text
✫50% скидка на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Минфин России и ФНС России: очередное заседание межведомственной комиссии

  • 1 июля 2006
  • 662

Мы уже знакомили вас с работой межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере. 31 мая 2006 года состоялось очередное заседание этой комиссии. По каким вопросам двум ведомствам удалось выработать единую позицию, читайте в статье.

Налогообложение доплат по больничным листам

На заседании межведомственной комиссии достаточно долго обсуждали проблему признания в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат работодателей на доплаты по листам временной нетрудоспособности сверх установленного законодательством уровня.

Позиция Федеральной налоговой службы по данному вопросу заключается в следующем. При учете для целей налогообложения прибыли указанных затрат следует исходить из положений статьи 57 Трудового кодекса. А именно: трудовой договор в качестве существенного условия предусматривает определение сторонами (работодателем и работником) условий оплаты труда. То есть в договоре должны быть установлены размер и порядок выплаты вознаграждения за исполнение трудовой функции. В трудовом законодательстве такие отношения регулируются нормами глав 20 и 21 ТК РФ.

Кроме условий оплаты труда в трудовом договоре могут предусматриваться иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с трудовым законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. Речь может идти об условиях по дополнительным выплатам, размер которых не определяется интенсивностью и качеством труда, а также о дополнительной сверх предусмотренной законодательством оплате непроработанного времени по любым причинам, в том числе по болезни или уходу за больным ребенком или членами семьи.

ФНС России считает, что на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ любые выплаты не должны изначально учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если они прямо поименованы в установленном статьей 270 Налогового кодекса перечне расходов, не признаваемых для налогообложения.

Виды выплат, не указанные в пунктах 1—48 статьи 270 НК РФ, признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, и подлежат распределению по отдельным видам расходов (в том числе и на оплату труда), только если они соответствуют обязательным критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Таким образом, согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса в составе расходов на оплату труда не должны учитываться предусмотренные в трудовом договоре виды выплат, не связанные с оплатой проработанного времени. Дело в том, что подобные затраты не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. В частности, не должны уменьшать величину налоговой базы по налогу на прибыль суммы оплаты работникам неотработанного времени, производимые работодателем в добровольном порядке. Соответственно на такие выплаты не начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование.

В свою очередь Минфин России предложил рассмотреть ситуацию, когда все поименованные в трудовом договоре выплаты включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ и одновременно на эти суммы (кроме расходов, прямо поименованных в статье 270 НК РФ) начисляется ЕСН. Предполагается, что выпадающие в результате учета такого рода выплат в составе расходов суммы налога на прибыль будут компенсироваться суммами ЕСН, начисляемыми на эти выплаты.

После всестороннего обсуждения проблемы было решено создать рабочую группу из специалистов Минфина России и ФНС России. Она должна проработать вопрос о доплатах по пособиям, обозначить спорные моменты, сформировать позицию о применении статей 255 и 270 НК РФ по различным выплатам в пользу физических лиц и доложить о результатах на следующем заседании межведомственной комиссии.

Кроме того, признано целесообразным подготовить соответствующие поправки в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Налоговый учет таможенных пошлин

На заседании межведомственной комиссии также был рассмотрен вопрос о порядке учета таможенных пошлин при приобретении материалов и основных средств. Этот вопрос ФНС России вынесла на обсуждение в связи с выходом письма Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/130.

В письме сказано, что на основании пункта 4 статьи 252 НК РФ порядок налогового учета таможенных пошлин, касающихся приобретения основных средств и материалов, определяется учетной политикой организации. Вместе с тем, по мнению ФНС России, при приобретении основных средств у организации отсутствует право выбора порядка учета такого рода затрат. Ведь, исходя из пункта 5 статьи 270 НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль они могут быть учтены только в составе первоначальной стоимости имущества.

При приобретении материалов положения пункта 1 статьи 264 НК РФ применяться не могут в силу наличия прямой нормы, указанной в пункте 2 статьи 254 НК РФ. В этом пункте предусмотрено, что таможенные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением материалов, учитываются в их стоимости. Таким образом, общая норма об учете таможенных пошлин в составе прочих расходов, установленная в пункте 1 статьи 264 НК РФ, на суммы таможенных пошлин, возникающих при приобретении материалов, не распространяется.

По мнению Минфина России, позиция ФНС России представляется методологически правильной. Однако в законодательном порядке она не закреплена. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о налогах и сборах.

Данную проблему можно решить, только если внести изменения в Налоговый кодекс. Поэтому комиссия поручила Минфину России совместно с ФНС России подготовить и внести в установленном порядке конкретные предложения по законодательному урегулированию налогового учета таможенных пошлин, уплачиваемых при приобретении основных средств и материалов.

О списании задолженности ГУИНов по налогу на доходы физических лиц

По инициативе Минфина России на заседании межведомственной комиссии был рассмотрен вопрос о списании задолженности по перечислению налога на доходы физических лиц государственными унитарными предприятиями учреждений, исполняющих уголовные наказания (ГУИНами).

Суть разногласий двух ведомств сводится к следующему. ФНС России считает, что органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вправе принимать нормативные акты о списании задолженности организаций по налогу на доходы физических лиц.

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, действие положений о списании задолженности не распространяется на задолженность по НДФЛ, поскольку согласно действующему законодательству юридические лица — налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц.

На чем основана позиция Минфина России? В связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993—2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Это предусмотрено в статье 125 Федерального закона от 23.12.2004 № 172-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».

В развитие указанной статьи Закона № 125-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 07.11.2005 № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» (далее — постановление № 660). Согласно этому документу задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993—2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию. Исключение составляют суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 года, а также начисленные на нее пени.

Кроме того, в постановлении № 660 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления списывать задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по обязательным платежам, подлежащим зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также начисленные на нее пени. Перечень таких федеральных унитарных предприятий приведен в приложении к постановлению № 660.

Таким образом, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, согласно названным выше нормам списанию подлежит задолженность федеральных государственных унитарных предприятий, которая возникла в связи с отвлечением средств этих предприятий.

Постановлением № 660 утверждены Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Согласно пункту 2 Правил задолженность, подлежащая списанию, включает в себя всю задолженность ГУИНов по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам, а также начисленные пени и штрафы. Учитывая это, на заседании комиссии было решено разрешить ГУИНам списывать задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также начисленные на нее пени и штрафы.

При списании задолженности ГУИНов по перечислению налога на доходы физических лиц, а также начисленных на нее пеней необходимо удостовериться в наличии нормативных правовых актов соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, принятых согласно пункту 6 постановления № 660.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Зарегистрируйтесь и продолжайте читать
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.