«Пакет поправок для малого бизнеса будет окончательно подготовлен к осени»

1 июля 2004 461

Анатолий Николаевич, давайте начнем с вопроса, который волнует налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Будет ли для них установлена обязанность по уплате единого социального налога?

Пока ответить однозначно нельзя. И у нас, и у Минфина есть сомнения на этот счет. Поясню почему. Основная цель такого режима налогообложения — упростить учет и сократить отчетность. Если установить обязанность, о которой вы говорите, налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему, придется заполнять сложную декларацию: в ней много показателей, есть регрессивная шкала. О каком упрощении можно говорить, если заставлять малые предприятия платить ЕСН наравне с крупными? Конечно, ставки единого налога должны быть снижены, чтобы не возросла в совокупности налоговая нагрузка. Но ведение учета и отчетности в любом случае усложнится. Пакет поправок для малого бизнеса будет окончательно подготовлен к осени. К этому времени и станет ясно, введут ЕСН для применяющих «упрощенку» или нет.

Осенью прошлого года на пресс-конференции вы сказали, что порог для применения «упрощенки» на уровне 25—30 миллионов рублей реален. Тогда же МАП предложил поднять планку до 100 миллионов, и это предложение отправили на доработку. А не так давно Минфин заявил, что с 2005 года порог может быть повышен до 18,5 миллиона рублей. Чем объясняется такое незначительное увеличение?

Действительно, мы рассматривали варианты повышения порога до 30, 50 и 100 миллионов рублей. Но прежде чем принять окончательное решение, нужно было выяснить, каковы будут потери бюджета в части налога на прибыль, НДС и ЕСН в случае увеличения числа налогоплательщиков, которые могут перейти на «упрощенку». Потери оказались весьма значительными даже при повышении порога до 30 миллионов рублей. Кроме того, мы проанализировали результаты применения «упрощенки» и сделали вывод, что даже при существующих условиях число плательщиков, перешедших на эту систему, в прошлом году увеличилось примерно в 4 раза. По мнению Минфина, при таких темпах роста значительное повышение порога нецелесообразно. И все же с учетом того, что держать планку на одном и том же уровне из-за роста цен несправедливо, решили поднять ее на индекс инфляции. Поэтому с 2005 года критерий дохода по итогам 9 месяцев, позволяющий перейти на «упрощенку», предполагается увеличить до 14 миллионов рублей, а уровень дохода для применения этого режима — до 18,5 миллиона. Эти цифры планируется повышать ежегодно: правительство будет определять индекс инфляции и публиковать его до 1 октября.

Следующий вопрос о смене объекта налогообложения. Многие налогоплательщики, переходя на упрощенную систему, не могут точно просчитать, какой из объектов налогообложения им выгоднее: доходы или доходы за вычетом расходов. Не предоставят ли им право изменять объект по истечении года работы на «упрощенке»?

Нет, такое право будет предоставлено только тем налогоплательщикам, которые начали применять «упрощенку» с 1 января 2003 года и выбрали объект налогообложения «доходы». Дело в том, что в 2003 году в Налоговый кодекс были внесены поправки и для

некоторых плательщиков объект налогообложения «доходы минус расходы» стал более выгодным. Учесть заранее подобное обстоятельство не представлялось возможным. Остальные налогоплательщики могут сменить объект, только если откажутся от применения «упрощенки», проработают год на общем режиме, а затем вновь вернутся к упрощенной системе налогообложения.

Анатолий Николаевич, как будет решен вопрос о добровольной уплате НДС налогоплательщиками, работающими на специальных налоговых режимах? Насколько нам известно, рассматривается предложение разрешить таким налогоплательщикам выставлять счета-фактуры с НДС.

Задача разработать механизм добровольной уплаты НДС пока не ставится. Более того, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, выставление счетов-фактур оборачивается негативными последствиями. Выставив счет-фактуру, такие налогоплательщики обязаны заплатить в бюджет НДС и представить декларацию. При определении доходов они должны учесть все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары. Поэтому НДС, полученный от покупателя, нужно включить в налогооблагаемую базу и уплатить с него единый налог. Суммы НДС, уплаченные в бюджет, отнести на расходы тоже нельзя.

«Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, выставление счетов-фактур оборачивается негативными последствиями»

Но самое неприятное, что и покупатель не вправе принять налог к вычету, поскольку счет-фактуру выставил неплательщик НДС. При проверке налоговому инспектору не составит особого труда это выяснить. Тогда у покупателя не примут к зачету НДС и доначислят налог. В таких случаях лучше заранее пересмотреть договоры, вернуть НДС и подать уточненную декларацию, чтобы не подставлять партнера.

Но многие налогоплательщики не переходят на «упрощенку» только из-за того, что выпадают из цепочки плательщиков НДС и теряют при этом покупателей…

Да, это серьезное препятствие, особенно для производственных предприятий. И мы знаем, что в некоторых странах налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, добровольно уплачивают НДС. Чтобы так было и у нас, необходимы соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Но их пока нет.

У налогоплательщиков, которые переходят с общего режима на «упрощенку», возникает и другая проблема с НДС. По мнению налоговых органов, при переходе налог нужно восстановить. Но если организация возвращается на общий режим, вычет по НДС вновь не предоставляется. Вам не кажется это несправедливым? Может быть, прямо прописать в Налоговом кодексе, что восстанавливать НДС нет необходимости? Ведь именно так сделано по единому сельхозналогу.

Сельхозпроизводителям разрешили не восстанавливать НДС, потому что иначе не заработала бы система единого сельхозналога. Особенно в отношении крупных предприятий. Для перехода на сельхозналог размер оборота не ограничен, поэтому суммы НДС к восстановлению были бы весьма значительными. Большинство плательщиков, перешедших на «упрощенку», были освобождены от НДС, так как квартальная выручка у них не превышала 1 миллиона рублей. У остальных годовой доход не может быть более 15 миллионов. При таком обороте суммы НДС, которые нужно восстановить, не так уж и значительны. А сельхозпроизводителям пришлось бы восстанавливать сотни миллионов. И это послужило бы препятствием для перехода на уплату единого сельхозналога.

В отношении плательщиков единого налога на вмененный доход и тех, кто применяет упрощенную систему, проблема восстановления НДС осенью будет решена. Скорее всего, в Налоговом кодексе будет четко прописано, что при переходе на спецрежим НДС нужно восстановить. При возврате к общему режиму налог можно будет принять к вычету. Но хочу подчеркнуть, что пока окончательное решение не принято.

Если налогоплательщик все же восстановит НДС, как эти суммы отнести на расходы?

Налог пойдет на увеличение стоимости товаров. Когда товары будут реализованы, НДС в той же пропорции спишут на расходы.

Давайте вернемся к поправкам, которые осенью будут направлены на рассмотрение в Госдуму. Каких еще изменений ожидать налогоплательщикам?

Планируется расширить перечень расходов для тех, кто применяет «упрощенку», и включить в него расходы на оплату услуг организаций тепло-, водо-, топливо- и энергосбыта, а также расходы на юридические и консультационные услуги.

Скорее всего, в Налоговом кодексе будет четко прописано, что при переходе на спецрежим НДС нужно восстановить

Более точно пропишем порядок определения налоговой базы при реализации основных средств. Укажем также, что состав и оценку основных средств и нематериальных активов нужно определять по правилам бухгалтерского учета.

Кроме того, переходить на упрощенную систему не смогут адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты или адвокатское бюро, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества. А государственным и муниципальным унитарным предприятиям, некоммерческим и бюджетным организациям планируется разрешить применять «упрощенку» без ограничения по доле участия других организаций.

А что ожидает плательщиков ЕНВД?

Во-первых, организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, тоже будут переведены на эту систему. Во-вторых, будет уточнено, что вставать на учет и платить единый налог нужно по каждому месту ведения деятельности. В-третьих, организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в рамках договора простого товарищества, не смогут быть плательщиками ЕНВД.

Изменения коснутся и разного рода понятий. Мы вернемся к понятию розничной торговли, которое дано в Гражданском кодексе. Разведем и конкретизируем понятия «площадь торгового зала» и «площадь зала обслуживания посетителей».

Кроме того, регионы получат возможность больше варьировать корректирующий коэффициент К2. Зачастую у налогоплательщиков нет ни магазина, ни павильона и они торгуют со склада. Им можно прописать базовую доходность только по торговому месту, а она для них слишком мала и не соответствует реальной. Более мелкие предприниматели проигрывают, потому что регионы стараются компенсировать недополучение доходов и завышают коэффициент.

В Налоговом кодексе необходимо прописать более гибкий подход к расчету данного коэффициента.

Анатолий Николаевич, давайте поговорим о проблемах применения спецрежимов. Если организация зарегистрирована после 1 января и перед подачей заявления о переходе на «упрощенку» не проработала полные 9 месяцев, изменится ли для нее размер ограничения доходов?

Нет, он не зависит от количества проработанных месяцев. Главное, чтобы доходы от реализации, полученные с момента регистрации предприятия до окончания 9 месяцев года, не превысили 11 миллионов рублей. Причем эти доходы нужно определять по кассовому методу или методу начисления. Все зависит от того, какой метод использует налогоплательщик, находясь на общем режиме.

Хочу обратить внимание организаций — генеральных подрядчиков. Подсчитывая свой доход от реализации за 9 месяцев, они должны учесть все суммы поступлений, в том числе и те, которые связаны с расчетами за работы, выполненные субподрядными организациями. Организации — комиссионеры и посредники должны включить в доход и поступления, которые касаются расчетов за товары, реализованные по поручению комитента или от имени принципала. Но когда организация применяет упрощенную систему, в состав доходов включается только комиссионное вознаграждение, а не вся сумма поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары.

Налогоплательщики, которые по одним видам деятельности переведены на уплату ЕНВД, а по другим хотят применять «упрощенку», должны определить свой доход за 9 месяцев исходя из всех осуществляемых видов деятельности. После перехода на упрощенную систему доход от предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, в доходы от реализации не включается. Но ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов, а также по численности работников остается.

Сможет ли индивидуальный предприниматель перейти на упрощенную систему налогообложения, если прекратит деятельность в течение года, а затем вновь зарегистрируется в качестве предпринимателя?

Никаких ограничений для такого предпринимателя нет. Он может подать заявление о переходе на «упрощенку» одновременно с документами на регистрацию. Кстати, в отношении предпринимателей не действует ограничение по размеру доходов за 9 месяцев. Эта сумма может превышать 11 миллионов рублей.

Организации, перешедшие на упрощенную систему, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Предприятия, переведенные на ЕНВД, не имеют такого освобождения. Но некоторые фирмы одновременно применяют оба режима налогообложения. Должны ли они вести бухучет по организации в целом?

В Книге учета доходов и расходов, используемой при упрощенной системе, нет показателей, с помощью которых плательщики ЕНВД могли бы вести учет своих доходов. Поэтому организации, применяющие и упрощенную систему, и ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Кроме того, они должны сдавать бухгалтерскую отчетность в общем порядке, в том числе в налоговые инспекции по месту постановки на учет в качестве плательщиков ЕНВД. Это неприятный момент для таких организаций. Поэтому в Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» следовало бы внести поправки. Мы предлагаем разрешить вести Книгу учета доходов и расходов и плательщикам, одновременно применяющим и упрощенную систему, и ЕНВД. Тогда отпадет необходимость вести бухучет. Останется только налоговый. Налогоплательщикам он необходим для расчета налоговой базы и суммы налога, а нам — для контроля.

Это предложение уже внесено в законопроект, о котором мы говорили?

Да.

С I квартала этого года применяются новые формы деклараций по упрощенной системе и ЕНВД. На какие особенности их заполнения налогоплательщикам нужно обратить внимание?

Мы предлагаем разрешить вести Книгу учета доходов и расходов и плательщикам, одновременно применяющим и упрощенную систему, и ЕНВД

К сожалению, не все плательщики, применяющие «упрощенку», знают, что заполнять все строки декларации за отчетный период не нужно. Разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного единого налога следует указывать только по итогам налогового периода. В декларациях за отчетные периоды нужно ставить прочерк в соответствующей строке. Такое же правило действует при заполнении строки о сумме убытка, полученного за предыдущий налоговый период и уменьшающего налоговую базу.

И последний вопрос. Отменены Методические рекомендации по применению глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, и вместо них подготовлены закрытые документы для использования налоговыми органами. Можно ли надеяться, что для налогоплательщиков будут разработаны специальные методички?

Мы такие документы сейчас не разрабатываем, в них нет необходимости. Налогоплательщики могут ознакомиться с нашими разъяснениями через средства массовой информации, с помощью правовых систем, а также на нашем сайте (www.nalog.ru. — Примеч. ред.). Кроме того, инспекции регулярно организуют семинары для налогоплательщиков.

Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Беседовала Анна Шестова

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль