Административная ответственность за несвоевременное сообщение о состоянии окружающей среды

176

Вопрос

Я изучил письмо РОСПРИРОДНАДЗОРА от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991, в котором имеются ссылки на постановления судов в пользу Росприроднадзора. В данных постановлениях оштрафованные субъекты малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) вопиюще нарушают законы природы и экологии, и к ним до кучи прибавляется нарушения по предоставлению отчетности согласно письму Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Мне нужны постановления судов в пользу СМСП, в которых они не нарушают экологию а лишь несвоевременно предоставили отчетность без вреда природе.

Ответ

Примеры судебных актов представлены в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  1. Постановление 13 ААС от 30.05.2014 № А56-79435/2013

«Вместе с тем, пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ на предпринимателя возложена обязанность по представлению в уполномоченный орган исполнительной власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу пункта 3 Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Пунктом 5 означенного Приказа установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Факт непредставления предпринимателем отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов за 2012 год в Департамент Росприроднадзора по СЗФО в срок до 15.01.2013 установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе постановлением Прокуратуры Петроградского района Санкт-Петербурга от 23.10.2013 № 26-2013/299 о возбуждении дела об административном правонарушении, и также не оспаривается заявителем, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ИП Овчаровой Е.С. были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, то есть об отсутствии ее вины в совершении правонарушения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.

Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах его полномочий, с соблюдением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения, посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным.

Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением, согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вопреки доводам подателя жалобы из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.

Более того, пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного предпринимателем (площадь занимаемого предпринимателем помещения составляет 43 кв. м, у предпринимателя работают только три специалиста, от деятельности образуется незначительное количество отходов), принимая во внимание, что ранее заявитель к административно ответственности не привлекался, учитывая, что отчетность представлена предпринимателем непосредственно после проверки, а также то обстоятельство, что заявителем разработаны паспорта отходов, заключен договор со специализированной организацией на вывоз отходов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что своими действиями ИП Овчарова Е.С. не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в его действиях не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Так, Комитет не представил в материалы дела доказательств того, что допущенная предпринимателем просрочка в предоставлении в Департамент Росприроднадзора по СЗФО отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов блокировала нормальную деятельность названной организации, либо причинила организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля в сфере соответствующих правоотношений».*

2. Постановление 13 ААС от 20.05.2013 № А56-77721/2012

«Пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Следовательно, отчетность представляют все субъекты малого или среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4), отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).

В соответствии с пунктами 14, 15 вышеназванного Порядка отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Из материалов дела следует, что Общество является субъектом малого предпринимательства, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается, как и обязанность Общества по представлению отчетности в уведомительном порядке.

Ответом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу от 03.02.2012 за № 26-1567-24930-О подтверждается представление Обществом 30.12.2011 отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год (л.д. 109 тома 1).

В свою очередь административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о неправильной квалификации Комитетом, совершенного Обществом административного правонарушения, а соответствующие доводы Комитета о необходимости квалификации совершенного Обществом административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При этом вопреки позиции Комитета, изложенной в постановлении от 13.12.2012 № 001-2012/П-456 - 1322, обязанность субъектов малого или среднего предпринимательства по разработке лимитов на размещение отходов пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ не предусмотрена.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отменил оспариваемое постановление Комитета о назначении Обществу административного наказания.

При таких обстоятельствах, доводы подателя жалобы о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, равно как и о невозможности применения к заявителю положений статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность) ввиду того, что он ранее был привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, не имеют правового значения для настоящего спора и отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль