text
✫ Cкидка 30% на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Н.В. Синикова: «Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок»

  • 15 августа 2006
  • 673

За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд. руб., что почти в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказывает руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Валентиновна СИНИКОВА.

— Надежда Валентиновна, с чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений, которые обеспечивает столичное управление?

— Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе — мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд. руб.

Ну и, наконец, еще один фактор — повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы.

— Давайте поговорим об администрировании основных налогов. Начнем с НДС. Какова статистика поступлений данного налога?

— Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд. руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года.

— С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС? И как решаются эти проблемы?

— Одна из главных проблем — неправомерное возмещение НДС. Наша задача — полностью исключить такие факты.

— Это касается только экспортеров?

— Нет, не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке.

Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд. руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года.

Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами.

— Какова основная причина отказов?

— Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет.

Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков. Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС».

— Контролируете ли вы работу инспекций?

— Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд. руб.

— Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ?

— Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения.

Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них — встречные проверки1 контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы.

В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.

— Если можно, расскажите подробнее…

— Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность.

Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс «АИС-Налог». Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно.

Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков.

— Перейдем к налогу на прибыль организаций. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием этого налога.

— За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 26,2%, в бюджет города — на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%.

Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд. руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 195,4%.

Как я уже говорила, на рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд. руб.

— На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок?

— Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.

Например, с помощью АИС «Налог-2-Москва» были проанализированы показатели налоговых деклараций по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2005 год налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 48. В результате были установлены факты, свидетельствующие о неправильном заполнении деклараций по налогу на прибыль и о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам.

— Как выявляются такие факты?

— Мы проводим встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций.

Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников.

Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций.

— Такими грубыми способами минимизации налогов пользуются фирмы-однодневки?!

— К сожалению, к подобным методам нередко прибегают и организации с хорошей деловой репутацией, в том числе и крупнейшие налогоплательщики.

— Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата — около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с «теневой» зарплатой…

— За год — с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года — удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды — 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из «тени». Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты «серой» заработной платы — одно из приоритетных направлений нашей работы.

В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника.

— Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков?

— Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции.

Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.

— И насколько может увеличиться «белая» зарплата москвичей?

— Организации, которые имели в 2005 году низкий уровень оплаты труда, предполагают в 2006 году повысить заработную плату в среднем в 2,4 раза. Этот показатель рассчитан по 5,5 тыс. налогоплательщикам, которые представили в инспекции письменные подтверждения об увеличении оплаты труда сотрудников.

— А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии?

— Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого «зарплатного» налога — НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%.

— Надежда Валентиновна, расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок.

— Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.

Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные «зоны риска». Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм.

Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее.

И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями.

— Тем не менее можно ли оценить эффективность новых методов на цифрах?

— Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд. руб. платежей, что на 9 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд. руб., обеспечили выездные налоговые проверки.

— Мы уже касались темы борьбы с фирмами-однодневками. Расскажите о ее основных методах.

— Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне. Это позволит обеспечить комплексный и системный подход к работе с данной категорией налогоплательщиков на всей территории России.

— Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам?

— Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий.

В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Они, как вы понимаете, являются лишь инструментом реализации схем. Объектами совместных проверок стали также девять организаций — фактических исполнителей упомянутых схем.

Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации.

— Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок?

— В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок.

— Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации?

— Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки.

Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

— Я знаю, что ваше управление активно участвует в законотворческой деятельности и предлагает способы решения существующих проблем. Расскажите, пожалуйста, о некоторых таких предложениях.

— В 2006 году налоговые органы Москвы принимали активное участие в подготовке поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Специалисты управления неоднократно участвовали в совещаниях по данной тематике, проводимых ФНС России, а также Минэкономразвития России.

Не вдаваясь в детали, скажу только, что все предложения, выдвинутые налоговыми органами г. Москвы по внесению изменений в Закон № 129-ФЗ, направлены на недопущение при государственной регистрации случаев недружественного поглощения организаций и борьбу с фирмами-однодневками.

— Спасибо за интересную беседу.

Беседовала Татьяна Пономарева

1: Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года из Налогового кодекса исключается понятие «встречная проверка». Одновременно в первую часть Кодекса вводится новая статья 93.1. Она дает налоговым органам право истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у его контрагентов и иных лиц при налоговой проверке, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок. — Примеч. ред.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и получить доступ к статье
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам для бухгалтера на сайте.

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.