Налог на имущество: льготы по Налоговому кодексу

4953
С 2004 года налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 30 Налогового кодекса. Перечень льгот по налогу и порядок их предоставления претерпел значительные изменения. В статье подробно рассматриваются льготы по налогу на имущество организаций, которые предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне в соответствии со статьей 381 Кодекса.

Глава 30 НК РФ отменила многие льготы по налогу на имущество организаций, действовавшие до 1 января 2004 года. Например, льготы для государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций.

Итак, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ?

Федеральные льготы

Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России. Пунктом 1 статьи 381 НК РФ предоставлено освобождение от налога организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы по имуществу, используемому для осуществления функций, возложенных на эти организации. Основные функции и задачи учреждений уголовно-исполнительной системы установлены статьями 1 и 2 Федерального закона от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1).

Уголовно-исполнительная система Минюста России включает в себя:

  1. учреждения, исполняющие наказания;
  2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  3. центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России.

По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Об этом говорится в статье 5 Закона № 5473-1.

Религиозные организации. В соответствии с пунктом 2 статьи 381 НК РФ от налога на имущество освобождается имущество религиозных организаций. В статье 8 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) раскрывается понятие «религиозная организация». Это - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, которое образовано для совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.

К религиозной деятельности относится вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Об этом гласит пункт 1 статьи 6 Закона № 125-ФЗ.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Они должны иметь государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В религиозных организациях не подлежат обложению налогом на имущество: церкви, монастыри и иные культовые здания, сооружения и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии и иные образовательные учреждения, а также технические средства и имущество, используемое для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

Обратите внимание

Все имущество, входящее в указанные объекты, освобождается от налогообложения. В отношении других основных средств льгота, установленная пунктом 2 статьи 381 НК РФ, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством соответствующего субъекта РФ.

Учтите, что представительство иностранной религиозной организации не вправе заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения. Это установлено пунктом 2 статьи 13 Закона № 125-ФЗ. Следовательно, льгота, введенная подпунктом 2 статьи 381 НК РФ, на имущество таких представительств не распространяется.

Общероссийские общественные организации инвалидов. Согласно пункту 3 статьи 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов.

Определение общественных организаций инвалидов приведено в статье 33 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, для обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов. Среди членов таких организаций инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) должны составлять не менее 80%. К общественным организациям инвалидов также относятся союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки.

Обратите внимание

Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу, установленную пунктом 3 статьи 381НК РФ. Но в то же время освобождение от налога на имущество для них может быть предусмотрено законодательством соответствующего субъекта РФ.

Итак, указанной льготой по налогу на имущество организаций могут воспользоваться:

  1. общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов), если смогут документально подтвердить, что среди их членов (с учетом состава структурных подразделений) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% на начало и конец отчетного (налогового) периода;
  2. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов льготируемых общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Льгота предоставляется в отношении имущества, используемого этой организацией для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг. Исключение составляют брокерские и иные посреднические услуги, на которые льгота не распространяется.

Льгота по налогу на имущество не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 901.

Расчет среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России2.

Как узнать, что имущество фактически используется для производства и реализации товаров (работ, услуг) и организация вправе применять льготу? Это определяется по методу учета амортизации, начисленной по данному имуществу: она должна быть списана на затраты на производство и (или) реализацию указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета;

  1. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов. Льгота предоставляется по имуществу, используемому для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям3.

Статус таких учреждений определяется по учредительным документам (решению учредителя о создании организации, уставу, положению). В них указываются сведения о собственнике имущества данной организации, а также цели ее создания. Они должны быть исключительно некоммерческими или направлены на решение социальных задач.

Учреждения обязаны вести раздельный учет имущества, используемого для достижения перечисленных целей и для других видов деятельности.

Организации, осуществляющие производство фармацевтической продукции. Пунктом 4 статьи 381 НК РФ установлена льгота для организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. От налогообложения освобождается имущество, используемое ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Льгота по налогу на имущество предоставляется указанным организациям при наличии у них соответствующей лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 500.

Для правомерного применения льготы по налогу на имущество данные организации обязаны вести раздельный (обособленный) учет имущества, используемого для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Организации, имеющие на балансе памятники культурного наследия федерального значения. Льгота для таких организаций установлена пунктом 5 статьи 381 НК РФ. При ее применении необходимо учитывать следующее.

Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия. Такое определение приведено в статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее - Закон № 73-ФЗ).

Перечень объектов культурного наследия дан в статье 3 Закона № 73-ФЗ.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия, должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством РФ. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные требования, обеспечивающие сохранность такого объекта. Это следует из статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такой объект также не подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Обратите внимание

Согласно пункту 3 статьи 63 Закона № 73-ФЗ охранные обязательства применяются до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр. То есть в отношении объектов культурного наследия, включенных в указанный реестр, охранные обязательства не оформляются. В этом случае подтвердить право на льготу можно по паспорту объекта культурного наследия, который выдается собственнику объекта и содержит необходимые сведения.

Организации, имеющие объекты жилищного фонда и жилищно-коммунального комплекса, финансируемые из бюджета. До 1 января 2006 года не подлежат налогообложению объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов (п. 6 ст. 381 НК РФ).

Для применения данной льготы необходимо учесть следующее.

Согласно Закону РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая:

  • жилые дома, общежития, гостиницы-приюты;
  • дома маневренного фонда;
  • жилые помещения из фондов жилья для временного поселения;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • дома-интернаты для инвалидов и ветеранов;
  • квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в строениях, пригодные для проживания.

Под недвижимостью в жилищной сфере понимается недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее:

  • земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития;
  • жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
  • сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ)4 в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации. Это:

  • система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъемники и лифты.

Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование, также относятся к зданиям. Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включаются в состав зданий начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца (в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода).

Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт или проходных втулок (включая ящик, муфты и втулки).

Следовательно, к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК относятся названные выше сооружения, расположенные в границах земельных участков жилых зон.

И последнее. Под финансированием за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов понимается целевое направление средств из указанных бюджетов на содержание конкретных объектов.

Организации, имеющие на балансе объекты социально-культурной сферы. Пунктом 7 статьи 381 НК РФ льгота по налогу на имущество предоставлена организациям, имеющим на балансе объекты социально-культурной сферы, используемые ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Льгота действует до 1 января 2006 года.

Если организации социально-культурной сферы осуществляют исключительно уставную деятельность (в том числе оказывают соответственно своему профилю платные услуги) и не сдают в аренду имущество, тогда все основные средства, находящиеся на балансе данных организаций, освобождаются от налогообложения.

При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы нужно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Группировки объектов в ОКОФ сформированы по видам деятельности, которые осуществляются с использованием этих объектов, и по видам производимых в результате этой деятельности продукции и услуг.

Льгота по налогу на имущество предоставляется организациям-налогоплательщикам любых форм собственности при условии, что указанные объекты основных средств социально-культурной сферы (движимые и недвижимые) используются по целевому назначению непосредственно этими организациями.

Объектом культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для указанных целей. Соответствующее предназначение объекта имущества (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на этот объект, а также распорядительными документами организации по его использованию.

Льгота не применяется к объектам социально-культурной сферы, которые в течение налогового (отчетного) периода использовались не для указанных выше целей, а для коммерческой деятельности, например полностью сдавались в аренду.

Если целью создания организации является деятельность, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, что закреплено в ее учредительных документах, а иные виды деятельности организация не осуществляет, то объекты основных средств, используемые в указанных социально-культурных целях, находящиеся на балансе данной организации, не облагаются налогом на имущество организаций.

Отдельно стоящие объекты (административные здания, гаражи, столовые, рестораны, магазины, транспортные средства и иные аналогичные объекты) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Но специально оборудованные транспортные средства, такие как медицинская лаборатория, реанимация, скорая помощь, освобождаются от налогообложения.

Итак, если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной уставной деятельностью иные виды деятельности, например занимаются торговлей, сдачей имущества в аренду и т. п., то указанные основные средства, полностью используемые для предпринимательских целей, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Для применения соответствующей льготы по налогу на имущество организация должна обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.

Организации, имеющие объекты мобилизационного назначения, законсервированные (не используемые) в производстве. Таким организациям льгота по налогу на имущество предоставлена пунктом 8 статьи 381 НК РФ. Льгота действует до 1 января 2005 года.

Перечень организаций, имеющих объекты основных средств мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве, а также порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки утверждается Правительством РФ.

Пока такого документа нет. До его принятия следует руководствоваться Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564 и МНС России № БГ-18-01/3 от 02.12.2002.

Чтобы применить льготу, налогоплательщик должен представить в налоговые органы оформленный в установленном порядке перечень законсервированного и (или) не используемого в производстве имущества. Перечень должен быть утвержден органом исполнительной власти (федеральным или региональным), уполномоченным Правительством РФ устанавливать мобилизационные планы.

Организации, имеющие на балансе объекты особого значения. Пунктом 8 статьи 381 Налогового кодекса предоставлена льгота по налогу на имущество организациям, имеющим на балансе испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения. Указанная льгота действует до 1 января 2005 года.

К объектам единой системы организации воздушного движения относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами. Об этом сказано в статье 42 Воздушного кодекса РФ5.

Имущество гражданской и экспериментальной авиации в соответствии с действующим законодательством находится в государственной и муниципальной собственности и в собственности юридических лиц. Речь идет о воздушных судах, аэродромах, аэропортах, технических средствах и других средствах, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов. Аналогичное имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения находятся только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов РФ (ст. 7 Воздушного кодекса РФ).

От налога на имущество освобождаются органы единой системы организации воздушного движения РФ6.

Обратите внимание

От налогообложения освобождаются основные средства, расположенные на участке земли или поверхности воды (здания, сооружения, оборудование) и предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Перечисленные объекты включены в состав аэродромов на основании пунктов 1 и 2 статьи 40 Воздушного кодекса РФ.

Организации, имеющие радиационно опасные и ядерно-опасные объекты. Ядерные установки, используемые в научных целях, хранилища радиоактивных отходов, суда (ледоколы) с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания освобождаются от налогообложения (пункты 9 и 10 ст. 381 НК РФ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон № 170-ФЗ) к ядерным установкам относятся:

  • сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
  • сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
  • сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
  • другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности. Это следует из статей 5 и 11 Закона № 170-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 238 утвержден Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.



Согласно статье 34 Закона № 170-ФЗ организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей (научных исследований и изысканий), и пункты хранения, должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Организации, имеющие на балансе железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередач. Для данных организаций льгота по налогу на имущество установлена пунктом 11 статьи 381 НК РФ. Льгота предоставляется по имуществу, из которого состоят указанные объекты. Это имущество (основные средства) обязательно должно быть включено в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Организации, имеющие космические объекты. Пунктом 12 статьи 381 Кодекса предоставлена льгота по налогу на имущество в отношении космических объектов (спутников связи и др.). Для применения этой льготы следует руководствоваться Законом РФ от 20.08.93 № 5663-1 «О космической деятельности» и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ).

Специализированные протезно-ортопедические предприятия. Для этих предприятий льгота по налогу на имущество установлена пунктом 13 статьи 381 НК РФ.

Льгота предоставляется всем специализированным протезно-ортопедическим предприятиям по производству протезно-ортопедической продукции независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Перечень такой продукции и соответствующих работ и услуг приведен в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 № 309.

Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Для данной категории налогоплательщиков льгота по налогу на имущество установлена пунктом 14 статьи 381 Кодекса. Необходимо отметить, что коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации должны быть созданы в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Государственные научные центры. Этим организациям льгота по налогу на имущество предоставлена пунктом 15 статьи 381 НК РФ.

Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента РФ от 22.06.93 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ № 939).

Отнесение организаций науки и высших учебных заведений к государственным научным центрам РФ осуществляет Правительство РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом гласит пункт 2 Указа Президента РФ № 939.

Государственный научный центр РФ действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством РФ одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра (п. 4 Указа Президента РФ № 939).

Научные организации российских академий наук. Пунктом 16 статьи 381 Кодекса предоставлена льгота по налогу на имущество научным организациям Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств. От налогообложения освобождается имущество, используемое в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Льгота действует до 1 января 2006 года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. К ней относятся:

  • фундаментальные научные исследования, которые определяются как экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
  • прикладные научные исследования, которые определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Обратите внимание

К научной (научно-исследовательской) деятельности не относится научно-техническая деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Иными словами, данная налоговая льгота применяется исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Льготой могут воспользоваться организации, имеющие свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав указанных российских академий наук.

Региональные льготы

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования. При этом льготы, предусмотренные статьей 381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе установить на подведомственной территории налоговые льготы, аналогичные тем, что указаны в статье 381 Кодекса. Федеральным законодательством введены ограничения по сроку действия некоторых льгот. Между тем региональные власти могут на подведомственных территориях устанавливать действие тех же льгот без подобного ограничения.

Например, субъекты РФ могут предусмотреть налоговые льготы:

  • для религиозных организацияй - в отношении любого принадлежащего им имущества, в том числе используемого в хозяйственной деятельности;
  • для региональных общественных организаций инвалидов или других организаций инвалидов - в отношении имущества, не указанного в статье 381 НК РФ;
  • для фармацевтических организаций по производству медицинских препаратов - в отношении имущества для производства не только ветеринарных препаратов;
  • в отношении памятников истории и культуры регионального и (или) местного значения;
  • в отношении любых объектов с ядерными установками;
  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исключения из объектов налогообложения

Следует различать льготы, перечень которых установлен статьей 381 НК РФ, и имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения. Перечень имущества, исключаемого из объекта налогообложения, приведен в пункте 4 статьи 374 НК РФ. Он небольшой - в нем всего два пункта.

Объекты природопользования. Не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) сказано следующее. К природным ресурсам относятся компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под природной средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Закона № 7-ФЗ.

Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.

Имущество федеральных военизированных структур. Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

К военной службе также приравнивается фельдъегерская служба. Это следует из Федерального закона от 17.12.94 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи».

В соответствии с Указом Президента от 22.12.93 № 2253 и Федеральным законом от 21.07.97 № 114-ФЗ таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов РФ и относятся к государственным военизированным организациям.

Обратите внимание

Не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Если указанное имущество используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

При определении состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка следует руководствоваться Законом РФ от 05.03.92 № 2446-1 «О безопасности», а также Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Например, учреждения, входящие в систему (в состав) указанных выше федеральных органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке. Речь идет о лабораториях, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и других организациях и унитарных предприятиях.

Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке.

1: Состав подакцизных товаров определяется в соответствии с требованиями статьи 181 НК РФ, в которой установлен перечень подакцизных товаров.

2: Постановления Госкомстата России от 04.08.2003 № 72 «Об утверждении порядка заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения» и от 30.11.2001 № 89 «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1, № П-2, № П-3, № П-4».

3: Под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). Согласно статье 296 ГК РФ имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

4: Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.

5: Воздушный кодекс РФ введен Федеральным законом от 19.03.97 № 60-ФЗ.

6: Перечень органов единой системы организации воздушного движения представлен в подпункте 34 пункта 2 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1084.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль