Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 января 2007 года

291
В прошлом номере мы начали рассказывать об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ. В этом номере мы продолжаем публикацию таблицы поправок, вступающих в силу с 1 января 2007 года. Окончание этой таблицы, изменения, вступающие в силу в более поздние сроки, а также переходные положения будут опубликованы в следующем номере журнала.
Таблица.
В чем произошли изменения Что изменилось Норма НК РФ
Порядок вынесения решения о взыскании Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, если налоговый орган подал соответствующее заявление в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента), являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Если решение о взыскании не может быть передано налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, такое решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма
Пункт 3 статьи 46
Поручение нало­гового органа на перечисление налога в бюджет­ную систему РФ Поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации Пункт 4 статьи 46
Взыскание налога с банковских счетов органи­заций и индиви­дуальных предпри­нимателей Налог может взыскиваться с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, только если на рублевых счетах налогоплательщика недостаточно средств. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) Пункт 5 статьи 46
Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога Пункт 1 статьи 47
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в отношении наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ Подпункт 1 пункта 5 статьи 47
Порядок подачи в суд искового заявления о взыс­кании налога за счет имущества налогоплательщи­ка — физического лица, не являю­щегося индивиду­альным предпри­нимателем Если налоговые органы по уважительной причине пропустили срок подачи в суд искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, этот срок может быть восстановлен судом Пункт 2 статьи 48
Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации Исключено упоминание о сроке, в который налоговые органы обязаны зачесть в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам суммы налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы Пункт 4 статьи 49
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц у них не возникает правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате не только налогов, но и пеней и штрафов.
Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица
Пункт 8 статьи 50
Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном Налоговым кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 50 НК РФ.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропор­ционально недоимке по иным налогам, сборам и задолжен­ности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы
Пункт 10 статьи 50
Исполнение обя­занности по уплате налогов и сбо­ров безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица, обязано (удалены слова «без начисления процентов») уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим Пункт 1 статьи 51
Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов Исключен абзац, где говорилось, что в случаях, указанных в Налоговом кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом Пункт 1 статьи 53
Общие вопросы исчисления налоговой базы Помимо индивидуальных предпринимателей исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России, обязаны нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты Пункт 2 статьи 54
Налогоплательщики — физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, исчисляют налоговую базу на основе сведений о суммах выплаченных им доходов, объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, кото­рые они получают как от организаций, так и от физических лиц Пункт 3 статьи 54
Статья дополнена пунктом, согласно которому правила исчис­ления налоговой базы распространяются на налоговых агентов Пункт 4 статьи 54
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных Пункт 5 статьи 54
Налоговый период Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Исключены слова, что по итогам отчетных периодов уплачиваются авансовые платежи Пункт 1 статьи 55
Утратил силу пункт 5 статьи 55 НК РФ. В нем говорилось, что если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, то налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика  
Порядок уплаты налогов и сборов Статья изложена в новой редакции Статья 58
В статью включен новый пункт о порядке уплаты авансовых платежей. Теперь в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законо­дательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевремен­но уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Пункт 3 статьи 58
При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) либо через организацию федеральной почтовой связи.
Перечислены обязанности местных администраций и организаций федеральной почтовой связи при уплате через них налогов, а также ответственность за неисполнение ими этих обязанностей
Пункт 4 статьи 58
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении Пункт 6 статьи 58
Правила статьи 58 НК РФ применяются также в отношении порядка уплаты пеней и штрафов Пункт 7 статьи 58
Правила, предусмотренные пунктами 2—6 статьи 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты авансовых платежей Пункт 8 статьи 58
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам Статья изложена в новой редакции.
В частности, уточняется, что правила списания безнадежной задолженности применяются также в отношении штрафов
Статья 59
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов Из наименования и текста статьи исключено упоминание о решении о взыскании налогов. Теперь эта статья касается только исполнения поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налогов и сборов Статья 60
Банки не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщика и налогового органа при наличии денежных средств на счете налогоплательщика Пункт 3 статьи 60
Статья дополнена пунктом 3.1. Так, при невозможности исполнения поручений налогоплательщика или налогового органа в срок, установленный Налоговым кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного Налоговым кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налого­плательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполне­нии) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений) Пункт 3.1 статьи 60
За неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений на перечисление налогов банки, как и прежде, будут нести ответственность. Однако пени за неисполнение указанной обязанности с банков взиматься не будут Пункт 4 статьи 60
Правила статьи 60 НК РФ применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов Пункт 5 статьи 60
Правила статьи 60 НК РФ также применяются при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) Пункт 6 статьи 60
При исполнении банками поручений по возврату налогопла­тельщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается Пункт 7 статьи 60
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора Внесены изменения в название статьи: «Общие условия изме­нения срока уплаты налога и сбора не распространяются на пени».
Срок уплаты государственной пошлины изменяется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
Изменение срока уплаты налога и сбора больше не осуществляется в форме налогового кредита.
Исключен пункт, в соответствии с которым правила главы 9 НК РФ применяются в отношении изменения срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные главой 9 НК РФ
Статья 61
Органы, уполномочен­ные принимать реше­ния об изменении сроков уплаты налогов и сборов Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований. Данная норма не действует в отношении госпошлины Пункт 2 статьи 63
Правительство РФ уполномочено изменять сроки уплаты по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет (см. поправки в п. 1 ст. 64) Пункт 4 статьи 63
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год. Отсрочка или рассрочка по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более года, но не свыше трех лет предоставляется по решению Правительства РФ Пункт 1 статьи 64
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при угрозе банкротства этого лица в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления Подпункт 3 пункта 2 статьи 64
Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок (ранее десятидневный срок) в налоговый орган по месту его учета Пункт 5 статьи 64
В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии со статьей 64 НК РФ, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения финансового оздоровления Пункт 8 статьи 64
Порядок и условия предоставления налогового кредита Статья 65 «Порядок и условия предоставления налогового кредита» НК РФ утратила силу  
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита Из названия и текста статьи исключено упоминание о налоговом кредите. Сроки, установленные в днях, заменяются на календарные дни, а формулировка «в течение 30 дней» — на формулировку «в течение одного месяца» Статья 68
Требование об уплате налога и сбора Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании Пункт 4 статьи 69
Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней и штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам Пункт 8 статьи 69
Сроки направ­ления требования об уплате налога и сбора Статья изложена в новой редакции.
В частности, уточняется, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов
Статья 70
Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора Если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование Статья 71
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Исключен пункт 3, в соответствии с которым правила, предусмотренные главой 11 НК РФ, за исключением статей 76 и 77 НК РФ, применяются также в отношении способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов в государственные внебюджетные фонды. Органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов Статья 72
Порядок начисления и уплаты пеней Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств Пункт 3 статьи 75
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1—3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, производится в судебном порядке Пункт 6 статьи 75
Правила, предусмотренные статьей 75 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов Пункт 7 статьи 75
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образова­лась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государст­венной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятель­ства устанавливаются при наличии соответствующего доку­мента этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Положение, предусмотренное пунктом 8 статьи 75 НК РФ, не применяется, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
Данное положение применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года
Пункт 8 статьи 75
Приостановление операций по счетам организа­ций и индивиду­альных предпри­нимателей Статья изложена в новой редакции Статья 76
В частности, уточняется, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации Пункт 1 статьи 76
В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа и вынесения налоговым органам решения о приостановлении операций по его банковским счетам банк прекращает расходные операции по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций организации по счетам в банке Пункт 2 статьи 76
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается также в случае непредставления им налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. Из данной нормы исключено упоминание о том, что решение о приостановлении операций по банковским счетам принимается также в случае отказа налогоплательщиков от представления налоговых деклараций Пункт 3 статьи 76
Подробно прописан порядок передачи в банк налоговыми органами решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке. Теперь налоговые органы могут передавать эти решения как на бумажном носителе, так и в электронном виде Пункт 4 статьи 76
Банк обязан сообщать в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке Пункт 5 статьи 76
Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов Пункт 7 статьи 76
Установлен порядок подачи налогоплательщиком в налоговые органы заявления об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Он может это сделать, если общая сумма денежных средств, находящихся на его счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму Пункт 9 статьи 76
Правила, установленные статьей 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке организации — налогового агента и организации — плательщика сбора, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), являющихся налогоплательщиками и налоговыми агентами Пункт 11 статьи 76
Арест имущества Арест имущества является способом обеспечения исполнения решения о взыскании не только налогов, но и пеней и штрафов Статья 77
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени, штрафа Статья изложена в новой редакции.
Исключен пункт, где сказано, что правила, предусмотренные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды
Статья 78
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Форма акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
Пункт 3 статьи 78
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась Пункт 4 статьи 78
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Вышеуказанные положения не препятствуют налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась
Пункт 5 статьи 78
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления Пункт 6 статьи 78
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Пункт 8 статьи 78
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организа­ции, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения
Пункт 9 статьи 78
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств Пункт 11 статьи 78
Если проценты, начисленные за несвоевременное возвращение налоговыми органами сумм излишне уплаченного налога, уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым пункта 12 статьи 78 НК РФ, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата
Пункт 12 статьи 78
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога или уплата начисленных процентов производятся только в валюте Российской Федерации Пункт 13 статьи 78
Правила, установленные статьей 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов.
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной государственной пошлины производится в порядке, установленном статьей 333.40 НК РФ
Пункт 14 статьи 78
Возврат сумм излишне взысканного налога, сбора, пени и штрафа Статья изложена в новой редакции Статья 79
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения вышеуказанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством
Пункт 2 статьи 79
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения
Пункт 4 статьи 79
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика Пункт 5 статьи 79
Территориальный орган Федерального казначейства, осуще­ствивший возврат суммы излишне взысканного налога и начис­ленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных денежных средств Пункт 6 статьи 79
Если проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога, уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата
Пункт 7 статьи 79
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производится только в валюте РФ Пункт 8 статьи 79
Правила статьи 79 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей и штрафов.
Положения статьи 79 НК РФ применяются в отношении возвра­та или зачета излишне взысканных сумм государственной по­шлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ
Пункт 9 статьи 79
Налоговая декларация Статья изложена в новой редакции Статья 80
В частности, уточнено понятие «налоговая декларация», а также введены понятия «расчет авансового платежа» и «расчет сбора» Пункт 1 статьи 80
Не представляются в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации
Пункт 2 статьи 80
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Внимание! Положение действует до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 года превышает 250 человек.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков
Пункт 3 статьи 80
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). К налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета)
Пункт 5 статьи 80
Уточняется перечень сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, которые Минфин России вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) Пункт 7 статьи 80
Внесение изменений в налоговую декларацию Если налогоплательщик обнаружил, что в поданной им декларации содержатся недостоверные сведения или ошибки, не приводящие к занижению налога, он может внести необходимые изменения и представить уточненную декларацию. Причем в этом случае уточненная декларация, сданная после установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока Пункт 1 статьи 81
Если ошибки и недостоверные сведения привели к занижению налога, то при подаче уточненой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом занижения суммы налога, он освобождается от ответственности, если подаст уточненную декларацию, предварительно уплатив недостающую часть налога и соответствующие пени Подпункт 1 пункта 4 статьи 81
Если налогоплательщик подает уточненную декларацию после выездной налоговой проверки за соответствующий период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению суммы налога, он освобождается от ответственности Подпункт 2 пункта 4 статьи 81
Уточненную декларацию нужно подавать в налоговый орган по месту учета и по форме, действовавшей в тот налоговый период, за который вносятся изменения Пункт 5 статьи 81
Если налоговый агент обнаруживает в поданном расчете неполноту сведений или ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога, он должен подать уточненный расчет. В уточненном расчете необходимо отразить сведения только о тех налогоплательщиках, в отношении которых были обнаружены неточности или ошибки Пункт 6 статьи 81
Общие положения о налоговом контроле Статья 82 «Формы налогового контроля» НК РФ переименована в статью 82 «Общие положения о налоговом контроле» НК РФ Статья 82
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Абзац 1 пункта 1 статьи 82
Учет организаций и физических лиц Если организация ведет деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, она должна подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения, если указанная организация не состоит на налоговом учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором находится подразделение. Срок подачи такого заявления, как и ранее, 1 месяц со дня создания обособленного подразделения.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, которое организация определяет самостоятельно
Пункт 4 статьи 83
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица Пункт 7 статьи 83
Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания, вправе обратиться в налоговый орган по месту пребывания с заявлением о постановке на учет Пункт 71 статьи 83
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения заявления и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Абзац 1 пункта 2 статьи 84
Снятие с учета физического лица может также осуществляться налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства Абзац 6 пункта 4 статьи 84
Если организация закрывает свое обособленное подразделение, снятие организации с учета по месту нахождения ликвидированного подразделения осуществляется по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи заявления, но не раньше, чем закончится выездная налоговая проверка, если таковая проводится Абзац 2 пункта 5 статьи 84
Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, могут не указывать ИНН в налоговых декларациях, если приведены персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 НК РФ Абзац 5 пункта 7 статьи 84
Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган сведения об адвокатах, внесенных в предыдущем месяце в реестр адвокатов и исключенных из реестра, а также о принятых за месяц решениях о приостановлении или возобновлении статуса адвокатов Пункт 2 статьи 85
Информация об удостоверении договоров дарения нотариусами, представляемая в налоговый орган, должна включать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым Пункт 6 статьи 85
Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации) Пункт 9 статьи 85
Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков Банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронном виде в течение пяти дней Абзац 2 пункта 1 статьи 86
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавлива­ется федеральным органом исполнительной власти, уполно­моченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
Абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 86
Банки обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счете, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налоговые органы могут запрашивать справки о наличии счетов, остатках денежных средств и по операциям на счетах при проведении мероприятий налогового контроля. Также налоговые органы могут запрашивать такую информацию после вынесения решения о взыскании налога, о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика
Пункт 2 статьи 86
Форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов по согласованию с Центральным банком Российской Федерации
Пункт 3 статьи 86
Правила, предусмотренные статьей 86 НК РФ, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты Пункт 4 статьи 86
Налоговые проверки В новой редакции статья значительно сокращена. Согласно новой редакции налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные проверки, цель которых — контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами Статья 87
Камеральная проверка Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, представленных налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику направляется требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления Пункт 3 статьи 88
Налогоплательщик, который дает пояснения относительно найденных ошибок и противоречий, вправе представлять в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию Пункт 4 статьи 88
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть все представленные налогоплательщиком документы. Если после рассмотрения пояснений и документов все равно будет установлен факт налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ Пункт 5 статьи 88
При камеральной проверке налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы Пункт 6 статьи 88
Налоговые органы при камеральной проверке не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, если это не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление дополнительных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом Пункт 7 статьи 88
При подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение вычетов Пункт 8 статьи 88
При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы помимо деклараций вправе потребовать другие документы, связанные с исчислением и уплатой таких налогов Пункт 9 статьи 88
Выездная проверка Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа Пункт 1 статьи 89
Решение о выездной проверке крупнейшего налогоплательщика выносит налоговый орган, поставивший организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная проверка филиала проводится на основании решения, вынесенного налоговым органом по месту нахождения филиала
Пункт 2 статьи 89
Налоговые органы не могут проводить более двух выездных проверок одного налогоплательщика в течение календарного года. Исключение: наличие решения руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения проверки сверх ограничения.
В число проведенных выездных проверок налогоплательщика не включаются самостоятельные проверки его филиалов и представительств
Пункт 5 статьи 89
Продолжительность налоговой проверки — два месяца. Но этот срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев Пункт 6 статьи 89
Срок проведения самостоятельной выездной проверки филиала организации не может превышать один месяц Пункт 7 статьи 89
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения и до дня составления справки о проведенной проверке Пункт 8 статьи 89
Приостановление выездной проверки может быть произведено для:
1) истребования документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев.
В период приостановления выездной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы и должен вернуть все уже истребованные подлинники
Пункт 9 статьи 89
Повторная выездная проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или тем же налоговым органом, если налогоплательщик представляет уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога. В этом случае проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Внимание! Данный порядок применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года
Пункт 10 статьи 89
Истребование документов при проведении налоговой проверки Истребуемые документы представляются в виде копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя, или его заместителя, или другого уполномоченного лица и печатью организации. Требование нотариального заверения копий документов не допускается Пункт 2 статьи 93
Истребованные документы должны быть представлены в течение 10 дней. Если это невозможно, налогоплательщик должен уведомить об этом проверяющий налоговый орган на следующий день после получения требования о представлении документов, указав причины невозможности представления документов в установленный срок, а также в срок, в течение которого документы могут быть представлены.
Налоговый орган вправе отказать в продлении сроков представления документов
Пункт 3 статьи 93
Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), могут быть истребованы и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля
Пункт 1 статьи 93.1
Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке Пункт 2 статьи 93.1
Налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).
В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации о сделке указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку
Пункт 3 статьи 93.1
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) Пункт 4 статьи 93.1
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления документов (информация).
Истребуемые документы представляются с учетом положений пункта 2 статьи 93 НК РФ
Пункт 5 статьи 93.1
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ Пункт 6 статьи 93.1
Выемка документов и предметов Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скреплять подписью или печатью изымаемые документы в протоколе о выемке делается специальная отметка Абзац 2 пункта 9 статьи 94
Оформление результатов проверки Если в ходе камеральной проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица, проводившие эту проверку, должны составить акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки Абзац 2 пункта 1 статьи 100
В акте налоговой проверки указываются:
1) дата акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
2) полное и сокращенное наименование организации либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименование проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности и наименование налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась проверка;
9) даты начала и окончания проверки;
10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, если Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах
Пункт 3 статьи 100
Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях Введена новая статья 100.1 «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях».
Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ
Пункт 1 статьи 100.1
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ Пункт 2 статьи 100.1
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Статья изложена в новой редакции.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц
Пункт 1 статьи 101
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Это лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов
Пункт 2 статьи 101
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения
Пункт 3 статьи 101
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста
Пункт 4 статьи 101
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:
1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Пункт 5 статьи 101

* Продолжение. Начало см. в РНК, 2006, № 16 и 17. — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль