Л.З. Шнейдман: «Новый закон о бухгалтерском учете — это в огромной степени продукт согласия множества сторон»

605
Система регулирования бухучета в России должна измениться кардинальным образом. Еще в прошлом году был подготовлен и обнародован для всеобщего обсуждения соответствующий законопроект. Сегодня этот документ с учетом замечаний и предложений доработан межведомственной рабочей группой. О том, как предстоящая «учетная» революция может отразиться на жизни бухгалтера, рассказывает Леонид Зиновьевич ШНЕЙДМАН, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

— Леонид Зиновьевич, главный вопрос, который волнует бухгалтеров: как принятие нового закона об официальном бухгалтерском учете отразится на их профессиональной деятельности? Если кратко сформулировать мысль: работать станет проще или сложнее?

— Вряд ли есть смысл оценивать законопроект в категориях «проще — сложнее». Закон должен упорядочить отношения, связанные с постановкой, ведением и регулированием официального бухгалтерского учета. Причем упорядочить применительно к определенному положению дел в экономике и обществе в целом.

Действующий Закон о бухгалтерском учете разрабатывали и принимали в несколько иной экономической ситуации. Сейчас положение изменилось, что и потребовало внесения в этот закон поправок.

— Тогда давайте поговорим об основных революционных отличиях законопроекта от действующего Закона о бухгалтерском учете. Какие новации, с вашей точки зрения, наиболее важны?

— Говорить о каких-то революционных изменениях, которые несет в себе законопроект, я бы не стал. Главное, что отличает его от действующего ныне закона, — это снятие ограничений, которые мешают правильной, рациональной и грамотной постановке бухгалтерского учета в организации.

Бухгалтерский учет — система, в которой формируется информация для внешнего и внутреннего пользования. Сегодняшний закон содержит ряд положений, ограничивающих организацию в таком построении учетного процесса, которое давало бы возможность полностью реализовать информационную и контрольную функцию бухгалтерского учета...

— Что это за положения? Приведите, пожалуйста, пример.

— В Законе о бухгалтерском учете есть статья, посвященная первичным учетным документам. В ней предусмотрено, что все должны пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации.

Сама по себе идея замечательная. Унификация первичных документов была одним из достижений системы бухучета, сложившейся в прошлом веке. Однако сегодня кто-то по-прежнему ведет бухгалтерский учет вручную, кто-то — с помощью простейших компьютерных систем, а кто-то использует современные программные комплексы. Можно ли при таком разнообразии подходов требовать от всех использования, например, акта приема-передачи основных средств или карточки материального учета строго заданной формы с аналогичными реквизитами, с одинаково расположенными графами и строками...

Постановка бухгалтерского учета в конкретной организации — процесс творческий. Она определяется потребностями конкретного менеджмента, теми методами управления, которые применяются в организации. Постановка учета зависит от знаний, навыков, опыта бухгалтера, степени осознания им своей роли в управлении современной организацией.

Представьте: бухгалтер, исходя из собственного опыта и понимания того, что руководство ожидает от него, разработал форму документа для организации. В ней содержатся все реквизиты, которые обеспечивают юридическую доказательность первичного документа и сделанных на его основе бухгалтерских записей... Что в этом плохого? Такого рода ограничения и снимает законопроект.

— Это нововведение скорее всего оценят крупные компании, поскольку они располагают необходимыми средствами и людскими ресурсами. А что делать среднему и малому бизнесу, который не хочет тратить деньги на разработку форм? Ведь многих вполне устраивают те бланки, которые продаются в магазинах...

— Речь идет лишь о том, что применение централизованно установленных форм первичных учетных документов не будет более обязательным требованием. Однако существуют саморегулируемые бухгалтерские и аудиторские организации, различные объединения предпринимателей, которые и займутся разработкой форм первичных учетных документов. Рекомендованные ими формы смогут использовать любые организации, в том числе предприятия малого бизнеса. Кстати, в этом заключается одна из форм участия негосударственных институтов в регулировании бухгалтерского учета.

— Будут ли документы, разработанные специалистами самой компании или рекомендованные одной из саморегулируемых бухгалтерских организаций, приняты налоговыми органами? Например, при налоговых проверках?

— Очень важный вопрос... Если сегодня первичные документы составлены не по установленным формам, любой проверяющий может усмотреть в этом нарушение.

А собственно говоря, что я нарушил, если в документе есть все необходимые для бухгалтерского учета реквизиты? В чем состоит нарушение? Только в том, что графы и строки расположены по-иному? Не абсурдно ли это? Поэтому в законопроекте определены те основные элементы, без которых нельзя обеспечить надежность, достоверность и объективность финансовой информации, формируемой в бухгалтерском учете. В частности, предусмотрено, что каждая операция должна быть зафиксирована в первичном учетном документе. В нем должны быть указаны реквизиты, которые позволяли бы идентифицировать организацию, содержание операции, денежный и количественный измерители, а также того сотрудника, который отвечает за эту операцию и оформляющий ее документ. Проект устанавливает равноценность бумажного и электронного носителя, на котором составлен первичный учетный документ. Он определяет также порядок внесения изменений в первичную учетную документацию.

Форм первичных учетных документов законопроект не касается.

На примере этой статьи мы видим: из действующего закона предлагается исключить все то, что может ограничить конкретную организацию, бухгалтера, руководителя в творческом подходе к построению учетного процесса. Каждый решает сам, какой формы документы применять, на каких носителях их составлять, как организовывать документооборот. Вот идея законопроекта.

— Идея замечательная. Но вы не боитесь, что налоговым органам будет трудно работать с таким многообразием форм первичных документов? И не появятся ли в ответ на это в налоговом законодательстве некие требования к первичным документам, которые будут признаваться для налогового учета?

— Нет, не боюсь. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренной министром финансов, говорится, что налоговый учет следует ориентировать на данные бухгалтерского учета.

— По новому закону вести бухучет обязаны все участники бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели и адвокаты, осуществляющие деятельность в адвокатских кабинетах. В то же время эти хозяйствующие субъекты имеют право вместо бухучета вести учет доходов и расходов по правилам налогового законодательства. Есть еще отдельная норма, в которой говорится о том, что малый бизнес по упрощенной форме может вести бухучет. Не могли бы вы прокомментировать это?

— Межведомственная рабочая группа, которая занималась подготовкой текста законопроекта, долго обсуждала его конструкцию в отношении обязанности вести бухгалтерский учет и пришла к такому решению. Закон должен распространяться на всех, кто ведет предпринимательскую или приравненную к ней деятельность независимо от ее правовой и организационной формы, а также масштабов.

А дальше возможны три подхода к организации бухгалтерского учета. Первый: бухгалтерский учет ведется в полном соответствии с порядком, определенным законом. Назовем его условно «полный бухгалтерский учет».

— Методом двойной записи?

— Я бы не связывал этот подход исключительно с двойной записью. Здесь и развитая система первичной учетной документации, и совершенная система учетных регистров, разнообразные способы оценки объектов учета, всеобъемлющая система отчетности, обязательный аудит, система внутреннего контроля.

Второй подход: упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Упрощенная техника учета, существенно меньший объем формируемой информации и соответственно меньший объем отчетности. Этот подход актуален для субъектов малого предпринимательства. Причем законопроект построен так, что степень упрощения может варьироваться в зависимости от общественной значимости и масштабов деятельности, других факторов.

И третий подход: определенная категория хозяйствующих субъектов, учитывающих доходы и расходы по налоговым правилам, вправе не вести бухгалтерский учет, предусмотренный законом. В данном случае решение принимает сама организация, предприниматель, адвокат, нотариус. Кстати, сегодня, когда тот же индивидуальный предприниматель может иметь очень большой бизнес, никто не убедит меня в том, что для правильного ведения бизнеса не нужен бухгалтерский учет, не нужно заниматься, скажем, калькулированием. Более того, я уверен, что продвинутые предприниматели выберут модель, при которой бухгалтерия ведется в полном объеме.

— В каком документе будет регламентирован порядок упрощенного ведения бухучета?

— В законопроекте сформулирован общий принцип: решения по вопросам регулирования бухгалтерского учета должны предусматривать упрощенный подход для малого бизнеса. Форма его реализации в нормативных правовых актах может быть различной. Будет ли в каждом национальном стандарте раздел, посвященный особенностям применения этого стандарта малыми предприятиями, или это будет особый документ, поживем — увидим.

— Поговорим о понятийном аппарате законопроекта. С одной стороны, появились новые понятия, с другой — каких-то понятий нет.

— В законопроекте определены те понятия, которые неоднократно упоминаются в тексте. Остальные понятия, которые требуются для реализации закона, будут оговорены в национальных стандартах. Скажем, в законопроекте вы не найдете определений активов, обязательств, капитала, доходов, расходов.

— Вы упомянули национальные стандарты. В статье 23 законопроекта говорится о возможности их публичного обсуждения и о том, что все заинтересованные лица могут принять в нем участие. Кто эти заинтересованные лица?

— В данном случае статью следует читать буквально. Любое лицо, которое заинтересовано в правилах бухгалтерского учета, может принять участие в обсуждении национального стандарта. Другого подхода просто не может быть, потому что правила бухгалтерского учета — это в огромной степени продукт согласия различных участников процесса подготовки и использования внешней финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Здесь очень весомо слово потребителя такой информации. Он, собственно, задает цель, ради которой готовится информация и ее основное содержание.

Бухгалтер, собирающий информацию, по сути является единственным лицом, которое в состоянии определить, реализуема ли поставленная цель.

Не менее значимо мнение аудитора, который проверяет достоверность информации и играет важную роль в процессе представления финансовой информации рынку.

Менеджмент компании подписывается под бухгалтерской информацией и конечно же должен понимать ее.

Таким образом, заинтересованное лицо в контексте законопроекта — любое лицо, интересы которого затрагивает процесс установления правил бухгалтерского учета. То есть любое лицо, которое хочет, чтобы эти правила были разумными, рациональными и шли на пользу делу, а не создавали дополнительных барьеров и сложностей для предпринимательской деятельности.

— Леонид Зиновьевич, как вы считаете, готово ли бизнес-сообщество к участию в таком обсуждении?

— Судите сами: за полтора месяца публичного обсуждения первой версии законопроекта пришло порядка пятисот замечаний и предложений.

— Рассматривались ли эти предложения?

— Безусловно! Было рассмотрено каждое замечание, каждое предложение. Только на их обработку ушел месяц. И еще три месяца предложения анализировала межведомственная рабочая группа. По результатам обсуждения подготовлена уточненная редакция законопроекта. В ней учтены многие из поступивших замечаний и предложений, например настойчивые требования общественности восстановить нормы о деятельности главного бухгалтера.

Доработанный законопроект активно обсуждается с лета. В обсуждении принимают участие те, кому небезразлична судьба отечественной бухгалтерии, — бухгалтеры, аудиторы, предприниматели, финансовые менеджеры, ученые, преподаватели вузов. С удовлетворением должен отметить, что в целом законопроект получает поддержку и высокую оценку.

— Вернемся к тексту законопроекта. Как следует из статьи 17, с принятием закона хозяйствующим субъектам предстоит подавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности только по одному адресу — в статистику. И эти экземпляры будут формировать государственный информационный ресурс. Мы только в статистику будем представлять отчетность или по другим адресам тоже?

— Если вы обратили внимание, законопроект достаточно скуп в отношении бухгалтерской отчетности по сравнению с действующим Законом о бухгалтерском учете.

Мы столкнулись с тем, что часто законодательство о бухгалтерском учете в таких вопросах вторгается в другие отрасли законодательства. Чтобы избежать этого, в законопроекте установлено следующее. Субъекты должны составлять бухгалтерскую отчетность, бухгалтерская отчетность бывает годовой и промежуточной. Законопроект также определяет, что есть отчетная дата, отчетный период, каким образом оформляется бухгалтерская отчетность и каков ее состав. Все!

Что касается государственного информационного ресурса, он и сегодня существует, ибо все обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в органы статистики.

Для чего нужен подобный ресурс и почему в законопроекте ему уделяется такое внимание?

Обратимся к статье 1, где перечислены цели закона. Одна из них — защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства. В интересах гражданина или юридического лица иметь свободный доступ к бухгалтерской отчетности его экономического контрагента. Даже если это непубличная компания, которая обязана в силу действующего корпоративного или гражданского законодательства обнародовать отчетность.

Допустим, моим возможным контрагентом является общество с ограниченной ответственностью. Прежде чем вступать в экономические отношения с ним, я хочу знать его финансовое положение. Для этого я могу обратиться в органы государственной статистики и получить копию бухгалтерского отчета своего потенциального контрагента.

— К одной из новаций можно отнести статью 26 законопроекта, которая говорит об обязательной системе внутреннего контроля. Что это за система?

— В данной статье также реализуется тот общий подход, о котором я уже говорил. Законодательством устанавливается общее требование, что в организации должна быть система внутреннего контроля, которая обеспечивала бы надежность и достоверность бухгалтерской отчетности. Как организовать эту систему — дело организации. Будет ли у вас отдел внутреннего аудита или ревизионный отдел, будете ли вы нанимать стороннюю организацию — решать вам. Любой вариант подходит, если он дает положительный результат. Положительным результатом является контроль отчетной информации и соблюдение общих правил ведения бухгалтерского учета.

— Сейчас такая система действует только в крупных компаниях. С принятием закона руководитель любой компании, в том числе и в малом бизнесе, должен будет создать систему контроля. На самом деле это очень прогрессивное положение, потому что часто руководители не владеют ситуацией, особенно если бухгалтер недобросовестный, а менеджмент преследует свои цели...

— ...особенно принимая во внимание, что ответственность за ведение учета, достоверность бухгалтерской отчетности несет руководитель... Закон должен подтолкнуть руководителя к созданию системы внутреннего контроля, которая даст уверенность в том, что он подписывается под достоверной информацией.

За рассматриваемым законопроектом последует пересмотр всей системы ответственности за качество финансовой отчетности. Недалек тот день, когда мы будем иметь целостную систему административных, уголовных и гражданско-правовых мер воздействия на тех, кто нарушает правила составления бухгалтерской отчетности.

— Вы будете инициировать этот пересмотр?

— Это направление нашей деятельности уже определено Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Соответствующая работа идет параллельно с подготовкой законопроекта.

— Ваши прогнозы — когда он будет принят? В 2008 году?

— Как только будет окончательно готов. В планах правительства — до конца года внести законопроект на рассмотрение в Государственную Думу.

Называть конкретную дату я бы не стал. Повторю: любые правила бухгалтерского учета, в том числе новый закон о бухгалтерском учете, — это в огромной степени продукт согласия множества сторон. Как только такое согласие будет достигнуто, у Федерального Собрания появятся основания принять этот закон.

— Леонид Зиновьевич, публикация интервью с вами приурочена к юбилею налоговой службы России и Дню работника налоговых органов. Федеральная налоговая служба является учредителем нашего журнала, среди наших читателей — десятки тысяч сотрудников налоговых инспекций всей России. Не могли бы вы сказать несколько слов в их адрес?

— С огромным удовольствием! Я искренне поздравляю всех коллег из российской налоговой службы с профессиональным праздником!

Дело, которым они занимаются, необычайно важно и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности. Именно налоги позволяют государству исполнять возложенные на него функции — прежде всего, заботиться о безопасности граждан, развивать здравоохранение, науку, искусство. Это предъявляет особые требования к работникам налоговой службы. Высокий образовательный уровень, обширные профессиональные навыки, способность быстро реагировать на изменения в законодательстве и экономике — вот те качества, которые должны отличать современного налогового инспектора. Именно поэтому сегодня много молодых способных людей связывают свое будущее с налоговыми органами.

Желаю всем коллегам получать радость от работы, расти в профессиональном плане и, конечно, здоровья, благополучия и терпения!

— От имени наших читателей огромное вам спасибо, Леонид Зиновьевич!

Беседовала Татьяна Пономарева

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль