• Главная страница
  • » Новости
  • » И. А. Сорокина: «Заявительный порядок возмещения НДС вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий»

И. А. Сорокина: «Заявительный порядок возмещения НДС вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий»

22 апреля 2010 873

Ирина Алексеевна, начиная с 2010 года налогоплательщики могут возмещать НДС в заявительном порядке. Какие документы им необходимо для этого представить?

С I квартала 2010 года в соответствии с пунктом 12 статьи 176 Налогового кодекса налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога на добавленную стоимость в случаях и порядке, установленных статьей 176.1 Налогового кодекса.
Указанная статья предусматривает возможность зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе этой налоговой декларации в соответствии со статьей 88 НК РФ.
Заявительный порядок возмещения НДС — это право, а не обязанность налогоплательщиков с 2010 года. Воспользоваться этим правом могут организации:

  • у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (за исключением отдельных сумм налогов), уплаченная за последние три календарных года, составляет не менее 10 млрд. руб.;
  • которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию.

Какие контрольные мероприятия предусматриваются при заявительном порядке и будут ли они отличаться от тех, которые проводятся при обычном возмещении НДС?

Заявительный порядок вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий. Так, в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления в соответствии с пунктом 8 статьи 176.1 НК РФ налоговый орган должен проверить представленные сведения, в том числе подлинность банковских гарантий. Появляется необходимость действовать чрезвычайно оперативно.

На данный момент еще нет информации о налогоплательщиках, желающих воспользоваться указанной процедурой возврата налога, но, понимая, что такие лица могут появиться, мы проанализировали их возможный состав. Это организации, которые:

  • уже заявили вычеты по НДС;
  • мигрировали из других регионов;
  • имеют счета в банках, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ;
  • будут открывать счета в указанных банках.

Напомним, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась). Поэтому проверка достоверности баз данных, служащих основанием для сверок расчетов, приобретает особую актуальность.

И. А. Сорокина: «Заявительный порядок возмещения НДС вовсе не отменяет налогового контроля, но при этом меняется характер контрольных мероприятий»

«Общества с ограниченной ответственностью, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие с новыми положениями законодательства, вправе сделать это при первом изменении уставов»

С 2010 года отменен ЕСН. Какие проблемы возникают в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов внебюджетным фондам? На что следует обратить внимание налогоплательщикам?

В связи с заменой с 1 января 2010 года единого социального налога страховыми взносами существенно возрастают риски сокрытия недобросовестными работодателями реального размера заработной платы сотрудников. Из-за отсутствия информационных ресурсов налоговые органы не могут контролировать размер фонда оплаты труда, среднесписочную численность работников организаций и, следовательно, принимать оперативные меры, направленные на предотвращение сокрытия реально выплачиваемой в организациях заработной платы.

В этих условиях первоочередной задачей является налаживание четкого и эффективного взаимодействия с государственными внебюджетными фондами для получения необходимых сведений. Кроме того, особую важность приобретает деятельность комиссий по легализации объектов налогообложения, позволяющих не просто вести аргументированный диалог с налогоплательщиком, выплачивающим низкую заработную плату, но и выявлять возможные схемы ухода от налогообложения.

Отмечу, что проблемы, возникающие при передаче функций администрирования страховых взносов внебюджетным фондам, решаются в рабочем порядке на заседаниях межведомственной группы по взаимодействию ФНС России, ПФР и ФСС России. Так, на сегодняшний день подготовлены изменения в Соглашение по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, которые в настоящее время находятся на согласовании в Пенсионном фонде.

Информационный обмен в рамках достигнутого соглашения позволит налоговым органам оперативно получать данные о начислениях и задолженности по страховым взносам для использования в контрольной работе и деятельности комиссий по легализации объектов налогообложения.

В ходе работы таких комиссий Управление взаимодействует с другими заинтересованными государственными структурами. Например, для контроля за налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, в последние годы действовало соответствующее трехстороннее соглашение между Комитетом по труду и занятости населения Московской области и Государственной инспекцией труда в Московской области. В 2010 году Управление инициировало увеличение количества участников указанного соглашения и включение отделения ПФР по г. Москве и Московской области, а также Московского областного регионального отделения ФСС России, так как данная проблема и для них актуальна.

Что касается налогоплательщиков, то в 2010 году им в первую очередь следует обратить внимание на правильность оформления платежных поручений в связи с изменением с 1 января этого года реквизитов уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

 

 

Справка

Ирина Алексеевна Сорокина, государственный советник РФ 3-го класса.

В 1985 году с отличием окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». В финансовой системе с 1985 года. В налоговых органах Московской области с момента создания. С июня 2007 года назначена руководителем УФНС России по Московской области. Заслуженный экономист Московской области. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

 

В законодательство была внесена поправка, исключающая обязанность обществ с ограниченной ответственностью перерегистрировать уставы до 1 января 2010 года. Теперь перерегистрировать уставы можно при первом внесении изменений в них. Может ли общество сделать это еще до момента внесения других изменений? Какое количество обществ уже привело свои учредительные документы в соответствие новым требованиям?

Учитывая, что согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 312-ФЗ до 1 января 2010 года более 100 000 обществ обязаны были перерегистрировать уставы, и понимая весь объем и жесткие сроки работы, Управление заключило соглашение с Торгово-промышленной палатой Московской области, чтобы в ее территориальных отделениях подготавливались пакеты документов обществ в соответствии с новыми требованиями законодательства и представлялись в налоговые органы сразу по нескольким организациям. Данная процедура была отработана в отдельных инспекциях и с сентября 2009 года осуществляется на территории всей области. Таким образом в настоящее время перерегистрированы уставы более чем у 46 000 обществ.

Федеральным законом от 17.12.2009 № 310-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ, согласно которому уставы обществ, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие нормам первой части Гражданского кодекса и Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» при первом изменении уставов таких обществ. Следовательно, общества с ограниченной ответственностью, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие новым положениям законодательства, вправе сделать это при первом изменении уставов.

До 1 апреля текущего года необходимо поставить на учет в налоговых органах ККТ в составе платежных терминалов. По каким причинам налоговые органы могут отказать в регистрации? Какие санкции будут применяться к тем, кто подаст заявление на регистрацию ККТ позже установленного срока?

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Однако собственники неохотно ставят на учет в налоговых органах ККТ в составе платежных терминалов.

В то же время отказ в регистрации контрольно-кассовой техники предусмотрен Положением о регистрации ККТ и Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н. В этих документах указан перечень оснований для неисполнения данной государственной функции. Итак, в регистрации ККТ может быть отказано, если:

  • представлен неполный комплект необходимых документов, а также документы оформлены в неустановленном порядке. Причем заявитель отказался устранять указанные недостатки;
  • предъявлена для регистрации модель контрольно-кассовой техники, не включенная в Государственный реестр ККТ или исключенная из него;
  • истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра ККТ;
  • предъявлена контрольно-кассовая техника, находящаяся в розыске;
  • обнаружены неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствуют марка-пломба, идентификационный знак, а также средства визуального контроля (знаки «Государственный реестр и «Сервисное обслуживание»);
  • отсутствует заключенный договор о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
  • представлены при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, не соответствующие техническим требованиям к ККТ или отпечатанные в нефискальном режиме.

Учитывая социальные последствия для населения несоблюдения собственниками терминалов установленных процедур, мы обращались к главам муниципальных образований, в правительство Московской области, а также ко всем, кто может быть вовлечен в работу по данному вопросу. Хотелось бы предложить собственникам, которые оснастили платежные терминалы ККТ, разместить информационное сообщение на терминале о его легитимности, так как контрольно-кассовый чек является дополнительной гарантией для лица, осуществляющего платеж.

Ирина Алексеевна, идет декларационная кампания. Какие меры по дополнительному информированию и стимулированию физических лиц к декларированию доходов предусматриваются? Например, тех, кто сдает жилье в аренду и при этом не платит НДФЛ?

Проводится большая работа по выявлению физических лиц, получивших доходы, подлежащие декларированию, в том числе с привлечением органов внутренних дел, органов местного самоуправления, регистрирующих органов, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирном доме, ТСЖ, органов миграционной службы, риелторских фирм и др. Формируются списки потенциальных декларантов на основании сведений, полученных налоговыми органами от различных внешних и внутренних источников. Сегодня такие списки уже сформированы и завершается процесс направления налогоплательщикам информационных писем о необходимости декларирования доходов, полученных в 2009 году.

Важным направлением контрольной работы налоговых органов считается выявление физических лиц, сдающих в аренду жилье и уклоняющихся от исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с получаемых доходов. У нас заключено соглашение с ГУВД по Московской области и проводится совместная работа с участковыми.

Основной задачей декларационной кампании этого года является мониторинг и проверка фактов продажи дорогостоящего имущества по ценам, значительно отличающимся от рыночных.

Новая форма декларации по НДФЛ, утвержденная приказом Минфина России от 29.12.2009 № 145, была опубликована в период декларационной кампании. С какой даты необходимо было отчитываться по новой форме и нужно ли тем, кто уже сдал декларацию по прежней форме, отчитываться еще раз?

Действительно, в начальный период декларационной кампании текущего года приказ Минфина России от 29.12.2009 № 145 (опубликован в «Российской газете» 5 февраля 2010 года), которым были утверждены новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядок ее заполнения, находился на государственной регистрации в Минюсте России.

Новую форму декларации по НДФЛ следует представлять налогоплательщикам начиная с налогового периода 2009 года. Поэтому согласно разъяснениям ФНС России до официального опубликования и вступления в силу указанного выше приказа налогоплательщики могли использовать форму декларации, утвержденную приказом Минфина России от 31.12.2008 № 153н. Но только в том случае, если это не будет препятствовать им в определении налоговой базы и суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений законодательства, относящихся к 2009 году.

Отмечу, что в новой форме декларации нашли отражение следующие изменения, которые были внесены в главу 23 НК РФ. Например, размер стандартного вычета на детей увеличился с 600 до 1000 руб., а сумма дохода налогоплательщика за год, при достижении которой предоставляется данный вычет, — с 40 000 до 280 000 руб. Начиная с 2009 года стандартный вычет в размере 400 руб. за каждый месяц предоставляется налогоплательщику до тех пор, пока его доход за год не превысит 40 000 руб., а не 20 000 руб., как прежде. Предельный размер социального налогового вычета увеличен с 100 000 до 120 000 руб. Причем в состав данного вычета включена сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с этим налогоплательщикам, имеющим право на налоговые вычеты, которые не отражены в прежней форме декларации по НДФЛ либо размер которых изменился с 2009 года, необходимо представить декларацию по новой форме.

С декабря 2009 года налогоплательщики — физические лица получили возможность узнавать о суммах задолженности по налогам через Интернет с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Уже сейчас граждане могут получить информацию о задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и НДФЛ. Расскажите подробнее о данном сервисе. Планируется ли в этом году расширить его функции?

С 7 декабря 2009 года на сайте ФНС России и соответственно на сайте Управления начал работу новый сервис «Личный кабинет налогоплательщика». За истекший период с его помощью было сформировано более 220 000 платежных документов. В связи с востребованностью сервиса увеличилось количество обращений налогоплательщиков и объем работы, а значит, это стимулирует повышать скорость обновления баз данных, на основании которых мы исчисляем налог.

Сервис помогает пользователям находить информацию о задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц — граждан РФ) и распечатывать платежные документы (извещения) по форме № ПД (налог).

Налогоплательщик с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету, может получить данные об имеющейся задолженности на сайте Управления ФНС России по Московской области www.r50.nalog.ru. Для этого, перейдя по ссылке «Личный кабинет налогоплательщика» либо «Узнайте свою задолженность», налогоплательщик должен заполнить обязательные для ввода поля: «ИНН», «Фамилия», «Имя», «Регион».

При наличии задолженности формируется и выводится на печать платежное поручение. С его помощью налогоплательщик сможет осуществить платеж одним из удобных для него способом.

Совместно со Сбербанком России внедрена биллинговая система приема налоговых платежей от физических лиц. Что это за система и какие возможности она открывает перед налоговыми органами и налогоплательщиками?

В настоящее время в Московской области при взаимодействии со Сбербанком внедрена биллинговая система по приему налоговых платежей от физических лиц. Эта система позволяет однозначно идентифицировать налогоплательщика и его платеж, тем самым снять ряд спорных вопросов, связанных с поиском платежей.

Биллинговая система упрощает и оптимизирует общение с налогоплательщиком. Это особенно актуально для нашего региона, где имущественные налоги начисляются не только жителям Московской области, но и других субъектов РФ, в основном г. Москвы, а уплата данных налогов производится обычно не в период присутствия налогоплательщиков по месту нахождения имущества. В наших планах расширить использование данной системы совместно с другими банками.

Кроме того, в ряде инспекций налоги можно уплатить через специальные платежные терминалы. Система платежных терминалов, так же как и биллинговая технология, исключает ошибки при идентификации налогоплательщика, а также ошибки при заполнении реквизитов в платежном документе, что ведет к снижению доли невыясненных платежей.

На сегодняшний момент в шести инспекциях области внедрена система «Электронное управление очередью». Как работает эта система? Сократились ли очереди в этих инспекциях с момента ее применения? Планируется ли внедрить данную систему в других инспекциях Московской области?

В настоящее время система «Электронное управление очередью» внедрена в шести подмосковных инспекциях: МРИ ФНС России № 3, № 14 и № 17, ИФНС России по г. Истре, ИФНС России по г. Наро-Фоминску и ИФНС России по г. Ногинску.

«Электронная очередь» позволяет налогоплательщику получить талон с номером и ожидать своей очереди к оператору, расположившись в зоне отдыха и ожидания, а электронная система известит о том, что его готовы принять и проконсультировать. Эта система также позволяет отслеживать и регулировать эффективность работы инспекторов, определять среднюю продолжительность обслуживания налогоплательщиков. Как показывает практика, данный способ обслуживания удобен и налогоплательщик может спланировать время своего приема.

В дальнейшем перечень инспекций, в которых будет установлена «Электронная очередь» для повышения качества обслуживания налогоплательщиков, планируется увеличить.

Кроме того, для удобства налогоплательщиков в городском округе «Балашиха» создано муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа „Балашиха“». В нем налогоплательщик может через Интернет обратиться в разные государственные органы для получения сразу нескольких услуг, в том числе подать заявление на получение ИНН.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль