Реформа МНС России близка к завершению

1 июля 2004 395

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» (далее — Указ) МНС России будет преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС). В результате реформы часть функций налогового ведомства должна перейти к Минфину России. Главной задачей ФНС станет контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Новая служба будет передана в ведение Минфина.

Как следует из Указа, преобразование МНС начнется только после того, как вступят в действие соответствующие федеральные законы. В первую очередь, речь идет о поправках в Налоговый кодекс, в котором, как известно, в качестве налоговых органов указаны МНС и его подразделения.

В июне федеральный закон1, который вносит необходимые поправки, был подписан Президентом Российской Федерации. Положение о ФНС к 1 сентября в соответствии с пунктом 21 Указа должно быть утверждено. О том, как идет реорганизация налоговых органов, редакция РНК будет информировать вас на страницах журнала.

Что изменится в правах налогоплательщиков и работе налоговых органов

Перераспределение функций МНС между Минфином и ФНС отражено в таблице на с. 11. На некоторых изменениях остановимся подробнее.

В частности, давать налогоплательщикам письменные разъяснения о том, как применять налоговое законодательство, будут финансовые органы. Причем разъяснять применение федерального законодательства о налогах и сборах будет непосредственно Минфин. Финансовые органы субъектов Российской Федерации (например, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей) будут разъяснять применение регионального налогового законодательства. Обязанность разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах ложится на органы местного самоуправления (например, финансовые департаменты или отделы районных и городских администраций).

Как сообщили нам в Департаменте налоговой политики МНС России, это не означает, что налогоплательщики не смогут обращаться с вопросами в налоговые инспекции. В соответствии с поправками в Налоговый кодекс в инспекциях налогоплательщики смогут получать информацию о том, какие налоги и сборы действуют в Российской Федерации, какими законами и нормативными правовыми актами они регулируются. В инспекции также можно будет узнать, каков порядок исчисления и уплаты того или иного налога, какие права и обязанности есть у налогоплательщиков и налоговых органов. Подобную информацию можно будет получить как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, обязанностью инспекции остается предоставление налогоплательщикам форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения.

Одно из главных изменений состоит в том, что налоговые органы не смогут самостоятельно давать письменные разъяснения по спорным вопросам применения законодательства. «Все разъяснения по спорным вопросам законодательства, представляемые налогоплательщикам налоговыми органами, должны быть предварительно согласованы ФНС с Минфином. Механизм такого согласования должен быть отработан», — пояснили нам в Департаменте налоговой политики МНС России.

Таблица. Распределение функций между Минфином и Федеральной налоговой службой (в редакции Налогового кодекса с учетом поправок по реформе МНС)
Минфин России Федеральная налоговая служба
1 2
Применение налогового законодательства
— дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах дают соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов (п. 2 ст. 34.2 НК РФ) — бесплатно информирует налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ)
Формы учета и отчетности
— утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения (п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ);
— определяет порядок представления налоговой декларации в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК РФ);
— устанавливает форму, в соответствии с которой налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде (п. 1 ст. 230 НК РФ);
— определяет форму и порядок представления реестров счетов-фактур в налоговые органы (подп. 2 п. 8 ст. 201 НК РФ);
— определяет порядок представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций (п. 2 ст. 230 НК РФ);
— утверждает форму отчета о целевом использовании полученных средств (п. 14 ст. 250 НК РФ);
— утверждает форму годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (п. 8 ст. 307 НК РФ);
— утверждает форму книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.24 НК РФ)
— бесплатно предоставляет налогоплательщикам формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ);
— утверждает форму представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов (п. 2 ст. 230 НК РФ);
— утверждает форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога, которую налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ);
— устанавливает форму представления информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (п. 4 ст. 310 НК РФ);
— утверждает формы представления сведений органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (п. 5 ст. 362 НК РФ);
— утверждает формы представления сведений органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (п. 2 ст. 333.2 НК РФ);
— утверждает формы представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов (п. 3 ст. 333.7 НК РФ)
Налоговый контроль
— определяет объем и состав документов, которые могут изыматься налоговыми органами у предприятий, учреждений и организаций (п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»);
— утверждает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ);
— устанавливает порядок хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада (п. 7 ст. 197 НК РФ);
— устанавливает формы сбора и систематизации информации для целей налогообложения в помещении с ограниченным доступом, оборудованном программно-техническими средствами, которое налогоплательщик обязан предоставить по письменному требованию налогового органа (п. 2 ст. 197.1 НК РФ);
— определяет порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов (п. 5 ст. 197.1 НК РФ)
— утверждает форму требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ);
— разрабатывает и утверждает форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
— устанавливает форму и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
— устанавливает форму и требования к акту, составляемому при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 101.1 НК РФ)
Постановка на учет
— вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83 НК РФ);
— устанавливает особенности учета иностранных организаций (п. 1 ст. 83 НК РФ);
— устанавливает порядок постановки на учет организаций и физических лиц по основаниям, не связанным с постановкой на учет в качестве организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 84 НК РФ);
— устанавливает особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов (п. 1 ст. 84 НК РФ);
— утверждает порядок выдачи налоговыми органами свидетельства или уведомления о постановке на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства (п. 2 ст. 84 НК РФ);
— утверждает порядок учета изменений в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также в сведениях о частных нотариусах и адвокатах (п. 3 ст. 84 НК РФ);
— утверждает порядок снятия с учета налоговым органом частного нотариуса, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, если место их жительства изменилось (п. 4 ст. 84 НК РФ);
— утверждает порядок снятия с учета налоговым органом частного нотариуса, полномочия которого прекращены, а также адвоката, который утратил свой статус (п. 5 ст. 84 НК РФ);
— определяет порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ);
— определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (п. 3 ст. 335 НК РФ);
— устанавливает особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения (п. 4 ст. 346.41 НК РФ)
— устанавливает форму заявления, на основании которого осуществляется постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ);
— устанавливает формы уведомлений о постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц по основаниям, не связанным с постановкой на учет в качестве организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 84 НК РФ);
— устанавливает форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 84 НК РФ);
— утверждает форму заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ);
— устанавливает форму заявления и форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции (пункты 6 и 8 ст. 346.41 НК РФ);
— ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ)
Налогообложение иностранных организаций
— совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, определяет перечень иностранных государств, гражданам и организациям которых предоставление помещений в аренду не облагается НДС (п. 1 ст. 149 НК РФ);
— совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, определяет перечень иностранных государств, представительствам которых реализация товаров, работ и услуг облагается по ставке НДС 0% (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
— совместно с Минфином федеральный орган исполнительной власти, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранными государствами (международными организациями), определяет перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются нормы статьи 215 НК РФ (п. 2 ст. 215 НК РФ)
— по согласованию с ФНС иностранная организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (п. 4 ст. 307 НК РФ)
Участие в процедурах банкротства
— определяет порядок предоставления взыскателю (по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности) сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации банковских счетов и вкладов (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве») — представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства. В частности, по предложению ФНС судебный пристав-исполнитель публикует в печати сообщение об обращении взыскания на имущество должника-организации (ст. 60 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»)
Прочие функции
— определяет порядок исчисления индивидуальными предпринимателями налоговой базы по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций (п. 2 ст. 54 НК РФ);
— утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от обязанностей плательщика НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка которых за три предшествующих последовательных календарных месяца от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. руб. (п. 3 ст. 145 НК РФ);
— по согласованию с Минэкономразвития определяет случаи и порядок, в соответствии с которыми при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ);
— определяет порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (п. 3 ст. 179.1 НК РФ);
— устанавливает порядок формирования страховых резервов (подп. 1 п. 2 ст. 294 НК РФ);
— по согласованию с Минюстом издает инструкцию по применению Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине» (ст. 8 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1);
— издает инструкцию по применению Закона РФ от 02.04.93 № 4737-1 «О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний» (ст. 6 Закона РФ от 02.04.93 № 4737-1);
— издает инструкцию по применению Федерального закона от 08.01.98 № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» (ст. 6 Федерального закона от 08.01.98 № 5-ФЗ);
— утверждает инструкцию о порядке взимания и внесения платы за пользование водными объектами (ст. 9 Федерального закона от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»)
— относит полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, если положения Налогового кодекса не позволяют однозначно этого сделать (п. 2 ст. 42 НК РФ);
— устанавливает форму налогового уведомления в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента (ст. 52 НК РФ);
— принимает решения по отдельным налогоплательщикам о переносе срока уплаты федеральных налогов и сборов на более позднее время (подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ);
— налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица принимают решения о переносе срока уплаты региональных и местных налогов и сборов по согласованию с финансовыми органами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (подп. 2 п. 1 ст. 63 НК РФ);
— принимает решения об изменении сроков уплаты единого социального налога по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (подп. 5 п. 1 ст. 63 НК РФ);
— устанавливает форму заявления на возврат удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам (п. 2 ст. 312 НК РФ);
— является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»)

Налогоплательщики, которые последуют письменным разъяснениям «финансового органа или другого уполномоченного государственного органа» и при этом нарушат налоговое законодательство, будут освобождены от ответственности. Как отметили в МНС, это означает, что налогоплательщики, выполнявшие письменные разъяснения налоговых органов, также могут быть освобождены от ответственности, если разъяснение представлено в пределах компетенции налогового органа.

Обязанность издавать приказы об утверждении различных форм налоговой отчетности и инструкции по их заполнению перейдет к Минфину. Федеральная налоговая служба будет выпускать только документы по налоговому контролю. Например, формы уведомлений о постановке на учет, форму акта налоговой проверки, перечень лиц, имеющих доступ к налоговой тайне, и др.

А как быть с теми документами, которые утверждены МНС России? Можно ли будет их применять после преобразования министерства в Федеральную налоговую службу? «Следует обратить внимание, что все нормативные документы, ранее принятые МНС России, действуют до признания их утратившими силу и обязательны для исполнения налогоплательщиками», — отметили в МНС.

Изменения, не связанные с функциями налоговых органов

Помимо изменений, связанных с преобразованием МНС в ФНС, закон содержит и ряд других поправок в Налоговый кодекс. В частности, в статье 83 НК РФ устранена опечатка: уточнено, что местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) их приписки или место государственной регистрации. Если же нет ни того, ни другого — место нахождения или жительства собственника транспорта. Местом нахождения других транспортных средств является место их государственной регистрации. А при отсутствии такового — место нахождения или жительства собственника транспорта.

Кроме того, из Налогового кодекса исключены положения, касающиеся осуществления налогового контроля органами государственных внебюджетных фондов. Эти положения фактически не действовали, так как контроль за уплатой взносов в фонды и единого социального налога осуществляют налоговые органы.

1: Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» вступит в силу со дня его официального опубликования (поправки в Налоговый кодекс начнут действовать по истечении месяца со дня официальной публикации закона).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль