются на частные охранные предприятия. То есть при исчислении налогов бухгалтер ЧОПа должен исходить из общеустановленных норм Налогового кодекса.

В статье 3 Закона № 2487-1 перечислены виды услуг по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, которые частные охранные предприятия могут оказывать на территории РФ. Данный перечень услуг строго ограничен. Это:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
  3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Кроме того, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность, должны содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Как видим, в данном случае Закон № 2487-1 допускает исключение из общего правила. При совместной работе с правоохранительными органами по обеспечению правопорядка ЧОПы могут оказывать не только возмездные, но и безвозмездные услуги.

Расходы на лицензирование охранной деятельности

Как уже говорилось, частные охранные предприятия могут осуществлять охранную деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел (ст. 1 Закона № 2487-1). Кроме того, все сотрудники ЧОПа, занятые в основной деятельности, должны иметь специальное разрешение на осуществление охранной деятельности — удостоверение личности частного охранника. Это является основанием для работы частного охранника по договору (трудовому соглашению) в ЧОПе, а также обязательным условием лицензирования деятельности самого предприятия.

Лицензирование частной охранной деятельности регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ) и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности (далее — Положение о лицензировании), утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 № 600.

Лицензирование ЧОПов осуществляется уполномоченными органами МВД России. Кроме упомянутых нормативно-правовых актов они руководствуются (в части, не противоречащей действующему законодательству) Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденной приказом МВД России от 22.08.92 № 292.

Лицензирование частного охранного предприятия

Лицензирование частных охранных предприятий осуществляется в ОВД по месту государственной регистрации юридического лица. Следовательно, сначала необходимо зарегистрировать ЧОП, а затем приступать к оформлению лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности равен 5 годам. Затем по заявлению ЧОПа лицензию можно продлить на такой же срок (п. 3 Положения о лицензировании).

Согласно статье 15 Закона № 128-ФЗ соискатели лицензии должны оплатить лицензионные сборы: за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии — 300 руб. и за предоставление лицензии — 1000 руб. Эти платежи взимаются как при выдаче лицензии, так и при ее продлении.

Оплата лицензионных сборов относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для организаций, применяющих в целях исчисления налога на прибыль метод начисления, порядок списания расходов установлен статьей 272 НК РФ.

Расходы, признаваемые в целях налогообложения, учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся по условиям сделки. Причем момент возникновения расхода не зависит от времени его фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Поскольку частное охранное предприятие приобретает лицензию сроком на 5 лет, затраты на оплату лицензионных сборов следует включать в состав расходов равномерно в течение пятилетнего периода: ежемесячно по 1/60 общей суммы расходов на лицензирование.

Некоторые бухгалтеры полагают, что сумму лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии (300 руб.) можно полностью списать на расходы текущего периода. Они исходят из того, что лицензирующий орган оказывает услугу по рассмотрению заявления не в течение пяти лет, а единовременно, еще до выдачи лицензии. Это самостоятельный вид услуг, который к стоимости самой лицензии не имеет никакого отношения.

Обратите внимание

Бухгалтерский учет расходов на приобретение лицензии

В бухучете затраты на приобретение и продление лицензии на осуществление частной охранной деятельности учитываются так же, как и в налоговом учете. Суммы лицензионных сборов и иные затраты, связанные с приобретением и продлением лицензии, отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Они списываются на счета учета затрат равномерно в течение срока действия лицензии — 60 месяцев.

В момент регистрации предприятия лицензию нередко оплачивает учредитель ЧОПа. В этом случае расходы на лицензию учитываются иначе. Если в учредительных документах записано, что затраты учредителя, связанные с регистрацией предприятия, в том числе с оформлением первичной лицензии, являются вкладом в уставный капитал ЧОПа, эти затраты признаются организационными расходами частного охранного предприятия.

Согласно пункту 4 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» организационные расходы учитываются на счете 04 в составе нематериальных активов. Амортизационные отчисления по организационным расходам отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения их первоначальной стоимости в течение 20 лет, но не более срока деятельности предприятия (п. 21 ПБУ 14/2000). То есть бухгалтер не накапливает суммы амортизации на счете 05, а списывает стоимость организационных расходов со счета 04 на счета учета затрат.

Если затраты на приобретение лицензии, оплаченные учредителем, не являются взносом в уставный капитал, квалифицировать их как организационные расходы нельзя. В этом случае ЧОП не вправе учитывать эти затраты на своем балансе. В действительности это расходы учредителя, понесенные им в связи с регистрацией предприятия. Следовательно, их надо учитывать на балансе учредителя.

Данный подход представляется ошибочным. Расходы на приобретение лицензии — это совокупность всех затрат, произведенных организацией для получения лицензии. Лицензирующий орган входит в систему органов государственной исполнительной власти и осуществляет возложенные на него функции без взимания платы. Норма о том, что лицензирующий орган бесплатно выдает соискателям лицензию, закреплена в пункте 2 статьи 9 Закона № 128-ФЗ. Соискатель лицензии оплачивает не услуги лицензирующего органа, а лицензионные сборы, установленные государством. Суммы этих сборов зачисляются в соответствующие бюджеты (ст. 15 Закона № 128-ФЗ). Если лицензию предоставляет федеральный орган исполнительной власти, сумма лицензионного сбора направляется в федеральный бюджет. За лицензию, выданную уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, лицензионные сборы зачисляются в бюджеты соответствующих регионов.

Таким образом, приравнивать лицензионные сборы к оплате услуг лицензирующего органа нельзя. Лицензионные сборы непосредственно связаны с оформлением и выдачей лицензии. Следовательно, они формируют сумму затрат, понесенных организацией при оформлении лицензии.

Необходимо отметить, что расходы на оформление лицензии состоят не только из лицензионных сборов. Это могут быть и другие затраты, осуществленные соискателем лицензии для ее получения. Многие организации прибегают к услугам сторонних специализированных фирм (лицензионных центров, юридических компаний), которые оказывают полный спектр услуг: подготавливают необходимые документы для лицензирования и взаимодействуют с лицензирующими органами вплоть до получения лицензии. Такие услуги непосредственно связаны с оформлением лицензии, поэтому их стоимость включается в сумму расходов на получение лицензии и списывается в течение срока ее действия. Если бухгалтер учтет сумму расходов на оплату сторонних услуг по оформлению лицензии единовременно, это приведет к занижению налоговой базы по налогу на прибыль.

Пример 1

Частное охранное предприятие ООО «Сила» зарегистрировано в июле 2004 года. Сразу после государственной регистрации был заключен договор с юридической фирмой на оказание услуг по оформлению лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Стоимость полного комплекса услуг по оформлению лицензии составила 7080 руб. (в том числе НДС — 1080 руб.). Расходы на нотариальное заверение документов, представленных для получения лицензии, — 1400 руб. Кроме того, ООО «Сила» перечислило в бюджет лицензионные сборы за рассмотрение лицензии — 300 руб. и за выдачу лицензии — 1000 руб. Лицензия выдана в сентябре 2004 года. Срок ее действия — 5 лет.

Таким образом, общая сумма расходов, осуществленных ООО «Сила» в связи с лицензированием частной охранной деятельности (без учета НДС), составляет:

7080 руб. – 1080 руб. + 1400 руб. + 300 руб. + 1000 руб. = 8700 руб.

Начиная с сентября 2004 года в течение 5 лет бухгалтер охранного предприятия ООО «Сила» в налоговом учете ежемесячно будет включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, сумму расходов на лицензирование в размере 145 руб. (8700 руб. : 60 мес.).

Обратите внимание

Лицензионные сборы и другие затраты на оформление лицензии, оплаченные учредителем ЧОПа, предприятие не вправе учитывать в целях налогообложения прибыли. Это расходы, понесенные учредителем, а не частным охранным предприятием. И если даже расходы на оформление лицензии вкупе с остальными расходами на регистрацию предприятия являются взносами в уставный капитал организации, учесть их в налоговом учете не сможет ни ЧОП, ни его учредитель. Согласно нормам Налогового кодекса взносы в уставный капитал не признаются у получающей стороны доходом (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ), а у передающей — расходом (подп. 3 п. 1 ст. 270 Кодекса).

Если лицензия приостановлена или аннулирована

Действие лицензии на осуществление частной охранной деятельности может быть приостановлено, а в некоторых случаях лицензия аннулируется лицензирующим органом (как правило, за грубое нарушение условий ведения лицензируемой деятельности, при выявлении незаконности решения о выдаче лицензии либо в случае отказа лицензиата от лицензии). Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона № 128-ФЗ.

Как быть в такой ситуации с оставшейся суммой затрат на оформление лицензии? В период приостановления действия лицензии ЧОП не вправе списывать на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, ежемесячную долю затрат, связанных с лицензированием. В течение периода, когда действие лицензии приостановлено, бухгалтер продолжает рассчитывать ежемесячную сумму затрат на лицензирование, но отражает ее отдельно — в налоговом регистре расходов, не признаваемых в целях налогообложения. А после возобновления действия лицензии ЧОП снова начнет постепенно включать в расходы те суммы, которые остались от затрат на лицензирование после месяцев «простоя».

Если лицензия на частную охранную деятельность аннулируется вовсе, об оставшейся сумме затрат на лицензирование придется «забыть». Ее надо отразить в регистре расходов, не признаваемых в целях налогообложения прибыли.

Удостоверения частных охранников

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании квалификация сотрудников ЧОПа, выполняющих охранные функции, должна соответствовать требованиям Закона № 2487-1. Подтверждением квалификации служит удостоверение личности частного охранника (см. врезку «Кстати»). Не имея такого удостоверения, физическое лицо не вправе работать охранником в частном охранном предприятии.

Тех, у кого нет удостоверения личности частного охранника, могут принять на работу в ЧОП в качестве стажера. Стажер должен пройти курс подготовки в школе частного охранника. Без удостоверения об окончании такой школы стажер не сможет получить удостоверение личности частного охранника.

Физические лица, желающие стать частными охранниками, могут пройти обучение на курсах в школе частного охранника по своей инициативе и за свой счет. Мы рассмотрим другую ситуацию, когда обучение сотрудника в школе частного охранника оплачивает ЧОП. Можно ли такие расходы признать в целях налогообложения прибыли?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам статьи 264 НК РФ. Согласно подпункту 23 пункта 1 данной статьи расходы на подготовку и переподготовку кадров включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Но для признания этих расходов должны выполняться условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 264 Кодекса.

ЧОП может признать расходы на обучение стажера в школе частного охранника в целях налогообложения прибыли, если:

  1. обучение проводится на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию или лицензию на осуществление образовательной деятельности1;
  2. подготовку (переподготовку) проходят сотрудники, состоящие в штате ЧОПа;
  3. обучение напрямую связано с деятельностью ЧОПа и способствует более эффективному использованию подготавливаемого специалиста в этой организации;
  4. подготовка кадров не носит характера обучения сотрудников в высших и средних специальных учебных заведениях с целью получения ими высшего и среднего специального образования.

Кстати

Удостоверение личности вместо лицензии

До 11 февраля 2002 года частные охранники имели право осуществлять охранную деятельность только на основании личной лицензии. После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» было принято постановление Правительства РФ от 14.08.2002 № 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», а затем Федеральным законом от 10.01.2003 № 15-ФЗ были внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Согласно этим нормативным актам лицензирование частной охранной деятельности сохранено исключительно для юридических лиц. Частным охранникам с 11 февраля 2002 года взамен лицензии выдаются удостоверения личности частного охранника по форме, утвержденной приказом МВД России от 22.08.92 № 292.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, ЧОП не вправе признать расходы на оплату обучения стажера в школе частного охранника в целях исчисления налога на прибыль.

Обратите внимание

Затраты ЧОПа на обучение стажера в такой школе единовременно списать нельзя. Они принимаются в состав расходов постепенно — в течение срока, который обязан отработать на предприятии обучаемый сотрудник согласно условиям ученического договора2.

А что делать, если охранник, обучение которого было оплачено ЧОПом, уволится раньше срока, установленного в договоре? В соответствии со статьей 207 ТК РФ работник обязан возместить расходы, понесенные работодателем в связи с обучением. Сумму полученного возмещения ЧОП должен включить в состав внереализационных доходов. А ту часть затрат на обучение охранника, которая к моменту его увольнения осталась несписанной, в целях налогообложения прибыли учесть нельзя.

Теперь посмотрим, возникает ли у ЧОПа, оплатившего обучение сотрудника в школе частного охранника, обязанность по исчислению НДФЛ и ЕСН.

Работник, пройдя курс обучения, получает соответствующее удостоверение школы. Это удостоверение остается у работника. Оно понадобится ему не только на данном месте работы (для получения удостоверения личности частного охранника), но и в дальнейшем (для устройства на должность охранника на новом месте работы, для перерегистрации удостоверения личности частного охранника по новому месту работы, для продления срока действия данного удостоверения). Это дает основания считать, что ЧОП оплачивает курс обучения в школе частного охранника в интересах работника. Иными словами, у сотрудника, обучение которого в школе частного охранника оплачено предприятием, возникает облагаемый доход.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ оплата обучения в интересах налогоплательщика — физического лица признается доходом, полученным в натуральной форме. Поэтому ЧОП должен включить эту сумму в налоговую базу и удержать из зарплаты работника НДФЛ, как того требует пункт 1 статьи 210 НК РФ.

На сумму оплаты обучения стажера в школе частного охранника ЧОП также должен начислить ЕСН на основании пункта 1 статьи 237 НК РФ. Но обязанность по исчислению и уплате ЕСН у ЧОПа возникает, если сумма оплаты включена в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если выполняются не все условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 264 НК РФ, и сумма оплаты за обучение стажера не признается расходом при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, ЕСН на эту сумму не начисляется на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Иногда бухгалтеры ЧОПов не исчисляют НДФЛ и ЕСН с суммы оплаты за обучение стажеров в школе частного охранника, ссылаясь на нормы пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Согласно этим нормам суммы возмещения расходов на повышение профессионального уровня работников не облагаются ни НДФЛ, ни ЕСН. Но такой подход ошибочен. О повышении профессионального уровня работника можно говорить только в том случае, если у него уже есть какая-то профессиональная базовая подготовка. У стажеров из ЧОПов ее нет. Они направляются на обучение в школу частного охранника не для повышения квалификации, а для получения профессиональной базовой подготовки. Таким образом, этот вид обучения нельзя расценивать как повышение профессионального уровня стажеров. Нормы указанных выше статей Налогового кодекса, позволяющие не начислять НДФЛ и ЕСН, в данной ситуации неприменимы.

Нередко бывает так, что ЧОП оплачивает обучение стажера в школе частного охранника, а стажер возмещает сумму этих расходов. В целях налогообложения прибыли ЧОП должен включить сумму полученного возмещения в состав внереализационных доходов. НДФЛ и ЕСН начислять не надо, так как в данной ситуации у сотрудника не возникает облагаемого дохода.

Как только стажер получит удостоверение о том, что курс подготовки в школе частного охранника пройден, можно приступать к оформлению удостоверения личности частного охранника. Стажер готовит необходимые документы, а оформлением удостоверения занимается непосредственно ЧОП.

Удостоверения личности частного охранника оформляются на имя конкретного физического лица. Их выдают по запросу частных охранных предприятий территориальные органы внутренних дел по месту учета ЧОПа, в котором работает частный охранник. В удостоверениях личности, выдаваемых частным охранникам, указывается их право на ношение оружия и спецсредств при оказании охранных услуг.

Срок действия удостоверений — 5 лет. Затем они пролонгируются на такой же срок.

При увольнении из ЧОПа удостоверение личности остается у частного охранника. Поступив на новое место работы, он представляет в ЧОП удостоверение для перерегистрации в органах внутренних дел по месту учета данного охранного предприятия. Вместо прежнего удостоверения выдается новое. Правда, новым его можно назвать условно. Изменения в нем незначительные — другое наименование территориального органа внутренних дел и соответственно другая печать ОВД. Номер удостоверения личности и срок его действия остаются прежними.

Удостоверения личности частного охранника выдаются и пролонгируются бесплатно. То есть никаких расходов, связанных с получением удостоверений для сотрудников, предприятие не несет.

При выходе на дежурство охранник частного предприятия должен иметь нагрудную карточку-бейдж. На ней указывается та же информация, что и в удостоверении личности частного охранника, — номер и дата удостоверения, срок его действия, наименование места работы (иногда — фотография владельца карточки). Это своего рода «дублер» удостоверения.

Расходы на изготовление таких карточек для сотрудников осуществляет охранное предприятие. Данные расходы, несомненно, обоснованы производственной необходимостью. При исчислении налога на прибыль они включаются в состав прочих расходов. Расходы на изготовление карточек-бейдж списываются в момент их выдачи охранникам.

Лицензии и разрешения на оружие

Для осуществления охранной деятельности ЧОПам разрешено иметь служебное оружие, боеприпасы к нему, а также специальные средства (газовые пистолеты, спецсредства типа «Черемуха» и их аналоги). Перечень оружия и спецсредств, разрешенных к применению в частной охранной и сыскной деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие при обороте оружия (в том числе служебного), боеприпасов и патронов к нему, регулируются Федеральным законом от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Закон об оружии). Согласно статье 9 данного закона приобретение оружия и патронов к нему подлежит лицензированию.

Лицензия на приобретение оружия выдается ЧОПам в органах внутренних дел соответствующих регионов. Срок ее действия — 6 месяцев. На приобретение боеприпасов к служебному оружию выдается отдельное разрешение. Спецсредства приобретаются через уполномоченные ОВД на основании сертификата, выданного частному охранному предприятию органами внутренних дел по месту его учета.

За выдачу лицензии на приобретение оружия предприятие перечисляет единовременный сбор. Он представляет собой совокупность сборов, уплачиваемых за каждую единицу приобретаемого оружия. Конкретные размеры сборов зависят от вида оружия. Они определены постановлением Правительства РФ от 08.06.98 № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом “Об оружии”, а также за продление срока их действия» (далее — постановление № 574). Разрешение на приобретение патронов выдается бесплатно.

В двухнедельный срок со дня приобретения оружия ЧОП обязан зарегистрировать его в органах внутренних дел (ст. 12 Закона об оружии). После этого предприятие получает разрешение на хранение и использование служебного оружия. Срок действия разрешения устанавливается в пределах срока действия генеральной лицензии на осуществление охранной деятельности. Разрешение на хранение и использование служебного оружия выдается бесплатно.

Кроме того, ЧОПы могут бесплатно получить в органах внутренних дел лицензию на приобретение, разрешение на хранение и транспортировку основных частей огнестрельного оружия, разрешение на использование оружия (в тире, на стрельбище) и разрешение на перевозку оружия и патронов.

Таким образом, при получении разрешительной документации на оружие ЧОПы несут расходы только на оплату сбора за выдачу лицензии на приобретение оружия.

Как правильно учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли? Может ли ЧОП списать их единовременно? Нет, не может. Приобретая оружие, ЧОП формирует первоначальную стоимость этих основных средств. В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ в первоначальную стоимость основных средств включаются все расходы, связанные с их приобретением. То есть затраты на оплату сбора за выдачу лицензии на приобретение оружия следует включать в первоначальную стоимость купленного оружия, которая учитывается в расходах путем начисления амортизации.

Как уже говорилось, размер сбора за выдачу лицензии определяется как сумма сборов, установленных за каждую единицу приобретаемого оружия. Следовательно, при формировании первоначальной стоимости приобретенного оружия бухгалтер должен включить в нее именно ту часть сбора, которая уплачена за данное оружие. А если ЧОП купит оружие в меньшем количестве, чем заявлено по лицензии, он не сможет учесть в целях налогообложения прибыли часть сбора, которая относится к неприобретенным единицам оружия.

Пример 2

Частное охранное предприятие ООО «Форвард» получило лицензию на приобретение 5 пистолетов ИЖ-71 и 2 автоматов «Сайга». За выдачу лицензии ЧОП оплатил сбор в размере 900 руб., из них за каждый пистолет — по 100 руб. (1 МРОТ), за каждый автомат — по 200 руб. (2 МРОТ).

На основании полученной лицензии ООО «Форвард» в специализированном магазине приобрело 3 пистолета ИЖ-71 и 1 автомат «Сайга». Лицензия с соответствующими отметками магазина была представлена в ОВД. От переоформления лицензии на приобретение остальных единиц служебного оружия охранное предприятие отказалось.

При формировании первоначальной стоимости приобретенных основных средств бухгалтер ООО «Форвард» распределил сумму сбора за выдачу лицензии таким образом. В первоначальной стоимости каждого пистолета ИЖ-71 учтено по 100 руб. сбора, а в первоначальной стоимости автомата «Сайга» — 200 руб. сбора. Оставшаяся часть сбора в размере 400 руб. [900 руб. – (100 руб. х 3 шт.) – 200 руб.] относится к неприобретенному оружию. Эта сумма включена в состав расходов, не учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Служебное оружие выдается сотрудникам ЧОПа по решению его руководителя. Но не всем, а только тем, кто прошел специальную подготовку в школе частного охранника и имеет соответствующее удостоверение личности, а также выданное органами внутренних дел разрешение на хранение и ношение служебного оружия (ст. 12 Закона об оружии).

Данное разрешение оформляется в органах внутренних дел по месту учета частного охранного предприятия. Оформлением этих разрешений занимается непосредственно частное охранное предприятие.

Для получения разрешений на хранение и ношение служебного оружия ЧОПы должны представить в ОВД пакет документов, в том числе медицинское заключение на каждого охранника о том, что противопоказаний к владению оружием нет. Такое медицинское освидетельствование не входит в программу обязательного медицинского страхования и, как правило, относится к платным медицинским услугам. Расходы на медосмотр охранников для получения ими разрешения на хранение и ношение служебного оружия оплачивают ЧОПы.

За оформление и выдачу каждого разрешения на хранение и ношение служебного оружия в соответствии со статьей 23 Закона об оружии и постановлением № 574 взимается единовременная плата в размере половины минимального размера оплаты труда.

Форма разрешения на хранение и ношение служебного оружия при исполнении служебных обязанностей утверждена приказом МВД России от 12.04.99 № 288. В разрешении указываются фамилия, имя, отчество сотрудника, место работы, подробные данные об оружии (модель, калибр, серия, номер и год выпуска), которым может пользоваться частный охранник при исполнении служебных обязанностей, и срок действия данного разрешения.

Таким образом, при получении для охранников разрешений на хранение и ношение служебного оружия ЧОПы несут расходы по оплате за медицинское освидетельствование сотрудников, а также за выдачу этих разрешений. Могут ли ЧОПы признать в налоговом учете такие расходы? По этому вопросу давно ведутся дискуссии.

По мнению некоторых специалистов, признать такие расходы нельзя, поскольку разрешения носят именной характер. Охранники должны возместить предприятию сумму расходов на оформление и выдачу разрешений на хранение и ношение служебного оружия. Более того, сторонники данной точки зрения считают, что если предприятие не возьмет с сотрудников такого возмещения, значит, расходы оплачены в личных интересах сотрудников. То есть у охранников возникает доход в натуральной форме, который облагается НДФЛ на основании статьи 211 НК РФ. Правда, ЕСН при этом начислять не надо, так как предприятие не принимает расходы на оформление разрешений на хранение и ношение оружия для охранников в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Но эта точка зрения представляется не вполне обоснованной. Разрешение на хранение и ношение служебного оружия содержит информацию о конкретном предприятии, где работает охранник, и о конкретной единице служебного оружия, которым разрешено пользоваться во время охраны объекта. Это разрешение оформляется в органах внутренних дел только по заявлению охранного предприятия. Физическое лицо по своей инициативе такое разрешение получить не может.

При увольнении охранник обязан сдать в ЧОП разрешение на хранение и ношение служебного оружия. ЧОП, в свою очередь, сдает это разрешение в органы внутренних дел по месту своего учета. Другое охранное предприятие, куда устроится на работу охранник, будет подавать в ОВД по месту своего учета документы на оформление нового разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

Сказанное однозначно свидетельствует о том, что разрешение на хранение и ношение служебного оружия оформляется только в связи с работой охранника на данном предприятии. Для дальнейшей работы (что уже можно было бы назвать использованием в личных интересах) оно не может быть использовано. Следовательно, затраты на медицинское освидетельствование охранников и на оплату сбора за выдачу разрешений на хранение и ношение служебного оружия ЧОПы вправе признавать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Обратите внимание

Затраты на приобретение разрешений на хранение и ношение служебного оружия списываются на расходы постепенно — в течение срока действия разрешений. Если же охранник уволится с работы раньше, чем закончится срок действия выданного ему разрешения, оставшуюся часть расходов на оформление данного разрешения ЧОП не сможет учесть для целей налогообложения прибыли.

Что касается вопроса об исчислении НДФЛ и ЕСН, то при оформлении разрешений на хранение и ношение служебного оружия доходов в натуральной форме у охранников не возникает. Эти разрешения необходимы им только для работы в данном ЧОПе. При увольнении они обязаны их сдать. То есть при выдаче работникам разрешений на хранение и ношение оружия у ЧОПа не возникает обязанности по исчислению и уплате НДФЛ и ЕСН.

Во время дежурства на объекте, где предусмотрена вооруженная охрана, охранник обязан иметь при себе разрешение на хранение и ношение служебного оружия (как и удостоверение личности частного охранника). Охранники получают оружие в начале дежурства, а по окончании обязательно сдают его ответственному должностному лицу ЧОПа. В подтверждение сдачи оружия охраннику выдается карточка-заместитель, на основании которой он получит оружие на время следующего дежурства. Форма этой карточки утверждена приказом МВД России от 22.08.92 № 292.

Расходы на изготовление карточек-заместителей ЧОПы могут принять в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Необходимость таких карточек обусловлена спецификой деятельности охранных предприятий.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала аудиторскую фирму ООО «Аудит, консалтинг и право+» (г. Москва)

1: Иностранные образовательные учреждения не упоминаются, поскольку среди школ частного охранника таковых нет.
2: Данное условие является обязательным элементом ученического договора, который заключается в дополнение к трудовому договору между работодателем и сотрудником, направленным на переобучение без отрыва от работы (статьи 197 и 199 ТК РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль