А.Э. Сердюков: «Особый акцент сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов»

768
С каждым годом российское общество становится богаче и, хочется надеяться, цивилизованнее. А это в свою очередь подразумевает и цивилизованное отношение отдельных граждан и фирм к своим налоговым обязательствам. Изменения в обществе отражаются и на взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов. О том, какие перемены ожидают всех нас в ближайшем будущем, рассказывает руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Эдуардович СЕРДЮКОВ.

— Анатолий Эдуардович, не так давно, выступая в Госдуме, вы отметили, что обеспечить рост доходов государства можно за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства, и сокращения числа тех, кто функционирует в ненаблюдаемом секторе экономики. Как этого добиться на практике?

— Действительно, сегодня ФНС России строит свою деятельность по совершенствованию налогового администрирования таким образом, чтобы способствовать увеличению числа налогоплательщиков, исполняющих обязанности перед государством согласно закону, и соответственно снижению числа тех, кто исполняет свои обязанности по уплате налогов не своевременно или вовсе стремится от них уйти.

Хочу подчеркнуть, что речь не идет о какой-то единовременной акции или кампании. В данном направлении Служба работает планомерно. Для решения поставленных задач разработан комплекс специальных мер. Но особый акцент сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов и установление партнерских взаимоотношений с налогоплательщиками.

— Можно ли уже говорить о каких-либо результатах этой работы?

— Безусловно. На мой взгляд, эффективность налогового контроля значительно повысилась. Причем процесс дальнейшего повышения качества и эффективности контроля не приводит к усложнению процедур налогового администрирования. Напротив, если еще недавно в адрес ФНС России звучали упреки в «угнетающем воздействии» на налогоплательщиков, то теперь ситуация изменилась. Конечно, ломать устоявшиеся в обществе стереотипы непросто. Тем не менее могу констатировать, что по отзывам налогоплательщиков, отношения с ними налаживаются на местах в новом духе — более уважительном и партнерском.

С той же целью — установить партнерские взаимоотношения с налогоплательщиками и облегчить им исполнение налоговых обязательств — утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков1. В нем содержится широкий перечень услуг и четко указаны сроки их гарантированного предоставления. Этот документ размещен и на сайте ФНС России, и на сайтах территориальных налоговых управлений. Замечу, что сам факт издания подобного документа — достаточно смелый и ответственный шаг. Ведь взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками сейчас регламентировано по срокам и процедурам.

Приведу пример. Сегодня программные продукты для формирования налоговой отчетности в электронном виде налогоплательщики и налоговые агенты получают непосредственно в день обращения в инспекцию. Раньше на это могло уйти несколько дней.

Еще один шаг навстречу налогоплательщикам — внедрение и развитие механизма досудебного урегулирования налоговых споров. С одной стороны, процедуры досудебного урегулирования споров позволяют более тщательно рассматривать возражения налогоплательщиков, с другой — помогают им избежать дополнительных расходов на судебное разбирательство.

— Отражаются ли новые методы контрольной работы и взаимодействия с налогоплательщиками на собираемости налогов и сборов? О чем говорит статистика?

— Несомненно, улучшение качества контрольной работы способствует собираемости налогов и сборов. Возьмем такой показатель, как доходы, администрируемые ФНС России. По итогам I квартала 2006 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило около 1,5 трлн. руб., в консолидированный бюджет мобилизовано 1,25 трлн. руб. Оба показателя на треть превышают аналогичные показатели за I квартал 2005 года. В федеральный бюджет Российской Федерации в I квартале 2006 года поступило 723 млрд. руб., что в 1,4 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года.

Если говорить о показателях, установленных на 2006 год2, то за I квартал они выполнены на 27,2%.

Теперь о налоговых проверках. В I квартале 2006 года проведено около 34 тыс. выездных налоговых проверок организаций и 14 тыс. выездных проверок физических лиц. По их результатам дополнительно начислено более 232 млрд. руб. платежей в бюджеты всех уровней (с учетом налоговых санкций и пеней), что почти на 129 млрд. руб., или в 2,2 раза, больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Более половины всей суммы дополнительно начисленных платежей составляют неуплаченные налоги — около 124 млрд. руб. Это более чем в два раза превышает аналогичный показатель за I квартал 2005 года.

— ФНС России призывает налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде. В качестве стимулов для перехода на бесконтактный метод подачи деклараций называются удобство сдачи отчетности, снижение риска технических ошибок, а также возможность получения дополнительных электронных услуг. Однако не секрет, что налогоплательщики по-прежнему больше доверяют бумаге. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

— Одна из основных целей ФНС России состоит в том, чтобы создать условия для своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе путем предоставления удобных и надежных способов информационного взаимодействия на основе современных технологий. В частности, статья 80 Налогового кодекса позволяет налогоплательщикам представлять налоговую декларацию в налоговый орган лично, в виде почтового отправления с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Но мы настоятельно рекомендуем отказаться от традиционного способа сдачи отчетности на бумажных носителях в пользу новых технологий.

Преимущества представления налоговой, бухгалтерской и иной отчетности в электронном виде неоспоримы. Вот простой пример. В соответствии со статьей 102 Кодекса информация о конкретных налогоплательщиках составляет налоговую тайну. Как вы считаете, декларация на бумажном носителе ее гарантирует?

— Трудно сказать…

— Не гарантирует. А взаимодействие налогоплательщика с инспекцией по каналам связи с применением специальных сертифицированных средств защиты дает полноценную защиту от различного рода посягательств на конфиденциальность.

— Некоторые налогоплательщики не пользуются новой технологией, так как установка нового программного обеспечения требует дополнительных затрат…

— Мы думаем о снижении стоимости услуг для налогоплательщиков, перешедших на электронный документооборот. В частности, для такой категории плательщиков планируем уже в текущем году предоставлять бесплатные дополнительные услуги по каналам связи.

— Какие именно?

— Услуги по регулярному и обязательному предоставлению открытой информации, например документов, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов и сборов, данных об изменениях реквизитов платежных документов. Кроме того, налогоплательщик получит оперативный доступ к сведениям о состоянии расчетов в режиме онлайн или офлайн и сможет получать по запросам, направленным в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, справки, копии и иные необходимые документы.

Считаю, что этот сервис вполне компенсируют затраты налогоплательщиков при переходе на представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

— Налогоплательщики жалуются, что программное обеспечение, позволяющее обмениваться информацией с налоговыми органами, нередко дает сбой. Чаще всего это происходит в регионах, где уровень технического оснащения как налогоплательщиков, так и самих налоговых органов не очень высок…

— По поводу технической оснащенности наших отдаленных инспекций. Обеспеченность налоговых органов средствами вычислительной техники по всей стране практически одинакова, эксплуатируемые программные средства единообразны. Более того, по этим критериям налоговые инспекции, в том числе и в дальних регионах страны, не только не уступают, а напротив, опережают территориальные подразделения многих других ведомств.

Что касается оснащенности вычислительной техникой самих налогоплательщиков, то сейчас практически во всех организациях, даже в некоммерческих (например, поликлиниках, органах ЖСК), имеются персональные компьютеры. О компьютерах, находящихся в личном пользовании граждан, и говорить не приходится. Бухгалтерский учет практически во всех организациях давно ведется в электронном виде с использованием разнообразных бухгалтерских программ. Линии связи с каждым годом становятся доступнее и надежнее. И подключение к Интернету, как правило, уже не вызывает каких-либо проблем.

На мой взгляд, чтобы полностью перейти на представление налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, нужно сделать только один шаг. Необходимо обеспечить юридическую значимость документов, передаваемых от налогоплательщика в налоговый орган и обратно, а также совместимость бухгалтерских программ с программами передачи данных налоговой отчетности.

Юридическую значимость документооборота обеспечивает законодательно закрепленная электронно-цифровая подпись. Весь комплекс работ по подключению налогоплательщиков к системе сдачи отчетности в электронном виде выполняют специализированные операторы связи, сертифицированные ФНС России. Они обеспечивают гарантированную соответствующими лицензиями защищенность передаваемых налогоплательщиками сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну. Замечу, что стоимость услуг спецоператоров связи несоизмеримо меньше цены персонального компьютера.

— Анатолий Эдуардович, почему Федеральная налоговая служба так заинтересована в том, чтобы максимально возможное число налогоплательщиков подключилось к системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи?

— Дело в том, что обработка деклараций и другой налоговой отчетности, представленной в электронном виде, в инспекциях полностью автоматизирована. Соответственно у налоговых инспекторов появляется больше времени не только для обработки и анализа поступившей документации, но и для непосредственной работы с налогоплательщиком. Это очень важная работа. Но на нее остается мало времени, если заниматься утомительным ручным вводом деклараций в базу данных инспекции. К тому же прием налогоплательщиков ведется ежедневно и в течение всего рабочего дня. Так что инспекторы вынуждены трудиться внеурочно и в выходные дни.

Таким образом, представление налоговых деклараций и другой отчетности налогоплательщиками по каналам связи выгодно всем: и самим налогоплательщикам, и налоговым органам. И это, несомненно, перспективная форма нашего взаимодействия.

— К числу других перспективных форм взаимодействия можно отнести и реализацию в налоговых инспекциях принципа «одного окна». Это безусловное достижение, но практически реализовать этот принцип оказалось непросто. Примером тому служит московский опыт создания Единого регистрационного центра. На начальном этапе его работы регистраторы не справились с огромным потоком посетителей. Как вы это прокомментируете?

— Успешная реализация налоговой реформы предполагает постепенный переход налоговых органов на более эффективный функциональный принцип организации деятельности. Цель таких преобразований — четкое исполнение дополнительных функций, возложенных на ФНС России. Прежде всего я имею в виду регистрацию налогоплательщиков и лицензирование. Работа по созданию и совершенствованию концепции «одного окна», которая продолжается в рамках действующего законодательства, — очередной важный шаг в этом направлении.

Так, в настоящее время достигнуты соглашения ФНС России с представителями государственных внебюджетных фондов и Росстатом о проведении в московском Едином регистрационном центре пилотного проекта по реализации принципа «одного окна» в полном объеме. Преимущества такого новшества налицо. Судите сами: «одно окно» позволяет налогоплательщику уже на седьмой день после представления документов для госрегистрации получить вместе с документами о регистрации и постановке на учет в налоговых органах сведения о регистрации во внебюджетных фондах.

По-моему, это действительно прогрессивный метод работы. Поэтому в ближайшем будущем мы предполагаем распространить практику «одного окна» на все регионы России.

Надо сказать, что Единый центр по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расположенный в столице, должен был прежде всего обеспечить благоприятные условия для субъектов предпринимательской деятельности.

Не секрет, что у Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по Москве, на базе которой был создан этот центр, вначале были определенные трудности, связанные с урегулированием потока заявителей, которые обращаются за госрегистрацией. Эта объективная ситуация сложилась в результате передачи функций по государственной регистрации из 31 столичной инспекции в одну. Поэтому количество налогоплательщиков в дни приема документов на госрегистрацию увеличивалось в несколько раз.

Сейчас ситуация нормализовалась. Инспекция начинает принимать документы на регистрацию с 7 часов утра, в том числе и в субботу, и заканчивает в 21 час. Прием по предварительной записи организован с 9 до 18 часов. Заявитель также может позвонить по телефону, и ему назначат определенную дату и время посещения инспектора. Более того, документы на госрегистрацию теперь можно отправить почтой.

Кстати, ежедневно столичный центр принимает документы на государственную регистрацию примерно 1900 компаний и индивидуальных предпринимателей, за получением сведений из госреестра обращаются порядка 420 заявителей.

— Будут ли создаваться подобные регистрационные центры в других регионах страны?

— Пока аналогичный московскому Единый регистрационный центр образован только в Санкт-Петербурге. Однако мы планируем создание подобных центров и в других крупных городах. Прежде всего в городах-миллионерах. Разумеется, что при этом будет использован практический опыт, полученный в результате функционирования уже действующих центров.

— Вы затронули проблему перехода налоговых органов на более эффективные методы работы. Скажите, как повлияют эти новшества на изменение штатной структуры инспекций?

— Расчет оптимальной численности территориальных органов ФНС России основан на специальной методике, в которой использовано более 60 показателей. Сюда включается количество субъектов и объектов налогообложения регионов, а также количество проводимых контрольных, оперативных и технологических мероприятий, обрабатываемых документов в налоговых органах региона и ряд других критериев. Учитываются также время и периодичность выполнения операций и технологических процессов в налоговых органах, доля количества основных налогоплательщиков региона и их поступлений по отношению к общему количеству основных налогоплательщиков и их поступлений по всем регионам, экономическая активность региона и так далее. Отдельно рассчитана численность для налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.

В решении вопросов организационно-штатной структуры налоговых органов мы руководствуемся постановлением Правительства РФ от 01.10.2005 № 601 «О предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы».

— В прессе сейчас активно обсуждается реформа местного самоуправления. В какой степени она затронула ФНС России?

— Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС России. На основании этих Правил издан ряд нормативных правовых документов. В их числе совместный приказ Минфина России и ФНС России3, регламентирующий периодичность, сроки и формы представления информации в том порядке, который предписан Правилами.

Налоговые органы представляют в финансовые органы местных администраций сведения о начисленных и уплаченных суммах, а также о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных) реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней.

В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ налоговые органы осуществили различные организационные и технические мероприятия. Так, созданы межведомственные комиссии с участием специалистов финансовых органов субъектов и муниципальных образований, органов Федерального казначейства и налоговых органов. Регулярно проводится обучение налогоплательщиков правильному заполнению расчетных документов. При этом задействованы все возможные информационные средства: стенды в инспекциях, семинары с налогоплательщиками, пресса. Налоговые органы на местах принимают активное участие в мероприятиях, организуемых финансовыми органами субъектов Российской Федерации, которые направлены на обучение кадрового состава муниципальных образований. В частности, проведено обучение специалистов налоговых органов, которые осуществляют взаимодействие с представительными органами муниципальных образований.

ФНС России также разработала Типовой регламент приема и передачи данных по каналам связи и на электронных носителях информации в целях обеспечения взаимодействия территориальных налоговых органов и органов местного самоуправления. Мы разработали программное обеспечение, которое позволяет обмениваться данными с муниципальными образованиями в объемах и в сроки, установленные постановлением Правительства РФ № 410.

С участием финансовых органов субъектов Российской Федерации создан Справочник вновь образованных административно-территориальных образований с присвоением им кодов, которые должны использовать налогоплательщики при заполнении расчетных документов. Правильно заполнить платежное поручение поможет специально созданная в помощь налогоплательщикам «программа-подсказка», которая размещена на сайте службы.

— Анатолий Эдуардович, судя по вашим словам, в субъектах федерации проведена огромная работа. Наверно, организовать ее было непросто? С какими проблемами столкнулись налоговые органы?

— Каких-то особых проблем, связанных с реформированием органов местного самоуправления, у нас не возникло. Пожалуй, единственная проблема — это организация обмена информацией с ними. Причина банальна: многие из вновь созданных муниципальных образований не обеспечены необходимой техникой, не оснащены программными средствами, позволяющими полноценно использовать полученные от налоговых органов данные. Порой отсутствуют и квалифицированные специалисты, владеющие навыками работы на компьютере.

Однако эта проблема решаема. К примеру, из-за отсутствия у новых муниципальных образований технического и программного обеспечения информационный обмен в электронном виде мы пока осуществляем через муниципальные районы. Они получают полную информацию по каждому муниципальному образованию, расположенному на территории конкретного района. Когда вновь созданные муниципальные образования получат необходимое техническое оснащение, информация будет представляться непосредственно им.

— Еще одна тема, которая вызвала широкий общественный резонанс в прессе. Это борьба с фирмами-однодневками и «захватом» фирм. Какие меры сейчас в этом направлении предпринимает ФНС России?

— Борьба с фирмами-однодневками, а также пресечение так называемых «захватов» фирм, осуществляемых с помощью процедуры государственной регистрации, являются одними из приоритетных направлений деятельности ФНС России. В то же время в решении данных вопросов заинтересованы и другие структуры: ФТС, МВД, Банк России и ФСБ. Поэтому проблемы борьбы с фирмами-однодневками, а также участниками «захватов» фирм следует отнести к межведомственным вопросам.

Что касается деятельности в этом направлении, которую ФНС России проводит в рамках своей компетенции, то мы инициировали создание специальной комиссии, в состав которой вошли данные ведомства. Кроме того, мы подготовили и направили в Минэкономразвития России и Минфин России предложения по внесению изменений в законодательство, касающиеся организации целенаправленной борьбы с «захватами» организаций и фирмами-однодневками. Сейчас совместно с Минэкономразвития России мы завершаем доработку и согласование этих предложений.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих предложениях.

— В числе эффективных мер по пресечению деятельности фирм-однодневок, по мнению ФНС России, может быть увеличение сроков государственной регистрации для отдельных регистрационных действий. Это позволит регистрирующим (налоговым) органам осуществлять тщательную проверку документов, представленных для госрегистрации.

Дело в том, что при регистрации фирм-однодневок, как и при осуществлении «захватов» фирм с применением процедуры государственной регистрации, в большинстве случаев используются поддельные паспорта, данные умерших, бомжей. Также нередки случаи фальсификации подписи нотариуса. В качестве пресекательной меры мы планируем использовать процедуры дисквалификации за представление недостоверных сведений в регистрирующие (налоговые) органы.

Кроме того, необходимо расширить полномочия регистрирующих (налоговых) органов и предоставить им дополнительные административные рычаги воздействия на лиц, не исполняющих обязательства по уплате налогов. В частности, речь идет о полномочиях по приостановлению деятельности юридического лица.

Одновременно нужно вменить в обязанность регистрирующим (налоговым) органам при представлении документов для изменения сведений ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, уведомлять об этом данное лицо. Такое правило должно действовать и при реорганизации юридического лица. Если в установленные сроки в регистрирующий (налоговый) орган поступит заявление от лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, о несогласии с вносимыми изменениями, регистрирующий (налоговый) орган может вынести решение об отказе в госрегистрации изменений.

Чтобы исключить случаи неоднократного совершения неправомерных действий одними и теми же лицами, ФНС России предлагает ввести ограничение права отдельных категорий лиц по участию в управлении и создании организаций. Думаю, что включение сведений о таких лицах в ЕГРЮЛ послужит своевременному информированию и предупреждению общества. Ведь согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными.

И наконец, необходимо ужесточить административную ответственность за совершение правонарушений в сфере государственной регистрации.

— Не получится ли так, что борьба с теми же фирмами-однодневками и ужесточение правил госрегистрации приведет к тому, что осложнится деятельность законопослушных налогоплательщиков?

— Для юридических лиц, в полном объеме и своевременно исполняющих свои обязанности, планируемые изменения не создадут каких-либо административных барьеров, а повысят их защищенность.

— Благодарим вас за интересную беседу.

1: Утвержден приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/422@. — Примеч. ред.

2: В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показатель доходов, администрируемых ФНС России, установлен в размере 2,7 трлн. руб. — Примеч. ред.

3: Приказ Минфина России и ФНС России от 25.02.2005 № 28н, САЭ-3-10/58 «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года № 410». — Примеч. ред.

Беседовали Наталья Попова и Татьяна Пономарева

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль