Правомерен ли отказ пациента в предоставлении паспортных данных при заключении договора на оказание медицинских услуг?

239

Вопрос

Частная клиника оказывает платную стоматологическую медицинскую помощь населению. При этом в обязательном порядке заключается договор с пациентом, в котором указываются его паспортные данные. Насколько правомерен отказ пациента в предоставлении паспортных данных при заключении договора на оказание медицинских услуг? Имеет ли клиника право отказать такому пациенту в оказании услуги? И еще один вопрос: обязана ли клиника выдавать копии квитанций пациентам при их утере последними или это добрая воля учреждения? На какие документы можно сослаться? 

Ответ

1. Отказ пациента правомерен – персональные данные (информация о гражданине) принадлежат субъекту персональных данных, именно он принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (Статья 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

2. в принципе имеет, ведь стороны свободны в заключении соглашения (ст. 421 ГК РФ), а отказ субъекта персональных данных дать согласие на их обработку затрудняет для организации оформление и учет медицинских документов, оформленных этому пациенту. Ведь даже указание данных пациента в медицинской карте или договоре на оказание медицинских услуг сведений о пациенте – является использованием его персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных может грозить организации наложением административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 13.11 КоАП РФ).

Однако следует учесть, что не допускается отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги (ст. 426 ГК РФ). При необоснованном уклонении от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 и 4 статьи 445 ГК РФ).

3. Нет, не обязана. При оказании услуги клиника должна выдать пациенту кассовый чек или иной платежный документ, подтверждающий оплату услуги. Но выдавать копии таких документов в случае утери их пациентом организация не обязана.

При этом пациент вправе обратится в медицинскую организацию за получением справки об оплате медицинских услуг, а медицинская организация обязана выдать такую справку. Это следует из Приказа МНС России, Минздрава России от 25.07.2001 №№ 289, БГ-3-04/256. Такая справка выдается по требованию налогоплательщика после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2 к Приказу МНС России, Минздрава России от 25.07.2001 №№ 289, БГ-3-04/256

Документами, подтверждающими произведенные расходы, являются медицинская документация, договоры на оказание медицинских услуг, акты об оказании услуг на бумажных носителях.

Обоснование

По вопросу получения персональных данных

Статья 426 Гражданского кодекса РФ

«1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.»

Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как оформить Положение о работе с персональными данными сотрудников

В организации персональные данные сотрудников содержатся в личных карточках и личных делах, если они ведутся.

Получение персональных данных

Все персональные данные сотрудника вы можете получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц (например, от его прежнего работодателя), то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в пункте 3части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Получив персональные данные, работодатель не вправе распространять и раскрывать их третьим лицам без согласия на то сотрудника (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Согласие сотрудника на обработку персональных данных

После получения персональных данных сотрудника у работодателя возникает необходимость их обработки.

По общему правилу обработку таких данных можно проводить только с письменного согласия сотрудников. В согласии должна быть указана информация об объеме обрабатываемых данных, целях, способах обработки, сведения о том, кто обрабатывает данные, срок, в течение которого действует согласие сотрудника, и его подпись (ч. 4 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Случаи обработки данных без согласия сотрудника

В отдельных случаях обрабатывать персональные данные сотрудника можно без его согласия. Например, в случаях, прямо предусмотренных коллективным договором, а также локальными актами организации (разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

Также не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета, а также данных, переданные в архивную организацию.

Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:

  • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
  • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
  • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре организации.

Об этом сказано в абзаце 10 пункта 4 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Ответственность за разглашение

Внимание: за нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (ст. 192 ТК РФ). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ).

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:

  • для руководителя и главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб.;
  • для организации – от 5000 до 10 000 руб.

Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены статьями 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность для руководителя или главного бухгалтера организации может наступить за незаконное:

  • собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

В этом случае может наступить один из следующих видов ответственности:

  • штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • арест на срок до четырех месяцев.

При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Данный вид уголовной ответственности будет применяться с 1 января 2014 года (ч. 3 ст. 8 Закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • арестом на срок до шести месяцев.

Такая ответственность предусмотрена в статье 137 Уголовного кодекса РФ.

Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);*

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе*». Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.*

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

3) категории персональных данных;

4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, предусмотренных статьями 18_1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

7_1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных».

По вопросу повторной выдачи квитанций

Из рекомендации Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга, Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Как получить социальный налоговый вычет на лечение

Документы для вычета в налоговой инспекции

Для получения социального вычета отдельное заявление составлять не нужно. В налоговую инспекцию достаточно представить:

  • декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • документы, подтверждающие расходы на лечение (медикаменты, медицинское страхование).

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 и пункте 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ.

Декларацию по форме 3-НДФЛ заполните самостоятельно (п. 2 ст. 219п. 3 ст. 228,п. 2 ст. 229 НК РФ). Пример ее оформления см. в рекомендации Как сдать декларацию по НДФЛ.

При этом для подтверждения данных, указанных в ней, налоговая инспекция может потребовать представить и справки по форме 2-НДФЛ от всех налоговых агентов, выплативших человеку доход в течение года.

Хотя такого требования статья 219 Налогового кодекса РФ не содержит, при проверке налоговые инспекторы вправе истребовать любые документы, необходимые для контроля (п. 6 ст. 88п. 1 ст. 56п. 1 ст. 93 НК РФ). Справки по форме 2-НДФЛподтвердят:

  • сумму совокупного годового дохода, которая получена от налоговых агентов;
  • данные о вычетах, предоставленных налоговыми агентами;
  • сумму удержанного налоговыми агентами и перечисленного ими в бюджет НДФЛ.

Справку по форме 2-НДФЛ получите у работодателя (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Перечень документов, которые нужно представить в инспекцию, чтобы подтвердить право на социальный вычет на лечение, может различаться в зависимости от вида расходов (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Для определения их состава воспользуйтесь таблицей.

Налоговые инспекторы также могут потребовать дополнительные документы, необходимые для налогового контроля (п. 6 ст. 88п. 1 ст. 56п. 1 ст. 93 НК РФ).

Перечень дополнительных документов, которые нужно представить в налоговую инспекцию, чтобы получить социальный налоговый вычет на лечение

Виды расходов Перечень необходимых документов Основание
Расходы на лечение справка об оплате медицинских услуг по форме, утвержденной приказом Минздрава России от 25 июля 2001 г. № 289, МНС России от 25 июля 2001 г. № БГ-3-04/256

абз. 5 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ

письмо Минфина России от 17 апреля 2012 г. № 03-04-08/7-76 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 2 мая 2012 г. № ЕД-4-3/7333)

письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. № 03-04-05/7-895

платежные документы, подтверждающие оплату лечения (например, кассовые чеки, выписки банка о перечислении денег на счет и т. д.)
договор с медучреждением об оказании медицинских услуг (или дорогостоящих видов лечения)
документы, подтверждающие степень родства, если оплачено лечение близких родственников (например, свидетельство о браке, о рождении ребенка и т. д.)
Расходы на оплату страховых взносов по договорам добровольного личного медицинского страхования, если они предусматривают только оплату медицинских услуг договор страхования или полис

абз. 5 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ

письмо УФНС России по г. Москве от 7 апреля 2011 г. № 20-14/4/33391

платежные документы на уплату взносов (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, выписки банка о перечислении денег на счет и т. д.)
документы, подтверждающие степень родства, если оплачено страхование близких родственников (например, свидетельство о браке, о рождении ребенка и т. д.)
Расходы на покупку медикаментов рецепты, выписанные лечащим врачом, поформе № 107-1/у со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика»*

п. 3 приложения № 3 к приказу Минздрава России от 25 июля 2001 г. № 289, МНС России от 25 июля 2001 г. № БГ-3-04/256

письмо Минфина России от 25 марта 2011 г. № 03-04-06/7-55

письмо ФНС России от 7 февраля 2007 г. № 04-2-02/105

письмо ФНС России от 31 августа 2012 г. № ЕД-4-3/14530

абз. 5 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ

платежные документы, подтверждающие покупку медикаментов, в которых обязательно должно быть указано наименование препарата (например, кассовые и товарные чеки)
документы, подтверждающие степень родства, если приобретены медикаменты для близких родственников (например, свидетельство о браке, о рождении ребенка и т. д.)


* При отсутствии рецепта социальный налоговый вычет можно получить, если одновременно выполнены следующие условия:
– лекарства приобретены во время пребывания больного в стационаре платной клиники (оплата медицинских услуг подтверждена справкой);
– покупка необходимых медикаментов за счет больного – это условие его пребывания в стационаре (оно может быть прописано, например, в договоре на оказание медицинских услуг);
– факт покупки лекарств документально подтвержден (например, кассовыми чеками из аптек);
– назначение лекарств обосновано выпиской из истории болезни.

Об этом сказано в письме ФНС России от 7 февраля 2007 г. № 04-2-02/105. В остальных случаях наличие выписки из истории болезни не заменяет рецептурные бланки (письмо ФНС России от 31 августа 2012 г. № ЕД-4-3/14530).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль