Р.М. Досмухамедов: «Мы видим МНС России сервисным ведомством»

15 августа 2003 467

О причинах реорганизации

Налоговые органы были созданы в 1990 году. За эти годы сформировалась их структура по всей стране -- в каждом административном образовании появились инспекции. Этот путь развития мы называем экстенсивным. Он естественным образом пройден, и наступил момент, когда продолжать идти этим путем стало невозможно. Поэтому последние годы весь коллектив министерства занимался тем, что готовился к реорганизации налоговых органов.

Что же сделано за эти годы? Прежде всего мы осмыслили то, что у нас есть на сегодняшний день, в каком состоянии мы находимся. Период «феодальной раздробленности», который у нас был, сказался на системе налоговых органов в целом. В каждой инспекции было все по-своему: своя структура, своя технология работы и т. д. Как было раньше? Был налоговый инспектор, к нему были прикреплены все предприятия, находящиеся, например, на одной улице. Бухгалтер к нему приходил, консультировался, отдавал документы, инспектор их принимал, вводил данные в компьютер, сам все проверял и оформлял результаты проверки. Понятно, что КПД при такой работе был крайне низким.

Как его повысить? Нужно перестроить всю работу. Мы считаем, что налоговое администрирование -- это конвейер, технологическая цепочка. Один принимает документы, второй их проверяет, третий по итогам проверки пишет заключение и т. д. Это функциональный принцип организации работы. Этот принцип, кстати, положен в основу готовящейся реформы всего административного аппарата государства. МНС России уже идет по этому пути.

Об идеальной инспекции

Основываясь на функциональном принципе, мы нарисовали для себя идеальную модель инспекции. В ней 12 отделов:

  1. руководство;
  2. отдел финансового и общего обеспечения;
  3. юридический отдел;
  4. отдел регистрации и учета налогоплательщиков;
  5. отдел работы с налогоплательщиками;
  6. отдел информационных технологий;
  7. отдел ввода и обработки данных;
  8. отдел учета, отчетности и анализа;
  9. отдел урегулирования задолженности;
  10. отдел камеральных проверок;
  11. отдел выездных проверок;
  12. отдел оперативного контроля.

Для каждого отдела мы прописали все то, чем он должен заниматься. Например, в функции отдела работы с налогоплательщиками входит прием отчетности и других документов от налогоплательщиков, их информирование о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверок, подготовка ответов на запросы и т. д.

Затем мы разработали инструкции на отдельные рабочие места, прописав обязанности каждого сотрудника и требования к нему. Кстати, интересная деталь: при функциональной структуре далеко не каждый сотрудник инспекции должен знать налоговое законодательство. Это важно при сегодняшнем кадровом голоде, который испытывают налоговые органы.

Есть три категории сотрудников, которым знание налогового законодательства необходимо: юристы, аналитики, то есть те, кто занимается камеральными проверками, и технологи -- те, кто поддерживает всю процедуру работы инспекции. Для всех остальных юридические познания необязательны -- достаточно четко следовать инструкции, в которой прописано, что и как нужно делать в той или иной ситуации.

Когда мы нарисовали эту идеальную модель инспекции, стало очевидно, что это должна быть крупная структура. У нас же до конца прошлого года было 2500 инспекций самого разного «калибра». Чуть ли не в каждом селе была своя инспекция из двух десятков человек: администрация плюс три-четыре специалиста. И это на несколько фирм. А в Москве, к примеру, на одного инспектора приходятся тысячи предприятий.

Что в этой ситуации предпримет грамотный менеджер корпорации, мыслящий в категориях экономической эффективности (а мы в министерстве относимся к своей работе именно так)? Ликвидировать неэффективные подразделения и концентрировать ресурсы в эффективных. То же самое сделали и мы, пойдя по пути укрупнения инспекций.

На первом этапе мы задали минимальную планку для инспекции -- 40 человек. Начали создавать межрайонные инспекции, обслуживать несколько территориальных образований. Кстати, это вызвало бурю негодования местных властей, недовольных тем, что их лишают собственных инспекций. В министерство посыпались обращения губернаторов, глав администраций, депутатов Госдумы. Но мы не отступили и из 2500 инспекций оставили 1600. И это не предел: в идеале полноценно может работать инспекция, в штате которой 100 человек и более. Именно к этой цифре мы стремимся.

О технологической базе

Чтобы реализовать нашу идеальную модель, нужно было создать материально-техническую базу и прежде всего телекоммуникационную сеть. Задача архисложная, но на 90% мы ее уже решили.

Мы опутали сетью всю страну, все региональные управления. Теперь у нас есть IP-телефония: я могу нажать кнопку и попасть к любому сотруднику.

В нашем распоряжении скоростные каналы для передачи данных. Время бумаги прошло, до конца года мы должны систему налоговых органов полностью перевести на электронный документооборот. Более того, мы можем передавать по своей сети также и аудио- и видеоинформацию. Это важно для организации дистанционного обучения персонала.

Другая задача, которая перед нами стояла, -- довести компьютерную технику на местах до того уровня, который требуется, чтобы усваивать и обрабатывать поступающую в налоговые органы информацию. С этой задачей мы справились. В целом по системе налоговых органов компьютеризировано около 55% рабочих мест. В некоторых крупных регионах этот показатель доходит до 84%. Причем речь идет о современных компьютерах, способных работать со сложными программами и большими базами данных. Сегодня ни у одного ведомства страны, разве что у Банка России, такого уровня технической оснащенности нет.

Следующий вопрос, который надо было решить, -- это создать единый для всех налоговых органов программный комплекс. Мы занимались им на протяжении трех-четырех лет. Раньше у нас было 25 разных программ, только в Москве их было пять, которые порой не состыковывались. Мы же создали единый программный комплекс, который называется «Электронная обработка данных».

Кроме того, одновременно перед нами стояла подзадача, если можно так сказать, -- обеспечить налогоплательщикам возможность передачи документов в налоговые органы в электронном виде. За этим будущее, по этому пути идет весь мир, и мы не должны быть исключением. Сегодня налоговые инспекции в целом по стране готовы принимать отчетность в электронном виде. Теперь нам предстоит убедить налогоплательщика воспользоваться этой возможностью.

О работе с налогоплательщиками и налоговых проверках

До 2001 года во всех стратегических планах министерства в основном уделялось внимание сбору налогов, сокращению недоимки. Федеральная целевая программа модернизации налоговых органов, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 № 888, впервые провозгласила в качестве нашей стратегической цели улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг. И все, что мы сейчас делаем, мы рассматриваем с этой точки зрения.

Мы видим МНС России сервисным ведомством, которое от лица государства предоставляет услуги налогоплательщику по исполнению им его конституционной обязанности по уплате налогов. Идеальная картина такова. Вы создаете предприятие, приходите в инспекцию, регистрируетесь в отделе регистрации и учета налогоплательщиков. Затем идете в отдел работы с налогоплательщиками -- вам говорят, что вы будете обязаны платить такие-то налоги, сдавать такую-то отчетность, снабжают справочными материалами, предоставляют программный комплекс для формирования отчетности и электронных контактов с инспекцией. Если у вас какие-то вопросы -- на них оперативно ответят в том же отделе.

Не скрою, что на сегодняшний день работа с налогоплательщиками еще очень далека от этого идеала. Поэтому создание соответствующих отделов, организация их полноценной работы – одна из важнейших задач, стоящих сейчас перед налоговыми органами.

Отдельно нужно сказать о налоговых проверках. Очевидно, что проводить выездную проверку каждой из полутора миллионов зарегистрированных фирм раз в два года, как этого требует нынешнее законодательство, физически невозможно. Да это и не нужно -- нигде в мире такого нет. Все идут по пути разделения налогоплательщиков на группы, налоговый контроль каждой из которых строится по-разному: кого-то проверяют чаще, кого-то реже. По этому пути идем и мы.

С этой целью в первую очередь были созданы межрегиональные инспекции по крупным налогоплательщикам. Затем мы определили крупных налогоплательщиков на уровне регионов, которые переведены в межрайонные инспекции по крупным налогоплательщикам. Они -- кормильцы бюджета, и мы будем с ними тесно работать.

Далее уровень территориальных инспекций. Здесь мы определили основных налогоплательщиков -- тех, кто в сумме дает 60% поступлений по этой инспекции. Их мы планируем проверять с другой периодичностью -- условно раз в два-три года.

Остальных налогоплательщиков мы будем проверять раз в пять, может быть, в шесть лет -- мы еще не определились.

Особая категория -- малый бизнес. Сейчас идут дискуссии, как построить контрольную работу по нему. Мое частное мнение -- пока малый бизнес вообще нужно оставить в покое, не докучать ему проверками: пусть люди просто сдают декларации -- мы их проверим. Если есть арифметические нестыковки, выясним, в чем дело, и на этом остановимся.

Я глубоко убежден, пока в России не сформируется средний класс, в стране не будет стабильности. Средний класс -- вот основа. Но на его создание уйдут годы.

Тут мне могут возразить, что тогда все перейдут в разряд малых предприятий. Может, кто-то и перейдет, но в основном, я уверен, что нет. Потому что даже у средней фирмы есть свое имя, репутация, собственные наработки на рынке, и она ими дорожит. А крупные компании тем более.

О сегодняшнем дне и планах на будущее

Очевидно, что единовременная модернизация всех 1500 имеющихся у нас инспекций требует огромных финансовых ресурсов. Поэтому мы определили для себя приоритетные инспекции. Их набралось 407, представляющих 31 региональное управление1. Эти инспекции -- мы называем их базовыми -- дают 70% налоговых поступлений в бюджет. В них работает 69 тыс. сотрудников из 169 тыс. в целом по налоговой системе.

Заданы очень жесткие сроки по реорганизации базовых инспекций. В январе мы запустили этот процесс, уже к 1 мая -- а в Москве к 1 июля -- все 407 инспекций должны были перейти на новую структуру. И они это сделали. Предварительно мы провели достаточно серьезную работу по обучению персонала. Для этого была создана целая система подготовки кадров. Собрать в Москве и обучить все 69 тыс. человек невозможно. Поэтому мы пошли по пути так называемой репликации знаний. Сначала мы подготовили 300 преподавателей-репликаторов. Они у себя в управлении обучили еще по пять человек от каждой своей базовой инспекции, те стали обучать своих коллег.

Кроме того, мы подготовили электронные версии инструкций на каждое рабочее место. Наши сотрудники на месте изучают все, что касается нового программного комплекса, и затем сдают экзамен, отвечая на вопросы теста. Через тестирование прошли, кстати, и руководители всех 407 базовых инспекций2. С уверенностью могу сказать -- задача масштабная, подобных не было ни в России, ни в СССР.

В наших ближайших планах -- организация полноценного функционирования отделов работы с налогоплательщиками. Работа предстоит архисложная. Кроме того, к концу года мы должны убедить значительную часть налогоплательщиков перейти на электронную отчетность. Словом, сделано много, но еще больше предстоит сделать. И это не какие-то разрозненные куски -- это системная работа, результатом которой должна стать действительно современная налоговая служба.

1: Список этих инспекций приведен в РНК, 2003, № 9. -- Примеч. ред.

2: Подробнее о том, как организовано обучение сотрудников налоговых органов, см. в статье «Модернизация налоговых органов: готовим специалистов» // РНК, 2003, № 9. -- Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль