Реформа налогового администрирования: первые шаги

29 апреля 2005 185

Вчера Правительство одобрило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. По словам заместителя Министра финансов С.Д. Шаталова, представившего проект, документ является результатом совместного творчества Экспертного управления Президента РФ, Правительства, Государственной думы, Минфина России, Минэкономразвития, а также представителей бизнес-сообщества.

Камеральные проверки приравняют к выездным? Первый вопрос, который затронул в своем выступлении С.Д. Шаталов – упорядочение процедуры проведения камеральной налоговой проверки. По его мнению, камеральная проверка не должна сводиться только к арифметической проверке налоговой отчетности. В первую очередь это должно быть аналитическое исследование. Поэтому в законопроекте предусмотрено такое положение: если в ходе проверки деклараций налоговый орган обнаружит существенные отклонения от отчетности за предыдущие периоды, он вправе направить налогоплательщику уведомление с требованием представить пояснения по данному факту. Законопроект определяет случаи, когда налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы. Это возврат налога, использование вычетов или льгот. Перечень документов закрытый. Исключение составляет лишь НДПИ, так как при проверке данного налога перечень документов сложно предусмотреть заранее. Замминстра не уточнил, о каких документах идет речь, но отметил, что возможность повторного истребования документов исключена. В целом оформление результатов камеральной проверки станет практически идентично выездной. Оно состоит в следующем: если по мнению налогового органа налоги уплачены неправильно, по итогам проверки составляется акт. Он направляется налогоплательщику, который вправе представить возражения. Их рассматривает налоговый орган, и по результатам принимает решение, которое может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке. Таким образом, обеспечивается дополнительная защита прав налогоплательщиков.

Срок проведения выездных налоговых проверок ограничат «Мы отказались от правил, в соответствии с которыми сроки проведения выездной проверки определялись исходя из фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика», заявил С.Д. Шаталов. По его словам, общее правило, установленное в проекте закона, таково. Налоговая проверка может продолжаться три месяца, если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, и два – если их нет. Для того чтобы продлить эти сроки, нужны веские основания. Например, если проводится экспертиза или встречная проверка. В этом случае сначала по решению вышестоящего регионального налогового органа, а затем по решению непосредственно ФНС России сроки проверки могут быть продлены на 2 или 4 месяца. В исключительных случаях ФНС может продлить проверку еще на 4 месяца, если информация запрашивается за рубежом. Законопроект увеличивает срок предоставления возражений налогоплательщика по актам налоговой проверки, а также предоставляет ему возможность участвовать в рассмотрении возражений непосредственно или через уполномоченное лицо.

Повторные проверки. Вправе ли вышестоящие налоговые органы назначат повторную проверку налогоплательщика в порядке контроля над деятельностью нижестоящего органа? Авторы законопроекта рассудили следующим образом. Если налогоплательщик состоит на учете в районной инспекции, и УФНС по субъекту Федерации считает, что его необходимо проверить повторно, санкционировать такую проверку может ФНС России. Если же речь идет о повторной проверке крупного налогоплательщика, который состоит на учете в межрегиональной или специализированной инспекции, решение должна принимать непосредственно ФНС России. По словам С.Д. Шаталова, у представителей бизнеса есть опасения, что данный механизм недостаточно отработан и не обеспечивает защиту предприятий. Поэтому обсуждается возможность передачи права санкционировать повторную проверку специальной комиссии во главе с Минфином или ФНС.

Инвестиционного налогового кредита не будет Законопроект увеличивает отсрочку по уплате налогов и сборов. Сейчас налоговые органы вправе предоставить ее не более чем на полгода. Минфин предлагает увеличить этот срок до 1 года, что позволит отказаться от такого института как инвестиционный налоговый кредит. Ведь он, по сути, представлет собой отсрочку на один год. По словам С.Д. Шаталова, законопроект предусматривает, что в отдельных случаях отсрочка может быть предоставлена на срок до 3 лет. Но такое решение должно принимать Правительство РФ. Нормы, касающиеся списания безнадежных долгов перед бюджетом, переведены на уровень закона. Сейчас они регулируются постановлением правительства от 12.02.2001 № 100. Кроме того, законопроект разрешает местным органам власти и налоговым органам принимать денежные средства от налогоплательщиков в уплату налогов и сборов, если на данной территории нет банков. В заключение своего выступления С.Д. Шаталов сообщил, что законопроект предлагает изменить квалифицирующие признаки, на основании которых определяется налоговое резидентство физических лиц РФ. Так, налоговым резидентом России будет любое лицо, если у него есть гражданство РФ или вид на жительство, доходы от источников в РФ, а также жилое помещение в собственности на территории нашей страны, доступное в любое время для проживания этого лица или членов его семьи. Таким образом, для подтверждения резидентства налогоплательщику не надо будет находиться на территории России 183 дня. Он будет защищен от более сурового налогового законодательства западных стран низкими ставками НДФЛ. М.О. Лозовский, эксперт журнала «Российский налоговый курьер» Обсудить статью на форуме

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль