М.В. Мишустин: «Принцип “одного окна” должен заработать со следующего года»

1 августа 2003 465

Наверное, трудно найти налогоплательщика, который бы ничего не слышал о принципе «одного окна». Слишком много за последний год говорилось, что процедура регистрации предприятий упростится. Но вместо этого, как показывает практика, сроки создания фирмы увеличились. Михаил Владимирович, не кажется ли вам как куратору в МНС России всего, что связано с регистрацией и учетом налогоплательщиков, что воз и ныне там?

Нет, не кажется. Напомню, что функции по регистрации были переданы министерству с июля 2002 года. Конечно, на первых порах у нас были трудности, в первую очередь в Москве, где сосредоточено большое число налогоплательщиков. Но многие проблемы удалось решить. Например, пресечь практику искусственного создания очередей. В Москве были привлечены к уголовной ответственности люди, делавшие бизнес на создании фиктивных очередей в налоговых органах.

Но, пожалуй, главная новость на сегодняшний день в другом. Правительством направлен в Госдуму пакет поправок в законодательство, который в полной мере позволит реализовать принцип «одного окна». Поясню. Передача МНС России функций по регистрации изначально была как бы первым этапом перехода к «одному окну». Теперь одновременно с государственной регистрацией юридического лица будет осуществляться его постановка на учет в налоговых органах.

Но каждый налогоплательщик знает, что при создании предприятия кроме налоговой инспекции ему нужно вставать на учет в Пенсионном фонде, ФСС России и Госкомстате России. Делать это предприятия обязывают Налоговый кодекс, Федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т. д.

С принятием поправок все должно упроститься. Налоговые органы будут сами передавать данные о юридических лицах в государственные внебюджетные фонды и органы статистики. И налогоплательщикам не придется вставать на учет в каждом из них самостоятельно.

Когда планируется принять поправки?

Госдума рассмотрит их осенью. Если они будут приняты, принцип «одного окна» заработает с начала следующего года.

Еще вопрос о регистрации. Недавно мы были на открытии в Москве регистрационного центра на базе столичной ИМНС № 391. Очень понравилось. Однако не получится ли так, что на Москве все и остановится, а в регионах по-прежнему будут очереди?

1: Подробнее о регистрационном центре читайте в РНК, 2003, № 14. -- Примеч. ред.

Скорее наоборот. Москва это только начало. Такой же центр скоро откроется в Санкт-Петербурге. В дальнейшем центры будут создаваться в ряде крупных городов. К тому же за прошедший год налоговые инспекции приобрели опыт и процедура регистрации уже отработана.

Об этом свидетельствует создание Единого государственного реестра юридических лиц, или сокращенно ЕГРЮЛ. На сегодняшний день он хранит записи о более чем 2,4 миллиона предприятиях.

Мне бы хотелось отметить еще одну нашу заслугу. ЕГРЮЛ -- это не просто некая база данных, закрытая от посторонних глаз. Отнюдь. Ресурс обладает признаками открытости и доступности. Это значит, что на сегодняшний день при заключении сделки любое заинтересованное лицо имеет возможность получить сведения о своем контрагенте через Интернет или направив запрос в налоговый орган. Через Сеть он может узнать номер свидетельства о регистрации, а также исполнило ли юридическое лицо обязанность, предусмотренную статьей 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

На письменный запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ инспекции обязаны ответить в 5-дневный срок. Заинтересованное лицо может получить копию устава, учредительного договора юридического лица, а также копии иных документов, содержащихся в регистрационном деле.

Имея на руках все эти бумаги, можно проверить полномочия другой стороны и не опасаться, что заключаемая сделка впоследствии может быть признана недействительной.

А как быть с фирмами-однодневками и фирмами, сдающими «нулевую» отчетность? Помнится, полгода назад вы говорили, что к лету инспекции сформируют списки всех «мертвых» фирм и начнется их ликвидация...

Вероятно, под «мертвыми» фирмами вы подразумеваете юридических лиц, не представивших о себе данные в налоговые органы до 1 января этого года?

Во-первых, не все они фирмы-однодневки. Некоторые просто не успели заявить о себе. Сейчас, если фирма добросовестно работает, вовремя отчитывается, она может получить свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Однако за то, что срок пропущен, ей надо будет уплатить штраф 5000 рублей.

Во-вторых, что касается остальных, то такие списки в налоговых инспекциях уже есть. Перечень юридических лиц, не представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ, также размещены на Интернет-сайте Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По нашим данным их около 1,6 миллиона. Все они будут ликвидированы. Проблема заключается лишь в том, что пока процедуру ликвидации нам не удалось упростить. Ликвидация одной фирмы-однодневки занимает как минимум месяц.

Не могли бы вы рассказать об имеющихся предложениях по ускорению процедуры ликвидации «мертвых» фирм?

Правительством было дано поручение Минэкономразвития России представить законопроекты по упрощению процедуры ликвидации. На данный момент они находятся на стадии доработки. Свои предложения внесло и МНС России.

Совершенствование процедуры ликвидации юридических лиц требует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты.

В целях прекращения деятельности недействующих юридических лиц («мертвых компаний») разработано три варианта законопроектов.

Первый вариант -- внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, предусматривающий установление упрощенной процедуры ликвидации юридического лица.

Второй вариант -- внесение дополнений в статью 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», предусматривающих внесудебное исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

И, наконец, третий вариант -- ограничение правоспособности юридического лица, нарушившего нормы действующего законодательства. Указанный законопроект предоставляет налоговым органам право обеспечить защиту прав участников гражданского оборота от «действий» недобросовестных юридических лиц.

Михаил Владимирович, помимо регистрации в министерстве вы курируете все, что связано с информационными технологиями. Наверняка это непочатый край работы. Хотелось бы узнать, чего удалось добиться МНС России в этом направлении.

Главное -- это, безусловно, то, что в министерстве выработано четкое понимание, какой должна быть система налогового администрирования, и план, как это сделать. Мы много ездили и смотрели, как налоговая система работает в развитых странах. Опыт таких стран, как Швеция, США, Дания и других, нам очень помог.

Однако чтобы не быть голословным, расскажу об основных задачах, которые нам уже удалось решить.

Во-первых, у нас есть модель для каждой из структур МНС России. Вы знаете, что министерство выпустило приказ, в котором определена типовая структура инспекций. Мы также разработали типовые правила технологического оснащения инспекции. То есть теперь для каждой инспекции мы имеем готовую инструкцию, как должно выглядеть рабочее место сотрудника. Например, создается инспекция или идет процесс модернизации. Мы четко знаем, какая техника (компьютеры, серверы, АТС), какое программное обеспечение там должны быть. А также как организовать внутреннюю сеть инспекции, телефонную. Я считаю это одним из ключевых моментов.

Во-вторых, большой шаг сделан в области телекоммуникаций налоговых органов. Не секрет, что наша самая большая проблема -- это ограничение возможности передачи информации. Однако нам удалось создать систему обмена данными между МНС и всеми 89 Управлениями в регионах. Затраты составили всего 25 миллионов рублей. Значение такой системы трудно переоценить. Понимаете, чем быстрее и качественнее МНС будет получать информацию, тем быстрее оно сможет принимать правильные решения.

Следующий этап телекоммуникационной структуры -- это создание устойчивых каналов связи между регионом и отдельной инспекцией. До 2004 года к этим телекоммуникационным каналам будут подключены 407 инспекций, вошедших в Федеральную программу модернизации налоговых органов. То есть реализуется наша цель: построить единую информационную среду с бюджетообразующими субъектами для нашей системы.

Наконец, в-третьих, с уверенностью могу сказать, что мы решили вопрос сдачи электронной отчетности. Но, к сожалению, этой возможностью пользуется пока небольшое число налогоплательщиков.

Вы хотите сказать, что регионам больше не придется, как было раньше, самим дорабатывать и адаптировать под себя программные продукты по электронной отчетности? А налогоплательщикам регулярно приходить за обновлениями и т. д.?

Совершенно верно. Все будет базироваться на единой системе электронной обработки данных (ЭОД), разработанной ГНИВЦ Нижнего Новгорода. Этот продукт представляет собой комплект программ с лабораторным практикумом по системе, с комплектом CD для установки, с учебником, с методическими указаниями. То есть, по сути, это программа работы инспекции. Теперь если вы приходите работать в МНС, вам дается пакет и вы четко по системе обучения идете шаг за шагом: становитесь инспектором или специалистом с систематизированными знаниями, которые проанализированы людьми, создавшими этот продукт.

Сейчас ЭОД внедряют в 31 регионе -- в тех 407 инспекциях, о которых уже говорил. Кроме того, в рамках работы с ГНИВЦ созданы еще два программных пакета. Это «Инспектор», который является системой связи между налоговой инспекцией и внешними организациями. И модуль «Принтер» для налогоплательщиков. Он предназначен для формирования и передачи электронной отчетности. Таким образом, у нас создан единообразный модуль, который позволяет в формате МНС сдать отчетность, не приходя в инспекцию.

Вы упомянули о единой информационной среде налоговой системы. Понятно, что это позволит МНС более оперативно принимать те или иные решения. Но как на деле это отразится на налогоплательщиках?

Создание сильной высокотехнологичной налоговой системы не может быть самоцелью. В конечном итоге все это должно работать на благо налогоплательщиков. Объясню на примере. Вспомните, ведь несколько лет назад отделения федерального казначейства передавали мешки с платежными поручениями в наши инспекции. На сегодняшний день мы полностью закрыли этот процесс. Автоматизировали взаимодействие с казначейством. Информация о том, что предприятие перечислило налог, теперь отражается на его лицевом счете мгновенно.

Кроме того, нужно четко понимать, что без информатизации невозможно эффективное регулирование. Раньше из-за того, что миграция налогоплательщиков была незначительной, субъекты обходились своими программами и существовали как бы обособленно. Единой информационной среды не было. Сейчас картина изменилась -- найти нужного мигрировавшего бизнесмена не составит труда.

Но это лишь вершина айсберга. Главное в том, что можно будет очень быстро выявлять имеющиеся проблемы в налоговом администрировании да и вообще в экономике и, следовательно, быстро на них реагировать.

Ну что ж, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Нам остается только пожелать скорейшего осуществления планов МНС России.

Благодарю. Можете уверить ваших читателей, что они обязательно осуществятся.

Беседу вели Наталья Попова и Ислам Рамазанов

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль