О взаимодействии Минфина России и ФНС России в налоговой сфере

1412
В ряде случаев ФНС России и Минфин России по одному и тому же вопросу применения законодательства о налогах и сборах имели различные позиции. Поэтому для выработки согласованной позиции двух ведомств в области применения налогового законодательства была создана межведомственная комиссия. Наш журнал — первое издание, которому была предоставлена информация о ее работе. Мы планируем регулярно рассказывать о тех проблемах применения налогового законодательства, по которым двум ведомствам удалось выработать единую позицию.

В связи с проведением административной реформы Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Минфину России.

Налоговым кодексом предусмотрено (ст. 32), что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков:

  • о действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и т. д.

Исходя из того, что и для налоговых органов, и для налогоплательщиков крайне важно единство методологии применения положений законодательства о налогах и сборах, для ФНС России актуальным является вопрос о механизме взаимоотношений с Минфином России.

Создание межведомственной комиссии, ее состав и основные задачи

Для обеспечения согласованных действий ФНС России и Минфина России по вопросам, входящим в их компетенцию, приказом Минфина России от 09.08.2005 № 102н была создана Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере.

Ее основными задачами являются:

  • выработка единой позиции по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;
  • подготовка решений по иным вопросам в налоговой сфере, возникающим при взаимодействии Минфина России и ФНС России.

Межведомственная комиссия рассматривает проблемные вопросы налогообложения, а также те, по которым ранее не удалось сформировать единую позицию Минфина России и Федеральной налоговой службы. Она осуществляет разработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам и формирование единых подходов по вновь возникающим проблемам в сфере налогообложения, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменениями законодательства Российской Федерации.

В состав межведомственной комиссии на паритетных началах входят 11 представителей Минфина России и ФНС России. Председателем комиссии является статс-секретарь — заместитель министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов. Заместители председателя — М.А. Моторин — директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и М.П. Мокрецов — заместитель руководителя ФНС России.

Работа межведомственной комиссии осуществляется в форме согласительного совещания представителей двух ведомств.

Деятельность межведомственной комиссии ведется на основании плана работы, составляемого ответственным секретарем комиссии с учетом предложений ФНС России и Минфина России.

Как работает комиссия и какие вопросы она рассматривает

Со времени создания межведомственной комиссии, то есть с 9 августа 2005 года, состоялось шесть заседаний: три — в 2005 году и три — в этом году. На них было рассмотрено более 40 вопросов.

Наиболее проблемными с точки зрения методологического обеспечения являются вопросы, связанные с исчислением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, имущественных налогов и др.

По результатам обсуждения каждого вопроса межведомственная комиссия принимает определенные решения либо дает конкретные поручения Минфину России или ФНС России о подготовке соответствующих разъяснений, указаний или предложений. Так, по результатам рассмотрения вопроса об исчислении и уплате водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и безлицензионном водопользовании Минфин России подготовил разъяснения от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64. Эти разъяснения письмом ФНС России от 23.01.2006 № ГВ-6-21/46@ были направлены для использования в работе по системе налоговых органов.

Если на заседании межведомственной комиссии решение принять не удается ввиду сложности вопроса, то специалистам Минфина России и ФНС России поручается дополнительно рассмотреть этот вопрос в рабочем порядке и доложить о согласованном решении на следующем заседании.

В ряде случаев из представителей двух ведомств создается рабочая группа, которой поручается проработать какой-либо вопрос и о результатах сообщить комиссии. В частности, в рамках комиссии была сформирована рабочая группа по совершенствованию главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса. На ее заседаниях было принято решение о необходимости подготовки поправок в главу 26 Кодекса. Такие поправки ФНС России подготовила, и 26 апреля 2006 года они были рассмотрены рабочей группой.

Практические результаты работы комиссии

После обсуждения на межведомственной комиссии вопросов, связанных с применением ЕСН, Минфину России было поручено подготовить поправки в главу 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса с учетом предложений, ранее внесенных ФНС России. При этом было рекомендовано учесть отрицательную судебно-арбитражную практику по вопросам определения размера суточных, а также начисления пеней на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Следует отметить, что поправки, предложенные ФНС России, в основном включены в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации».

Кроме того, на комиссии были рассмотрены различные позиции ФНС России и Минфина России в части применения главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса и предложения ФНС России по ее совершенствованию.

По результатам обсуждения Минфину России было поручено проработать предложения ФНС России на рабочей группе, а также совместно с ФНС России определить наиболее существенные изменения в 25-ю главу Кодекса для включения в проект федерального закона.

Предложения ФНС России, которые относятся к главе 25, Минфином России рассмотрены. Три поправки, предложенные ФНС России, включены в проект федерального закона.

Что касается вопроса о порядке обложения налогом на доходы физических лиц суточных, выплачиваемых работникам за время нахождения в служебных командировках, то было принято решение о внесении соответствующих изменений в главы 23 «Налог на доходы физических лиц» и 24 «Единый социальный налог» НК РФ и другие законодательные акты.

Согласно решению межведомственной комиссии ФНС России подготовила и направила в Минфин России свои предложения по внесению поправок в главы 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог», изменений и дополнений в части акцизов на нефтепродукты в главу 22 «Акцизы» НК РФ, а также изменений в законодательные акты о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На межведомственной комиссии были сняты разногласия, связанные с применением Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Проект методических рекомендаций по применению данного документа направлен в Минфин России для утверждения с учетом согласованной позиции двух ведомств.

Необходимо отметить, что в ряде случаев межведомственная комиссия поддержала правильность выводов ФНС России. Так, по результатам рассмотрения вопроса о порядке обложения Государственной фельдъегерской службы налогом на прибыль организаций Минфин России согласился с позицией ФНС России. Главное финансовое ведомство отозвало свое письмо от 21.03.2005 № 03-03-01-02/83 по данному вопросу, ранее направленное в налоговую службу. Согласованная позиция обоих ведомств приведена в письме Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-02/124. Суть ее такова. Бюджетным законодательством определено, что доходы фельдъегерской службы от перевозки корреспонденции на договорной основе зачисляются в доход федерального бюджета. При этом главой 25 Налогового кодекса не предусмотрено исключение средств, полученных федеральными органами исполнительной власти (в том числе Государственной фельдъегерской службой) от оказания ими платных услуг на договорной основе, из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Поскольку правоотношения, связанные с возникновением обязанности по уплате налога на прибыль регулируются главой 25 Кодекса, порядок зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от оказания платных услуг ГФС России, не является основанием для освобождения этого ведомства от обязанности налогоплательщика, а также для освобождения указанных доходов от обложения налогом на прибыль организаций.

Кроме того министерство согласилось с позицией налоговой службы относительно исключения стоимости земельного участка, который приобретен

организацией в собственность и используется для коммерческой деятельности, из состава расходов, единовременно уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

В письме от 23.12.2005 № 03-03-02/147 Минфин России признал, что земельные участки для целей применения Налогового кодекса относятся к имуществу. А значит, при их продаже налогоплательщик вправе уменьшить полученный от этого доход на величину стоимости приобретения земельных участков, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией.

Во исполнение решения межведомственной комиссии от 27 января 2006 года ФНС России доводит до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков нормативные правовые акты и разъяснения Минфина России по применению законодательства о налогах и сборах в электронном виде. Соответствующую информацию вы найдете на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль