Обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 2006 году

776
Доклад главы ФНС России на правительственном часе в Государственной Думе РФ вызвал широкий общественный резонанс. Средства массовой информации положительно оценили это выступление и цитировали отдельные высказывания А.Э. Сердюкова. Однако полный текст доклада, который представляет интерес и для налоговых органов, и для налогоплательщиков, нигде не публиковался. Предлагаем его вашему вниманию.

Повышение уровня налогового администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики, которое в последние годы постоянно находилось в центре внимания государства.

Одним из следствий реализованных мер по проведению налоговой реформы стало общее улучшение уровня контрольной работы налоговых органов, повышение собираемости налогов и обеспечение доходов бюджетов.

Основная функция Службы — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В налоговом администрировании Служба придерживается следующих принципов:

  • равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;
  • адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;
  • достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

Обеспечение роста доходов государства должно происходить за счет:

  • увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;
  • сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.

Данные принципы являются основой работы налоговых администраций и других стран.

Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, Служба дополнительно осуществляет функции:

  • регистрирующего органа;
  • лицензирования и контроля за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции;
  • уполномоченного органа государства в делах о банкротстве;
  • контроля и лицензирования игорного бизнеса и лотереи.

Такой широкий перечень функций потребовал перехода на более эффективный функциональный принцип организации работы (узкая специализация сотрудников) и изменения структуры персонала: сокращение управленческого и увеличение инспекторского.

Реализация указанного принципа возможна только при условии определения оптимальной численности инспекции.

На практике это означало укрупнение малочисленных инспекций, что соответствовало и мировому опыту развития налоговых администраций.

Процесс укрупнения в Службе начался в 2001 году и продолжился в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов на 2002—2004 годы».

Сегодня наряду с инспекциями действуют 1230 территориальных налоговых офисов — территориальные обособленные рабочие места (ТОРМы).

Созданные на месте инспекций налоговые офисы в основном осуществляют работу с налогоплательщиками.

Федеральная налоговая служба сегодня — это:

  • 1186 территориальных инспекций;
  • 9 межрегиональных инспекций федерального уровня;
  • 82 региональных управления;
  • 180 тысяч государственных служащих.

Федеральная налоговая служба формирует 69% доходов бюджетной системы Российской Федерации.

За 2005 год в бюджетную систему поступило 5,7 трлн. руб., что на 30% больше предыдущего года.

Из них:

  • в консолидированный бюджет — 4,9 трлн. руб.;
  • в государственные внебюджетные фонды — более 800 млрд. руб.

Во многом вышеуказанные результаты достигнуты за счет работы с крупнейшими налогоплательщиками.

Их доля в общем объеме начислений по федеральным налогам и сборам по Российской Федерации составляет 44%.

Практика работы налоговых органов России с крупнейшими налогоплательщиками строится с учетом мирового опыта.

24 страны из 36, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), работают с крупнейшими налогоплательщиками через специализированные инспекции.

Создание инспекций по крупнейшим налогоплательщикам позволяет обеспечить:

  1. качественное обслуживание налогоплательщиков;
  2. эффективный контроль;
  3. стабильность доходов государства.

В России контроль за крупнейшими организациями в настоящее время осуществляется на федеральном уровне — в 8 межрегиональных инспекциях, созданных по отраслевому принципу.

Необходимо особо отметить, что с переводом крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам не меняется порядок зачисления налогов и сборов в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 налоговые органы обеспечивают ежемесячное представление информации по всем муниципальным образованиям (24,5 тысячи) в электронном виде, содержащей:

  • начисленные и уплаченные суммы по видам налогов;
  • задолженность по налоговым платежам;
  • отсроченные и рассроченные платежи.

Передаваемые сведения позволяют муниципальным образованиям проводить анализ:

  • по видам налогов;
  • по категориям плательщиков;
  • по видам экономической деятельности.

Для организации взаимодействия с муниципальными образованиями налоговыми органами была проведена следующая работа:

  • в каждой инспекции выделены специалисты для взаимодействия;
  • разработаны программные средства;
  • подготовлены пособия в помощь налогоплательщикам по заполнению платежных документов, которые размещены на сайте ФНС России;
  • на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди специалистов муниципальных образований.

Таким образом, налоговыми органами проведен комплекс мероприятий по реализации задач Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Однако остаются нерешенными отдельные проблемы по взаимодействию.

Не все муниципальные образования обеспечены квалифицированными кадрами и техникой.

В целях повышения эффективности взаимодействия с муниципальными образованиями налоговые органы проводят следующую работу:

  • при отсутствии у вновь образованных муниципальных образований технического обеспечения информационный обмен можно осуществлять через муниципальные районы. При этом районы гарантированно получат полную информацию в разрезе каждого муниципального образования, расположенного на его территории;
  • на месте реорганизованных инспекций созданы налоговые офисы, ориентированные прежде всего на работу с населением и муниципальными образованиями;
  • налоговыми органами разработаны программные средства, которые могут использоваться финансовыми органами субъектов и муниципальными образованиями.

ФНС России создан и поддерживается в актуальном состоянии Налоговый паспорт:

  • Российской Федерации;
  • федеральных округов;
  • субъектов Российской Федерации.

Налоговый паспорт содержит информацию, характеризующую:

  • экономические показатели;
  • налоговую базу;
  • поступления по налогам;
  • задолженность по налогам и другие данные.

Основной источник формирования информационных ресурсов Службы — налоговая отчетность.

Только налоговых деклараций в год сдается более 85 миллионов, и лишь 5% из них поступает в электронном виде по каналам связи.

Все данные должны быть введены в информационные ресурсы. Вручную осуществить этот ввод невозможно.

Служба крайне заинтересована в упрощении системы декларирования и уплаты налогов. Чем проще для налогоплательщика исчислить и уплатить налог, тем меньше конфликтных ситуаций и больше доходов в бюджете.

ФНС России проведена большая работа по сокращению количества показателей, содержащихся в декларациях. Так, например, декларацию по НДС, которая сдается ежемесячно, предлагается сократить более чем в два раза.

С одной стороны, это один из путей решения проблемы ввода данных, с другой стороны — снижение трудозатрат налогоплательщиков.

Одна из приоритетных задач налоговой службы — повышение качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам.

Акцент в этой работе Служба ставит на развитие электронных услуг.

Основу этой работы составляет сдача деклараций и проведение сверок с налогоплательщиками в электронном виде.

Со стороны ФНС России — это разработка и внедрение новых видов электронных услуг.

Прежде всего, это доступ налогоплательщика к своему лицевому счету. Данная технология уже начала внедряться по стране.

Безусловно, такая возможность — это мотив для перехода налогоплательщика на электронный документооборот с инспекцией.

Но, как показывает зарубежный опыт, существенно повлиять на увеличение числа плательщиков, сдающих декларации по каналам связи, можно лишь закрепив их обязанность сдавать декларации в электронном виде и разрешив им представлять декларации в более поздние сроки.

Не обладая правом устанавливать сроки сдачи отчетности, Служба обратилась в Минфин России с предложением по внесению поправок в Налоговый кодекс.

Внесены предложения, чтобы для организаций численностью более 100 человек сдача декларации в электронном виде была бы обязательна.

С середины 2002 года Служба осуществляет еще одну функцию — государственную регистрацию.

С 2004 года начата государственная регистрация предпринимателей.

В результате:

  • реализован заявительный принцип государственной регистрации;
  • впервые созданы государственные реестры юридических лиц (порядка 3 миллионов) и предпринимателей (5 миллионов);
  • вся процедура госрегистрации занимает 5 дней (ранее 70—90 дней);
  • реализован принцип «одного окна»;
  • обеспечена открытость данных реестров для пользователей (например, ежедневно к сайту ФНС России обращаются порядка 150 тысяч пользователей).

Наряду с вышеназванными положительными моментами государственной регистрации нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкивается государство.

Две основные из них — это фирмы-однодневки и так называемый захват фирм.

Россия — одна из немногих стран, где можно создать компанию с ограниченной ответственностью, вложив минимальную сумму капитала, а порой и не вкладывая ничего.

В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день.

Из практики работы Службы видно, что более 50% организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.

В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении фирм-однодневок могут лишь приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не решают проблему в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой подготовлены.

Службой разработан и утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Это сводный документ, включающий все процедуры Службы при контактах с налогоплательщиками с указанием форм и сроков исполнения. Единый стандарт размещен в средствах массовой информации и на сайте Службы. Исполнение стандарта контролируется организационными методами ФНС России, и в 2006 году будет внедрен автоматический контроль. Его результаты станут одним из важных критериев оценки работы инспекций.

В целях досудебного урегулирования споров, повышения качества работы с жалобами налогоплательщиков и в конечном итоге снижения количества рассматриваемых споров в судах на всех уровнях Службы (до инспекций) созданы подразделения налогового аудита.

Основными направлениями работы этих подразделений являются:

  • рассмотрение жалоб на решения налоговых органов и бездействие должностных лиц;
  • рассмотрение возражений и разногласий на акты выездных налоговых проверок.

Работа подразделений налогового аудита должна принципиально изменить сложившуюся ситуацию с рассмотрением жалоб и возражений, сократив количество судебных процессов, ведущих к потере времени, сил и средств, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства.

Дальнейшее развитие налогового администрирования Служба связывает:

  • с необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;
  • с развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;
  • с сокращением издержек налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.

Формируя и реализуя налоговую политику, важно соблюдать баланс интересов государства и налогоплательщиков.

С одной стороны, важно иметь четкое законодательство, обеспечивающее защиту прав налогоплательщиков, с другой — Служба должна обладать инструментами контроля и правами, достаточными для обеспечения защиты интересов государства и общества в целом.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль