Администрирование крупнейших налогоплательщиков

3214
В столице 524 организации, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков. С какими проблемами сталкиваются сотрудники налоговых органов при администрировании таких налогоплательщиков?

Общие принципы

К категории крупнейших относятся налогоплательщики, которые соответствуют критериям, установленным в приказе МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ (далее — приказ № САЭ-3-30/290@). Перечислим основные критерии.

Показатели финансово-экономической деятельности. Они берутся из годовой бухгалтерской отчетности организации. При этом учитывается один из следующих показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов. Этот показатель уменьшается на суммы НДС, принимаемые к вычету по внутренним оборотам. Суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0% согласно данным налоговой отчетности, в расчет не принимаются;
  • суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (показатель строки 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках») и операционных доходов (показатели строк 060—070 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках);
  • активы (сумма внеоборотных и оборотных активов). Этот показатель берется из бухгалтерского баланса (строка 300 формы № 1).

Отношения взаимозависимости между организациями в соответствии со статьей 20 НК РФ. Организация, которая связана с крупнейшим налогоплательщиком и способна оказывать влияние на результаты его деятельности, также признается крупнейшим налогоплательщиком независимо от финансово-экономических показателей своей деятельности.

Согласно приказу № САЭ-3-30/290@ организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном и региональном уровнях (п. 2 приказа № САЭ-3-30/290@).

На федеральном уровне администрирование осуществляется в специализированных (по отраслевому принципу) межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на региональном уровне — в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Пунктом 8 приказа № САЭ-3-30/290@ установлено следующее. Организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам и подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию в специализированной по отраслевому принципу Межрайонной инспекции ФНС России. Если такая инспекция отсутствует, крупнейшего налогоплательщика администрирует налоговый орган по месту нахождения организации. В последнем случае функции контроля за налоговым администрированием крупнейшего налогоплательщика возлагаются на соответствующее Управление ФНС России.

Организации, подлежащие налоговому администрированию на региональном уровне (п. 9 приказа № САЭ-3-30/290@) в межрайонных инспекциях, но расположенные в субъектах РФ, на территории которых не предусмотрено создание таких инспекций, подлежат налоговому администрированию в специализированной по отраслевому принципу Межрайонной инспекции ФНС России. Если такая инспекция не создана, налогоплательщика администрирует налоговый орган по месту нахождения организации. Функции контроля за налоговым администрированием такого налогоплательщика возлагаются на соответствующее Управление ФНС России.

Как администрируют крупнейших налогоплательщиков в Москве

Чтобы усовершенствовать процесс администрирования крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в Москве, была создана специализированная Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 48. Кроме того, для усиления контроля со стороны налоговых органов за деятельностью крупнейших налогоплательщиков в Управлении ФНС России по г. Москве в I квартале 2005 года сформирован отдел контрольной работы № 2. В его функции входит мониторинг крупнейших налогоплательщиков, который позволяет охватить выездными проверками максимальное число таких налогоплательщиков.

В 2006 году Федеральная налоговая служба утвердила новый перечень крупнейших налогоплательщиков. Отбор происходил на основании финансово-экономических показателей деятельности за 2002—2004 годы в соответствии с требованиями приказа № САЭ-3-30/290@. В перечень вошли 524 организации. Из них 166 подлежат переводу в Межрайонную инспекцию ФНС России № 48 по г. Москве, 19 — в межрегиональные инспекции.

Основная задача при администрировании крупнейших налогоплательщиков — совершенствовать предпроверочную подготовку и аналитическую работу по мониторингу финансово-хозяйственных связей крупнейших налогоплательщиков и взаимозависимых структур. Поговорим об этом подробнее.

На этапе предпроверочного анализа важно, используя доступные источники информации, выявлять максимальное число организаций, входящих в структуру крупнейшего налогоплательщика. Кроме того, нужно установить зависимые от данного налогоплательщика организации, а также созданные по его инициативе дочерние (зависимые) фирмы.

Практика показывает, что косвенным подтверждением того, что налогоплательщик применяет налоговые схемы, служит специально созданная сложная система взаиморасчетов с использованием векселей и механизма переуступки задолженности, а также активное применение механизма поручительства (агентирования). Подобные схемы всегда связаны с налоговыми рисками. Задача проверяющих состоит в том, чтобы досконально разобраться в применяемой схеме взаиморасчетов, установить наличие материальной выгоды для участников схемы, оценить ее влияние на налоговую базу участников и выявить слабые места такой схемы.

Как мы организуем проверки? Перед началом выездных проверок изучаем структуру холдинга. При этом используем все имеющиеся информационные базы, в частности Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Мы также анализируем налоговую и бухгалтерскую отчетность известных нам компаний холдинга. Результаты аналитической работы передаем в налоговый орган, в котором состоит на учете головная организация холдинга.

Кроме того, мы анализируем информацию о проведенных ранее контрольных мероприятиях по организациям, входящим в структуру холдинга, изучаем состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности налогоплательщика по каждому дебитору (кредитору). Запрашиваем банки, которые обслуживают налогоплательщика и которые предоставляют нам выписки о движении денежных средств по расчетным счетам интересующей нас организации.

Проверке предшествуют встречные проверки контрагентов по наиболее крупным или регулярным платежам. Выявленных контрагентов проверяем по специальной базе фирм-однодневок. Мы также обмениваемся сведениями о конкретном налогоплательщике с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами. И наконец, мы следим за публикациями в прессе о наиболее заметных экономических и политических событиях с участием интересующего нас крупнейшего налогоплательщика.

Чтобы повысить эффективность контрольных мероприятий, целесообразно одновременно с крупнейшим налогоплательщиком проверять банки, где совершаются основные операции плательщика, и страховые организации, с которыми заключены договоры на проверяемый период.

Подобный подход позволит расширить информационный поток по деятельности налогоплательщика и выявить дополнительные элементы применяемых схем.

Проблемы и перспективы

Как показала практика администрирования крупнейших налогоплательщиков, есть ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Так, одна из проблем в Межрайонной ИФНС России № 48 по г. Москве, администрирующей крупнейших налогоплательщиков, — это нежелание налогоплательщиков представлять регистры и различную информацию в электронном виде. Обработка данных, полученных не на бумаге, а в электронном виде, требует меньше времени, а качество проверки выше. Кроме того, суды неохотно принимают в качестве доказательств документы в электронном виде.

Чтобы повысить результативность контрольной работы, мы совершенствуем механизм запроса первичных документов и информации. Требования о представлении документов в электронном виде или на бумаге должны быть составлены корректно и четко.

Для создания эффективной системы мониторинга и контроля за ходом выездных налоговых проверок, проводимых московскими инспекциями, в 2005 году был разработан и внедрен программный комплекс, а также сформирована база данных «Планирование и контроль за выездными налоговыми проверками».

Использование программного продукта позволяет оптимизировать работу сотрудников столичного управления по методологической поддержке проведения проверок и разработке рекомендаций для территориальных инспекций.

Таким образом, основные направления контрольной работы Управления ФНС России по г. Москве по крупнейшим налогоплательщикам предполагают:

  • постоянный анализ отчетности и поступлений в бюджет для планирования и анализа налоговых поступлений в консолидированный бюджет;
  • организацию и проведение обязательных камеральных проверок (с истребованием подтверждающих документов, проведением встречных проверок);
  • максимальный охват выездными проверками налогоплательщиков, состоящих на учете. При этом необходимо неукоснительно выполнять указания ФНС России и проводить комплексные выездные налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков не реже одного раза в два года.

Мы внедряем новые программные продукты. Они позволяют в автоматическом режиме оценивать финансовую деятельность организации, проводить углубленный анализ основных показателей и сравнительный анализ налогоплательщиков по отраслевому признаку (среди однотипных групп налогоплательщиков), наблюдать динамику финансового состояния конкретного предприятия и строить прогноз на ближайший период.

В заключение перечислим направления работы по администрированию крупных налогоплательщиков на 2006 год, которые Управление ФНС России по г. Москве обозначило как приоритетные.

Во-первых, необходимо повышать квалификацию сотрудников налоговых инспекций, контролирующих крупнейших налогоплательщиков.

Во-вторых, нужно использовать источники информации, что позволит контролировать обоснованность применения ставки 0% и вычетов по НДС.

В-третьих, надо добиться, чтобы споры с налогоплательщиками решались в досудебном порядке.

И, наконец, в-четвертых, следует усилить аналитическую составляющую в контрольной работе. Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок должен быть обоснованным.

Если перечисленные задачи будут реализованы, налогоплательщики не смогут скрывать истинную налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов и сборов.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль