• Главная страница
  • » Новости
  • » И.А. Сорокина: «Главная задача — выявить резервы пополнения бюджетов и условия для сохранения объемов налоговой базы»

И.А. Сорокина: «Главная задача — выявить резервы пополнения бюджетов и условия для сохранения объемов налоговой базы»

29 июня 2009 803

Ирина Алексеевна, как была скорректирована деятельность подмосковных налоговых органов с целью обеспечения поступлений?

— Влияние финансового кризиса на экономику Московской области отразилось на замедлении темпов роста поступлений в бюджетную систему еще в IV квартале 2008 года. Однако потенциал, накопленный в предыдущие годы и 1-м полугодии 2008 года, позволил налоговым органам Подмосковья выйти на положительные показатели роста поступлений (хотя и меньшие, чем в предыдущем году).

Проводимый в текущем году мониторинг поступлений выявил продолжающееся снижение темпов роста поступлений во все уровни бюджетов. Так, в I квартале 2009 года налоговые органы Московской области мобилизовали в бюджетную систему РФ налоги и сборы (с учетом поступлений в государственные внебюджетные фонды) в сумме чуть более 97 млрд. руб., что на 6% выше уровня аналогичного периода 2008 года. При этом в I квартале прошлого года прирост составлял 26,6%.

В большей степени кризис отразился на налоге на прибыль, и, как следствие, произошло снижение поступлений.

Деятельность налоговых органов с целью обеспечения поступлений была скорректирована уже в сентябре 2008 года в рамках утвержденного плана совместных действий с Правительством Московской области. Начали с платежной дисциплины банков, работы с крупнейшими и основными плательщиками области. Затем наши совместные мероприятия еще не раз дополнялись и уточнялись.

Главная задача — выявить резервы пополнения доходной части бюджетов всех уровней и условия для сохранения объемов налоговой базы. К примеру, мы пересмотрели действовавшие соглашения с областными министерствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной власти Московской области с целью более эффективного информационного взаимодействия, направленного на оперативную оценку ситуации и перспективы поступлений.

По ряду ранее созданных межведомственных комиссий уточнили полномочия. Ведь практически по всему кругу вопросов, рассматриваемых на комиссиях, затрагивается тема налогов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, как осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и Правительством Московской области?

— С точки зрения выявления неучтенных плательщиков, осуществляющих деятельность на территории области без постановки на налоговый учет, было пересмотрено ранее действовавшее постановление Правительства Московской области. Более четко определены вопросы взаимодействия налоговых органов с отраслевыми министерствами, администрациями муниципальных образований, а также ответственность этих областных и муниципальных структур.

С целью привлечения новых налогоплательщиков внесены изменения в областное законодательство, снижающие налоговую нагрузку, и в некоторые организационно-технические процедуры при создании бизнеса.

Сейчас по инициативе налоговых органов различные согласования и разрешительные процедуры с рядом министерств и муниципальных образований, а также конкурсы на распределение заказов не проводятся без оценки состояния задолженности по платежам в бюджет, уровня налоговой нагрузки и размеров выплачиваемой заработной платы.

Проблемы формирования и пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований мы обсуждали на совместном заседании коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области и президиума совета глав муниципальных образований Московской области. Принято решение о конкретных совместных мероприятиях. По нашему предложению в июле будет проводиться коллегия федеральных органов исполнительной власти Московской области, на которой планируем обсудить вопросы взаимодействия с целью обеспечения поступлений в бюджеты всех уровней в новых экономических условиях.

Осуществляя поиск резервов, мы провели инвентаризацию имеющихся информационных ресурсов на предмет выявления объектов недвижимости, в том числе земельных участков, по которым налогоплательщики области или других субъектов РФ не уплачивают налоги. Произвели оценку поступлений от всех обособленных подразделений головных организаций, находящихся за пределами области, и уже проводим работу по привлечению их к уплате соответствующих налогов.

Кроме того, пересмотрели вопросы сопровождения выездных налоговых проверок и согласования их результатов, подходы к проводимым в рамках оперативного контроля мероприятиям в части их расширения и возможности реализации на других участках работы налогового органа. Расширили контроль за инспекциями в рамках удаленного доступа к базам СЭОД.

И.А. Сорокина: «Главная задача — выявить резервы пополнения бюджетов и условия для сохранения объемов налоговой базы»

«В прошлом году выявлено более десяти схем сокрытия заработной платы и ухода от уплаты ЕСН и НДФЛ»

С 1 января 2009 года вступили в силу изменения в главу 21 НК РФ. Появились ли новые нюансы в налоговом администрировании НДС? В инспекциях УФНС России по Московской области работают комиссии, которые проверяют обоснованность заявленных вычетов по НДС. Каковы результаты их деятельности за I квартал текущего года?

— Самое существенное изменение, касающееся налога на добавленную стоимость, заключается в том, что покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с суммы предоплаты, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). При получении предоплаты продавец в пятидневный срок обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять «входной» НДС по данному счету-фактуре к вычету (п. 3 ст. 168 и п. 12 ст. 171 НК РФ).

Мы полагаем, что при использовании системы применения налоговых вычетов по авансам, учитывая определенную степень криминализации некоторых сфер бизнеса, может возникнуть новая схема уклонения от налогообложения. Поэтому задача налоговых органов заключается в том, чтобы проводить весь комплекс мероприятий налогового контроля и не допускать неправомерного возмещения НДС. Управление нацеливает налоговые органы на работу в этом направлении.

Справка

Ирина Алексеевна СОРОКИНА, государственный советник РФ 3-го класса. В 1985 году с отличием окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». В финансовой системе с 1985 года. В налоговых органах Московской области с момента создания. С июня 2007 года назначена руководителем УФНС России по Московской области. Заслуженный экономист Московской области. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени

Учитывая, что с 1 января 2008 года налоговым периодом по НДС является квартал, особенно пристальное внимание мы будем обращать на те организации, у которых уплата аванса и получение от поставщика приобретаемых товаров (работ, услуг) произойдут в разных налоговых периодах (кварталах).

Однако налоговые органы осуществляют жесткий и тщательный контроль за своевременностью и правильностью исчисления налоговых вычетов не только по авансам и восстановлению сумм вычетов в налоговом учете, но и вообще по всем видам вычетов по НДС. Отмечу, что в I квартале 2009 года областные инспекции отказали в возмещении НДС на сумму 3 млрд. руб., что на 25% больше, чем в I квартале 2008 года.

А каков порядок работы с убыточными предприятиями в настоящее время?

— Конечно, новые экономические условия отразились на финансовом положении предприятий и соответственно на таком значимом доходном источнике, как налог на прибыль. Снижение поступлений налога на прибыль по федеральному бюджету составляет к уровню 2008 года около 42%, по бюджету области — 36%, в абсолютных суммах это около 15 млрд. руб.

Мы проводим постоянный мониторинг как убыточных предприятий, так и налогоплательщиков, допустивших снижение прибыли или рост расходов, в том числе внереализационных.

На комиссии в первую очередь отбираются организации, которые имеют тенденцию к снижению налоговых обязательств, увеличению расхождения показателей прибыли по данным бухгалтерского и налогового учета, росту возмещения сумм НДС, а также представлению уточненных налоговых деклараций, значительно уменьшающих сумму налога на прибыль.

Особое внимание уделяется налогоплательщикам, которые уменьшают фонд оплаты труда и налоговую базу по ЕСН. При этом расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, они, как правило, не корректируют.

Закономерно, что в условиях кризиса одной из основных причин увеличения внереализационных расходов является наличие отрицательных курсовых разниц, образовавшихся в результате переоценки задолженности, выраженной в иностранной валюте, а также рост расходов по обслуживанию кредитов.

Кроме того, увеличение дебиторской задолженности за счет роста неплатежеспособности покупателей и заказчиков не только влияет на размер налоговой базы, но и приводит к возникновению фактов неуплаты налога на прибыль. Сегодня более трети налогоплательщиков не уплачивают налог своевременно. Налоговые органы Московской области на постоянной основе проводят анализ деятельности организаций в разрезе конкретных муниципальных образований, для которых та или иная категория налогоплательщиков является системообразующей. Подобный анализ также позволил выявить ряд негативных факторов, влияющих на равномерное и стабильное поступление прогнозируемых ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в размере одной трети и платежей, уплачиваемых по фактически полученной прибыли, а также факторов изменения платежеспособности налогоплательщиков Московской области.

Ирина Алексеевна, поясните, пожалуйста, что это за факторы…

— В рамках работы комиссий по легализации объектов налогообложения и при проведении контрольных мероприятий мы анализируем финансовое положение организаций, уменьшающих обязательства по налогу на прибыль либо увеличивающих убыток путем подачи уточненных деклараций, поскольку за счет указанных налогоплательщиков возникает переплата по налогу.

На сегодняшний день переплата по налогу на прибыль составляет значительную величину. Все чаще возникают ситуации, при которых налогоплательщик в рамках действующего законодательства обращается за зачетом переплаты, и денежные средства перечисляются в уплату налогов, поступающих в бюджеты других уровней, что в складывающейся экономической ситуации негативно влияет на уровнь поступлений в бюджет Московской области.

По результатам работы с убыточными организациями за 2008 год и за истекший период 2009 года сумма уменьшенного убытка составила более 9 млрд. руб.

А как обстоит ситуация с зарплатными налогами?

— Около 9% налогоплательщиков значительно уменьшили базу для начисления единого социального налога и страховых взносов, соответственно снижены и поступления в бюджет. Так, потери поступлений ЕСН и страховых взносов от данных налогоплательщиков по оценке Управления составляют в I квартале 2009 года более 2 млрд. руб.

Основными причинами снижения являются:

  • сокращение штата сотрудников;
  • переход на неполную рабочую неделю (рабочий день), направление в отпуск без сохранения заработной платы;
  • увольнение по собственному желанию;
  • снижение стимулирующих выплат работникам.

На объемы поступлений ЕСН и страховых взносов также влияет наличие у организаций просроченной задолженности по заработной плате вследствие отсутствия или недостаточности оборотных средств. Мы тщательно отслеживаем такие случаи, а кроме того, проводим всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью выявления организаций, которые стараются «минимизировать» налоги без объективных экономических причин. Такие организации также рассматриваются в рамках комиссий.

Вместе с тем анализ показывает, что в сложившейся экономической ситуации предприятия Московской области прибегают к сокращению численности сотрудников только в случае реального снижения объемов производства при отсутствии оборотных средств на выплату заработной платы. При этом предприятия принимают все меры для сохранения рабочих мест: направляют сотрудников в отпуск без сохранения содержания, переводят на неполную рабочую неделю, вводят сокращенный рабочий день.

На какой уровень заработной платы сейчас ориентируются налоговые органы при работе по легализации зарплат?

— Как и в 2008 году, мы ориентируемся на статистические показатели по видам экономической деятельности. Средний уровень заработной платы органы статистики определяют по каждому муниципальному образованию, отражая сложившуюся экономическую ситуацию.

Работа комиссий при налоговых органах осуществляется в тесном взаимодействии с межведомственными комиссиями при администрациях муниципальных образований, трудовыми комиссиями, органами прокуратуры, ОРЧ, миграционной службой.

Управление проводит работу по выявлению и мониторингу организаций, отражающих в отчетности значительную выручку от реализации, но представляющих нулевую отчетность по ЕСН и страховым взносам, а также не уплачивающих налог на доходы физических лиц. Всем подобным организациям были направлены требования о даче пояснений, в отношении некоторых из них проведены опросы свидетелей, осмотры помещений, используемых для осуществления деятельности, и прочие мероприятия. В результате ряд таких налогоплательщиков уточнили налоговую отчетность по ЕСН и страховым взносам на ОПС за разные отчетные периоды 2007—2008 годов. На основании данных, полученных в ходе заседаний комиссий, мы отбираем налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

Можно ли сказать, что соотношение «белых» выплат и выплат в конвертах осталось прежним?

— Оценить соотношение фактически декларируемых и «конвертных» выплат работникам весьма трудно. Действительно, налогоплательщики неохотно идут на официальное повышение заработной платы. Под прикрытием кризисных явлений тенденция по применению схемы ухода от налогообложения путем сокрытия реальной заработной платы возрастает. При этом саму схему можно выявить и полноценно доказать только при проведении выездных налоговых проверок. Кстати, среди схем, выявляемых работниками налоговых органов области, «конвертные», пожалуй, самые распространенные. И как раз по таким схемам наиболее трудно сформировать убедительную доказательственную базу. Поэтому для обеспечения эффективности выездных налоговых проверок мы привлекаем сотрудников органов УВД, они помогают найти документы и улики, позволяющие доказать факт совершения налогового правонарушения. В целом за прошлый год выявлено более десяти различных схем сокрытия заработной платы и ухода от уплаты ЕСН и НДФЛ1.

1: Продолжение беседы с И.А. Сорокиной будет опубликовано в следующем номере. — Примеч. ред.

Беседовала Олеся Смолина

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль