Налоговая цена сделки

15 августа 2007 469

Участникам рабочей группы проект представила начальник отдела применения общих правил законодательства о налогах и сборах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.Н. Холева. По ее словам, противодействие использованию трансфертных цен взаимозависимыми организациями для минимизации налогов — одна из актуальных проблем в России. Разрабатывая законопроект, Минфин России ставил перед собой три задачи: упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования в целях минимизации налогов, уточнить перечень взаимозависимых лиц и усовершенствовать правила определения цен для целей налогообложения.

Новый вариант законопроекта кардинально отличается от ранних предложений финансового ведомства. Напомним, что первый вариант законопроекта с поправками в статьи 20 «Взаимозависимые лица» и 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» Налогового кодекса Правительство РФ по инициативе Минфина России внесло на рассмотрение в Госдуму еще в 2005 году. Однако Президент РФ направил проект на доработку. Теперь вместо статей 20 и 40 НК РФ, которые признаются утратившими силу, первая часть Кодекса будет дополнена новым разделом VI «Взаимозависимые лица. Определение цен для целей налогообложения. Контролируемые сделки». В этом разделе шесть глав.

Взаимозависимые лица

Как отметила С.Н. Холева, закон сохраняет основной принцип о признании лиц взаимозависимыми. Лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на условия и результаты сделок, совершаемых другим лицом, его экономическую деятельность и принимаемые решения, в том числе в силу участия в капитале этого лица либо на основе заключенного соглашения.

Расширен перечень взаимозависимых лиц. Теперь взаимозависимыми являются основное общество (товарищество) и дочерние общества. В перечень включены работник и работодатель. Как пояснила представитель Минфина России, такое решение связано с тем, что сложившаяся судебная практика в большинстве случаев признает работника и работодателя взаимозависимыми.

В проекте сохранена норма, согласно которой суд имеет право признавать лица взаимозависимыми и по иным основаниям.

Что такое рыночная цена

Рыночным ценам в проекте посвящено несколько глав. Как отметила С.Н. Холева, сохранен также базовый принцип статьи 40 НК РФ о том, что цена сделки есть рыночная цена, пока не доказано обратное. При этом у налогоплательщиков появится больше возможностей для определения обоснованной цены сделки. Значительно расширится перечень информации, которой смогут руководствоваться при установлении цены сделки и налогоплательщики, и налоговые органы.

По словам С.Н. Холевой, решено отказаться от нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ, согласно которой налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам при ее отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам.

В отношении рыночной цены предлагается определить некий интервал. Цена контролируемой сделки, находящаяся в его пределах, будет признана рыночной. Если цена сделки выйдет за пределы данного интервала, налоговые органы, основываясь на минимальной и максимальной границе интервала, будут вправе принять решение о доначислении налога исходя из рыночной цены. Интервал устанавливается на основании сделок, совершенных между независимыми лицами в сопоставимых условиях, предметом которых являются идентичные (однородные) товары.

Помимо метода сопоставимых рыночных цен в распоряжении налогоплательщика будет еще пять методов определения цены сделки. Однако метод сопоставимых рыночных цен будет приоритетным, уточнила специалист финансового ведомства. Другие пять методов (метод цены последующей реализации товара, метод цены реализации продукта переработки, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли) налогоплательщики смогут использовать только при отсутствии информации по сопоставимым ценам. При этом метод распределения прибыли будет использован, только если остальные применить невозможно.

Как отметила С.Н. Холева, поскольку Минфин России не может в полной мере прописать в Налоговом кодексе порядок применения того или иного метода установления рыночной цены, планируется разработать методические указания об определении цены, применяемой при контролируемой сделке. В них подробно пропишут, как в конкретных обстоятельствах использовать эти методы расчета. Правда, подготовить такие указания финансовое ведомство сможет только после вступления закона в силу, уточнила она.

Налоговый контроль

Несомненный плюс проекта: в нем четко определен перечень сделок, в отношении которых налоговые органы вправе проводить контрольные мероприятия. В него включены сделки между взаимозависимыми лицами, товарообменные (бартерные) сделки, сделки, обязательства по которым прекращаются взаимозачетом, сделки с резидентами стран с пониженным налогообложением.

Кроме того, обязательный контроль будет установлен в отношении внешнеторговых сделок с товарами мировой биржевой торговли (нефтью и нефтепродуктами, цветными, черными и драгоценными металлами). При этом контроль будет осуществляться не по каждой сделке. Минфин России предлагает контролировать только сделки с суммой договора свыше 1 млн. руб., сказала С.Н. Холева.

Чтобы облегчить налоговым органам контроль за такими сделками, продавцы и покупатели, которые получили доходы (понесли расходы), превышающие 1 млн. руб., обязаны будут представить пакет документов о совершенных контролируемых сделках. «Это, в частности, документ, который обосновывает цену, примененную в сделке», — пояснила представитель Минфина России. Данные документы налогоплательщики будут представлять по запросу налоговых органов. Все налогоплательщики, подготовившие указанный пакет документов, получат гарантированное освобождение от штрафов, которые ждут плательщиков в случае, когда налоговые органы докажут, что цена сделки отклоняется от регулируемой или рыночной цены. В случае отказа представить документы или опоздания организации грозит штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодекса.

Для налогоплательщиков также введут обязанность декларировать указанные выше сделки. По словам специалиста финансового ведомства, такая практика распространена в других странах. Причем информация в подобных декларациях систематизирована по видам сделок, их сущности, контрагентам, а также содержит подробное описание, какой метод используется при определении цены. Минфин России пока предлагает указывать более сжатую информацию. «Это будет приложение к декларациям, которые сдаются по итогам года (налогу на прибыль, НДФЛ или к декларациям по налогам, уплачиваемым при спецрежимах). В нем будет указываться информация о совершенных сделках, сторонах сделки с указанием государств, в которых они зарегистрированы, и сведения о доходах и расходах по этим сделкам», — пояснила С.Н. Холева.

Преференции для крупнейших

В проекте предусмотрена возможность для крупнейших налогоплательщиков заключать с налоговыми органами налоговое соглашение. Для этого компании должны заплатить госпошлину в размере 1,5 млн. руб. Налоговое соглашение — это не договор о конкретной цене, это договоренность о том, какую методику необходимо применять, уточнила С.Н. Холева. Заключать такие соглашения налогоплательщики смогут не раньше 2010 года.

Что думает бизнеc

Эксперты ТПП критически отнеслись к предложениям Минфина России. По их мнению, проект требует серьезной доработки. Есть претензии и к перечню взаимозависимых лиц, и к весьма усложнившемуся методу определения рыночной цены. В частности, специалисты палаты считают необходимым однозначно определить в проекте понятия идентичности (однородности) предметов, сопоставимости условий сделок, накопления информации из разных источников.

Собравшиеся высказали обеспокоенность тем, что методические указания по применению методов расчета цены и другие нормативные акты будут приняты только после того, как законопроект вступит в силу. Ситуация, когда закон начал действовать, а выход разъяснений, без которых организации не смогут нормально работать, задерживается, достаточно распространена. Выход предложил директор департамента по законодательству ТПП России С.В. Васильев. По его словам, нужно предусмотреть некий переходный период, например два-три месяца.

Участники заседания отметили и то, что с введением нового раздела у крупных организаций значительно увеличится объем отчетности, представляемой в налоговые органы.

Члены рабочей группы высказали озабоченность и по поводу сроков принятия закона. «Будет ли у бизнеса время подготовить дополнительные предложения к этому законопроекту?» — поинтересовался С.В. Васильев. Представитель Минфина России поспешила успокоить собравшихся. Она сообщила, что обсуждение законопроекта на заседании Правительства РФ запланировано на 22 ноября 2007 года. Государственная Дума сможет рассмотреть его уже в весеннюю сессию 2008 года. С.Н. Холева также призвала всех принять активное участие в дальнейшем обсуждении данного законопроекта.

Кстати

Кого признают взаимозависимыми
В пункте 2 статьи 105.12 законопроекта к взаимозависимым лицам отнесены:

1) лица, когда одна организация (одна организация совместно с ее взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, либо физическое лицо (физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 20%;

2) организации, когда одно и то же лицо (одно и то же лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 20%;

3) основное общество (товарищество) и дочерние общества;

4) организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

5) лица, когда доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

6) работник и работодатель;

7) лица, которые состоят в родстве или свойстве, усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный.

Предложения Минфина России по трансфертному ценообразованию стали предметом оживленной дискуссии

Кстати

Контролируемые сделки
Статья 105.16 законопроекта

«1. Налоговые органы при проведении налогового контроля вправе проверять соответствие цены, примененной в сделке, рыночным ценам в следующих случаях:

1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами;

2) при совершении товарообменных (бартерных) сделок, а также сделок, обязательства по которым прекращаются зачетом встречного однородного требования или зачетом при уступке требования;

3) при совершении сделок в области внешней торговли услугами (работами), имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью;

4) при совершении сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

5) при совершении сделок между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в Российской Федерации, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) и лицами, место нахождения (место жительства) которых в иностранных государствах (на территориях, находящихся под юрисдикцией иностранных государств), если эти государства (на этих территориях) предоставляют льготный налоговый режим иностранным инвесторам, предусматривают налогообложение доходов от источников за пределами таких государств (территорий) по пониженным или нулевым налоговым ставкам, не имеют традиционной системы налогообложения и налогового учета и (или) предоставляют информацию о налогах и сборах только при наличии международных соглашений об обмене такой информацией либо не предоставляют ее.»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль