Т. В. Шевцова: «Федеральная налоговая служба утвердила 12-й критерий самостоятельной оценки рисков»

15 ноября 2008 508

— Татьяна Викторовна, в октябре ФНС России опубликовала способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (приложение № 5 к приказу от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@). Как вы считаете, можно ли уже сегодня говорить о каком-то эффекте от использования этого критерия?

— Полагаю, что непосредственный эффект от публикации будет ощутим через несколько месяцев. Пока можно говорить о большом интересе к данной информации как со стороны специалистов налоговой сферы, так и со стороны налогоплательщиков. Появление 12-го критерия активно обсуждали деловые и специализированные бухгалтерские издания. А в день его опубликования интернет-сайт ФНС России был буквально перегружен из-за большого количества желающих ознакомиться с содержанием обновленного приказа о критериях самостоятельной оценки налоговых рисков.

— На какой эффект рассчитывает Служба в дальнейшем, с какой целью разрабатывался новый критерий?

  • Эффект, на который мы рассчитываем, утвердив 12-й критерий оценки рисков, — предупреждение еще не совершенных налоговых правонарушений. Критерий призван стимулировать налогоплательщиков к добровольному отказу от использования незаконных налоговых схем. Таким образом, первая цель
  • это информирование налогоплательщиков о возможных рисках. Именно для этого и были созданы все 12 критериев. ФНС России целенаправленно и достаточно долго шла к тому, чтобы отказаться от тотальных налоговых проверок в пользу выборочного контроля в зонах риска.

Не менее важна и вторая цель — повышение налоговой дисциплины. Аналитики Службы прогнозируют очередной всплеск количества уточненных деклараций, представленных налогоплательщиками на основе именно 12-го критерия. Но количество этих деклараций и суммы уточненных налоговых обязательств мы сможем оценить только в следующем году, когда новый критерий реально заработает. Ведь план контрольной работы на 2009 год составляется уже с учетом обновленных критериев. В 2008 году, как вы, наверное, помните, план выездных налоговых проверок на 90% состоял из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых отклоняются от утвержденных общедоступных критериев.

Т. В. Шевцова: «Федеральная налоговая служба утвердила 12-й критерий самостоятельной оценки рисков»

«Эффект, на который мы рассчитываем, утвердив 12-й критерий оценки рисков, — предупреждение еще не совершенных налоговых правонарушений»

Конечная же цель разработки критериев — формирование единого правового и налогового поля, создание равных условий для всех налогоплательщиков за счет устранения необоснованных конкурентных преимуществ отдельных субъектов бизнеса (например, преимуществ, которые они получают от экономии на налогах, в результате применения незаконных и «серых» схем ведения деятельности).

— В прессе опубликованный перечень налоговых схем уже окрестили черным.

— Называя приведенные нами типовые способы уклонения от уплаты налогов черными, журналисты отчасти правы. Эти схемы опасны не только с точки зрения налоговой и, следовательно, бюджетной стабильности государства. Они могут негативно повлиять на социальную защищенность работников, на имидж применяющей их организации, репутацию бизнесмена. Более того, сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок, «инвалидных» схем.

— Некоторые эксперты увидели в приведенных налоговых схемах громкие судебные дела. Так ли это?

— Типовые налоговые схемы, которые приведены в приложении № 5 к приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@, разработаны на основе результатов работы налоговых органов, анализа досудебного урегулирования споров и судебной практики, а также признаков возникновения необоснованной налоговой выгоды, которые определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Это действительно обобщение многих реальных материалов контрольной работы и судебных дел, однако ни одну из опубликованных налоговых схем нельзя назвать схемой отдельно взятого конкретного налогоплательщика.

— Вы могли бы рассказать нашим читателям, на что следует обратить особое внимание?

— Хотела бы отметить, что бухгалтерам необходимо внимательно ознакомиться не только с новым критерием, о котором уже достаточно много сказано, но и с оценками экспертов, публикациями в СМИ. Данным приказом ФНС России также утвердила и новые значения критериев 1 (налоговая нагрузка по видам экономической деятельности) и 11 (рентабельность проданных товаров, работ, услуг). Это тоже очень важные изменения. Что касается 12-го критерия, то в приказе достаточно подробно описаны способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Каждому налогоплательщику нужно сравнить их с применяемым методом ведения бизнеса. Если в результате такого сопоставления налоговые риски будут велики, следует подать уточненную декларацию.

— Обязательно с пояснениями?

— Да, к уточненной декларации мы предлагаем приложить пояснения. Представить уточненную декларацию можно и без них. Однако пояснения необходимы для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана выездных налоговых проверок. Подача уточненной декларации — это не явка с повинной. Мы рассматриваем ее как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. Такая декларация свидетельствует о том, что налогоплательщик, возможно, увидел в своих действиях признаки возникновения у налогового органа информации о ведении данной организацией (предпринимателем) деятельности с нарушениями налогового законодательства. Но в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.

Справка

Татьяна Викторовна Шевцова, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса. На государственной службе в налоговых органах состоит с 1991 года. За это время прошла путь от государственного налогового инспектора до заместителя руководителя ФНС России. Т.В. Шевцова курирует контрольную работу ведомства, координирует деятельность межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам. За заслуги в обеспечении государственного налогового контроля ей присвоено звание заслуженного экономиста Российской Федерации, Указом Президента РФ она награждена орденом Почета необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций. Но эти признаки не носят системного характера или не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Стремясь попасть в зону налоговой стабильности, налогоплательщик предпочел исключить налоговые риски таких операций и уточнить налоговые обязательства за соответствующий период. — Если налогоплательщик уточнит обязательства, что это ему даст? — Прежде всего этот факт будет учтен в процессе отбора субъектов для проведения налоговых проверок. Если камеральная проверка подтвердит, что сведения, приведенные в уточненных декларациях, достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность и не являются формальными, то это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, отмечу, что при проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у налогоплательщика требовать не будут. Таким образом, при соблюдении условий уплаты недоимок и пеней налогоплательщик полностью освобождается от ответственности. В то же время сам факт представления уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия

— А если признаки применения схем есть, а уточненная декларация не подавалась?

— Подача уточненной декларации — это право налогоплательщика, а не обязанность. Однако если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, то у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. А это помимо доначислений налогов и пеней предполагает уплату штрафа и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.

— Когда следует ожидать следующего обновления критериев?

— Изначально предполагалось обновлять их примерно раз в год. Мы намерены обновлять критерии в таком режиме, который соответствует реальной экономической ситуации в стране.

— Планируется ли в ближайшее время увеличить количество критериев? Какие новые критерии могут быть введены?

— Использование критериев отвечает как интересам налоговых органов — способствует повышению налоговой дисциплины, так и налогоплательщиков, ведь они получили возможность самостоятельно анализировать финансово-хозяйственную деятельность и налоговые риски организации. Эффективность применения критериев достаточно высока, поскольку их содержание отвечает современной экономической ситуации. Для сохранения актуальности критериев работа по уточнению их количества и содержания будет продолжена. При выявлении ФНС России новых налоговых рисков они также будут доведены до сведения налогоплательщиков. Поэтому количество и содержание критериев будут обновляться с учетом опыта работы налоговых органов и арбитражной практики.

Беседовала наталья попова

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль